|
|||
Эммануил Сведенборг 14 страница
182. При сем принимаются ДВЕ ДОСТОПАМЯТНОСТИ. Из них ПЕРВАЯ: По прошествии нескольких Седмиц, я услышал голос из Неба, говорящей: “Се паки Собрание на Парнасе, приходи, и покажем тебе путь туда”— Когда я пришел и приблизился, то увидел над Геликоном некотораго с трубою, коею он возвещал и назначал Собрание. Почему из города Афин и пределов его восходили туда многие как и прежде, а между ими три Новопришельца из Мiра. Сии трое были из Христиан: —один из них Священник, другой Политик, а третий Философ. Они, будучи занимаемы на пути разными разговорами, а особенно о древних Мудрецах, которых они и именовали, — когда у спутников своих спросили: увидят ли они тех Мудрецов? —то получили ответ, что увидят, и если желают, то могут с ними и беседовать, так как они благословенны и ласковы. Тогда Новопришельцы те спросили о Демосеене, Дюгене и Епикуре, о которых им сказано, что Демосеен не здесь, но у Платона, Дюген со своими учениками пребывает у Геликона, по причине той, что он Мiрское вменяет за ничто, а занимает ум только Небесным; Епикур же обитает в пределе к Западу (in termino ad occidentem), и не выходит к нам потому, что мы Разделяем между побуждениями благими и побуждениями злыми, и говорим, что побуждения благия есть вместе с премудростью, а побуждения злыя есть против премудрости. —Когда они взошли на холм Парнасский, то некоторые тамошние стражи принесли из находящагося тут источника воду в хрустальных чашах, и сказали, что эта вода есть из того источника, о котором древние баснословили, будто бы он прорвался от копыта Коня Пегаса, и потому посвящен девяти Девам; но чрез крылатаго Коня Пегаса, они разумели Разум истины, чрез который бывает премудрость; чрез копыта ног его разумели опыты, посредством коих приобретается разумение естественное, — а чрез девять Дев разумели познания и науки всякаго рода. Предметы сии называются ныне Баснями, —однако ж они были Соответствиями, посредством которых Первобытные разговаривали. — Спутники сказали трём Пришельцам: не удивляйтесь этому; стражи научены так говорить: и чрез питьё воды из источника, мы разумеем наставляемыми быть в истинах, а чрез истины в благах, и так премудрствовать или понимать духовно. —После этого вошли в Палладиум, и с ними три Пришельца из Мiра: Священник, Политик и Философ. —Тогда лаврами увенчанные, сидевшиее за столами, спросили: «ЧТО НОВАГО С ЗЕМЛИ? » Пришельцы отвечали: новое есть то: что некто уверяет о себе, будто он говорит с Ангелами и имеет открытое зрение в Мiр духовный, точно так, как и в Мiр естественный, и оттуда он приносит много новых известий, между которыми и следующия: что человек живёт по смерти, подобно же как он жил и в Мiре: что видит, слышит и говорит, как и прежде в Мiре; что одевается и украшается, как и прежде в Мiре; что алчет и жаждет, ест и пьет, как и прежде в Мiре; что наслаждается удовольствием супружественным, как и прежде в Мiре; что спит и пробуждается или встает от сна, как и прежде в Мiре; что там находятся земли и озера, горы и холмы, равнины и долины, источники и реки, сады и рощи; также, что там имеются палаты и дома, города и веси, как и в Мiре естественном; что существуют писания и книги, также должности и промыслы, — драгоценные камни, золото и серебро; словом: что там есть все и каждое то, что и на земле, с тою только разницей, что находящееся в Небе все есть безконечно превосходнейшее, потому, что в Мiре духовном есть из начала духовнаго, и так духовное, будучи притом из Солнца, там, которое есть чистая Любовь; но всё в Мiре естественном состоящее есть из начала естественнаго, и потому естественное и материальное, ибо из Солнца там, которое есть чистый огонь. Словом, что человек по смерти есть совершенный человек и гораздо совершеннейший, нежели прежде в Мiре; ибо прежде в Мiре естественном он был в теле материальном, в этом же Мiре есть в теле духовном. — После сих слов, спросили их Древние Мудрецы: что они думают о таких истинах на земле? Те трое отвечали: мы знаем, что истины