Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Индикаторы социальной структуры



4. Индикаторы социальной структуры

4.1. Стратификация

Согласно Д. Блэку, стратификация представляет собой вертикальное измерение социального пространства, это «вертикальный аспект социальной жизни». Она отображает существующее неравенство в распределении материальных ресурсов, их аналогов или средств их получения, например, денег. Влияние вертикального измерения предполагает, что «право изменяется прямо пропорционально стратификации».

Д. Блэк пишет, что механизмы распределения благосостояния различаются, так что его индикаторы в разных контекстах могут быть разными, от возраста и принадлежности к определенному роду до вида занятости.

4.2. Морфология

Морфология—горизонтальное измерение социального пространства. Она может быть выражена, с одной стороны, вовлеченностью человека в социальный мир: чем больше человек интегрирован в общество, тем больше права появляется в ситуациях с его участием при прочих равных условиях. С другой стороны, она выражается через межличностные отношения, а именно степень близости людей друг к другу (например, жертвы и обидчика). Здесь количество права возрастает с увеличением дистанции между людьми, однако в то же время, когда дистанция становится слишком большой, то количество права стремится к нулю—зависимость нелинейная. Конфликт между близкими людьми скорее решится нелегально, а между незнакомыми — с помощью правовых механизмов.

Работающие и состоящие в браке люди считаются более интегрированными в общественную жизнь. Так, для измерения интеграции могут использоваться переменные занятости и брачного статуса. К занятости и браку могут быть добавлены другие переменные, например, частота общения с соседями. Там, где исследуются работники, нарушившие права организации, как индикатор морфологии используется нахождение на управленческой должности. Относительная дистанция между жертвой и преступником в одном исследовании измеряется по шкале от члена семьи до незнакомца. С этой же целью учитывают, был нападавший интимным партнером жертвы или нет. В исследовании по данным об изнасилова­ниях эта дистанция измеряется через кодирование по шкале 1—5 от партнера до незнакомца.

4.3. Культура

Культура—символическое измерение социального пространства, у которого есть два основных аспекта. Первый аспект — это понимаемое широко количество культуры (выраженное, например, как количество потенциальных или реализованных идей), которое варьируется прямо пропорционально количеству прав. Второй аспект — это конвенциональность. Согласно Д. Блэку, право изменяется прямо пропорционально конвенциональности, то есть близости к мейнстриму внутри измерения культуры. Конвенциональность — своего рода культурный статус, у разных людей он разный. В качестве примеров для измерения конвенциональности Блэк приводит религию (католик более конвенционален, чем иудей, поскольку католиков в данном обществе больше), привычки (алкоголь или табак конвенциональнее, чем кокаин) и политические взгляды (демократ более конвенционален, чем коммунист)

4.4. Организация

Организация — корпоративное измерение социального пространства, которое выражает «способность к коллективному действию», в основном предполагаемому централизацию принятия решений, объединение многих единиц принятия решения в одну (классический пример — фирма). Право изменяется прямо пропорционально организации. Д. Блэк утверждает, что одна группа людей может быть более организована, чем другая, и один человек может быть более организован, чем другой, что можно измерить с помощью под­ счета его членств в различных группах.

4.5. Альтернативный социальный контроль

Право по Д. Блэку является одним из типов социального контроля — государственным. Существует и негосударственный, или альтернативный социальный контроль. Право меняется обратно пропорционально альтернативному социальному контролю. Здесь аппроксимирующими индикаторами социального контроля обычно выбирают время дня и локацию или местность, ориентируясь на примеры, приводимые самим Д. Блэком.

Что касается локации, то она может учитываться как место жительства жертвы (город, сельская местность) либо как место происшествия (дом жертвы, общественное помещение, коммерческое помещение, офис или производство, рядом с домом, на улице, в школе, другое). Также возможна более простая дифференциация: внутри здания или снаружи, частная локация или общественная.

Время дня используется, как правило, как переменная с двумя значениями: светлое и темное время суток. Однако в одном случае, помимо дневного времени, используется разделение на ночь и вечер, т. е. варианта три: день; с 6 до 12 вечера; с 0 до 6 ночи.

Чтобы закрепить мысль о соотношении теории и эмпирики при тестировании утверждений Блэка, рассмотрим пример, гласящий, что права больше ночью, чем днем. Он не означает, что при любых обстоятельствах права непременно больше

ночью, чем днем. Это условное утверждение, за ним стоит теоретическая конструкция, согласно которой количество права обратно пропорционально количеству вне правового социального контроля. Следовательно, утверждение «права больше ночью, чем днем» будет верным только при условии, что в данном обществе в ночное время действительно меньше вне правового социального контроля. Это, в свою очередь, требует от общества как минимум разделения на ночное и дневное время — не столько в смысле естественных явлений, таких как восход и закат солнца, сколько в смысле наличия соответствующей нормы, включенной в работу социального института времени. Более того, из антропологических исследований известно об обществах с совершенно иным устройством социального института времени, чем то, к которому привык автор данного текста и, скорее всего, его читатель.

Итак, если мы проведем исследование и выясним, что в каком­-то обществе права больше днем, чем ночью (а не наоборот), то мы можем заявить, что это либо опровергает теорию, либо  говорит о том, что в данном обществе днем меньше внелегального социального контроля, чем ночью, в отличие от изначального предположения об обратном, что не противоречит теории. Представляется, что с равной степенью уверенности можно поддерживать обе версии. Если концентрироваться лишь на первой версии и не принимать во внимание вторую, можно упустить из виду, что теория на самом деле сохранила объяснительную способность и не обязательно была опровергнута.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.