|
|||
Эммануил Сведенборг 24 страницаI. Что, если не с одною женою, то не может быть Любовь истинно супружественнал; следовательно, ни истинно супружественная дружба, доверие, могущество или сила, и такое соединение мыслей, чтобы сделались одною плотью. II. Что по этому, если не с одною женою, то не могут быть блаженства небесныя, благополучия духовныя и приятности естественныя, от начала провиденныя для тех, кои находятся в любви истинно супружественной. III. Что все эти блага не могут быть иначе, как от Единаго Господа, и не даются иным, кроме тех, кои к Нему Единому приходят и живут по заповедям Его. IV. Следовательно, Любовь истинно супружественная с ея благополучгями, не может быть у иних, кроме у тех, кои от Церкви Христианской. V. Что поэтому не позволяется Христианину брать в жёну, кроме одной. VI. Что Христианин, когда женится многими, тогда делает прелюбодеяние не только естественное, но и духовное. VII. Что Народу Израильскому позволено было жениться многими потому, что у него не было Церкви Христианской, а по этому не могла быть и Любовь истинно супружественнал. VIII. Что ныне Магометанам позволено иметь многих жён потому, что они не признают Господа иисуса Христа за Единаго с иеговой отцом, и так за Бога Неба и Земли; а поэтому не могут воспринимать и любовь истинно супружественную. IX. Что Небо Магометанское есть ниже Неба Христганского, и оно разделено на два Неба вышнее и нижнее; и что в Небо их вышнее входят те только, кои оставляют наложниц, живут с одною женою и признают Господа нашего равным Богу Отцу, Которому дано Господствование или власть на Небеси и на Земли. X. Что Многожёнство есть похотливость. XI. Что у Многожённых не может быть супружественное Целомудрие, Чистота и святость. XII. Что Многожённые, пока пребывают многожёнными, не могут быть духовными XIII. Что Многожёнство не есть грех для тех, у которых оно допущено Религею. XIV. Что Многоженство не есть грех для тех, которые находятся в неведении о Господе.
333. I. ЧТО ЕСЛИ НЕ С ОДНОЮ ЖЕНОЮ, ТО НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ЛЮБОВЬ ИСТИННО СУПРУЖЕСТВЕННАЯ; СЛЕДОВАТЕЛЬНО, НИ ИСТИННО СУПРУЖЕСТВЕННАЯ ДРУЖБА, ДОВЕРИЕ, МОГУЩЕСТВО ИЛИ СИЛА И ТАКОЕ СОЕДИНЕНИЕ МЫСЛЕЙ, ЧТОБЫ ДВОЕ СДЕЛАЛИСЬ ОДНОЮ ПЛОТИЮ. — Что любовь истинно супружественная ныне столь редка есть, что вообще об ней не знают, об этом несколькократно объяснено выше; а что действительно она находится, о том показано в своей Статье и после той Статьи попеременно в следующих Членах. — Иначе же, кто не знает, что находится такая любовь, которая превосходством и приятностью своею превышает все прочия любви так, что все они, в сравнении с нею малы? Что она превосходит любовь себя, любовь Мiра и даже любовь жизни, о том свидетельствуют опыты. Были ли и находятся ли такие, которые пред женщиною желанною и прошенною в невесту повергаются на колена, молят её как богиню, и как подлые рабы предаются угождениям ея? Это значит, что такая любовь превосходит любовь себя. — Были ли и находятся ли и такие, которые для женщины желанной и прошенной в невесту, за ничто считают богатства и сокровища, ежели их имели; также и такие, которые расточают богатства? Это значит, что та любовь превосходит любовь Мiра. — Были ли и находятся ли такие, которые для женщины желанной и прошенной в невесту, считают самую жизнь свою за ни что, и лучше желают умереть, нежели получить отказ? о чём свидетельствуют многие поединки и даже смертные. Это показываете что та любовь превосходит любовь жизни. — Были ли и находятся ли такие, которые от женщины желанной и прошенной в невесту, получив отказ, сделались безумными?... Кто из такого начинания этой любви у многих может рассудительно заключить, что любовь эта, по своей сущности, как верховная, господствует над всякою другою любовью, и что тогда душа человека есть в ней и обещает себе с желанною и прошенною блаженства вечныя? Кто при всем исследовании может видеть другую причину, кроме той, что причитает душу свою и сердце свое к одной; ибо, если бы любящему, когда он в таком состоянии находится, предложено было избрать из всего пола достойнейшую, богатейшую и красивейшую, то не пренебрег ли бы он это избрание, и не прилепился ли бы к прежде избранной?.. К ней одной расположено сердце его. Это сказано для того, чтобы вы познали, что любовь супружественная имеет такое превосходство, то есть тогда, когда одна из пола единственно бывает любимою. Какой разум очищенный, смотря на такие доводы, не может из них заключать, что если любящий от души или из внутреннейших начал, постоянно пребывает в любви к ней, то достигнет тех вечных блаженств, которыя он себе до согласия обещал и в согласии обещает? Но что он достигает тех блаженств, если приходит к Господу и от Него живёт в истинной религии, — об этом выше показано. — Кто иной свыше (a superiore) входит в жизнь человека, и радости небесныя внутренния вселяет и в последующия переносит, и тем ещё более, когда дарует вместе с этими неоскудевающую силу? Что не бывает такой любви и не может быть, потому только, что ея нет или у меня, или у того и другого, не следует принять в заключение.
