Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Эммануил Сведенборг 25 страница



 

349. XIV. ЧТО МНОГОЖЕНСТВО НЕ ЕСТЬ ГРЕХ ДЛЯ ТЕХ, КОТОРЫЕ НАХОДЯТСЯ В НЕВЕДЕНИИ О ГОСПОДЕ. Причина этому та, что от Единаго Господа есть Любовь истинно супружественная, и её Господь не иным дать может кроме тем, которые знают Его, признают Его, веруют в Него и ведут жизнь, состоящую от Него; те же, которым не может быть дана эта любовь, не знают иначе как то, что любовь пола и любовь супружественная составляют будто бы одно, —следовательно и многоженство. Также, что Многожённые, не знающие ничего о Господи, пребывают естественными; духовным же бывает человек единственно от Господа. Человеку естественному не вменяется в грех то, что есть по законам Религии и Общества: таковой делает по своему разсудку, а разсудок человека находится в совершенном мраке касательно познания о Любви истинно супружественной, и эта любовь превосходственно есть духовная. Впрочем и разсудок научается из опыта тому, что касается до спокойствия общественнаго и частнаго, и что относительно этого похоть вообще не позволяется, а оставляется и каждому в доме своём. Оттуда произходит Многожёнство.

 

350. Известно, что человек рождается хуже скота; ибо все скоты родятся в знания, соответствующая любви своей жизни: они, коль скоро из утробы падают, -либо из яйца выводятся, —видят, слышат, бродят, знают свои пищи, свою мать, своих друзей и недругов, и по не долгом времяни знают пол и знают любить, также выкармливать или воспитывать детей. Один только человек, когда родится, ничего такого не знает, не имея ни малейшаго знания врождённаго, а только способность и наклонность к восприятию знания любви, —и если этих он не восприемлет от других, то пребывает хуже (vilior) скота. Что человек таковым раждается для того, дабы ничего себе не приписывал, но другим, и напоследок всё, относящееся до премудрости и ея любви, приписывал бы Единому Богу, и чрез то мог быть образом Божиим, об этом видеть можно выше в ДОСТОПАМЯТНОСТИ п. 132—136. Из этого следует, что человек, не знающий от других о том, что Господь пришел в Мiр, и что Он есть Бог, а только почерпнувши некоторыя познания о Религии и о законах своей стороны, таковой не виноват, если о Любви супружественной мыслит не более как и о любви пола, и ежели любовь только многоженственную почитает супружественною. Таких Господь ведет в их неведении, и Божественным Покровительством прозорливо от вменения преступления (reatus) отдаляет тех, кои по Религии убегают зол как грехов, дабы спастись: ибо каждый человек рождается для Неба, а никто для Ада, и всякой в Небо приходит от Господа, во Ад же от себя.

 

351. XV. ЧТО ИЗ ЭТИХ, ХОТЯ И МНОГОЖЁННЫЕ, СПАСУТСЯ ТЕ, КОТОРЫЕ ПРИЗНАЮТ БОГА, И ИЗ РЕЛИГИИ ЖИВУТ ПО ГРАЖДАНСКИМ ЗАКОНАМ ПРАВДЫ. Все обитающие на земном Шаре, признающие Бога и живущее по гражданским законам правды из Религии, спасаются. — Чрез гражданские законы правды разумеются заповеди Десятословия, коими запрещается убивать, прелюбы творить, красть, лжесвидетельствовать; эти заповеди составляют гражданские законы правды во всех земных Царствах, и без них не могло бы существовать ни одно Царство. Некоторые однако же живут из страха наказаний закона, другие из повиновения гражданскаго, а иные и по Религии. Те, кои живут по Религии, спасаются. Причина этому та, что тогда в них есть Бог, и тот человек, в котором есть Бог, спасается. Кто не видит, что у сынов Израилевых, по изходе их из Египта, между Законами их было помещено и то, что не должно убивать, ни прелюбы творить, ни красть, ни лжесвидетельствовать, — так как общество их без этих законов не могло бы существовать? и при том эти же Законы от Иегова Бога на горе Синайской, с удивительным Чудом всенародно объявлены были? Но причиною обнародования их было, чтобы те же Законы были Законами и Религии, итак, что бы они исполняемы были не только для блага Общественнаго, но и для Бога, и чтобы исполняя их по Религии для Бога, спасались. Из этого явствовать может, что Язычники, признающие Бога, и по гражданским законам правды живущие, спасутся. Им нельзя причесть в вину того, что они ничего не знают о Господе; следовательно и о чистоте супружества с одною женою; ибо против Божественной Правды было бы считать подверженными осуждению тех, которые признают Бога и живут, согласно Религии, по законам правды, состоящим в том, чтобы убегать зол, потому, что оные против Бога, и делать блага, так как они исходят от Бога.

