Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Оздоровительные системы в Европе в ХIХ–ХХ вв.



§ 3. Оздоровительные системы в Европе в ХIХ–ХХ вв.

В Европе с развитием цивилизации, научно-технического про- гресса, с усилением угрозы гиподинамии на рубеже ХIХ–ХХ вв. формируются и становятся популярными различные гимнастичес- кие системы: немецкая, шведская, снарядная гимнастика Шписа, дыхательная гимнастика Мюллера, атлетическая гимнастика Сан- дова, сокольская гимнастика и др.

В середине ХIХ в. в Чехии возникла так называемая соколь- ская гимнастика, важную роль в разработке которой сыграл профес- сор эстетики Пражского университета М. Тырш. Для нее характер- ны статичность, прямолинейность, резкость движений, условность поз и положений. В сокольской гимнастике впервые возникли вы- ступления и массовые соревнования – всесокольские слеты. Она была самой популярной в начале ХХ в., вновь в несколько синте- зированном, модернизированном виде возродилась в 30-х гг. и про- существовала в качестве ведущей системы длительное время – до середины 80-х гг., наиболее полно соответствуя ментальности советских людей в форме утренней гигиенической, производствен- ной, школьной гимнастики.

В первых европейских гимнастических системах не уделялось особого внимания женщинам. Они выполняли те же упражнения, что и мужчины, без учета их физиологических особенностей. И лишь в 20–30-х гг. ХIХ в. Женевьевой Стеббинс и ее последовательни- цей Бесс Менсендик под влиянием шведской функциональной гим- настики и системы Жоржа Демени были разработаны методы, по- зволяющие женщинам сформировать хорошую осанку, красивую походку, выразительные движения.

Система американского врача-гинеколога Бесс Менсендик бы- ла популярна в Европе в 30-е гг. прошлого века и имела много по- следователей. В частности, большим успехом в СССР пользовалась книга ее ученицы из Чехословакии Голены Воячковой.

Французский физиолог Ж. Демени считал, что физические упражнения должны быть динамичными, а не статичными, совер-


шаться с большой амплитудой. С популярностью этого направле- ния, построенного на движениях свободной пластики, значитель- но расширились средства гимнастики.

Большое влияние на развитие гимнастики оказала система Фран- суа Дельсарта, который пытался установить определенную взаи- мосвязь между эмоциональными переживаниями человека и его жестами, мимикой. Работы Дельсарта и его последователей легли в основу теории выразительного движения и оказали влияние на раз- витие балета, пантомимы, послужив фундаментом для создания ритмопластического направления в гимнастике. В частности, тео- рия выразительного движения легла в основу гимнастики Л. Н. Алек- сеевой. Она окончила одну из студий, в большом количестве возник- ших в России в начале ХХ в., а именно Московские классы пласти- ки. В ее системе гармонической гимнастики уделялось большое внимание этюдной работе, импровизации, спортивно-танцеваль- ным постановкам под классическую музыку, пантомиме и танцу.

Среди явлений, вызвавших большой интерес не только к бале- ту, пантомиме, но и к гимнастике, культуре движений, выразитель- ной пластике, нельзя не упомянуть искусство Айседоры Дункан. Особенность искусства этой замечательной танцовщицы заключа- лась в возрождении античного танца, построенного по законам сво- бодной пластики, введения в него пантомимического элемента, движений и принципов джазового танца. Следует отметить боль- шое влияние танца Айседоры Дункан на развитие ритмико-плас- тического направления, из которого затем и сформировались со- временная художественная гимнастика, эстетическая гимнастика и аэробика как массовые формы физической культуры и спорта, о которых писал теоретик современного танца, прогрессивный дея- тель в области культуры движений Рудольф фон Лабан.

Повышенный интерес к гимнастике был вызван также воз-

никновением школы ритмической гимнастики, основанной Жаком Далькрозом в 1910 г. в небольшом местечке Хеллерау, близ Дрезде- на. Именно им был впервые введен термин «ритмическая гимнас- тика». Система ритмической гимнастики предназначалась для раз- вития у музыкантов слуха и чувства ритма. Однако попутно оказа-


лось, что она весьма пригодна и как средство физического воспи- тания. Органичное сочетание музыки и движений – основа метода Далькроза.

В связи с созданием и разработкой системы ритмической гим- настики следует упомянуть Карла Орфа. Его система детской гим- настики направлена на одновременное развитие физических ка- честв и творческих способностей с помощью игрового метода. В системе Орфа прослеживается тенденция к интеллектуализации гимнастики.

Существовавшие в России спортивно-танцевальные студии поначалу были одобрены и поддержаны в первые же годы совет- ской власти. В обращении Государственной комиссии по народно- му просвещению от 16 апреля 1918 г., опубликованном в «Извести- ях Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Со- вета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов», указывалось, в частности, что массовая ритмическая гимнастика является одним из важнейших средств физического воспитания детей. По распоря- жению А. В. Луначарского была организована Студия пластическо- го движения, которой руководили З. Д. Вербова и Н. Л. Кругликова.

Однако уже в 30-х гг. студии были закрыты как не отвечающие духу коммунистической идеологии.

В начале прошлого века была разработана еще одна популяр- ная система оздоровления, в основе которой лежат упражнения кондиционной гимнастики, – система Пилатес, и сейчас пользую- щаяся огромной популярностью.

Данный метод тренировки был разработан около ста лет назад Джозефом Х. Пилатесом (1880–1967) и позднее назван его име- нем. Многие годы метод Пилатеса оставался практически неиз- вестным за пределами круга профессиональных танцовщиков. Сегодня он применяется в спортивных залах клиник, в лечебной физкультуре, в фитнес-центрах, в школах танцевального искусства и относится, как и йога, китайская гимнастика, к направлению мен- тального фитнеса (body & mind).

По мнению автора, упражнения должны доставлять удоволь- ствие и быть доступными. Важным моментом является также


экономия времени. Одна из целевых установок метода Пилатеса – не отнимать слишком много времени у современного делового че- ловека на тренировки в залах фитнес-клубов. Хотя Пилатес родил- ся еще в XIX в., но он уже тогда понимал, что физическая и ум- ственная занятость требует организации занятий с минимальными затратами времени и максимальной пользой для гармоничного раз- вития человека. Пилатес учит, что тело является самым прекрас- ным инструментом для достижения гармонии. Старая система тре- нировок направлена на развитие органов и групп мышц, Пилатес же рассматривает тело интегрированно.

Занятия по системе Пилатеса тонизируют мышцы, развивают равновесие, улучшают телосложение. Данный метод, успешно при- меняемый более 90 лет, дал новый толчок развитию бизнес-фитне- са именно в то время, когда эта индустрия испытывает большие затруднения в создании новых направлений. Благодаря активной разработке и некоторой модернизации метода Пилатеса, а также из-за неудовлетворенности традиционными программами в послед- ние 10 лет наблюдается новый подъем интереса к методикам оздо- ровительной тренировки в неразрывной цепи тела, души и ума.

Система Пилатеса учит сознательному контролю за выполне- нием движений, самоконтролю, помогает освоить умение ощущать свое тело, мышцы, расслабляться. Особенностью метода Пилатеса является использование образного мышления, предлагающего свои варианты визуализации. Упражнения направлены на снятие излиш- него напряжения, воспитание изящества в движениях, легкости, гар- моничности движений. Метод Пилатеса особенно хорош для одно- временного улучшения физической формы и психического состояния.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.