Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Школьная научно-практическая конференция



Школьная научно-практическая конференция

«Утро»

«История моей деревни, как нить, связывающая меня с прошлыми поколениями».

Автор:

 ,

2 класс «б»,

МБОУ СОШ №

с углубленным изучением отдельных предметов

Руководитель:

учитель начальных классов,

МБОУ СОШ №

с углубленным изучением отдельных предметов

г. Дзержинск

2020г

 

Содержание

  стр.
I. Введение
II. Основная часть
1. «Откуда есть пошло…» село Дьяково и его жители 2. От истоков до Второй мировой войны (динамика развития села Дьяково)
3. Достопримечательности села, существующие и исчезнувшие 4. Упущенные возможности и возможные перспективы
III. Практическая часть  
      1. Оценка знаний о своей малой родине среди учащихся  
1.1. Опрос учеников 1-х и 2-х классов и результаты  
1.2. Опрос учеников 3-х и 4-х классов и учителей  
   
IV. Заключение
V. Список литературы

 

 

I. Введение

 

На мой взгляд, существует некоторое противоречие между историей Родины, той что принято писать с большой буквы, огромной, необъятной «империи», с бесконечными войнами, прорывами и надрывами, реформами и заморозками, освоениями новых территорий и уничтожением самобытности целых народов, со своими героями и антигероями, одним словом история написанная «победителями», сшитая нитями пропаганды, и родины, несмотря на маленькую букву в начале слова, такую теплую и дорогую, шитою не нитями пропаганды но нитями связывающими поколения. Основное противоречие в том что «грандиозные» исторические «прорывы» Родины, не всегда, в конечном счете, оказываются таковыми для родины, а порой становятся катастрофой для нее. Пример тому история предыдущего и от части нынешнего века, а именно: коллективизация - зародила в сельском жителе мечту уехать в город, индустриализация – дала возможность эту мечту осуществить. При чем в город уехали самые активные и способные жители села, а резкая разница в коммунальных «благах», между городом и деревней, закрепили создавшеюся на селе демографическую катастрофу. Это только один аспект, было еще две мировых войны, а между ними гражданская и парочка локальных, которые порядочно сократили мужское населении с одной стороны, а с другой стали для многих оставшихся в живых потрясением, которое в свою очередь стало причиной повального пьянства, клином вошедшее в культуру и унаследованное следующими поколениями в виду того что считалось нормой. Предметом моего исследования будет история моей малой родины, с одной стороны, неразрывно связанной с глобальными историческими процессами, а с другой имеющая свою особенную историю. Цель исследования показать, на примере истории села Дьяково, что прошлое небольшой деревни может быть интересным, загадочным и динамичным.

 

II. Основная часть
  «Откуда есть пошло…» село Дьяково и его жители

 

«Всякое начало в истории – лишь условность, символ, знак. Ведь ему что-то обязательно предшествовало. Как точно определить начало народа или государства? Что считать отправной точкой? Народ складывается постепенно из каких-то предыдущих народов и племен, и не всегда грани между ними достаточно определены и резки. А государство является наследником и преемником других государств (и нелепы все споры о том, кто «изначально» владел той или иной территорией – так можно дойти до Адама)» (П.В.Рябов «История русского народа и российского государства» 2015г.). Думаю такое определение справедливо и для малой родины. Наверное не возможно четко провести черту и обозначить ей некую отправную точку от которой можно начать отсчет истории. Но все же с чего-то нужно начинать, и в случае с моей малой родиной начать можно со времен совсем уж легендарных, а именно времен заселения в эти края славян. Видимо изначально на этой земле проживали племена фино-угорской языковой ветви (мордва). В какой момент славяне начали свое расселение по правобережью Оки? Как отнеслось местное население к переселенцам, были ли между ними серьезные столкновения или произошла относительно мирная и постепенная ассимиляция местного населения? Оставим этот вопрос для изучения историкам и археологам, а сами обратим внимание на вещи более очевидные, информация о которых доступна в открытых источниках.

Село Дьяково стоит на границе двух исторических областей – «Стародубщины» и «Завальщины». И тут начинаются загадки. Две области, по заверениям краеведов, были разделены валом, начинавшемся от села Дьяково. Краевед Воробьев В.А. пишет о вале следующее: «Эти селения располагались за «валом», пересекавшим в глубокой древности водораздел Б.Кутры – Сережи, вал шел от современного с. Дьяково, восточнее д. Новошаново к д. Звягино. Этот вал с засечной полосой охранял границы Муромского княжества от набегов волжских булгар и казанских татар. В более позднее время по нему проходила граница между Владимирской и Нижегородской губерниями, на нем до 60-х годов нашего столетия проходили народные гуляния прилежащих селений. Затем вал был распахан. (В.А.Воробьев «На горах Перемиловских», закончена в 1995г., не опубликована). Вал? Какой вал? Мой отец обошел все в округе и по его заверениям ни каким валом и не пахнет, во всяком случае в рельефе он ни как не просматривается. Да и как можно распахать вал, если он и впрямь был оборонительным сооружением, ну это примерно тоже самое что распахать овраг например. Мой отец мальчишкой, с классом был на экскурсии в г. Владимир и рассказывал, что возле Золотых Ворот видел оборонительный вал, так он высотой с пяти этажный дом, попробуй распаши его.

