Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





3. Особенности методики расследования организованной преступной деятельности



 

Процесс раскрытия преступной деятельности организованных преступных групп и сообществ чаще всего начинается с оперативно-розыскной негласной деятельности, в ходе которой выявляется существование той или иной преступной организации и собираются данные о ее криминальной деятельности. Поэтому обычно началу расследования такой преступной деятельности предшествует разная по продолжительности (но чаще всего длительная) оперативная разработка преступного функционирования криминального сообщества, заканчивающаяся следственно-оперативной, криминалистической операцией по захвату с поличным отдельных ее членов - участников каких-то реальных преступных акций, сходки его членов и других криминальных действий.

В других случаях расследование может начинаться с обнаружения факта преступного деяния, в котором просматривается почерк какой-то еще не известной организованной преступной организации.

При расследовании таких преступлений перед следователем в числе прочих стоят следующие задачи:

- выявление признаков, определяющих, что оно совершено организованной преступной группой;

- установление признаков, характеризующих группу как преступное сообщество (преступную организацию), в том числе выяснение ее численности, структуры и т. д. (как на момент до, так и после возбуждения уголовного дела);

- нейтрализация противодействия расследованию.

Привлечение к уголовной ответственности за организацию преступного сообщества, а также за участие в нем предполагает значительную работу по сбору, документированию и оценке доказательств. Наиболее оптимальной формой проведения такой работы является согласованная деятельность оперативных и следственных подразделений.

Такая деятельность осуществляется как в рамках следственно-оперативных групп (СОГ), так и вне этих рамок. Необходимость объединения усилий следователей и работников оперативных служб обусловлена:

- организованным характером преступной деятельности;

- большим объемом работы;

- возможностью взаимного контроля.

Одной из главных задач такого взаимодействия является своевременное принятие решения о возбуждении уголовного дела. Для этого оперативно-розыскные работники должны поддерживать постоянную связь со следователями специализированных следственных подразделений. Совместное обсуждение полученной информации позволит оптимизировать последующий процесс преобразования ее в доказательства.

При возбуждении уголовных дел в отношении участников преступного сообщества (преступной организации) важно учитывать следственно-судебную перспективу.

Необходимо своевременно зафиксировать данные:

- о структуре группы;

- о взаимодействии составляющих ее звеньев (формирований);

- о лидерах и организаторах;

- о каждом члене (или об основных членах) формирования, их связях и совершенных ими преступлениях.

При легализации оперативно-розыскных материалов их оценку, включая вопросы относимости и допустимости к расследуемому делу, в полном объеме производится только следователем.

При этом с криминалистической точки зрения для следователя главное заключается не в том, что и как делают преступники, а в том, какие следы и признаки эти действия оставляют, где и как их следует искать и выявлять. Примером специфичности таких следов может служить следующая ситуация. За “помощь”, получаемых от работников правоохранительных органов, преступники вручали им подарки (автомашины, телевизоры и т. п. ), оставляя в потайном месте каждого из них свой “автограф” - информацию о том, кто и за что получил сей подарок. Догадается ли следователь при обыске у коррумпированного чиновника искать подобные следы-доказательства? Далеко не всегда, значит он из криминалистических источников должен получить информацию о том, где и какие признаки преступной деятельности ему следует искать. Или например, способы “отмывания” преступных доходов - выясняя эти обстоятельства, следователь должен не просто стремиться обнаружить любые возможные (предполагаемые им) следы, а зная механизм и признаки “отмывания”, конкретно искать эти признаки.

Планирование реализации оперативной информации следует возлагать на инициатора разработки. Затем план необходимо согласовать со следственным работником (уровень которого определяется в зависимости от масштаба предполагаемого мероприятия, т. е. от следователя до начальника следственного подразделения).

