|
|||
Вашидети — наше мнение»«Вашидети — наше мнение» по теме собрания ,' Характеристики могут быть в письменном виде) Вручение благодарностей родителям за хорошее воспитание детей. «Острое блюдо» В. Шапов «Почему» (сценка) Сын пришел к отцу с вопросом: — Папа! Папа! Вот смешно! Как без спичек жили раньше Почему бывает дым? — Да отстань же ты, отстань же С почемучканьем своим — Папа! — Сын вернулся вскоре, А бывал в пустыне ты? А приплыть в любое, море Могут, думаешь, киты? Почему с ушами заяц? Папа, что такое грань? - После, некогда, отстань! Снова сын пришел к папаше: — Где луна бывает днем? Мы с тобой в театр пойдем! А в ответ сверкнула вспышка: — У меня свои дела!
3! И, вздохнув, побрел сынишка От отцовского стола. Почему? Когда же? Где же? Всякий раз ответ один Постепенно стал все реже Беспокоить папу сын. Но однажды в час вечерний У почтенного отца От волненья, огорченья Изменился цвет лица. Вопрошал родитель сына: — Вызов в школу? Почему? Что такое? В чем причина? Совершенно не пойму? У других, посмотришь, детки Только радуют сердца. Почему твои отметки — огорченье для отца? Почему разбил стекло ты? Поцарапал в школе дверь? Почему одни заботы Причиняешь мне теперь? Почему других ты хуже? В толк никак я не возьму! Отчего же, почему же? ...В самом деле, почему? Все мы хотим даже об этом не думать, потому что не хотим, чтобы это случилось в наших семьях, с нашими детьми. Что же сегодня можем сделать мы для своих детей не только в семьях, но и для детей; группы. Мы надеемся, что вы с пониманием отнесетесь к предложению организовать в группе клуб «Почемучек». Пожалуйста, подумайте, кто из членов ваших семей может принять участие в организации встречи с детьми. Что можно сделать для ваших детей? 1. Научить играть детей в шахматы и шашки. 2. Изготовить настольную игру. 3. Провести час загадок и отгадок. 4. Организовать экскурсию к себе на производство, в лес. 5. Рассказать о своей профессии. 6. Организовать культпоход в театр, цирк, кино. 7. Научить детей делать подарки из природного материала, бумага. 8. Показать мультфильм. 9 Организовать час сказки.
10. Провести час вопросов и ответов по теме. 11. Провести конкурс знатоков «Что? Где? Когда?». 12. Организовать игру «Поле чудес». В группу входят дети. Воспитатель: «Дети, а вы хотите, чтобы родители, бабушки, дедушки, старшие братья и сестры бывали у вас в группе с интересными сюрпризами? Тогда сядьте рядышком и подумайте все вместе, в чем могут помочь нам родители? Л теперь, если вы подумали, то отметьте, пожалуйста, что вы выбрали (на плакате), напишите время встречи и фамилию. Дети, а сейчас вы подумайте и скажите такие слова своим родителям, чтобы им скорее захотелось к нам придти. Еще раз заранее благодарим вас за встречу с детьми в клубе «Почемучек». А сейчас, ребята, вас ждут интересные конкурсы. Стук Входит старуха Шапокляк. — Здравствуйте, вы узнали меня? А чем вы тут занимаетесь? Вы знаете, почему к вам Незнайка не пришел? Я рассердилась, что вы меня не пригласили и переставила указатели. Вы, я слышала, какие-то конкурсы хотите проводить? Воспитатель: «Да, я хочу просить детей оживить круги». Старуха Шапокляк: «Ничего не выйдет. Сейчас я как дуну три раза в трубу, так дети все предметы круглой формы забудут и никогда не нспомнят. Я не хочу, чтобы другие были умнее меня. (Дует е тру-tiy и уходит) Вот посмотрим теперь, как вы справитесь». Воспитатель: «Дети, вспомните и превратите кружки, которые нарисованы на листочках, в предметы круглой формы: яблоки, часы и т.