 

352. XVI. НО ЧТО НИКАКИЕ ИЗ ЭТИХ И ТЕХ НЕ МОГУТ ИМЕТЬ СООБШЕНИЯ С АНГЕЛАМИ В ХРИСТИАНСКИХ НЕБЕСАХ. Причина этому та, что в Небесах Христианских находится Свет небесный, который есть Божественная Истина, и Теплота небесная, которая есть Божественная Любовь; и эти две открывают познание, каковы истины и блага и каковы зла и лжи. По этому самому пресечено всякое сообщение между Небесами Христианскими и между Небесами Магометанскими, равно и между Небесами язычников. Если бы было сообщение, то не иные могли бы спастись, кроме состояние только в свете небесном и с тем вместе в теплоте небесной от Господа; но и эти не спаслись бы, если бы было сообщение тех Небес. От такого сообщения разстроились бы все Небеса столько, что Ангелы не могли бы существовать. От Магометан втекало бы нечистое и похотливое в Небо Христианское, которое не могло бы того стерпеть; а от Христиан втекало бы чистое и непорочное в Небо Магометанское, которое также не могло бы этого стерпеть; и тогда от сообщения и соединения Ангелы Христиане были бы естественными, итак прелюбодеями, а еслибы и остались духовными, то чувствовали бы непрестанно похотливость, которою уловлялось бы всё блаженство их жизни, то же произходило бы и с Небом Магометан; ибо духовности Христианския непрестанно бы окружали и теснили их, увлекая притом с собою всю приятность их жизни, и вселяя понятие, что многоженство есть грех, и так непрестанно обличая их. Это причина есть тому, что все Небеса вовся разделены так, что между ими не бывает никакого сообщения, кроме чрез втечение света и теплоты от Господа из Солнца, посреди котораго Он есть. Это втечение просвещает и живит каждаго по восприятию, а восприятие произходит по Религии. Такое только бывает сообщение, но не сообщение тех Небес между собою.

 

353. При этом прилагаются ДВЕ ДОСТОПАМЯТНОСТИ. Из них ПЕРВАЯ: Некогда, будучи между Ангелами, я слышал разговор их о Разумении и Премудрости (de Intelligentia et Sapientia), что об оных человек не понимает иначе, как что находятся в нём, и что по этому все, мыслимое им из разума и намереваемое из воли, есть из него, когда однако же ничего нет из человека, кроме способности воспринимать от Бога то, что относится до разума и воли. Так как всякой человек от рождения его наклонен к любви себя, то дабы он, любя себя и кичась собственным разумением, не погиб, провидено от сотворетя, чтобы Любовь мужа перенесена была в жену, а в эту от рождения впечатлена, чтобы она любила разумение и премудрость своего мужа, и так самого мужа. По этой причине жена непрестанно привлекает кичение мужа, собственным его разумением, к себе и погашает оное у него, а животворит оное у себя, итак превращает оное в любовь супружественную и исполняет приятностями выше меры. Это провидено от Бога на тот конец, чтобы кичение собственным разумением не обольщало мужа, и чтобы он по этому не мечтал о себе, будто бы он разумеет и понимает из себя, а не из Господа; итак, чтобы не пожелал ясти от древа знания добра и зла, и не счёл бы себя подобным Богу, и Богом так, как змей, чрез котораго означается любовь собственнаго разумения, сказал и присоветовал; а потому и человек, вкусив от этого древа, извержен вон из Рая, и Херувим поставлен для стражи на пути к Древу жизни. Рай духовно означает Разумение; Ясти от древа жизни есть разуметь и понимать духовно или премудрствовать от Господа; Ясти же от Древа знания добра и зла есть разуметь и понимать духовно или премудрствовать из себя.