334. Поелику любовь истинно супружественная соединяет души и сердца двух, то по этому она соединена и с дружбою, а чрез эту и с доверием, делая обоих их супружественными, которыя столько превосходят прочия дружбы и доверия, что как любовь эта есть любовь любвей, так и эта дружба есть дружба дружб, равно и доверие. Что также превосходит могущество или сила, тому многия причины, из коих некоторый открываются во ВТОРОЙ ДОСТОПАМЯТНОСТИ, приложенной после этой Статьи; из каковаго могущества или силы следует продолжение супружественной любви. Что чрез любовь истинно супружественную двое товарищей бывают одною Плотью об этом показано в особой Статье от п. 156 до 183-го.
335. II. ЧТО ПО ЭТОМУ, ЕСЛИ НЕ С ОДНОЮ ЖЕНОЮ, ТО НЕ МОГУТ БЫТЬ БЛАЖЕНСТВА НЕБЕСНЫЯ, БЛАГОПОЛУЧИЯ ДУХОВНЫЯ И ПРИЯТНОСТИ ЕСТЕСТВЕННЫЯ, ОТ НАЧАЛА ПРОВИДЕННЫЯ ДЛЯ ТЕХ, КОИ НАХОДЯТСЯ В ЛЮБВИ ИСТИННО СУПРУЖЕСТВЕННОЙ. Называются блаженствами небесными, благополучиями духовными и приятностями естественными потому, что Мысль человеческая разделена на три Вместилища, из которых вышнее называется Небесным, второе Духовным, а третье Естественным; эти три вместилища у состоящих в любви истинно супружественной находятся открытыми, а притом и втечение следует по порядку открытий. Приятности этой любви в вышнем Вместилище, будучи превосходнейшими, ощущаются как блаженства; средния же, будучи менее превосходными, ощущаются как благополучия, а нижния как приятности. О существовании этих ощущений и чувствовании, явствует из ДОСТОПАМЯТНОСТЕЙ. Что все те благополучия, от начала провидены для находящихся в любви истинно супружественной, то потому, что Безконечность всех блаженств есть в Господе, и Он есть Божественная Любовь, любви же сущность есть желание сообщить все блага другому любимому; по этому, вместе с человеком создана и та любовь, и в ней впечатленна способность воспринимать и понимать те блага. Кто имеет столько тупой и непонятной разум, чтобы не мог видеть, что есть некоторая любовь, в которую от Господа собраны, внесены и помещены все блаженства, благополучия и приятности, какия нигде более помещены быть не могут?
