Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





вернуться в оглавление



 

· Путь от причала. - Каспийский трубопроводный консорциум возобновил отгрузку сырья из Новороссийска

 

По данным “Ъ”, Каспийский трубопроводный консорциум, прервавший экспорт нефти из-за поломки оборудования в результате непогоды, частично возобновил отгрузки из Новороссийска. Речь идет о возобновлении работы одного из трех выносных причальных устройств. Два по-прежнему на ремонте, их восстановление может затянуться более чем на месяц. Однако, учитывая альтернативные направления поставок, Казахстан, вероятнее всего, сможет минимизировать потери в отгрузке и добыче нефти в результате ограниченной пропускной способности терминала КТК в Новороссийске.

Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) возобновил работу одного из трех выносных причальных устройств (ВПУ-1) после обследования и начал отгрузки нефти, рассказали источники “Ъ”, знакомые с ситуацией. Другие два ВПУ выведены из эксплуатации для ремонта, после того как они были повреждены в результате шторма (см. “Ъ” от 22 марта). Авария на КТК произошла на фоне санкций Запада против России, в результате которых интерес к основному российскому сорту Urals заметно упал, а мировые цены на нефть выросли. В КТК отказались от комментариев.

КТК протяженностью 1, 5 тыс. км является основным маршрутом транспортировки нефти из Казахстана на экспорт. Сырье из трубы отгружается на танкеры через морской терминал около Новороссийска, оснащенный тремя выносными причальными устройствами. В 2021 году отгрузка там составила 60, 7 млн тонн нефти, в том числе 53 млн тонн из Казахстана. Основными акционерами КТК выступают Россия (31%), Казахстан (20, 75%), Chevron (15%), ЛУКОЙЛ (12, 5%), Exxon (7, 5%), Rosneft-Shell Caspian Ventures Limited (7, 5%).

Из трех ВПУ на отгрузку обычно работают два устройства. По данным КТК, в феврале отгружено около 5, 5 млн тонн нефти. План прокачки на этот год составлял 67, 5 млн тонн, то есть около 5, 6 млн тонн в месяц. В Минэнерго РФ оценивали срок ремонта ВПУ в полтора-два месяца, а потенциальные потери — в 1 млн баррелей в сутки.

КТК 25 марта перестал принимать нефть, поскольку отгрузки были полностью остановлены, а резервуарный парк в порту заполнился. В тот же день в компании заявляли о завершении обследования ВПУ-1 и проведении промывки устройства. «Есть информация о том, что ВПУ-1 сегодня заработает, подадут танкер. Это нас спасает от значительных потерь в добыче. По ВПУ-2, 3 в течение трех недель надеемся, что наши коллеги завершат ремонт», — говорил 25 марта министр энергетики Казахстана Болат Акчулаков.

По словам министра, добыча на казахстанских месторождениях не была ограничена. Однако производители нефти, наоборот, заявляли о корректировке планов добычи. Так, подконтрольный американской Chevron «Тенгизшевройл» пообещал «соответствующим образом корректировать свою добычу и планировать экспорт нефти в соответствии с распределением КТК» (цитата по «Интерфаксу»).

Ограничение на отгрузки КТК может мотивировать экспортеров казахстанской нефти искать альтернативные маршруты. По мнению Argus, наиболее логичным маршрутом для казахстанских экспортеров может стать поставка в порт Атырау на Каспии с последующей отгрузкой на терминалы в Азербайджане, а далее — по нефтепроводу Баку—Тбилиси—Джейхан (БТД) в Средиземное море. В порту Актау, по оценкам аналитиков Argus, есть свободные мощности на 9, 6 млн тонн в год. При этом привлекательность маршрута снижают затраты на перевалку и тариф БТД (для сторонних компаний он выше, чем для акционеров).

Другие альтернативы включают поставку через Россию, а также в восточном направлении в Китай. По оценкам экспедиторов, на которые ссылается Argus, суммарная пропускная способность всех альтернативных направлений для казахстанской нефти не превышает 27–30 млн тонн в год. Тем не менее при работающем ВПУ-1 в Новороссийске, а также текущих высоких ценах на нефть (что покрывает рост затрат, связанный с неоптимальными маршрутами транспортировки), последствия аварии для добычи нефти в Казахстане могут оказаться незначительными.

Коммерсантъ 28 марта 2022 г.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.