 

354. Ангелы, по окончании этого разговора, отошли. Потом пришли два Священника вместе с Мущиною, который в Мiре был Легатом или Посланником Государственными Они, услышав от меня, о чём разговаривали Ангелы, начали между собою разсуждать о Разумении и Премудрости, и оттуда о Благоразумии, от Бога ли сии, или от человека. Словопрение их было пылкое, ибо они сердечно и единодушно верили, что разумные, премудрость и благоразумие происходят от самаго человека, потому, что находятся в человеке, и что это подтверждается самым понятием и чувствованием. Но Священники, которые тогда были в Ревности Богословской, сказали, что ни малейшаго разумения и премудрости, а потому и ни малейшаго благоразумия нет от человека. Когда же Легат возразил, что если так, то человек и не имеет от себя и никакого помышления, тогда и прочие двое на это согласились. В Небе поняли, что трое эти были в одинаковой вере, и потому велели Легату надеть священническия одежды и почитать себя священником, и тогда говорить. Легат, исполнив это, начал громко говорить, что ни малейшаго разумения и премудрости, а оттуда и ни малейшаго благоразумия нигде быть не может, кроме от Бога, —и это доказал обыкновенною речью, исполненною доводами. —В Мiре Духовном обыкновенно дух почитает себя таковым, какая на нём одежда; причина же этому та, что там Разум одевает каждаго. — Потом из Неба и двум тем Священникам также сказано: сложите ваши одежды и облекитесь в одежды Министров Политических, каковыми и считайте себя. Коль скоро они исполнили это, то и начали мыслить из внутренняго своего понятия и почерпая оттуда доводы говорили о Разумении собственном. При этом в тот же момент явилось Древо при пути, и сказано им, что это есть Древо знания добра и зла, — опасайтесь вкушать от него. Однако же трое оных, прельстившись собственным разумением, пожелали страстно вкусить от плода этого Древа, и сказали между собою: для чего не так?.. не красив ли плод? —после чего приступили и ели. Посли этого трое сии, как они были в одинаковой вере, сделались сердечными друзьями и пошли вместе по пути собственнаго разумения, ведущему прямо в Ад; однако же оттуда возвратились, потому что не были приуготовлены.

 