В плане реализации указываются: обоснование, цель, перечень задач, требующих разрешения, место и время проведения, оперативная обстановка, количество, состав и принадлежность к службам привлекаемых сотрудников. Кроме того, техническое, экспертно-криминалистическое, ресурсное и финансовое обеспечение. Определяется порядок и ответственные за сбор и анализ поступающей информации, документирование хода и результатов операции, проведение неотложных следственных действий. Производится расчет сил и средств, необходимых для того, чтобы непосредственно после возбуждения дел выполнить в полном объеме весь комплекс неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий для закрепления следов преступления, доказательств, установления всех соучастников и их изобличения.

Завершается рассматриваемый этап возбуждением уголовного дела. Последующая деятельность осуществляется с учетом корректировки имеющегося плана на основании результатов проверочных действий и выдвигаемых версий составляется дальнейший план совместных следственно-оперативных действий, которые в свою очередь тоже во многом определяются имеющейся в распоряжении следствия оперативной информацией.

Характерным для преступлений рассматриваемого вида является то, что лица, подлежащие привлечению к уголовной ответственности, должны быть, как правило, установлены еще до возбуждения уголовного дела.

На этом этапе часто складывается следственная ситуация, требующая их скорейшего и одновременного задержания. Возможна также ситуация, когда после возбуждения уголовного дела преступники не задержаны, но находятся под контролем оперативных служб. В этом случае по тактическим соображениям момент задержания может быть отложен.

Это обусловлено недостаточностью одних только свидетельских показаний для привлечения к уголовной ответственности по рассматриваемым преступлениям. Необходимо документальное подтверждение участия каждого конкретного лица, либо его соучастия в преступной деятельности. Именно в процессе оперативной разработки до возбуждения уголовного дела целесообразно провести такое документирование. Если же до возбуждения уголовного дела необходимой информации получено не было или она имеется в недостаточном объеме, то к процессуальным действиям с участием членов преступного сообщества (организации) следует приступить только после выполнения этого пробела.

До тех пор, пока не появится уверенность, основанная на совокупности материалов уголовного дела и оперативно-розыскных материалов, в том, что преступники будут арестованы либо по другим причинам не смогут отрицательно воздействовать на свидетелей и других участников процесса, не желательно расшифровывать свидетелей, проводя с их участием, например, опознания, очные ставки.

Отличительным признаком работы на этом этапе является:

- неотложный характер;

- высокая интенсивность и темпы производства;

- значительная концентрация сил и средств, обеспечение разностороннего взаимодействия следователей с органами дознания (от совместного выдвижения версий до проведения тактических операций).

К числу неотложных следует отнести следующие следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия:

- прослушивание телефонных и иных переговоров;

- наружное и электронное наблюдение;

- контрольно-ревизионные проверки и аналогичные мероприятия;

- следственные осмотры;

- обыски;

- выемки;

- допросы потерпевших, свидетелей, подозреваемых;

- производство некоторых видов экспертиз и др.

Специфика расследования требует планирования следственных действий с целью получения достоверной доказательственной информации о структуре, иерархии и персональном составе как всего сообщества (организации), так и его подразделений.

Одним их характерных признаков для организованных преступных групп всех видов является сплоченность. Необходимо выяснять, на чем основывается и какими средствами и способами поддерживается сплоченность в каждом конкретном преступном формировании и его структурных подразделениях. Эти сведения не только документально закрепляются, но и должны использоваться в тактических целях. Так, иерархическое построение преступного формирования, жесткое подчинение большинства меньшинству и ряд других причин создают условия для возникновения в нем межличностных конфликтов и проявления иных противоречий, которые следует учитывать при организации расследования. Следует принимать во внимание также волевые качества участников, с которыми планируется проведение следственных действий.

На первоначальном этапе расследования, по возможности, для устранения противоречий в показаниях подозреваемых, очные ставки использовать ограниченно. Это обусловлено отсутствием в первые дни расследования достаточных сведений о психологических особенностях допрашиваемых.

Задачи первоначального этапа можно считать выполненными после получения данных, дающих основание предъявить обвинение конкретному лицу (лицам). При этом следует учитывать, что по тактическим соображениям не всегда надо сразу вменять в вину совершение преступления, предусмотренного ст. 210 УК РФ. Прежде всего необходимо учитывать, что по делам о преступлениях, совершенных участниками преступного сообщества (преступной организации), противодействие установлению истины может осуществляться в различных формах. Одной из них является участие в деле адвокатов, обслуживающих исключительно преступные формирования.