потому, что находясь здесь, обозрели и испытали все; почему и скажем, что о тех истинах говорили и разсуждали на земле, и тогда СВЯЩЕННИК сказал: состояние из нашего чина, услышав об этом, сперва назвали видениями, потом вымыслами, далее привидениями — и напоследок усумнясь, сказали: пусть верит кто хочет; мы доселе учили, что человек по смерти не будет в теле прежде, как только в день последняго Суда. Спросили их: разве между ними никого нет Разумеющаго, кто бы вразумил и уверил их в истине, что человек и по смерти живет человеком! На это Священник сказал, что есть такие, которые доказывают, но не успевают в уверении; уверяющие говорят, что против здраваго разсудка есть верить тому, что человек по смерти не живет человеком, разве только со дня последняго Суда, и что до того времени душа странствует без тела; что же тогда душа, —где она между телом находится? разве она есть дыхание или нечто ветренное, летающее в воздухе, либо существо сокрытое в средине земли, где есть Мiр, или местопребывание ея? Разве души Адама и Евы и всех прочих, после их умерших, до ныне чрез шесть тысяч лет, или шестьдесят веков летают во вселенной, -либо содержатся заключенными в средоточии земли, и ожидают последняго суда?... что прискорбнее и бедственнее такого ожидания?... не может ли жребий их уподобиться жребию окованных узами ручными и ножными в темницах? Если бы такой жребий предлежал человеку по смерти, то не лучше ли было бы ему родиться ослом, нежели человеком? Не противно ли разсудку варить и тому, что душа может быть облечена в своё тело, которое съедено уже червями, или мышами, или рыбами; — и этому телу получить свой скелет костяной, сожженный солнцем, -либо распавшийся в прах? Каким способом тела те смрадныя и сгнившия будут собраны и соединятся с душами? — Но когда это слышат, то ничего не отвечают из разсудка, кроме того только, что привязываясь к своей вере, говорят: ловим разсудок под повиновением веры; относительно же собрания всех из гробов в день последняго Суда, отзываются, что это есть дело Всемогущества, —и когда именуют Всемогущество и Веру, тогда заточают разсудок как бы в ссылку; и могу сказать, что тогда здравый разсудок есть как ничто, а у некоторых как привидение; при всём том могут говорить здравому разсудку: ты неистовствуешь! —Мудрецы Греции, услышав это, сказали: не расточаются ли те вымыслы (paradoxa) сами по себе, так как противоречие, —и при всем том ныне в Мiре не могут расточиться от здраваго разсудка? Что более приписать вымыслам, как верить тому, что говорят о Послееднем Суде, то есть, что тогда Вселенная погибнет, и что тогда Звёзды небесныя спадут на землю, которая есть менее звезд; и что тогда телеса человеческия, или трупы, или мумии от человеков, съеденныя, или части имеют соединиться с своими душами? Мы, будучи в Мiре, веровали безсмертию душ человеческих, следуя внушениям разсудка, и назначали места для блаженных, называя оныя Полями Елисейскими, и почитали те души изображениями или видами человеческими, но тонкими, ибо духовными. —По окончании этих слов, обратились к другому Пришельцу, бывшему в Мiре ПОЛИТИКОМ. Этот откровенно объявил, что он не предполагал жизни по смерти, —и что слышанное им об ней вновь, считал за вымысел или изобретение. Разсуждая об этой жизни, он сказал: я мыслил, как могут души быть телами?... Не всякое ли человеческое тело лежит мертвым в гробе?... Есть ли у него там око, —как оно может видеть?... Есть ли у него там ухо, —как оно может слышать?... Откуда у него уста, чтобы могли говорить? Ежели бы что-либо человеческое жило по смерти, то не похоже ли было бы оно на привидение или мечту? Как может привидение есть и пить?... И как может наслаждаться увеселением супружественным? Откуда у него одежды, дом, яствы и прочее?... И привидения, которыя явления воздушныя, кажутся будто действительно находятся, между тем как не находятся. Сии и подобныя разсуждения занимали мысль мою в Мiре о жизни человеков по смерти. Ныне же увидев всё, и осязав всё моими руками, я уверен стал самими