д. Чья семья первой заполнит круги?» (Вручается приз.) Входит старуха Шапокляк: —- «Ну что, подействовало мое волшебство». Воспитатель: «Нет, дети прекрасно справились с заданием», Старуха Шапокляк «Так... зато я сейчас такие слова скажу, после которых больше Ни одно задание не выполнят, все забудут. (Говорит ) А теперь назовите хоть один предмет, находящийся в группе прямоугольной формы. (Называет другие предметы: кегля, шляпа и др.) Дети называют предметы прямоугольной формы. Старуха Шапокляк: «Ничего не пойму. Почему дети моему колдовству не поддаются? Или труба испортилась, или это дети такие. Хорошо! Сейчас я вам такое задание сама задам, что вы никогда не справитесь! Придумайте-ка, что надо сделать, чтобы карандаши не рассыпались на пол». Дети и родители складывают из бумаги гармошки Старуха Шапокляк: «Вы и с этим заданием справились, ужас! Что sa \ VII. Написать плакаты (по выбору): Человек без тормоза, что испорченная машина (А. С. Макаренко) Детки хороши — отцу, матери — венец, худы — отцу, матери -конец. Не бойтесь хвалить ребенка. (А. Маркуша) Мышление начинается с удивления. (Пословица) Верная указка — не кулак, а ласка (Пословица) Много многознаек не имеют разума. Надо стремиться к многомыс-лию, а не к многознанию. (Демокрит) Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным - во г задача первоначального обучения. Всякий здоровый ребенок требует деятельности, и, притом, серьезной деятельности... Следовательно с первых же уроков приучайте детей полюбить свои обязанности и находки. удовольствие в их исполнении. (К. Д. Ушинский) С самого раннего возраста дети должны быть приучены к точному времени и точным границам поведения. (Макаренко) Некоторые цитаты и слова пословиц можно напечатать под заго-ловком «Секреты воспитания и обучения» VIII. Подготовить с детьми: 1. На занятиях по ручному труду изготовить один вид стаканчиков 2. Провести конкурс стихов «Первый раз в первый класс», о дружбе, о любви, о книге. Стихи Барто, Михалкова, Маршака. На конкурс пригласить Винни-пуха, Незнайку. Использовать загадки, физкультминутки, аттракционы, конкурсы. 3. На музыкальном занятии выучить песню «Чему учат в школе?» 4. Написать письмо-приглашение сказочным героям Буратино и Карлсону. 5. Зачитать за 2—3 дня телеграмму от них. Вывесить телеграмму на видном месте. 6. Записать на магнитофон ответы детей на вопросы: а) Дети, вам скоро в школу. Как вы будете учиться? Почему? Лег б) Скажите, дети, у кого родители делают для вас все, что вы за в) Скажите, кто из вас смотрит фильмы для взрослых, ложится IX. За месяц до собрания написать объявление и побеседовать с роди телями о предстоящем конкурсе на лучшее стихотворение. «Ребята! Буду очень рад услышать выученные вами стихи, загадки или пословицы о школе, о мире, о дружбе, о книгах. Выучите их хорошо, чтобы рассказать 1 сентября в школе на уроке знаний и мира. Ждите меня. Ваш друг Чиппопино X. Оформить ширму «Что купить первокласснику»: 1. Кассы цифр и букв. 2. Ручки. 3. Простые и цветные карандаши, восковые мелки. 4. Счетные палочки. 5. Раздаточный материал по математике в спичечных коробках, склеенных цветной бумагой. 6. Линейки, фигурные линейки. 7. Краски в ванночках, кисти 8. Пенал кожаный. 9. Резинка.
10. Альбомы — 2 шт. 11. Тетради. 12. Бумага цветная.