336. III. ЧТО ВСЕ ЭТИ БЛАГА НЕ МОГУТ БЫТЬ ИНАЧЕ, КАК ОТ ЕДИНАГО ГОСПОДА, И НЕ ДАЮТСЯ ИНЫМ, КРОМЕ ТЕМ, КОИ К НЕМУ ЕДИНОМУ ПРИХОДЯТ И ЖИВУТ ПО ЗАПОВЕДЯМ ЕГО. Об этом прежде на многих местах доказано: здесь же должно присовокупить только то, что все упомянутыя блаженства, благополучия и приятности не могут быть иначе, кроме от Господа, и что по этому к Нему только Единому следует приходить. К кому же другому, когда чрез Него вся было, Иоан.: I: 3; когда Он есть Бог Неба и Земли, Мате.: XXVIII, 18; когда нигде же никакое видение Бога Отца видено, или глас Его слышан бысть, кроме чрез Него, Иоан.: I: 18; V: 37; XIV: 6—11. Из этих и премногих других доводов н Слове явствует, что сочетание любви и премудрости, или блага и истины, из котораго ведут Супружества своё начало, происходит от Единаго Господа. Поэтому и следует, что Любовь истинно супружественная со своими благополучиями не даётся иным, кроме тем только, которые к Нему приходят и живут по заповедям Его, ибо с такими Он соединён посредством любви, Иоан.: XIV; 21—24.
337. IV. СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ЛЮБОВЬ ИСТИННО СУПРУЖЕСТВЕННАЯ С ЕЯ БЛАГОПОЛУЧИЯМИ, НЕ МОЖЕТ БЫТЬ У ИНЫХ, КРОМЕ У ТЕХ, КОИ ОТ ЦЕРКВИ ХРИСТИАНСКОЙ. —Что Любовь супружественная такая, какая описана в своей Статьи, от п. 57 до 73 и в следующих за тем статьях, и потому такая, какая она есть в своей сущности, —не бывает у иных, кроме у тех, кои от Церкви Христианской, этому причиною то, что Любовь эта происходит от Единаго Господа, и Господь нигде не бывает столько знаем, как в Церкви, где можно к Нему приходить; также потому, что эта Любовь есть у каждаго по состоянию Церкви, как показано выше в п. 30. Притом и подлинное состояние Церкви не от куда есть, как от Господа; следовательно, не у иных, кроме у тех только, кои от Него воспринимают эту Любовь. Что эти два начала есть введения и установления супружественной любви, о том довольно ясно уже доказано выше, почему здесь повторять и не нужно. Но что Любовь истинно супружественная есть столь редка в Христианском Круге (п. 58 и 59), то потому, что немногие приходят к Господу, и между ними некоторые есть такие, кои, хотя веруют Церкви, но живут иначе; о чем и о прочих причинах изложено в АПОКАЛИПСИСЕ ОТКРОВЕННОМ, где описывается полное состояние нынешней Христианской Церкви. Однакоже и без того явствует истина, что Любовь истинно супружественная не может быть у иных, кроме у тех, кои от Церкви Христианской: почему и Многоженство оттуда должно быть вовся изпомещено. Что и это есть по Божественному Провидению Господа, о том совершенно очевидно для тех, которые справедливо мыслят о Провидении.
338. V. ЧТО ПОЭТОМУ НЕ ПОЗВОЛЯЕТСЯ ХРИСТИАНИНУ БРАТЬ В ЖЕНУ, КРОМЕ ОДНОЙ. Это следует как заключение из доказательств, содержащихся в предыдущих Членах. К ним надобно присовокупить только то, что подлинная Супружественность или сочетательность в мысли Христианския впечатленна гораздо глубже, нежели в мысли Язычников, держащихся Многоженства, —и что Мысли Христианския удобнее к восприятию этой любви, нежели мысли многожённых; ибо Супружественность впечатленна во внутреннейшия начала мысли Христиан, так как они признают Господа и Божество Его из внешнейших начал мысли их чрез Законы гражданские.