чувствами, что я человек, подобно, как и в Мiре, даже не нахожу никакой разности, и живу, как жил с тем только различием, что разсудок у меня теперь здравее; почему несколькократно стыдился прежних моих помышлений. — Подобное этому сказал о себе и ФИЛОСОФ, несходствуя только в том, что новыя те истины, которыя он слышал о жизни по смерти, внесены им в мнения и гипотезы, собранныя им у Древних и Нынешних. — Услышав это, Мудрецы изумились, — и бывшие из Сократовой школы сказали, что они из этих уведомлений познают, что внутренния вместилища мыслей человеческих постепенно закрылись, и что ныне в Мiре вера лжи светит так, как истина, а мечтательное остроумие, как премудрость, и что свет премудрости от наших времён опустился от внутренних сущностей Мозга в уста под нос, где оный пред очами кажется как сияние уст, и речь устная оттуда как премудрость. —Некто из новых учеников, услышав это, сказал там: ах, как глупы ныне мысли земножителей! О, если бы здесь были ученики Гераклита и Демокрита, которые смеются всему, и которые плачут при всем, то мы услышали бы великой смех и великой плач! —По окончании этого собрания, дали трём Новопришедшим с земли знаки владения своего, кои были медныя дощечки, с изображением на них некоторых иероглифов, с этими знаками и мы возвратились.
183. ВТОРАЯ ДОСТОПАМЯТНОСТЬ: Мне представилась в восточной стороне Роща, состоящая из пальм и лавров, расположенных в гирляндовые круги. Подойдя туда, я вошел и ходил по путям, также расположенным в круги, и при окончании тех путей увидел Сад, составлявший средоточие Рощи. От стороны этого Сада были ворота, так как и со стороны Рощи, а между этими воротами крылечко или переход, разделений их. Когда я пришел туда, и страж отворил ворота, то я спросил у него, как называется этот Сад? Страж уведомил меня, что Сад именуется АДРАМАНДОНИ, то есть, увеселением любви супружественной. —Войдя туда, я увидел маслины, и между ими растущия кверху и висящия виноградныя лозы, а под ними и между ними кустарники с цветами. По средин этого сада был Круг, покрытый зеленеющимся дёрном, на котором сидели Мужья и Жены, также Юноши и Девы попарно; средина же того Круга была возвышенная, и на ней родник, вверх бьющийся из своей жилы. —Приблизясь к этому Кругу, я увидел двух Ангелов в червленице и багрянице (in purpura et coccino), разговаривающих с сидящими на траве, о Начале Любви супружественной и о ея увеселениях; и так как разговор их был об этой Любви, то слушали со вниманием и полным восприятием, а потому и возвышался голос как бы из огня любви в речи Ангелов. —Я, слушая их разговор, собрал то вкратце: они разговаривали о трудном изследовании и о трудном познании начала любви супружественной; поелику Начало ея есть Божественноенебесное, будучи Божественною Любовью, Божественною Премудростью и Божественным Служением, которыя Три как единое от Господа происходят, и оттуда как единое втекают в души человеков, а чрез души в мысли их—и там во внутреннейшия побуждения и помышления, — чрез сии вожделения близкия телу, — из этих же чрез Грудь в Место, посвященное рождению, где все существенности, происходящая от перваго начала, вместе находятся, и вместе с поступающими составляют любовь супружественную. Потом Ангелы сказали мне: станем разговаривать посредством вопросов и ответов, так как познание предмета, из одного только слышания почерпнутое, хотя и втекает, но остается тогда лишь, когда слушающий мыслит о том из себя и спрашивает. —Тогда некоторые из этого Супружественнаго Собрания сказали Ангелам: мы слышали, что Начало Любви супружественной есть Божественноенебесное, будучи из втечения в Души человеческия от Господа, и так как от Господа, то и начало, то есть Любовь, Премудрость и Служение, которыя суть три Существенности, составляющия вместе единую Божественную Сущность; и что от Господа произходит то только, что есть из Божественной Сущности, и во внутреннейшее начало человека ни что не может втекать, кроме называющаго его Душою; также, что три оныя, при нисхождении своём в тело, превращаются