13 Ножницы с тупыми концами. 14 Спортивная форма. 15. Конструктор металлический. 16 Мешок для обуви. 17. Сменная обувь (для девочек — на каблучке). 18. Природный материал. 19. Обложки для тетрадей, книг, дневника (прозрачные), закладки из тесьмы или ткани. 20. Резинка. XI. На листе ватмана или в папке-ширме написать советы, вынесенные «Нельзя острые этические разговоры переносить на позднее время. Постарайтесь их закончить к 7—8 часам вечера. Научите ребенка обстоятельно готовиться к завтрашнему дню. Пусть соберет книги, тетради, ручки; посмотрит одежду, пришьет пуговицу, погладит брюки. Всегда нужно вовремя лечь спать. Вечером нельзя допускать перевозбуждения. Ребенок не должен смотреть «взрослые» фильмы и вообще, на просмотр передач отводить не более 1 часа в день. Нельзя давать перед сном кофе и острые блюда, рассказывать страшные истории, решать конфликты взрослых при детях. Самое лучшее перед сном — прогулки на свежем воздухе с разговорами о завтрашнем дне.
\ XII. Отпечатать на листе ватмана памятки. Необходимые условия ус 1. Организовать уголок школьника 2. Следить, чтобы уроки готовились в установленное время в хорошо проветренном помещении. 3. Перед начало работы (дом. заданий) выключить радио, телевизор не мешать детям излишними замечаниями, громкими разговорами. 4. Ежедневно проверять уроки и сообщать учителю о возникших затруднениях при выполнении домашних заданий
XIII. Сшить костюмы Карлсона и Буратино и предложить их роли родителям или старшеклассникам. XIV. Написать благодарности родителям, чьи дети хорошо подготовлены к школе. (Буратино держит лист с благодарностью) «Уважаемые... Благодарим Вас за хорошую подготовку ребенка к школе, развитие у сына Саши внимания, сообразительности, умения управлять своим поведением». «Вашу дочь Олю отмечает любознательность, устойчивое внимание. В этом Ваша большая заслуга. Спасибо Вам!» «Благодарим Вас за то, что вы уделяете большое внимание развитию у сына Игоря любознательности, внимания, уступчивости — очень важных качеств для обучения в школе. Спасибо Вам!» XV. Оформить фотостенд. «Дети на занятиях и в свободное вр»емя». Эпиграф: «Учиться можно только весело Искусство обучения есть искусство будить в юных душах любознательность и затем удовлетворять ее, а здоровая живая любознательность бывает только при хорошем настроении» XVI. Оформить выставку лучших работ по рисованию, аппликации, XVII Нарисовать картину для конкурса «Что бы это значило?» XVIII. Заранее сообщить родителям, имеющим опыт по воспитанию XIX. Изготовить волшебную шкатулку или книгу. В нее вложить оди На столах родителей (столы стоят по кругу) приготовить: 1. Цветы в вазочках 2. Палочки счетные. 3. Листки, ручки.
