|
|||
М1М часть 1 стр.662 ЭТАП. Цель: научить сравнивать предметы по длине разными способами. Этот этап начинается сразу на первым же уроке. А) прежде всего детей знакомят со способом сравнения длин «на глаз» . Предлагаем предметы контрастные по размеру и просим правильно сформулировать результаты, используя термин длина. (Длина карандаша меньше длины парты и т.д.) Б) создаем проблемную ситуацию, в которой показываем, что первый способ не всегда удобен. Например: две полоски цветной бумаги, приблизительно одинаковые по размеру, прикрепляем к доске так:
или так
Какая длиннее? Дети сравнивают их на глаз и высказывают свою точку зрения. Получаем разные ответы: учитель снимает полоски с доски и прикладываетих друг к другу. Разбираем правила наложения (друг на друга, левые концы должны совпадать, смотрим на правые концы…). Далее предлагаем серию упражнений на сравнение длин этим способом. Можно выдать на каждую парту конверт с дидактическим материалом: разной длины и разного цвета различные веревочки, палочки, полоски и т.д В)При переходе к 3 способу – измерение с помощью мерок, также создаем проблемную ситуацию: чертим на доске 2 отрезка так, чтобы «на глаз» сравнить их было сложно. Предлагаем сравнить. Дети высказывают свое мнение. Они не могут снять их и наложить. На столе «случайно» лежит кусок ленточки ,это предмет – посредник. Прикладываем к первому отрезку и ставим отметку, а затем прикладываем к 2-му и ставим вторую отметку и делаем вывод. Еще одна проблемная ситуация. Учителю нужно переставить шкаф. Чтобы это сделать ,нужно убедиться встанет ли он на свободное место у стены. Наложением проверять тяжело. Учитель предлагает использовать этот кусок ленты в качестве мерки. Учитель вместе с детьми выполняют процесс измерения: откладываем мерку и ставим отметку(мелом) и так несколько раз т.е измерить - это значит узнать сколько раз мерка помещается в длине предмета. М1И ч.1 стр. 70. Далее предлагаем несколько заданий на измерение длин с помощью различных мерок. На каждую парту выдаем конверт с различными по длине и цвету мерками, а также несколько разноцветных полосок бумаги. Учим детей использовать мерки, для этого: 1. Используем прием последовательного укладывания мерок по длине т.е чтобы ответить сколько мерок уместилось, закрываем всю полоску этими мерками. Затем подсчитываем количество мерок. Ответ: длина полоски 4 красных мерки. 2. Даем более длинную полоску, и мерок не хватает. Тогда берем одну мерку и ставим отметки карандашом. Учитель делает на доске. М1И ч.1 стр. 71. Мерку можно не только вырезать из бумаги, но и откладывать циркулем. М1М часть 1 стр.33 и 35 (1 и 2 этапы). 3 ЭТАП. Цель: ввести единую единицу измерения длины и измерительный прибор. Перед введением рассматриваем проблемную ситуацию, в которой подчеркиваем, что в жизни использовать разные мерки для измерения длины неудобно. Можно рассказать о различных мерах длины на Руси, например, использовали локоть. Неудобно, т.к. локоть у разных людей имеет разную длину. Следовательно, нужны единые меры длины и в середине 19 века появляется Международная система измерения (СИ). Первой единицей измерения, которую вводят в 1 классе, является сантиметр (см). Пишут это слово на доске и показывают наименование СМ (без точки). Выдаем мерки в 1 см и полоски, которые будет измерять ученик. Сравниваем мерку с длиной клеток и убеждается, что в 1 см 2 клетки. М1М ч.1 с.66. Далее выполняем упражнения по измерению длин в сантиметрах: 1.Закрываем всю полоску моделями см , нужно узнать сколько см укладывается в отрезке. 2. Предлагаем полоску, для измерения которой не хватает моделей мерок, тогда используем одну мерку и ставим отметки. Такой способ неудобен. Подводим к введению линейки. 3.Сначала используют «самодельную» линейку. Для ее изготовления детям выдают полоску из картона длиной 10 см, но дети этого не знают. Предлагаем детям определить длину полоски в см, для этого используем модель см – мерку. Дети ставят отметки, а затем просим пронумеровать эти отметки. М1М часть 1 стр.66
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Теперь, чтобы узнать длину любой полоски, прикладываем первую расчерченную полоску к новой так, чтобы левые концы совпали, и смотрим напротив какого деления находится правый конец новой полоски. Сообщаем, что мы изготовили прибор для измерения длин отрезков - линейку . Предлагаем упражнения, в которых ученики измеряют длины предметов с помощью этой линейки. Ей пользуются 1-2 урока, а затем предлагаем использовать фабричную. Но перед этим сравниваем ее с самодельной. Отличия: на фабричной есть более мелкие деления, эти единицы измерения мы пока не знаем. Деление 0 ставится не точно с левого края, но немного отступая от него. Это делают для точности измерения.
|
|||
|