339. VI. ЧТО ХРИСТИАНИН, КОГДА ЖЕНИТСЯ МНОГИМИ, ТОГДА ДЕЛАЕТ ПРЕЛЮБОДЕЯНИЕ НЕ ТОЛЬКО ЕСТЕСТВЕННОЕ, НО И ДУХОВНОЕ. — Что Христианин, женящийся многими или на многих, делает прелюбодеяние естественное, это доказывают слова Господа: “но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, [тот] прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует. ” Мате.: XIX: 3—10. Следовательно, более еще творит это тот, кто не отпуская своей жены, имеет кроме ея, другую. Этот, объявленный от Господа Закон о Супружества, заимствует внутренннию свою причину из Сочетания духовнаго; ибо всё то, что сказал Господь, есть духовное, разумеемое чрез сие: “Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь. ” Иоан.: V. 63. Духовное, находящееся внутри, состоит в том, что чрез Многожённое Сочетание или супружество в Христианском Круги оскверняется Сочетание Господа и Церкви, подобно и Сочетание блага и истины, сверх этого и Слово, а с Словом и Церковь; осквернение же их есть Прелюбодеяние духовное. —Что Осквернение блага и истины Церкви и Слова, Соответствует Прелюбодеянию, и что оттуда есть Прелюбодеяние духовное, также олжетворение блага и истины, но в меньшей степени, об этом доказано в АПОКАЛИПСИСЕ ОТКРОВЕННОМ в п. 134. -Что чрез Супружества или сочетания многожённыя у Христиан оскверняется Сочетание Господа и Церкви, то потому, что находится Соответение между этим Божественным Сочетанием и между сочетаниями Христиан, о чем видеть можно выше в п. 53—102. Это соответствие вовся погибает, если к жене присовокупляется жена, и с нею погибает человек супруг, не оставаясь более Христианином. —Чрез Сочетания или супружества многожённыя у Христиан оскверняется Сочетание блага и истины потому, что из этого Духовнаго Сочетания происходят Супружества или сочетания на земле. Христианския Супружества от супружеств прочих Языков различествуют в том, что как благо любить истину, а истина любит благо, и составляют одно, —так жена и муж. Почему, если бы Христианин присовокуплял жену к жене, то означенное Духовное Сочетание у него разрушилось бы, и потому осквернил бы начало своё, и так он делал бы Прелюбодеяние духовное. — Что Сочетания или Супружества на земле, происходят из Сочетания блага и истины, о том видеть можно выше в п. 116—131. —Что Христианин чрез сочетание многоженное осквернял бы Слово и Церковь, ибо Слово, в себе разсматриваемое есть Сочетание блага и истины, подобно и Церковь, сколько она есть в Слове, —о том показано также выше в п. 128—131. —Итак, поелику человек Христианин, зная Господа, имеет Слово, и чрез Слово от Господа есть у него Церковь; то явствует, что он имеет более человека не Христианина способность быть перерожденным, —следовательно духовным, и также следовать Любви истинно Супружественной; ибо еж соединяются тесно. —Но как те из Христиан, которые женятся на многих, делают не только прелюбодеяние естественное, но вместе прелюбодеяние Духовное; то следует, что осуждение многоженных Христиан по смерти тягостнее осуждения тех, которые делают прелюбодеяние только естественное. На вопрос мой о состояии их по смерти, я получил ответ, что для таких вовся затворено Небо, а во аде они кажутся как бы лежащее в горячей банной воде, в сосуде, вмещающем эту воду; что так они кажутся из дали, хотя стоят на ногах и ходят; что такое состояние есть от внутренняго их безумия, и что некоторые из числа таковых брошены в пропасти, находящаяся в пределах Мiров.
340. VII. ЧТО НАРОДУ ИЗРАИЛЬСКОМУ ПОЗВОЛЕНО БЫЛО ЖЕНИТЬСЯ МНОГИМИ ПОТОМУ, ЧТО У НЕГО НЕ БЫЛО ЦЕРКВИ ХРИСТИАНСКОЙ, А ПО ЭТОМУ НЕ МОГЛА БЫТЬ И ЛЮБОВЬ ИСТИННО СУПРУЖЕСТВЕННАЯ. -Находятся ныне такие, которые об Установлении, касающемся до Супружеств одноженных или одного мужа с одною женою, мыслят сомнительно и с разсудком своим борются, думая, что как Многоженныя супружества явно позволены были Народу Израильскому и его Царям, также Давиду и Соломону, —то поэтому будто бы сами по себе позволяются и для Христиан. Но такие не знают ничего особаго или исключительнаго о Роде Израильском и о Христианском, ниже о внутренних и внешних существенностях Церкви, также о переменении Господом Церкви Внешней во Внутренннию; следовательно не знают ничего по внутреннему суждению о Супружествах. —Вообще надобно знать, что человек рожден естественным для того, дабы был духовным; что сколько он бывает естественным, столько находится как бы в ночи и как бы во сне относительно познаний духовных, —и что тогда не знает никакого различая между человеком Внешним—естественным и Внутренним—духовным. Что у Народа Израильскаго не было Церкви Христианской, об этом известно из Слова, ибо они ждали Мессию, как и доныне еще ожидают, который бы их возвысил над всеми языками и народами в Мiре. Хотя же им сказано было, и еще будет сказано, что Царство Мессии есть над Небесами и следовательно над всеми языками; но они