|
|||
Человек состоит из воспоминаний. Пруст хочет воссоздать этот механизм, чтобы показать возможности времени.Человек состоит из воспоминаний. Пруст хочет воссоздать этот механизм, чтобы показать возможности времени. Опыт - действия, чувства, размышления. У Августина два героя, у Пруста сложнее. Есть Марсель пишущий, есть Марсель, влюблённый, молодой, который вспоминает Марселя-ребёнка. У Марселя Пруста новое понятие времени. То, что внутри существенно отличается от того, что снаружи. Когда тебе 12 - лето длится вечно, а когда 30 - очень быстро. А все - три месяца. Пруст пытается максимально объективно передать субъективное ощущение времени. Ему нужны разные способы описания времени: Уже сначала книги он дает читателю сложную задачу – принял новые правила времени в тексте. Он с величайшей подробностью описывает человека лежащего в кровати. Мы понимаем, что речь идет о секунде, когда человек просыпается. Чтение далеко не миг, чтение несколько страниц. Он сразу задает правила времени для читателя. Одновременное существование в двух типах времен. Время героя и время читателя разное. Пруст заставляет читателя сразу понять эту временную разницу. Пруст учит читателя читать книги. Первая глава максимально сложная и долгая. Чтобы только подготовленный читатель шел дальше. До этого писатель делал все, чтобы максимально комфортно читатель вошел в книгу. И ведет его до конца как ребенка. А Пруст говорит, вот препятствие, можешь обойти его или пройти сквозь него. Но игнорировать его ты не можешь. Ты должен с этим что-то сделать. Читатель должен пожертвовать своим я, читателю нужно сделать усилие, чтобы увидеть красоту позже. Средством изображения времени, является ни сюжет, ни история, а синтаксис (строение предложений). У него очень длинные предложения. Как у Флобера и Толстого. Пруст может начать рассказывать о человеке, который засыпает, а потом о путнике, птице, паровоза, и это все - способ уснуть. А у Флобера например это длинное предложение, несет одну мысль. Вот эти длинные предложения с как бы нарушенными логическими связями характеризуют не героя, а манеру Пруста в создание текста. Время героя и время читателя принципиально разны. Одновременное существование в двух типах времён - то, что для героя миг, то для читателя - пять страниц. Пруст заставляет читателя понять временную разницу. Он начинает с супер замедляющего отрывка. Если писатели Просвещения и реализма учат жить, то Пруст и вообще писатель XX века учит читать книгу. Писатель XIX века делал все, чтобы читателю было легче, а писатель XX - усложнить. Типа я сейчас сделаю сложнейшую первую главу - если осилишь и не бросишь - читай дальше. Действительно, писатель XX века ориентируется на определенный круг - каждый на свой. Читатель должен пожертвовать своим “Я” чтобы войти в мир писателя. Писатель не озабочен читателем, он озабочен предметом своего рассказа - это дегуманизация. Ещё один приём, которым совершенно очевидно пользуется автор - когда событие готовится, готовится, готовится, а событие - не происходит. Сван мечется по городу, забегает во все дома, потому что у него ОКР - если у них ничего не будет сегодня, то не будет вообще. А дальше - события может не случиться. А может быть совершенно не описано (как тут) - он поправил орхидею на ее корсаже, и все началось. Событие придумывает читатель. Событие не описывается.
|
|||
|