355. ВТОРАЯ ДОСТОПАМЯТНОСТЬ: Никогда, проглянувши в Мiр Духов, я увидел на одном Лугу мущин, одетых в такия одежды, какия у нас в Мiре. Узнав из этого, что они недавно пришли из Мiра, и подойдя к ним, я стал с боку, дабы слышать, что они между собою говорят. Разговор их был о Небе; и один между ними, нисколько знавший о Небе, сказал, что там находятся Удивительности, коих никто нигде не видевши, поверить не может, как-то: что там находятся Сады райские, Палаты великолепныя, сооружённыя искусством архитектуры в самых превосходнейших видах, блестящая как из Золота, пред ними Столбы из Серебра, на которых изображения или формы небесныя из драгоценных камней; также Домы из Яспида и Сапфира, а пред ними Крыльца великолепный, коими входят Ангелы; внутри же Домов Украшения, коих ни искусством, ни языком изобразить невозможно. Что же принадлежит до Ангелов, то они состоят из обоего пола: Юноши и Мужья, также Девы и Жёны столь прекрасны, что подобных им не находится в Мiре; Жёны еще прекраснее и кажутся как подлинныя изображения Любви небесной, а Мужья их как изображения премудрости небесной. Они все возмужалые юноши (adolescentes juvenes), однако же не знают иной любви пола, кроме любви супружественной, и чему будете удивляться, —Мужья имеют всегдашннию способность увеселяться (delitiandi). — Новопереселившиеся те Духи, когда услышили, что там нет иной любви, кроме Любви супружественной, и что там Мужья имеют всегдашннию способность увеселяться, то разсмеялись между собою и сказали, ты говоришь невероятное... такая способность быть не может; не басни ли ты разсказываешь? Но тогда некоторый Ангел из Неба, внезапно став между ими, сказал: послушайте меня, прошу, —я Ангел Неба, с Женою моею живу уже тысячу лет, и во все эти годы нахожусь в таком же цвете возраста моего, в каком теперь вы меня видите; это у меня есть из Любви супружественной с моею Женою, —и могу уверить, что всегдашняя та способность у меня была и есть. Так как вы не верите, чтобы такая способность могла быть, то побеседую об этом с вами из доказательств, соответственных свету разума вашего: вы не знаете ничего о первобытном состояния человека, называемом от вас состоянием непорочности. В том состояния были открыты все внутреннейиля начала мысли даже до Господа, и от этого они были в Сочетании любви и премудрости, или блага и истины; ибо благо любви и истина премудрости всегда друг друга любят, и потому желают всегда соединяться. Когда внутренния начала мысли открыты, тогда супружественная духовная эта любовь, со своим всегдашним стремлением свободно нисходит и производит помянутую способность. Самая душа человеческая, будучи в сочетании блага и истины, имеет всегдашнее стремление не только к такому соединению, но и к плодотворению и произведению своего подобия; и когда внутренности у человека даже от души, посредством того сочетания открыты, тогда и внутреннейшия начала мыслей непрерывно стремятся к действию в последних началах, как к концу, дабы там находиться. От этого происходит всегдашнее стремление к плодотворению и произведению на подобие себя, которое есть стремление души и бывает стремлением тела; а как последнее действие души в теле у двух супругов есть в последнем начали любви там, и это зависит от состояния души, то и явствует, откуда есть у них эта всегдашняя способность. Что у них есть и всегдашняя способность к плодотворению или плодотворность, то потому, что Всеобщая сфера раждать и размножать небесное, относящееся до любви, и духовное, относящееся до премудрости, а оттуда и естественное, относящееся до произведения детей, происходит от Господа, исполняя всё Небо и весь Мiр, и что та Сфера небесная исполняет души всех человеков, и нисходя чрез мысли их в тело, даже до последних его начал, даёт силу к рождению. Но эта сила не может быть дана иным, кроме тех, у которых открыт переход от души чрез высшия и низшия начала мысли в тело до последних его начал. Это бывает у тех, кои допускают Господа к возвращению себя в первобытное состояние творения. Уверить истиною могу вас, что я чрез тысячу лет, теперь не имею ни в чём недостатка ни в способности, ни в силе, ни в крепости, и вовся не знаю ничего об уменьшении их; ибо они, чрез непрестанное втечение вышеупомянутой всеобщей Сферы, непрерывно обновляются, и веселят также тогда дух, а не печалят, как у тех, которые терпят умаление их. Сверх того, Любовь истинно супружественная есть совершенно как Теплота вешняя, от втечения коей всё стремится и как бы дышит для произрастений и плодотворений. В Небе нашем не иная есть Теплота, почему и у Супругов там есть Вешнее в непрестанном своём стремлении, от котораго зависит и крепость сил. Но плодотворения у нас в Небесах иныя нежели на земле. У нас духовныя плодотворения любви и премудрости или блага и истины: Жена из премудрости Мужа воспринимает в себя любовь его, а Муж из любви его в Жене воспринимает в себя премудрость; и Жена действительно образуется в любовь премудрости Мужа, чрез восприятие размножение души его, с увеселением, происходящим из того, что желает быть любовью премудрости Мужа своего. Так она бывает из Девы Женою и подобием; от этого также любовь с внутреннейшею своею дружбою у Жены, и премудрость со своим благополучием у Мужа непрестанно растут вечно, такое есть Состояние Ангелов Неба. Говоря это Ангел, посмотрел на пришедших недавно из Мiра, и потом сказал им: знаете ли, что вы когда были в силе и крепости любви, тогда любили супруг ваших, а по увеселений отвращались от них; но не знаете, что мы в Небе любим супруг не по крепости той, но что крепость эта у нас есть из любви, и что так как любим супруг, то и помянутая всегдашняя способность от этого у нас есть. Почему, если можете переменить состояние, то можете и это понять; не всею ли мыслью, и не всем ли телом любит свою супругу тот, кто её непрестанно любит? Любовь обращает все направления мысли и тела к любимому; и, так как это бывает взаимно, то и сочетавает их так, чтобы они были как одно. — Далее Ангел сказал: не говорю вам о Любви супружественной, от сотворения впечатлённой в мущин и в женщин, и о наклонности их к законному соединению, ни о способности умножать премудрость из любви истины, —и что сколько человек любит премудрость из любви к ней, или истину из блага, столько он есть в любви истинно супружественной и в спутнице ея, то есть, в крепости сил.