сочли это за пустыя речи, почему и Христа или Мессию Господа нашего, когда Он пришел в Мiр, не только не признали, но и из Мiра безчеловечно удалили. Из чего и явствует, что у этого народа не было Церкви Христианской, так и ныне нет; те же, у коих нет церкви христианской—естественные и внешно и внутренно, и таким не препятствует Многоженство, потому, что оно вселяется в естественнаго человека, который о любви в супружествах понимает не иначе, как о похоти телесной. Это самое и разумеется чрез Господни слова: Что Моисей по ЖЕСТОКОСЕРДИЮ ИХ позволил им пустить жены, но что от начала так не было. Матф.: XIX: 8. Сказано, что Моисей позволил, дабы знали, что не Господь. —Что Господь учил Внутренняго - духовнаго человека, об этом известно из заповедей Его и из упразднения Обрядов, которые служили Служением для Естественнаго только человека. Из заповедей Его об Умовении, которое есть очищение Внутренняго человека, Мате.: XV: 1, 17, 20. XXIV: 25, 26. Марк.: VII: 14—23; о Прелюбодеянии, что оно есть похоть воли, Мате.: V: 28. Об Отпущение жены, что оно непозволеное, —и о Многоженстве, что оно не сходственное с Божественным Законом, Мате: XIX: 3—9. Этим и другим многим отношениям Внутренняго и духовнаго человека учил Господь, так как Один только Он открывает внутрениия начала Мыслей человеческих и делает их духовными, вселяя их в естественныя, дабы и эти заимствовали духовную сущность; а это бывает тогда, когда человек приходит прямо к Господу и живёт по заповедям Его, то есть, когда верит в Него и убегает зол, так как они диавольския и от диавола, и делает блага, так как они Господни и от Господа, —и как это, так и то делает будто бы от себя, веря притом, что все то чрез него творит Господь. —Что Господь открывает Внутренняго духовнаго человека и вселяет во Внешняго, существенною причиною есть то, что каждый человек естественно мыслит и естественно делает; а поэтому ничего духовнаго не может понимать и то воспринимать в своё естественное, да и не мог бы, если бы Бог не принял Человечества Естественнаго и не сделал бы сие Божественным. —Из этого теперь явствует истина, что Народу Израильскому позволено было жениться многими или на многих, потому, что у него не было Церкви Христианской.
341. VIII. ЧТО НЫНЕ МАГОМЕТАНАМ ПОЗВОЛЕНО ИМЕТЬ МНОГИХ ЖЁН, ПОТОМУ, ЧТО ОНИ НЕ ПРИЗНАЮТ ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА ЗА ЕДИНАГО С ИЕГОВА ОТЦЕМ, И ТАК ЗА БОГА НЕБА И ЗЕМЛИ; А ПОЭТОМУ НЕ МОГУТ ВОСПРИНИМАТЬ И ЛЮБОВЬ ИСТИННО СУПРУЖЕСТВЕННУЮ. Магометане по Религии, от Магомета им данной, признают иисуса Христа за Сына Божия и Величайшаго Пророка, и что Он от Бога Отца послан в Мiр для научения человеков; но не верят тому, что Бог Отец и Он едино суть, и что Божество и Человечество Его составляют одно Лице, соединённое так, как душа и тело, по вере всех Христиан, основанной на Исповедании Афанасьевом. По той причине и последователи Магомета не могли признать Господа нашего за Бога предвечнаго, но только за человека совершенно естественнаго. Поелику же так думал Магомет, то поэтому и ученики его последователи так же думают; и как они знали, что Бог один, и Он есть Бог, Который сотворил Вселенную, то и не могли не обойти Его при своём поклонении, тем более, что и Магомета выставляют за величайшаго Пророка, и не знают даже чему Господь учил. По такой причине, внутрениия начала мысли их, которыя в себе есть духовныя, не могли быть открытыми. Что эти начала открываются от Единаго Господа, о том видеть можно выше в п. 340. Что Господь открывает эти начала тогда, когда признавая Его за Бога Неба и Земли, к Нему Единому приходят, и у тех, кои по заповедям Его живут, — этому есть подлинная причина то, что иначе не бывает соединения, без соединения же нет и восприятия. У человека бывает присутствие Господа и соединение с Ним; когда человек приходит к Господу, тогда есть присутствие, и когда человек живет по заповедям Его, тогда есть соединение: одно же присутствие Его бывает без восприятия, а присутствие и вместе соединение бывает с восприятием. Об этом из Мiра духовнаго объявлю следующую новость: Там каждый представляется присутствующим (praesens sistitur) по помышлению о нём, но не каждый соединяется с другим, разве только по побуждению любви; побуждение же любви вселяется чрез исполнение слов и воли его. Это, в Мiре духовном известное, ведёт начало своё от Господа, то-есть, что Он так присутствует и так соединяется. Это сказано с тем, что бы известно было, для чего Магометанам позволено иметь многих жен, то-есть, потому, что Любовь истинно супружественная, существующая только между одним мужем и одною женою, не могла у них быть; ибо они по Религии не признали Господа равным Богу Отцу, и так за Бога Неба и Земли. Что любовь супружественная у каждаго есть по состоянию Церкви, о том показано выше в п. 130, также и в предшествовавших.