4. Но 4 мелких игрушки. 5. Памятки. На столе ведущего: 1. Листки с благодарностями. 2 Листки с рисунками по клеточкам, фигурная линейка. 3. Магнитофон. Посредине комнаты стол и стул для показа посадки за столом. ХОД СОБРАНИЯ Заучит песня на школьную тему для настроя родителей. Включается запись ответов детей на вопрос: «Дети, вам скоро в школу. Как вы будете учиться? Почему? Как вы считаете, легко ли оценку «5» на уроках получать?» — Скоро, очень скоро наступит для ваших детей торжественный, Результаты анкеты родителей на вопрос: «Как вы считаете, готов мм каш ребенок к школе показывают: (да, нет — сколько). Выдержки и < ответов без указаний фамилий. На вопрос: «Чему вы отдаете предпочтение, чтению, счету или общему развитию: памяти, внимания, любознательности, ответы были такими. (Даются ответы.) Для более детального обсуждения этого вопроса предлагаю обсудить ситуацию. — Знаете, моему Васильку уже шесть с половиной. Осенью в школу пойдет. Прямо не знаю, как с ним быть. Он у меня даже букв не разбирает. Наверное, пора его начинать учить. — Да что вы? Зачем? А в школе что он делать будет? Заскучает, избалуется. Учителя некоторые даже просят: ни в коем случае ничему не учите ребенка до школы, не мешайте нам. — Вот видите, — возражает первая собеседница, — учителя говорят одно, а люди добрые делают другое. У соседей тоже мальчик шести лег, моему Васильку ровесник. Так он уже и читает свободно, складывать и вычитать умеет до двадцати'. Кто же прав? Обобщение ведущего «Правильно поступают те взрослые, которые основное внимание уделяют повседневному общению с ребенком. Они
рассказывают ребенку много интересного, читают детские книги, вместе рисуют, придумывают сказки, загадки, разъясняют разные природные явления. Они вместе обсуждают то, что видели на прогулке - это легко делается под предлогом рассказа другим членам семьи». Слово дается учителю или зав. по учебной части начальных классов. Он обобщает ответы родителей, рассказывает каких детей ждет школа (коротко о принципах обучения чтению, если хотят учить ми-тать и ошибках, которые допускают родители в обучении чтению, сче ту, рассказывает об уголке для школьника). Звучит мушка. (Одна строка иисольной песни.) Вопрос-ситуация Илюша предпочитает шумные игры, а занятия, требующие сосредоточенности не любит. Вот и сейчас, выполнил рисунок, не приложив усилий: видно, что может рисовать лучше, но не старается. Но мама. посмотрев его работу говорит: «Хорошо, молодец». Для нее главное, чтобы сын был занят. Мальчик тут же бросает свой «шедевр» и создает новый ничуть не лучше прежнего. — А это хорошо? — спрашивает он, заранее уверенный, что ею похвалят. — И это хорошо, молодец. Ты уже у меня все умеешь! Мать считает: «Подумаешь, не дорисовал. Подумаешь, неправильно держит карандаш! Пойдет в школу — научиться. Не беда, что принимается сразу за несколько дел. Лишь бы занят был. Вот пойдет в школу, тогда...» Какие ошибки, с вашей точки зрения, допускает мать? А как вы реагируете, когда ребенок не доводит начатое до конца? Обобщение. Научить ребенка доводить дело до конца — важная задача, стоящая перед родителями. Для этого нужны условия: ребенка ничто не должно отвлекать. Ему трудно быть усидчивым, если во время его занятий взрослые смотрят телевизор, слушают радио или громко разговаривают. Многое зависит от настроя детей и от того, как они подготовили свое рабочее место. Например, если ребенок сел рисовать, но не приготовил заранее все необходимое, то он будет постоянно отвлекаться надо заточить карандаши, подобрать соответствующий листок В результате, ребенок теряет интерес к замыслу, затрачивает время впустую, а то и оставляет дело незавершенным. Большое значение имеет отношение взрослых к делам детей. Если ребенок видит внимательное, доброжелательное, но вместе с тем требовательное отношение к результатам его деятельности, то он сам с iответственностью относится к ней. Методы работы с детьми, стимулирующие детскую деятельность, разнообразны: обучение отдельным способам работы, выбор из них наиболее