 

356. Этими словами кончил Ангел свою беседу и Новопришедшие понимали из духа разговора Ангельскаго, что может быть всегдашняя способность увеселения; и так как это веселило мысли их, то они сказали: ах, сколь благополучно состояние Ангелов. Понимаем, что вы в Небесах вечно пребываете в состояния юности (adolescentia) и от того в крепости этого возраста. Но скажи нам, каким способом и мы можем приобрести такую же крепость сил? На это Ангел отвечал: убегайте Прелюбодеяний, как адских и приходите к Господу и будете иметь. Они сказали: будем оных убегать так, и будем приходить к Господу. Ангел же отвечал им: не можете убегать прелюбодеяний, как зол адских, если не будете также убегать и прочих зол, ибо прелюбодеяния составляют вместилище всех зол, и ежели их не станете убегать, то не можете и приходить к Господу, потому что Господь таковых не принимает. После этого, Ангел оставил их и новопереселившиеся духи отошли прискорбными.

 

О Ревности.

357. Здесь дело идет о Ревности, потому, что и она также принадлежит к Любви супружественной: но бывает Ревность справедливая и несправедливая. Ревность справедливая у супругов, взаимно друг-друга любящих, есть справедливое и благоразумное Рвение, предупреждающее всякое нарушение любви их супружественной, и оттуда справедливое соболезнование, ежели любовь эта нарушается. Ревность же несправедливая бывает у тех, кои по природе недоверчивы и у которых от клейкой и желчной крови происходит прискорбие мысли. —Сверх этого некоторые считают всякую ревность за порок, а особенно блудники, которые поносят и справедливую ревность. И так должно знать, что Ревность (Zelotypia) получает своё наименование от ИЗОБРАЖЕНИЯ РВЕНИЯ (ex ZELI TYPO), которое бывает изображением или подобием рвения справедливаго и рвения несправедливаго. Но эти различия изъяснены будут в следующем порядки: I. Что Рвение, само по себе разсматриваемое, есть огонь любви горящийй. II. Что жар или пламя этой любви или рвения, есть жар или пламя духовное, происходящее от оскорбления и нападения на любовь. III. Что Рвение у человека бывает таким, какая его любовь; следовательно иное у коей есть любовь блага, и иное у кого есть любовь зла. IV. Что рвение Любви блага и рвение Любви зла во внешних началах кажутся между собою подобными, —но во внутренних вовсе несходны. V. Что рвение Любви блага во внутренних своих началах сохраняет любовь и дружбу; рвение же любви зла во внутренних своих началах сохраняет ненависть и мщение. VI. Что рвение Любви супружественной называется Ревностью. (Zelotypia). VII. Что Ревность есть как огонь горящий против оскорбляющих любовь с супругою; также она есть как ужасная боязнь, чтобы не лишиться этой любви. VIII. Что Ревность духовная бывает у одножённых, естественная же у многожённых. IX. Что ревность у супругов, тесно друг друга любящих, есть справедливое соболезнование из здраваго разсудка, чтобы любовь супружественная не разделилась, и так бы не погибла. X. Что ревность у супругов, не любящих друг друга, бывает по многим причинам; у некоторых же от различного прискорбия мысли. XI. Что у некоторых не бывает никакой ревности и по разным причинам. XII. Что Ревность бывает и за наложниц, но не такая, какая за жён. XIII. Что Ревность есть и у скотов и у птиц. XIV. Что Ревность у мущин и у мужей иная, нежели у женщин и у жён. — Теперь следует Изъяснение этих Членов.