 

Карта №1.Муромское княжество в 13 веке

 

 

Карта №2 Возможное место прохождения вала (проекция на современную карту)

Но видимо вал все же был. Уж слишком много о нем письменных свидетельств и вот еще одно. Заведующий Вачским архивом Василий Иванович Есин, ссылаясь на книгу «Вачский край на рубеже веков» (Н.Новгород: РИ «Бегемот» 2004г.), Воробьева В.А., Лычагина Б.И., Морозова М.И. пишет:«… вXVI–XVII веках на расставленных деревянных вышках казаки несли сторожевую службу от разбойников, которые прятались в салавирских лесах.», а затем задается вопросом: «Почему здесь краеведы не пишут, что в XVI – XVII веках охранная функция выполнялась на валу, на котором стояли вышки? Может упоминаемый торговый путь не шел вдоль вала или по нему? Тогда как это увязывается с информацией, поступающей от старожилов, о том, что соло Колпенское до 20-го столетия было местом проведения крупных базаров, в нем жили китайцы, которые из ивняка плели корзины, делали санки, а деревня Новошаново ранее называлась Застава?» («Загадки истории Завальщины» Начало, Вачская газета, 22.01.2014г., №5 (10768)). В другой своей статье В.И. Есин упоминает вал и окрестные деревни совместно с военной дорогой проходившей вдоль вала: «Дело в том, что Колпенка до 1552 года, когда Иван Грозный взял Казань, была приграничной зоной Московского государства. Тогда между деревнями Горышово, в которой в настоящее время никто не проживает, и Новошаново (тогда на ее месте, как и в Городке около Вачи была русская застава) был пограничный вал, перед которым как известно, строилась засека, а с «нашей» стороны вала шла военная дорога, которая как раз проходила от Казакова мимо еще не существующей деревни Мочалово на Колпенку и далее на Каргашино и Панино.» («Деревенька моя, деревенька дальняя», Начало, Вачская газета, 28.07.2016г., № 30 (10921)). Кроме письменных источников, намек на существования вала можно увидеть и в название, заброшенной уже деревни, в двух километрах от Дьяково, это деревня – Валтырево. К стати, в 27 километрах на северо-запад от Дьяково, за речкой Сережей, есть деревня Валтово. С одной стороны это довольно далеко, но если немного пофантазировать и прикинуть по карте (см. карту №1), можно представить, что если вал существовал и являлся пограничным, разделяя земли Муромского княжества и Мордвы, он должен был идти именно в этом направлении. Только вот мне трудно представить зачем было необходимо строить такое протяженное сооружение, какими силами оно было возведено, а главное каким образом оно могло защищать от набегов. Возможно вал не был таким уж грандиозным, а основную защитную роль играла все же засека? Как Вам загадка?

Но это только одна загадка, касающаяся Завальщины. Есть своя загадка и у Стародубщины. Загадка не менее интересная, но разгадка ее требует долгой и кропотливой работы археологов, кои работу свою делать не торопятся. Но возможно это и к лучшему, со временем технологии развиваются, методики совершенствуются, качество работы археологов растет и в будущем, я надеюсь и эта загадка будет решена, с наименьшими потерями, к сожалению неизбежными при раскопках. Загадка эта, потерянный город, Стародуб Вотский (Стародуб Вочский).

 

Карта №3 Возможное географическое положение Стародуба Вотского

Местонахождение этого древего русского города Залесской земли до сих пор доподленно не известно. Но есть упоминания о нем в летописном «Списке русских городов дальних и ближних», а так же в духовной грамоте-завещании великого князя Василия Темного. По мнению археолога М.Ф. Черникова, город находился в устье реки Вачки, впадающей в Малую Кутру (у д. Попышево, недалеко от г. Вача). Здесь удалось обнаружить русскую керамику XIV века. В пользу этой версии говорят и сохранившиеся топонимические названия в округе. (В.Ф.Черников, «Стародуб  Вотский — город Нижегородской засечной черты XIV века. Нижегородские исследования по краеведению и археологии.» Н.Новгород, 1997). От села Дьяково до деревни Попышева 7 километров на запад. Справедливости ради нужно заметить, что существует и другая версия того где мог бы находится потерянный город. В публикации на сайте Галины Филимоновой ( http://www.gttp.ru/MP/mp_136.htm ) в рамках проекта «Места памяти Нижегородской области» вачский краевед Глина Александровна Арефьева «помещает» Стародуб Вотский на место нынешнего села Арефино стоящего на трассе Нижний Новгород – Муром, которая в прошлые века была почтовым трактом существовавшим со времени образования Нижегородского княжества (1341 год). Но это обстоятельство лишь добавляет интриги, но по сути ни чего не меняет, так как от моей деревни до Арефино 8 километров только в северном направлении.

На этом заканчивается легендарная эпоха моей малой родины и начинается историческая, не менее интересная. Существование Дьяково в эту эпоху можно подтвердить документально.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.