экономных и целесообразных, совместное продумывание последовательной работы, контроль за выполнением. Обращаете ли вы внимание на посадку детей во время рисования? Практикум-показ: Какую посадку за партой следует считать правильной? Ребенок должен сидеть прямо, слегка наклонив голову вперед, оба плеча находятся на одном уровне, ноги опираются всей ступней на пол или перекладину, менее двух третей бедра находится на сиденье, пояснице касается спинки сиденья, предплечья свободно лежат на крышке парты Расстояние от глаз до книги, тетради должно быть не менее 30 см. Проконтролировать это легко: если ученик поставит руку на локоть, то глаза его должны быть на уровне конца среднего пальца кисти. Нередко учащиеся чрезмерно наклоняют голову и корпус к рабочему столу не из-за плохого зрения, а по привычке. В таких случаях надо побиваться правильной посадки ребенка, так как низкий наклон к тетради или книге ведет к появлению близорукости и искривлению позвоночника приводит к быстрому утомлению. Выступление врача-окулиста. Хочется напомнить о рабочем месте ребенка и о мерах по профилактике близорукости, т. к. известно, что у около 50% детей к 4 классу зрение ухудшается. Важное значение имеет рациональная организация домашних учебных занятий. Особое внимание следует обращать на правильную организацию рабочего места ученика. Для учебных занятий должно быть отведено самое светлое место в комнате. Во время приготовления уроков, особенно в пасмурные дни, ломимо общего освещения комнаты — светильника (люстры), следует включать настольную лампу (мощность электрической лампочки не менее 100 ватт!). Существенное значение имеет расположение источника света. Лучше, если источник света помещается слева и несколько спереди. Чтобы избежать прямого попадания света в глаза, на лампе обязательно должен быть светозащитный абажур. Во время приготовления уроков после каждых 40—45 минут следует устраивать перерыв на 10—15 минут, чтобы дать отдохнуть глазам. Музыкальная пауза. Ведущий: «Вы наверное уже обратил внимание на памятку под заглавием «Необходимые условия для успешного обучения в школе». Прочитайте, пожалуйста, внимательно все пункты этой памятки и
выскажите свое мнение (спросить тех, у кого есть ученики) С чем согласны, что вызывает сомнение, трудности. Ваши дополнения». Включение записи по магнитофону ответов детей на вопрос: , — Скажите «да» те дети, у кого родители делают для вас все, что вы захотите, ни в чем не отказывая вам, выполняют все ваши требования. Как воспитывать дисциплинированность, умение управлять самим собой? Обмен опытом: 2—3 родителей. Обобщение Педагогам нередко приходится наблюдать, что некоторые ребята на уроке крайне трудно сосредотачивают внимание на том, что происходи» в классе. Такое впечатление, что ребенок болен — к тому же он жалуется на головную боль, слабость, у него появляется желание спать. Иногда выясняется, что ребенок действительно нездоров, но в очень многих случаях причина в ином: он не придерживается режима дня, у него нет опре деленных часов для приготовления уроков, ему не хватает времени для прогулок, спать он ложится поздно, потому что засиживается у телевизо ра. Каждое отдельное отступление от режима кажется невинным, но, накапливаясь изо дня в день, последствия таких отступлений начинают сказываться все сильнее. Что нужно теперь такому ребенку? Скажем сразу он не нуждается ни в каком лечении. Хороший отдых, а затем неукоснительнее выполнение распорядка дня избавят маленького школьника от головных болей, вялости, постоянного чувства усталости. Он снова будет внимательным, усидчивым и хорошо успевающим. О чем говорят ваши анкеты? (Выдержки из анкет зачитать ) Ответы детей в записи по магнитофону на вопрос: — Дети, кто из вас смотрит поздно вечером фильмы для взрослых, ложится спать, когда захочет? Зачитать советы, вынесенные из практики воспитания Вручение благодарностей родителям за воспитание у детей дисциплинированности, внимания и других качеств, необходимых в учении Музыкальная пауза. А сейчас, давайте заглянем в