Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Отношение предпринимателя к работнику, 4 страница



  • Кто во всём этом видит только утопию, не замечает, что на самом деле реальная жизнь УЖЕ устремляется именно к этим, принимаемым за утопию институтам, и что её бедствия происходят именно из-за ОТСУТСТВИЯ       этих институтов.

С практической точки зрения особенно важно уяснить, что хотя изложенные здесь ИДЕИ имеют значение для ВСЕГО человечества, но осуществляться они могут каждым ОТДЕЛЬНЫМ социальным организмом, независимо от положения, которое к данному моменту сложилось в других странах. Представительные органы трёх членов социального организма могут участвовать в МЕЖДУНАРОДНО жизни как единое ЦЕЛОЕ, вступая в те или иные отношения с другими странами, не имеющие ещё трёхчленного деления. Страна впервые осуществившая трёхчленное деление социального организма , послужит общей ЦЕЛИ всего человечества. 

То, что должно быть осуществлено, проложит себе дорогу в силу ЖИЗНЕННОСТИ ЗАДАЧИ, вытекающих из глубоких потребностей эпохи, а НЕ в силу революций, конгрессов и конференций. Задача эта осознаётся на основе реальных фактов жизни; и в реальной жизни, в любой точке человеческих сообществ люди могут действовать для её осуществления.

 

Рассматривая в свете изложенных здесь идей весь ход ПОЛИТИЧЕСКИХ событий за последние десятилетия, можно проследить, как исторически сложившиеся ГОСУДАРСТВА, подчинявшие себе ДУХОВНУЮ, ПРАВОВУЮ и ЭКОНОМИЧЕСКУЮ жизнь, сплетённую воедино, пришли к таким МЕЖДУНАРОДНЫМ отношениям, неизбежным следствием которых явилась разрушительная ВОЕННАЯ КАТАСТРОФА. Вместе с тем можно также увидеть и противодействующие силы, рождающиеся из неосознанного стремления человечества к трёхчленности.

 - В трёхчленности социального организма заложено целебное средство против бедствий, причиняемых ФАНАТИКАМИ ЕДИНСТВА. Но «руководящие деятели» не были расположены замечать то, что уже давно подготавливалось. Ещё весной и летом 1914 года мы слышали от государственных мужей, что стараниями ПРАВИТЕЛЬСТВ мир в Европе ОБЕСПЕЧЕН НАДОЛГО. Эти государственные мужи и не подозревали, что всё что они делали и говорили, не имеет уже ничего общего с ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ ходом событий. Однако их считали «ПРАКТИЧНЫМИ». А фантазёрами считали тогда тех, кто … ВЫРАБАТЫВАЛ совершенно НОВУЮ оценку событий, подробно изложенную автором настоящей работы за несколько месяцев ДО войны в Вене небольшому кругу слушателей (более обширной аудиторией он был бы, наверное, осмеян). Об угрожающих Европе бедствиях было сказано тогда приблизительно следующее :

«Господствующие теперь в политической жизни ТЕНДЕНЦИИ будут устанавливаться до тех пор, пока не начнут УНИЧТОЖАТЬ САМИ СЕБЯ. Кто наблюдает социальную жизнь духовным взором, видит, как повсюду рождаются зачатки ужасных социальных гнойников. И великая ТРЕВОГА ЗА КУЛЬТУРУ охватывает видящего. Надвигается ужас, который подавляет. Но даже если бы он мог погасить нашу страшную жажду ПОЗНАТЬ ИСТИНУ средствами духовной науки – он лишь сильнее побуждает нас искать СПОСОБЫ исцелить социальные язвы, заставляет прямо-таки кричать об этих способах наперекор всему. Если и дальше события будут развиваться в том же направлении, то в человеческой культуре, в социальном организме возникают гибельные ЯВЛЕНИЯ, подобно разрастанию раковых клеток в телесном организме» (126)

Кто склонен думать, что в ближайших причинах мировой катастрофы жизненно важные социальные требования нашей эпохи не играли никакой роли, пусть представит себе, КАК могли бы изменится политические институты государств, неудержимо шедших к войне, если бы государственные деятели этих стран в своих ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОГРАММАХ действительно учитывали социальные требования и нужды людей. Многое из того что произошло – могло бы не произойти, если бы эти деятели занимались СОЦИАЛЬНЫМИ мероприятиями, вместо того, НАКАПЛИВАТЬ ВЗРЫВЧАТЫЕ ВЕЩЕСТВА , которые НЕ могли НЕ вызвать взрыва. Социальная жизнь правящих кругов ОТРАВЛЯЛА все государственные отношения медленно действующим ядом, который подобен раковому заболеванию организма.