в сходственныя (analogia) и соответственный. Итак, мы теперь спрашиваем сперва: что разумеется чрез третью Существенность, произходящую Божественную, которая названа Служением, Ангелы отвечали, что Любовь и Премудрость, без Служения, есть одни только идеи помышления отвлечённыя, которыя скоро потом в мысли проходят, подобно ветру; но в Служении собираются обе те, и там бывает едино, называющееся вещественным. Любовь не может покоиться, не делая ничего; ибо Любовь есть самая деятельность жизни; да и премудрость не может быть и существовать, если не из любви и с нею, когда эта творит, —творимое же есть Служение. И потому Служение есть не что иное, как творить или делать благо из любви чрез премудрость; ибо Служение есть самое Благо. — Поелику же те три: Любовь, Премудрость и Служение втекают в души человеческия, то явствовать может откуда взято изречение, что всякое благо есть от Господа; ибо всякое сделанное из любви чрез премудрость называется благом. —Служение же есть то, что сделано. Что составляет любовь без премудрости?.. Не пустая ли мечта? —И что любовь даже с премудростью, но без Служения?... Не ветренность ли мыслей? — Любовь с Служением, не только составляет человека, но есть и самый человек; и даже, чему может быть вы удивитесь, размножают человека; ибо в семени мущины есть душа в совершенной форме человеческой, облеченная сущностями наичистейшими естественными, из которых образуется тело в утробе матерней. Это Служение есть высочайшее и последнее Божественной Любви чрез Божественную Премудрость. —Напоследок Ангелы сказали: да будет Заключением то, что всякое плодотворение (fructificatio), всякое размножение (propogatio) и всякое деторождение (prolificatio) начально есть из втечения любви, премудрости и Служения от Господа; из втечения непосредственнаго от Господа в Души человеков, —из втечения посредственнаго в души животных, из втечения еще посредственнейшаго во внутренности растений — и все это бывает от первых начал до последних. — Что плодотворения, размножения и деторождения составляют продолжение творения, об этом известно; ибо творение не может от инуда быть, кроме из Божественной Любви, чрез Божественную Премудрость в Божественном Служение и посему всё во Вселенной из служения в Служении и к служению созидается и образуется. —После этого, сидящие на дерновых скамьях спросили у Ангелов: откуда происходят Увеселения Любви супружественной, которыя столь безчисленны и неизреченны? Ангелы отвечали, что из Служения любви и премудрости, —и это видеть можно из того, что сколько кто любит премудрствовать или заниматься премудростью для подлиннаго Служения, столько пребывает в силе (vena) и могущества (potentia) любви супружественной, — поколику в сих двух находится, потолику и в увеселениях. Служение производит это, ибо любовь чрез премудрость между собою увеселяются, и какбы играют и забавляются по подобию младенцев, и по мере возрастания, радостно соединяются; что и бывает так, как бы чрез обручения, браки, сочетания и размножения, и продолжается непрестанно с безконечным различием. Это произходит между любовью и премудростью внутренне в Служение; увеселения же те при началах своих неощущаемыя, а делаются ощутительными более и более, по постепенному низхождению их оттуда и возхождению в тело. Входят они постепенно от души во внутреннейшия начала мысли человеческой, а от сих во внешния ея начала; отсюда в лоно грудное, а из него в место, посвященное рождению. Небесныя же те игры или забавы брачныя, в Душе ни малейше человеком не ощущаемыя, оттуда вселяются во внешния начала мысли под видом мира и невинности, а во внутреннейшия начала мысли под видом блаженства, благополучия и приятности; в лоне же грудном под видом увеселение самой внутреннейшей дружбы, —а в месте, посвященном рождению, из непрестаннаго втечения даже от души, с самым чувствованием любви супружественной, как увеселение увеселений. Брачныя игры её любви и премудрости обитают в служениях в Душе, при прохождении к лону грудному, делаясь ощутительными