342. IX. ЧТО НЕБО МАГОМЕТАНСКОЕ ЕСТЬ ВНЕ НЕБА ХРИСТИАНСКАГО, И ОНО РАЗДЕЛЕНО НА ДВА НЕБА ВЫШНЕЕ И НИЖНЕЕ; И ЧТО В НЕБО ИХ ВЫШНЕЕ ВХОДЯТ ТЕ ТОЛЬКО, КОТОРЫЕ ОСТАВЛЯЮТ НАЛОЖНИЦ, ЖИВУТ С ОДНОЮ ЖЕНОЮ, И ПРИЗНАЮТ ГОСПОДА НАШЕГО РАВНЫМ БОГУ ОТЦУ, КОТОРОМУ ДАНО ГОСПОДСТВОВАНИЕ ИЛИ ВЛАСТЬ НА НЕБЕСИ И НА ЗЕМЛИ. Прежде, нежели об этом что-либо особенно будет сказано, нужно упомянуть предварительно несколько о Божественном Провидении Господа, относительно начала Религии Магометанской. Что эту Религию приняли более Царств, нежели Религию Христианскую, это может быть соблазном для тех, которые о Божественном Провидении мыслят, и вместе с тем верят, что никто не может спастись, если не родился Христианином; но для тех, которые верят, что все происходит по Божественному Провидению, Религия Магометанская не составляет соблазна: ибо эти ищут в чем оно состоит и находят. Состоит в том, что Магометанская Религия признает Господа нашего за Сына Божия, Премудрейшаго из человеков и за Величайшаго Пророка, который пришел в Мiр, чтобы научить человеков. Но как Алкоран только они сделали Книгою своей Релипи, а Магомет, писавший эту Книгу, придерживался их помышлений, за что они и имеют к нему почитание, —то поэтому они мало и думают о Господе нашем. Дабы знать обстоятельно, что эта Религия возбуждена по Божественному Провиденнию Господа, для истребления идолочествования у многих народов; то об этом теперь же будет сказано, —и во-первых о началах Идолочествования: Прежде Магометанской Религии было чествование кумиров или изваяний на всем земном шаре; причиною же этого было то, что все Церкви, до пришествия Господняго, были Представительными (Repraesentativae) каковою была и Церковь Израильская, в коей Скиния, Одежды Аароновы, Жертвоприношения, все вещи Храма иерусалимскаго, также и установлены были представительностями. У Древних же было знание Соответствий, которое также было знанием Представлений или изображений (Repraesentationum), составлявшим самое знание мудрых, особенно же когда оно было усовершенствовано Египтянами, от чего произошло и знаше их иероглифическое. Посредством этого Знания они понимали значение всякаго рода Животных, также всякаго рода Дерев, Гор, Холмов, Рек, Источников, равно Солнца, Луны и Звезд. Посредством такого знания, они понимали и о духовных предметах; ибо представляемыя изображения были началами, проистекающими из духовной премудрости у Ангелов. Но как всякое их Чествования было представительным и состояло из чистых Соответствий, — то поэтому на горах, холмах, в рощах и садах производили Чествования или поклонение (Cultus), также по этому освящали Источники, и в молениях своих обращались лицами к Восходу Солнца. Сверх того, делали изваяния коней, волов, тельцов, агнцов, даже птиц, рыб и змеев, которых и ставили в домах и в других местах, в порядки по духовным значениям Церкви, коим они соответствовали, или коих представляли. Подобныя изображения ставили и в своих Храмах, дабы чрез это воспоминать о Святости значений. По прошествии же времени, когда Знание Соотвйтствий забыто стало, тогда Потомство начало почитать самыя изваяния как бы сами по себе святыми, не зная того, что Древние Предки их не находили в тех изваяниях никакой святости, но что они только по своим соответствиям представляли и означали святости духовныя. Отсюда произошли Идолочествования или Идолопоклонства, наполнившия весь земной Мiр как в Азии, с окололежащими островами, так в Африки и Европе. Чтобы искоренить все такия Идолочествования, угодно было Божественному Провидении Господа открыть новую Религию, приспособленную к духу восточных народов, в которой бы было ничто из обоих Заветов Слова, и которая бы учила, что Господь пришёл в Мiр, и что Он есть величайший Пророк, Премудрейший всех и Сын Божий. Это