Главная задача следующего этапа работы по делу заключается в полном и всестороннем доказывании всех обстоятельств, подлежащих установлению по делу. Основное содержание процессуальных действий составляют допросы обвиняемых, вновь выявленных свидетелей, следственные эксперименты, повторные осмотры и обыски, проведение необходимых экспертиз. После получения следователем сведений, позволяющих прогнозировать поведение обвиняемых, возможно проведение очных ставок с их участием.

Особое место среди проводимой на данном этапе работы по делу занимает доказывание виновности в организационной деятельности. Оно заключается, в числе прочего, в проверке, обладает ли обвиняемый необходимыми для этого физическими или психологическими свойствами личности. Для этого целесообразно проведение судебно-психологической экспертизы.

Недопустимо ограничиваться тщательным изучением личности лишь организатора или наиболее активных членов преступного формирования. Столь же скрупулезно должна изучаться личность каждого из выявленных участников преступной деятельности. С одной стороны, это поможет в доказывании руководящей роли организаторов сообщества, с другой, впоследствии будет способствовать принятию наиболее правильных тактических решений.

Всю работу целесообразно проводить с учетом возможных контрверсий защиты о невиновности обвиняемых. Такой подход должен иметь место вне зависимости от позиции самого обвиняемого, т. к. полное или частичное признание им вины на предварительном следствии может оказаться лишь одним из способов противодействия установлению истины по делу.

Следователь, планируя проведение следственных действий, на данном этапе должен ориентироваться на возможную, с учетом сложившейся следственной ситуации, позицию защиты. Как правило, защитники ссылаются на то, что при совершении преступлений подзащитные:

- действовали спонтанно, а не по ранее разработанным планам;

- каждый действовал самостоятельно, не предполагая и не зная о действиях других лиц;

- не имели умысла на совершение преступления организованной группой и т. п.

Практически всегда делаются ссылки на недоказанность создания преступного сообщества (преступной организации) и руководство ею. Другим, не менее популярным, аргументом защиты является ссылка на отсутствие в группе четкой иерархии.

Таким образом, при расследовании дел данной категории особое внимание необходимо уделять доказыванию признаков сплоченности, иерархичности преступных формирований.

Наряду с общими приемами доказывания в данном случае следует уделять внимание более широкому использованию косвенных доказательств, которые могут стать незаменимыми при аргументации признаков организованности, сплоченности и ролевого статуса участников преступного формирования. Следователь для этого должен изучить и отразить в материалах уголовного дела взаимоотношения обвиняемых не только в процессе криминальной деятельности, но и в иных, в том числе и бытовых условиях.

Особое внимание необходимо уделять потерпевшим и свидетелям. По данным делам в отношении этих лиц возможно разнообразное давление. Поэтому в каждом случае изменения ими показаний необходимо использовать как процессуальные, так и оперативно-розыскные средства для выяснения мотивов этого.

Одна из особенностей выявления и расследования преступной деятельности организованных сообществ состоит в том, что сразу и в полном объеме деятельность конкретной группы в большинстве случаев установить не представляется возможным, поэтому наряду с направлением в суд завершенных уголовных дел по отдельным эпизодам преступной деятельности группы должна продолжаться работа по выявлению и изобличению всего состава преступного сообщества, всей его преступной деятельности. При этом приобретают важное значение такие, например, признаки, как изменения характера и содержания преступной деятельности: способов совершения преступных акций, их периодичности, адресной направленности и т. д.

Таким образом, изучать в преступной деятельности и делать это достоянием следователя и оперативного работника необходимо все то, что свидетельствует о жизнедеятельности преступных организаций, что характеризует обеспечение и осуществление преступной деятельности во всех ее многогранных проявлениях, а не только при подготовке и совершении конкретных преступлений.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.