Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Человек состоит из воспоминаний. Пруст хочет воссоздать этот механизм, чтобы показать возможности времени.



Человек состоит из воспоминаний. Пруст хочет воссоздать этот механизм, чтобы показать возможности времени.

Опыт - действия, чувства, размышления.

У Августина два героя, у Пруста сложнее. Есть Марсель пишущий, есть Марсель, влюблённый, молодой, который вспоминает Марселя-ребёнка.

У Марселя Пруста новое понятие времени. То, что внутри существенно отличается от того, что снаружи. Когда тебе 12 - лето длится вечно, а когда 30 - очень быстро. А все - три месяца. Пруст пытается максимально объективно передать субъективное ощущение времени.

Ему нужны разные способы описания времени:

Уже сначала книги он дает читателю сложную задачу – принял новые правила времени в тексте. Он с величайшей подробностью описывает человека лежащего в кровати. Мы понимаем, что речь идет о секунде, когда человек просыпается. Чтение далеко не миг, чтение несколько страниц. Он сразу задает правила времени для читателя. Одновременное существование в двух типах времен. Время героя и время читателя разное. Пруст заставляет читателя сразу понять эту временную разницу. Пруст учит читателя читать книги. Первая глава максимально сложная и долгая. Чтобы только подготовленный читатель шел дальше. До этого писатель делал все, чтобы максимально комфортно читатель вошел в книгу. И ведет его до конца как ребенка. А Пруст говорит, вот препятствие, можешь обойти его или пройти сквозь него. Но игнорировать его ты не можешь. Ты должен с этим что-то сделать. Читатель должен пожертвовать своим я, читателю нужно сделать усилие, чтобы увидеть красоту позже. 

Средством изображения времени, является ни сюжет, ни история, а синтаксис (строение предложений). У него очень длинные предложения. Как у Флобера и Толстого. Пруст может начать рассказывать о человеке, который засыпает, а потом о путнике, птице, паровоза, и это все - способ уснуть. А у Флобера например это длинное предложение, несет одну мысль. Вот эти длинные предложения с как бы нарушенными логическими связями характеризуют не героя, а манеру Пруста в создание текста.

Время героя и время читателя принципиально разны. Одновременное существование в двух типах времён - то, что для героя миг, то для читателя - пять страниц. Пруст заставляет читателя понять временную разницу. Он начинает с супер замедляющего отрывка. Если писатели Просвещения и реализма учат жить, то Пруст и вообще писатель XX века учит читать книгу. Писатель XIX века делал все, чтобы читателю было легче, а писатель XX - усложнить. Типа я сейчас сделаю сложнейшую первую главу - если осилишь и не бросишь - читай дальше. Действительно, писатель XX века ориентируется на определенный круг - каждый на свой. Читатель должен пожертвовать своим “Я” чтобы войти в мир писателя. Писатель не озабочен читателем, он озабочен предметом своего рассказа - это дегуманизация.

Ещё один приём, которым совершенно очевидно пользуется автор - когда событие готовится, готовится, готовится, а событие - не происходит. Сван мечется по городу, забегает во все дома, потому что у него ОКР - если у них ничего не будет сегодня, то не будет вообще. А дальше - события может не случиться. А может быть совершенно не описано (как тут) - он поправил орхидею на ее корсаже, и все началось. Событие придумывает читатель. Событие не описывается. 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.