случилось чрез Магомета, по имени котораго Религия та и названа. Из этого явствует, что такая Религия возбуждена по Божественному Провидению Господа, и к мнениям (или понятиям) жителей Восточных как уже сказано, приспособлена на тот конец, чтобы уничтожить Идолочествования столь многих языков, и дать им некоторое познание о Господе прежде, нежели по смерти своей придут в Мiр духовный. Религия эта не была бы принята столь многими Царствами, и не могла бы искоренить идолочествование их, если бы она не соответствовала идеям их, а особенно если бы не было позволено Многоженство; ибо жители Восточные, без этого позволения, более чем Европейцы пылали бы к скверным прелюбодеяниям и погибли бы.
343. Что и у Магометан есть Небо, то потому, что все на земном шаре признающее Бога, и по Религии убйгающии зол, как грехов против Него, спасаются. Что Небо Магометанское разделено на два—нижнее и вышнее, о том я от самих их слышал; также и о том, что в нижнем их небе живут со многими как женами, так и наложницами, подобно как и в Мiре; но что те, которые оставляют наложниц и живут с одною женою, возходят в вышнее Небо. Слышал я также, что невозможно им мыслить о Господе нашем так как о едином с Богом-Отцом, но могут они мыслить, что Он есть равный и что Ему дано господствовать на Небеси и на Земли, потому, что есть Сын Его. Почему и вера эта есть у тех, коим дает Господь возхождение в вышнее Небо.
344. Никогда дано было мне познать, какая теплота любви супружественной находится у многоженных. Когда я разговаривал с одним викарием Магомета, ибо сам Магомет лично нигде не присутствует, но вместо его викарии для того, чтобы новоприходящие из Мiра, видели этого как Магомета; то викарий тот, после некотораго со мною из дали разговора, переслал ко мне ложку из слоновой кости и другия вещи, служившия знаком, что они от него; и как тогда же при этом открылось и сообщение для теплоты любви их супружественной там, —то я почувствовал от него как бы теплоту в бани, столь смрадную и несносную, что я должен был отворотиться, и тотчас закрылся приход сообщительный.
345. X. ЧТО МНОГОЖЕНСТВО ЕСТЬ ПОХОТЛИВОСТЬ. Причиною этому то, что любовь многоженственная разделена между многими, и притом она есть любовь пола, также любовь внешняго или естественнаго человека, —следовательно не составляет любви супружественной, которая одна только бывает чистою. Что любовь многоженственная есть любовь разделенная между многими, об этом известно; любовь же разделенная не есть любовь супружественная, ибо эта любовь от одной из пола не отделяется; следовательно любовь многоженственная или многоженная есть похотливая, а поэтому и многоженство есть похотливость. Любовь многоженственная есть любовь пола потому, что от этой различествует тем только, что ограничена числом, которое может для себя избирать многоженный, также, что ограничена и некоторыми законами, для общаго Блага установленными, и что позволяется при жёнах иметь и наложниц; и как она есть любовь пола, то по этому есть и любовь похотливости. Любовь многоженственная есть любовь внешняго или естественнаго человека потому, что в него впечатленна; при том же, что только человек естественный делает из себя, то есть зло, из котораго человек не изводится иначе, кроме посредством возвышения во внутренняго духовнаго человека, бываемое единственно от Господа; зло же, касающееся до пола, в естественном человеке находящееся, есть блудодеяние; а как этим разрушается Общество, то вместо блудодеяния введено подобие его, которое называется многоженством. Всякое зло, в которое раждается человек от родителей, вселяется в естественнаго его человека, но не в Духовнаго, ибо этот рождается от Господа. Из приведённых здесь и из многих других доводов ясно видеть можно, что Многожёнство есть похотливость.