 

358. I. ЧТО РВЕНИЕ, САМО ПО СЕБЕ РАЗСМАТРИВАЕМОЕ, ЕСТЬ ОГОНЬ ЛЮБВИ ГОРЯЩИЙ. Не зная значения рвения, нельзя знать и значения Ревности, ибо Ревность есть рвение любви супружественной. Рвение есть как огонь любви горящий потому, что Рвение происходит из любви, а любовь есть теплота духовная, которая в начале своем есть как огонь. Что касается до перваго, что рвение есть из любви, —то об этом известно; ибо не иное разумеется чрез рваться (zelare) и действовать из рвения, кроме силою любви. Но как это рвение, при обнаружении своем, не кажется любовью, а подобно недругу и неприятелю, обиженному и воюющему против вредящаго любовь; то поэтому и может называться защитником и охранителем любви: ибо всякая любовь есть такова, что когда из своих приятностей вынуждается, тогда вырывается с неудовольствием и гневом и даже с яростью. Почему, если кто-либо прикасается любви, особливо же властвующей, то бывает движение духа, а ежели прикосновение это наносит вред, то бывает воспаление. Из этого видеть можно, что рвение не составляет высочайшей степени любви, но что оно есть горящая любовь. Любовь одного и соответствующая любовь другого, есть как два союзника: когда же любовь одного возстает против любви другого, тогда бывают как неприятели. Причина этому та, что любовь есть быть или сущность (esse) жизни человека; следовательно, кто нападает на любовь, тот нападает на жизнь, и тогда бывает состояние воспаления против нападателя, подобно состоянию каждаго человека, когда другой приближаясь, покушается его убить. Такое воспаление или запальчивость есть у каждой любви, даже и у самой кроткой, чему явным доказательством служат курицы, утки и прочия всякаго рода птицы: они без страха возстают против тех, и на них налетают, которыя или вредят их птенцов или похищают корм. —Не безизвестно также и то, что некоторые и скоты имеют гнев, а звери ярость, при малейшей обиде детищей их, или унесении добычи. —О любви говорится, что она горит как огонь потому, что любовь есть не что иное как теплота духовная, происходящая из Солнца Ангельскаго, которое есть чистая Любовь. Что Любовь есть теплота как из огня, об этом явствует из теплоты тем живущих, которая не от инуда есть как из любви их; также, что человеки разгорячаются и воспламеняются по возвышениям любви. Из этого явствует, что рвение есть огонь любви горящий.

 

359. II. ЧТО ЖАР ИЛИ ПЛАМЯ ЭТОЙ ЛЮБВИ ИЛИ РВЕНИЯ ЕСТЬ ЖАР ИЛИ ПЛАМЯ ДУХОВНОЕ, ПРОИСХОДЯЩЕЕ ОТ ОСКОРБЛЕНИЯ И НАПАДЕНИЯ НА ЛЮБОВЬ. Что Рвение есть жар или пламя духовное, об этом явствует из вышесказаннаго; и как Любовь в Мiре Духовном есть теплота, происходящая из Солнца там, то поэтому и Любовь издали кажется там как пламя. Так кажется любовь небесная у Ангелов Неба: так и любовь адская у духов Ада: но должно знать, что пламя то не жжёт и не палит, как пламя в Мiре естественном. Что Рвение происходит от нападения на любовь, то потому, что Любовь есть теплота жизни каждаго; почему, когда на любовь нападают, то теплота жизни возжигается, противустоит и, вырвавшись против нападателя, действует как неприятель из своей силы и могущества, которое есть как пламя, из огня вырывающееся на вынудившаго оное. Что такое Рвение действует подобно огню, об этом явствует из сверкающих глаз, из воспаляющегося лица, также из голоса речи и из телодвижений: это производит любовь, так как она есть теплота жизни, и производит для того, чтобы она не погасла, а с нею также скорость, живость и удобоощущение приятности из своей любви.