Можно поэтому понять Германа Гримма, человека, глубоко затронутого общечеловеческими духовными интересами, который ещё в 1888 году, поражённый несостоятельностью политики правящих кругов, писал : « ЦЕЛЬ ЯСНА : всё человечество в конечном идеале должно образовать единое братство и, повинуясь только благороднейшим побуждениям, идти дальше к общим высоким целям. Но взгляните на карту одной только Европы – и вы убедитесь, что наше ближайшее будущее – ВСЕОБЩЕЕ ВЗАИМНОЕ ИСТРЕБЛЕНИЕ». 

Только одна мысль, что должны быть найдены пути к утверждению ИСТИННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ, способна поддержать веру в человеческое ДОСТОИНСТВО. Эта мысль противоречит нашим чудовищным военным приготовлениям и таким же военным приготовлениям наших соседей, но я ВЕРЮ в неё. Она освещает мрак. А иначе лучше уничтожить по всеобщему согласию всё человечество, официально назначив день всеобщего самоубийства.

 

« Военные приготовления» это и есть мероприятия людей, которые стремятся СОХРАНИТЬ существующие ГОСУДАРСТВЕННЫЕ образования в их монолитной форме, хотя эта форма в ХОДЕ РАЗВИТИЯ новейшего времени стала препятствием на пути к подлинно здоровым взаимоотношениям стран и народов…(127)

  

  • Больше полустолетия Австро –Венгерская империя нуждалась в ПОЛНОМ переустройстве. Духовная жизнь многонационального государства требовала ОСОБЫХ ФОРМ организации… Сербско-австрийский конфликт, послуживший началом войны – убедительное доказательство того факта, что ПОЛИТИЧЕСКАЯ  СТРУКТУРА данного государства уже пришла в столкновение с

НАЦИОНАЛЬНЫМИ КУЛЬТУРАМИ , составлявших его народов. Если бы духовная жизнь множества народных сообществ страны получила свою АВТОНОМИЮ, независимо от политического государства и государственных ГРАНИЦ, то в таких условиях можно было бы, минуя всякие политические ДЕЛЕНИЯ, создавать новые формы культурной жизни, соответствующие интересам национальностей, и можно было бы избежать политической катастрофы. Но деятелям Австро-Венгерской монархии…, подобные идеи показались совершенно НЕ существенными, просто вздорными. Их НАВЫКИ МЫШЛЕНИЯ НЕ позволяли им отступить, от укоренившегося представления, будто государственные ГРАНИЦЫ и границы НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ СОВПАДАЮТ. Им неприемлема мысль, что независимо от государственных административных подразделений могут создаваться КУЛЬТУРНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ, охватывающие, например ШКОЛЬНОЕ ДЕЛО или другие области душевной жизни. И тем не менее эта немыслимая идея - настоятельная ПОТРЕБНОСТЬ нашей эпохи в области МЕЖДУНАРОДНОЙ ЖИЗНИ.

Подлинно ПРАКТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ НЕ должно ОТСТУПАТЬ перед трудностями ПРАКТИЧЕСКОГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ, заранее признавая их якобы непреодолимыми. Его задача напротив СОСРЕДОТОЧИТЬ усилия МЫСЛИ на отыскании СПОСОБОВ  преодолеть эти трудности…128)

  

В 1914 году у « государственных деятелей» Австро-Венгерской империи не было иного выбора : они должны были бы изменить свою политику в соответствии с подлинными требованиями здорового социального организма, явив тем самым МИРУ ДОБРУЮ ВОЛЮ, которая могла бы положить начало новым отношениям ДОВЕРИЯ между НАРОДАМИ – или же они вынуждены были развязать войну для СОХРАНЕНИЯ старой государственной ФОРМЫ.

Только осветив эти глубокие причины политических событий 1914 года, можно правильно решить вопрос о так называемых « виновниках войны». Австро-Венгерская империя ИСТОРИЧЕСКИ сложилась как МНОГОНАЦИАОНАЛЬНОЕ государство; тем самым перед ней стояла ВСЕМИРНО ИСТОРИЧЕСКИЯ ЗАДАЧА первой вступить на путь оздоровления социального организма. Но миссия осталась НЕОСОЗНАННОЙ. Этот грех против ДУХА всемирной истории и вверг Австро-Венгрию в войну.

А Германская империя?...(129)… Социальные идеи развивались во многих странах, но в Германии они приняли особые формы, свидетельствовавшие о её всемирно исторических ЗАДАЧАХ. Эти задачи могли бы стать ЖИЗНЕННЫМИ задачами Германской империи. Ими же должны были руководствоваться и правители. Тогда и место и роль ВНОВЬ образованной империи в жизни современных народов определилась бы ВЫПЛНЕНИЕМ ЗАДАЧ, вытекающих из самых глубоких законов истории. 

