Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Приводы, манипуляторов



2. Приводы, манипуляторов

Для обеспечения управле­ния манипуляторами и достижения необходимой коорди­нации перемещений бурильной машины в систему вводятся дополнительные кинематические связи: механиче­ские и гидравлические. Иногда применяют системы с датчиками обратной связи. Механические связи наиболее просто осуществляются по схеме параллелограмма (рис. 1,а). На кронштейне 1 крепится параллело­грамм, состоящий из элементов 2, 3, 4, 5. При работе привода 6 элемент 7 перемещается параллельно своему начальному положению.

Параллелограмм также располагают и в горизонтальной плоскости. Система с двумя параллелограммами показана на рис. 1,б. При подъеме и повороте стрелы податчик 1 всегда находится в положении, па­раллельном исходному.

Рис. 1. Схемы систем управления приводами манипуляторов

При использовании телескопической стрелы упомя­нутые схемы неприемлемы; в этих случаях применяют схемы с гидравлическими связями.

На рис. 1,в изображена схема манипулятора, состоящего из кронштейна 1, с которым шарнирно соеди­нена стрела 2, связанная звеном 3 с податчиком 4. Вращение стрелы осуществляется приводом 5. При опускании стрелы 2 гидроцилиндром 6 масло из штоковой полости 7 пилот-цилиндра 8 протекает в штоковую полость 9 исполнительного цилиндра 10, а из поршневой полости 11 в полость 12. При такой схеме сохраняется параллельность податчика.

Схема 1,в может работать и без пилот-цилиндра. В этом случае гидравлическая связь осуществляется

последовательным соединением штоковых полостей ци­линдра подъема стрелы и цилиндра наклона податчика. Необходимым условием для соблюдения параллельности движения податчика является соответствие размеров цилиндра наклона податчика размерам цилиндра подъема стрелы. Конструкция манипулятора при этом получается громоздкой. Указанный недостаток устра­няется введением промежуточного гидравлического мультипликатора, согласующего объемы цилиндров наклона и цилиндра подъема стрелы.

В схеме 1,г задача сохранения параллельности податчика при перемещении стрелы решается введением системы слежения.

При повороте стрелы 1 относительно кронштейна 2 изменяется сигнал датчика Д1 включенного в усилитель рассогласования 3. Усилитель 3 выдает сигнал на вклю­чение распределителя 4, который подает масло в при­вод 5 в таком направлении, при котором сигнал-с датчика Д2, связанного со звеном 6, уравновешивает сигнал с датчика Д1. При равенстве сигналов датчиков Д1 и Д2 на выходе усилителя 3 сигнал пропадает и распре­делитель 4 устанавливается в нейтральное положение. Датчик Д3 задает угол первоначального рассогласова­ния звеньев 2 и 6 и устанавливается вручную. Подъем стрелы в вертикальной плоскости осуществляется при­водом 7. Датчики в схеме 3.1,г применяются электри­ческие, гидравлические или пневматические.

На рис. 2.1,д показан манипулятор с гидравличе­скими связями. Манипулятор состоит из кронштейна 1, стрелы 2, рычага 3, податчика 4, двигающегося в про­дольных направлениях с помощью гидроцилиндра 5.

Штоковые и поршневые полости цилиндров 6 и 7 сообщены между собой и действуют аналогично схеме 1,в.

При работе привода 8 стрела 2 отклоняется от про­дольной оси, при этом звено 9 передвигает шток пилот-цилиндра 10 и вытесняет из него масло, поступающее в полость цилиндра 5, ход штока которого осуществляет отход конца стрелы от забоя.

Фирма «Атлас Копко» предложила манипулятор, показанный на рис. 1,e. Манипулятор состоит из кронштейна 1, стрелы 2, балки 3, направляющей головки манипулятора 4, тяги 5, привода наклона 6, привода подъема стрелы 7. Длина отрезков NB, BL и ВК. одина­кова. В свою очередь, длины остальных звеньев мани­пулятора должны подбираться таким образом, чтобы скорость точки К. в относительном движении вокруг точки В была равна скорости точки В относительно точки N. В этом случае соблюдается параллельность перемещения звена 4 и точка К перемещается в одной плоскости, т. е. происходит автоматическая компенса­ция отхода стрелы от забоя.

Рис. 2. Конструктивные схемы механизмов вращения
манипуляторов

Большинство современных манипуляторов имеют приводы вращения, которые выполняются по различным схемам, каждая из которых обладает своими особен­ностями. Рассмотрим несколько наиболее употребитель­ных схем. Привод по схеме, показанной на рис. 2,а, устроен из гидроцилиндра 1, плунжера 2 с рейкой, которая находится в зацеплении с шестерней 3. Достоин­ством схемы является простота конструкции. Такой при­вод широко используется в бурильных установках сред­него и большого размеров.

В установках малого размера предпочтение отдают приводу, изображенному на рис. 2,б. В этом приводе реечно-домкратный механизм дополнен парой кониче­ских шестерен 4 и 5. Привод имеет небольшие размеры в длину и по высоте. Он хорошо компонуется в бу­рильных установках с манипуляторами типа В1.

Привод по схеме рис. 2,е состоит из пары ци­линдрических колес 1 и 2 и червячной пары 3 и 4. Червячная пара проектируется самотормозящейся, что позволяет фиксировать вал привода в заданном положении без тормоза. Такой привод применяют в ма­нипуляторах типа В2.

Оригинальным является привод, построенный по схе­ме, представленной на рис. 2,г. Он состоит из ци­линдра 1, поршня 2 с двумя штоками 3 и 4, причем шток 4 снабжен продольными шлицами, взаимодейст­вующими со шлицами буксы 5, а шток 3 снабжен геликоидальными шлицами, взаимодействующими с та­кими же шлицами втулки 6, вращающейся в корпусе цилиндра 1.

При перемещении поршня 2 он не вращается, так как упирается в продольные пазы. Втулка 6 при взаимном перемещении со штоком 3 поворачивается относительно корпуса, вращая манипулятор. Привод по изложенной выше схеме имеет хорошие силовые характеристики, удачно компонуется в манипуляторах типа В2 и ВЗ. К его недостаткам следует отнести большие габариты в длину, особенно при больших углах поворота мани­пулятора.

Привод вращателя по схеме рис. 2,д состоит из двух гидроцилиндров 1 и 3, расположенных под углом, кривошипа 2, кулачка 4 и гидрораспределителей 5 и 6.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.