 

360. Что любовь воспаляется и воспламеняется в ревность так, как огонь в пламя, от оскорбления или нападения на неё, об этом будет сказано: Любовь имеет свое пребывание в воле человека, но в самой воле не воспаляется, а в разуме; ибо в воле она есть как огонь, а в разуме как пламя. Любовь из воли ничего о себе не знает, потому что ни малейше там себя не чувствует, ниже от себя там действует; но это бывает в разуме и его помышлении. Почему, когда любовь почувствует нападение, тогда огорчается в разуме, чрез случающияся разные споры или противоречия, подобныя сухим бревам, загорающимся и пламенеющим от огня, или как сгораемыя вещества, производящия то духовное и многоразличное пламя.

 

361. Следует теперь открыть причину, что человек воспаляется от нападения на любовь: Форма человеческая в наивнутреннейших своих началах от сотворения есть форма любви и премудрости; в человеке же все побуждения любви и оттуда все познания премудрости находятся в самом совершеннейшем порядки, и расположены так, чтобы совокупно составляли единодушие или единомыслие, и так производят одно. Все те побуждения и познания находятся осуществлёнными, потому что сущности составляют их подлежащия. Когда же из них составлена Человеческая форма, то явствует, что ежели любовь чувствует нападение, в таком случай в то же самое время или вместе терпит и целая та форма со всеми и каждым в ней. Так как всем живым от сотворения впечатлено желание пребыть навсегда в своей форме, то этого желает и общий состав (compages) от каждаго и каждые от общаго; и поэтому любовь, при нападении на неё, защищает себя посредством разума своего, а разум посредством разсудительностей, вообразительностей, чрез которыя представляет он себе случай, а наиболее чрез те, кои действуют одно с любовью нападаемою. Если бы этого не производило лишение той любви, то целая оная форма была бы приведена в безсилие, оттуда происходит, что любовь, дабы могла сопротивляться нападениям, жесточит субстанции или сущности формы своей, и подымает столько жал, как бы в виде птичьяго гребня, то-есть, вооружается. Таковое есть огорчение любви, называемой Рвением. Почему, если не бывает сил к сопротивлению, то начинается безпокойство и печаль, так как предвидит погашение внутренней жизни с ея приятностями. Напротив же, когда любовь ощущает благоприятство и ласки, то и упомянутая форма ослабляет себя, смягчается, распространяется и формы субстанции бывают кроткия, ласковыя, милостивыя и благосклонныя.

362. III. ЧТО РВЕНИЕ У ЧЕЛОВЕКА БЫВАЕТ ТАКИМ, КАКАЯ ЕГО ЛЮБОВЬ; СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ИНОЕ У КОГО ЕСТЬ ЛЮБОВЬ БЛАГА, И ИНОЕ У КОГО ЕСТЬ ЛЮБОВЬ ЗЛА. — Так как Рвение есть Любовь, то и следует, что оно бывает таким, какая любовь; и как вообще существуют две любви: Любовь блага и из нея истины, и Любовь зла и из нея лжи, то

поэтому вообще и бывает Рвение для блага, а из него для истины, также Рвение для зла, а из него для лжи. Впрочем, надобно знать, что и та и другая любовь безконечно различны, как совершенно явствует от Ангелов Неба и от духов ада. Эти и те в Мiре духовном составляют формы своей любви, и нет ни одного Ангела Неба совершенно подобнаго другому— лицом, речью, походкою, обращением и нравами; равно нет таковаго ни одного духа адскаго, и вечно быть не может, хотя бы они умножались тьмами тем. Из чего и явствует, что Любви безконечно различны, потому, что и формы их таковы же. Подобно и Рвение, ибо оно есть из любви, то-есть, что не может быть одного Рвения совершенно подобнаго, или того же Рвения, какое у другаго. Вообще же есть Рвение любви блага и Рвение любви зла.