346. XI. ЧТО У МНОГОЖЁННЫХ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ СУПРУЖЕСТВЕННОЕ ЦЕЛОМУДРИЕ, ЧИСТОТА И СВЯТОСТЬ. Это следует из вышеприведённых доводов и явно из тех, которые изложены в Статье о ЧИСТОМ И НЕ ЧИСТОМ. Во-первых явствует из того там, что чистое, непорочное и святое приписать можно только Супружествам одножённым, или одного мужа с одною женою, в п. 141; также, что Любовь истинно супружественная есть самая чистота, и что оттуда все увеселения этой любви даже и последния чисты, в п. 143 и 144. Сверх этого, видно и из того, что в Статьи о ЛЮБВИ ИСТИННО СУПРУЖЕСТВЕННОЙ приведено, то-есть: что Любовь истинно супружественная, которая есть одного мужа с одною женою, в начале своём и по соответствии своему, есть небесная, духовная, святая, чистейшая всякой любви, в п. 64 и след. Поелику же чистота, непорочность или целомудрие и святость бывают только в любви истинно супружественной, то и следует, что их не бывает и быть не может в любви многожёнственной.
347. XII. ЧТО МНОГОЖЁННЫЕ, ПОКА ПРЕБЫВАЮТ МНОГОЖЁННЫМИ, НЕ МОГУТ БЫТЬ ДУХОВНЫМИ. Быть духовным есть возвышаться из естественнаго, то-есть, из света и теплоты Мiра в свет и теплоту Неба. Об этом возвышены никто не знает, кроме возвышеннаго. Однако же и естественный человек не возвышенный даже, не понимает иначе как будто бы он возвышен, потому, что он, также как и духовный человек, может возвышать свой разум в свет Неба, духовно мыслить и говорить; но если при этом не последует за разумом в то возвышение и воля, тогда он еще не возвышен, ибо не тверд в таком возвышении, а по прошествии нескольких моментов, опускается к воле своей, и тут стоя те своё утверждает. Именуется здесь воля, но вмести разумеется и любовь, потому, что воля есть вместилище любви; ибо человек что любит, того и желает. Из этих не многих истин явствовать может, что Многожённый, пока пребывает многожённым, или что то же есть, естественный человек, пока пребывает естественным, не может быть духовным.
348. XIII. ЧТО МНОГОЖЁНСТВО НЕ ЕСТЬ ГРЕХ ДЛЯ ТЕХ, У КОТОРЫХ ОНО ДОПУЩЕНО РЕЛИГИЕЮ. Все то, что против Религии, почитается грехом, потому, что против Бога; и взаимно—все то, что согласно с Религиею, почитается безгрешным, так как оно согласно с волею Бо-жиею. Как Многоженство у сынов Израилевых дозволено было по Религии, подобно и ныне у Магометан; то по этому оно не могло и не может вмениться им в грех. Сверх того, чтобы многожёнство не было им грехом, они пребывают и до ныне естественными, а не духовными; Естественный же человек не может видеть чтобы сколько-нибудь греха находилось в том, что принято в Религию, но видит это только человек духовный. По этой самой причине Магометане, хотя по Алкорану и признают Господа нашего за Сына Божия, но не прибегают к Нему, а к Магомету; почему пребывая доселе естественными, не знают, что какое-либо зло, или какая-либо похотливость находится в многожёнстве. Говорит и Господь: “если бы вы были слепы, то не имели бы [на] [себе] греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас. ” Иоан. IX: 41. Поелику Многожёнство не может обличить их в грехе, то по этому и по смерти у них находятся свои Небеса, п. 342, и там наслаждаются они радостями по жизни.
|
|||
|