Но вместо того, чтобы принять эту миссию, остановились на «СОЦИАЛЬНЫХ РЕФОРМАХ» в рамках злободневной политики. И радовались, что в других странах восхищались такого рода реформами и подражали им. Вместе с тем всё больше стремились укрепить внешнее могущество империи в ФОРМАХ, соответствующих старым понятиям о блеске и мощи государства. Это противоречило новым силам, исторически уже заявившим о себе в жизни народов… Государство же осуществившее всемирно историческую миссию Германии, опиралось бы на жизненную мощь здорового социального организма…(130)

  

На действие этого горького опыта рассчитывал автор, когда в момент военного ПОРАЖЕНИЯ выступил в Германии и в Австрии с изложением идей о трёхчленном переустройстве социального организма и о вытекающих отсюда ПРАКТИЧЕСКИХ мероприятиях. Эти идеи были им высказаны в ряде бесед с лицами, обладавшими в то время достаточным влиянием, чтобы ПРОВЕСТИ ИХ В ЖИЗНЬ. Но всё было напрасно.  Укоренившиеся навыки мышления восстали против этих идей. Умы, воспитанные в духе только МИЛИТАРИСТИЧЕСКИХ понятий, не увидели в них ничего ПРАКТИЧЕСКИ ЦЕННОГО.  Самое большое на что соглашались , это « отделение церкви от школы» - Да, это было бы полезно. С такого рода идеями «государственные люди» давно свыклись, вступить же на путь действительно глубоких преобразований они были не в состоянии.

 

Лица, сочувствующие идеям автора, советовали выступить в печати. В тот момент это было совершенно бесцельно. Какое значение могло бы иметь изложение этих идей в «литературе», среди прочих высказываний частных лиц? Эти идеи по своей природе В ТО ВРЕМЯ могли получить значение лишь в зависимости от того, КАК И КЕМ они были высказаны. Если бы полномочные лица выступили тогда с ответственными заявлениями в духе этих идей, народы Северной Европы увидели бы нечто, отвечающее их СОБСТВЕННЫМ, более или менее ОСОЗНАННЫМ СТРЕМЛЕНИЯМ.

И восточные НАРОДЫ РОССИИ, несомненно могли бы в тот момент осознать СВЕРДЕНИЕ ЦАРИЗМА в духе этих идей. Оспаривать это можно, лишь ничего не зная о той ВЫСОКОЙ ВОСПРИИМЧИВОЧТИ к здоровым социальным идеям, которая свойственная нетронутому, полному СВЕЖИХ СИЛ ИНТЕЛЛЕКТУ восточно-европейских народов. Но вместо провозглашения такого рода идей – явился Брест-Литовск.

МИЛИТАРИСТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ было бессильно спасти Среднюю и Восточную Европу от КАТАСТРОФЫ . 

В этой слепоте причина бедствий германского народа… Новая, глубоко обоснованная политика могла бы ещё ДО мировой ВОЙНЫ, вывести среднюю и восточную ЕВРОПУ на путь процветания, несмотря на грандиозность политических замыслов АНГЛОЯЗЫЧНЫХ СТРАН. Но этого не случилось : руководящие круги Европы продолжали двигаться по накатанным рельсам СТАРОЙ ДИПЛОМАТИИ. И ужасы войны, горький опыт этих лет ничему не научили : никто в Европе не понял, что тем послевоенным задачам, которые АМЕРИКА поставила в своих политических задачах миру , Европа должна противопоставить ДРУГИЕ ЗАДАЧИ, рождённые жизненными силами европейских народов. Между теми целями, которые сформулированы с американской очки зрения ВИЛЬСОНОМ, и теми, которые могли бы прозвучать в громе пушек как ДУХОВНЫЙ импульс ЕВРОПЫ , было возможно СОГЛАШЕНИЕ. Всякие же иные дипломатические переговоры в тот исторический момент – пустые слова. И осенью 1918 года совершилось то, что должно было свершиться. Крах военной мощи сопровождался ДУХОВНОЙ капитуляцией. Вместо того, чтобы хотя бы в этот момент воспрянуть и утвердить духовный импульс германского народа, выражающий духовные чаяния Европы, Германцы полностью подчинились 14 пунктам Вильсона… ( 133-134)…

 

 

  

 

 

 

  

 

                                                                                                                                   

    

    

    

 

  

 

   

  

  

 

   

 

  

  

 

 

    

  

 

   

 

  

 

    

     

  

 

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.