 

363. IV. ЧТО РВЕНИЕ ЛЮБВИ БЛАГА И РВЕНИЕ ЛЮБВИ ЗЛА, ВО ВНЕШНИХ НАЧАЛАХ КАЖУТСЯ МЕЖДУ СОБОЮ ПОДОБНЫМИ, НО ВО ВНУТРЕННИХ ВОВСЯ НЕСХОДНЫ. Рвение во внешности у каждаго представляется как гнев и запальчивость; ибо оно есть Любовь возжелания и воспламененная к защите себя против нарушителя и для удаления его. Что рвение блага и рвение любви зла представляются подобными во внешних началах, этому причиною есть то, что когда любовь есть во Рвении, то она у каждаго воспаляется; но у человека благого—во внешних только началах, у человека же злого—как во внешних, так и во внутренних: и пока внутренния начала невидимы, то Рвение кажется подобным во внешних. Но что вовся несходны они во внутренних, о том показано будет в нижеследующем Члене. Что Рвение представляется во внешних началах как гнев и запальчивость, это видеть и слышать можно от всех тех, кои, будучи во Рвении, говорят и действуют из него: например, от Священника, когда он из Рвения проповедует, тогда голос речи его есть возвышенный, сильный, пронзительный и колющий; лицо его разогревается и потеет, он возвышает себя, бьёт руками об кафедру и против делающих зла, вызывает огонь из ада. Подобно этому действие Рвения высказывается и у многих других.

 

364. Чтобы приобрести раздельную идею о Рвении у благих и о Рвении у злых, равно об их несходстве, то должно образовать некоторую идею о Внутренних и о Внешних началах у человеков, а чтобы ее образовать, то пускай будет об этом предмете идея простонародная, так как она нужна и для простого народа. Представьте эти два начала как Орех или Миндаль и как их ядра. Внутренния начала у благих, как ядра, внутри неповрежденныя и неиспорченныя, окруженныя своею скорлупою обыкновенною и природною; напротив же у злых, ибо Внутренния их начала похожи на такия ядра, которыя или по причине горечи негодны для употребления в пищу, или гнилыя, или червивыя. Внешния же их начала как скорлупы или корки оных, -либо подобныя природным, -либо красноватыя как пурпур из раковин (conchilia), или расписанныя как камни радужные (Lapides irides). Таковыми представляются внешния их начала, в которых скрываются вышеупомянутыя внутренния. Подобно этому бывает и Рвение их.

 

365. V. ЧТО РВЕНИЕ ЛЮБВИ БЛАГА, ВО ВНУТРЕННИХ СВОИХ НАЧАЛАХ СОХРАНЯЕТ ЛЮБОВЬ И ДРУЖБУ; РВЕНИЕ ЖЕ ЛЮБВИ ЗЛА ВО ВНУТРЕННИХ СВОИХ НАЧАЛАХ СОХРАНЯЕТ НЕНАВИСТЬ И МЩЕНИЕ. —Сказано уже, что Рвение во внешних началах, как у состоящих в любви блага, так и у находящихся в любви зла, представляется как гнев и запальчивость. Но как Внутренняя начала у них другия, то и гнев и запальчивость те иныя, о чём и следует изъяснение: 1) Рвение любви блага есть как пламя небесное, которое никогда не вырывается на другого, но только себя защищает и защищает себя против злого так, как когда этот падает на огонь и сжигается; Рвение же любви зла есть как пламя адское, которое из себя вырывается, нападает на другого и хочет его истребить. 2) Рвение любви блага тотчас воспаляется и утихает, когда другой оставляет нападение; но Рвение любви зла продолжается и не прекращается. 3) Причина этому та, что у состоящаго в любви блага Внутреннее начало есть в себе кроткое, ласковое, дружественное и благосклонное; почему, хотя Внешнее начало у него для защиты себя и делается грубым и неприступным, возстает и жестоко поступает, но при всём том из блага, в котором находится начало его Внутреннее, есть уравномеренное. Иначе же бывает у злых: у них Внутреннее начало есть недружественное, неукротимое, жестокое, дышущее ненавистью и мщением, и питающее себя приятностью оных; и хотя примиряется, однако же все те зла скрываются как огни под пеплом, и эти огни, если не в Мiре, то по смерти вырываются.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.