будущее, представив, что дети учатся, имеют первые успехи и промахи. Успехи радуют, а промахи? Как воспринимать первые кажущиеся трагическими неудачи детей в учебе а поведении? Ситуация: ваш ребенок впервые принес «2», некрасиво, небрежно написал буквы, совершил проступок? Обобщение. К сожалению, главная наша беда в том, что семья и школа объеди- няю 1 свои усилия не^ для поддержки ребенка, а для порицания и наказания. Это создает у школьника ощущение безысходности: никто не верит в него, все — против Нередко при неудачах детей в школе родители исходят из «презумпции виновности»: не разбираясь, не вникая, считают дочь или сына виноватыми Это приводит к снижению самооценки ребенка, а в результате ко все новым и новым неудачам. В одном из экспериментов мы дали ученикам незаконченные предложения и попросили их дописать. Было и предложение, начинающееся со слов: «Когда у меня в школе неприятности, мои родители» Чаще всего ребята доканчивали его так: «.. меня ругают». Или: «...меня наказывают». Вдумаемся в смысл этой фразы - ведь она же абсурдна! Давайте примерим на себя: «Когда у меня на работе неприятности, мой муж (жена или ребенок) меня наказывает, ругает, отчитывает». Не правда ли, нелепо и безысходно? Ведь когда у нас неприятности, мы рассчитываем на сочувствие, понимание, совет, для этого и рассказываем об этом нашим близким. А если в ответ услышим: «Сам виноват...» — и желание делиться своими трудностями пропадает, и настроение не улучшается. Ребенку необходимо ощущение успеха. Не очень важно, в какой именно области этот успех будет достигнут. Главное — чтобы взрослые не обесценивали его, как это часто бывает: «Гебя похвалили на уроке музыки? Ну, знаешь, музыка не главное. Ты лучше посмотри, какая грязь у тебя в тетради...» Нет любая область, в которой ребенок действует успешно, — важнейшая. Его достижения в ней •— залог достижений и в других областях. Если родители твердо в это верят, то поверит и ребенок, а значит, так и будет. Дети чрезвычайно склонны к обобщению и своих неудач, и своих успехов. «Раз это не выходит, то, значит, и ни в чем другом ничего не выйдет». И наоборот: «Если это получилось, то и все остальное получится». Первое из этих представлений необходимо опровергнуть, второе поддержать. Итак, позицию родителей, предохраняющую от появления «хронической неуспешности», можно сформулировать примерно так: «Неудачи временны То, что не получилось сегодня, получится завтра. Ведь с другими трудностями ты же хорошо справляешься!». Но позиция эта должна проявляться не только в словах, а во всем поведении родителей В спокойном отношении к неудачам: «Не вышло? Ничего, завтра попробуешь еще раз, и у тебя обязательно выйдет». В доброжелательном внимании к успехам, но никак не удивленном или раздраженном: «Вот же — можешь, когда захочешь! А я уж думал, что ты совсем ничего не соображаешь». И еще: с самого начала учения надо вселять в детей веру и оптимизм, как говорится «зажав в кулак свое родительское тщеславие».
Возможно будут у вас и такие ситуации, от решения которых тоже Ситуация: В утренней спешке ребенок забыл положить в портфель нужный учебник, очки, кошелек. Как поступить, что сказать? Лучше протянуть ребенку забытую вещь молча, спокойно, чем пускаться в рассуждения по поводу его забывчивости и безответственности. Лучше сказать: «Вот твои очки», чем восклицать: «Неужели я до живу до того дня, когда ты сам вспомнишь, что надо брать а школу очки?» Проще сказать: «Вот твой учебник», чем пророчествовать: «Вот" разиня! Ты бы и голову дома забыл, не сиди она у тебя на плечйк!» Протяните ребенку кошелек: «Вот твои деньги» — и он будет рад что вы не стали задавать ему саркастический вопрос вроде: «А на какие деньги ты собираешься обедать в школе?» Нельзя ругать ребенка, читать ему нотации перед уходом в школу На прощание лучше сказать: «Пусть все сегодня будет хорошо», ЦЫЙ «Смотри, веди себя как следует» Ребенку приятней услышать: «Сегодня увидимся в 14 часов», чем: «Не вздумай болтаться на улице, иди сра?у домой». Музыкальная туза.
|
|||
|