под видом безконечнаго различия увеселений; и по причине удивительнаго сообщения лона груднаго с местом, посвященным рождению, бывают увеселения там увеселениями любви супружественной, которыя превыше всех увеселений, какия только могут быть в Небе и в Мiре; ибо Служение любви супружественной есть превосходнее всех Служений, так как из него есть произведение Рода Человеческаго, а из Рода Человеческаго Небо Ангельское. —К этому Ангелы прибавили, что которые не состоят от Господа в любви премудрствовать для служений, те ничего не знают об истине безчисленных увеселений любви супружественной; ибо у таковых, кои не любят премудрствовать из подлинных истин, но любят неистовствовать из лжей, — и чрез то неистовство из некоторой любви делают служения злыя, —у таковых, говорю, путь к Душе заграждён. Посему то небесныя брачныя игры любви и премудрости в душе, более и более будучи препятствуемы, перестают; а вместе с оными и любовь супружественная, с ея силою, могуществом и увеселениями. —При этом слушающие сказали, что они понимают, что Любовь супружественная есть по любви премудрствовать для Служение от Господа; и Ангелы отвечали, что так точно. — Тогда на головах некоторых явились венки из Цветов; и когда спросили, для чего это, —то Ангелы сказали: потому что глубокомысленые разумели; и тогда вышли из Сада, и сие посреди их. О перемене состояния жизни у мужчин и женщин в супружестве. 184. Что разумеется чрез состояния жизни, и чрез перемены их, об этом весьма известно Ученым и Мудрым, но неизвестно неученым и простым; для чего и нужно нисколько о том предуведомить. Состояние жизни человека есть качество его и поелику две способности, составляющия жизнь, т. е., Разум и Воля, кои находятся у каждаго человека; то поэтому и состояние жизни человека есть Качество его, относительно Разума и Воли. Откуда и явствует, что чрез Перемены состояния жизни, разумеются перемены качества относительно Разума и относительно Воли. — Что всякий человек, относительно этих двух непрестанно переменяется, но только с различиями, бывающими до супружества и после супружества, — о том в следующих параграфах показано будет сим порядком: I. Что Состояние жизни человеческой, от самаго младенчества даже до конца её, и потом навсегда, непрестанно переменяется. II. Что подобно же и внутренняя Форма человека, которая есть Дух его. III. Что сии Перемены бывают иныя у Мужчин и иныя у Женщин, ибо Мужчины от сотворения есть Формы знания, разумения и премудрости, а Женщины есть Форма любви оных у мужчин. IV. Что у Мужчин есть возвышение мысли в высший свет, а у Женщин возвышение мысли в высшую теплоту, и что Женщина ощущает увеселение своей теплоты в свете, Мужчины. V. Что Состояния жизни у Мужчин и Женщин иныя до Супружества, и иныя после Супружества. VI. Что Состояния жизни после, Супружества переменяются у супругов, и следуют одно за другим, по мере соединении мыслено, чрез любовь супружественную VII. Что Супружества также наводят душам и мыслям Супругов иныя формы. VIII. Что женщина действительно образуется в Жену мужннию, по описанию в Книге Творения. IX. Что это образование бывает от жены способами тайными, и что оно разумеется чрез сотворение женщины во время сна мужчины. — X. Что образование такое от Жены бывает чрез соединение своей воли с внутреннею волею Мужа. — XI. На тот конец, чтобы обоих Воля была единою, и посему двое были бы одним Человеком—ХII. Что образование то от Жены бывает чрез присвоение побуждения Мужа — XIII. Что образование то от Жены, бывает чрез восприятие размножений души Мужа, с увеселением, превосходнейшим из того, что жена желает быть Любовью премудрости своего мужа. — XIV. Что так образуется Девица в Жену, а Юноша в Мужа. —XV. Что в Сочетании одного мужа с одною женою, между коими есть Любовь истинно супружественная. Жена бывает более и более женою, а Муж более и более мужем. — XVI. Что таким образом постепенно от внутреннейшаго начала усовершаются и благородными делаются их формы. — XVII. Что Дети, рожденные от двух, находящихся в Любви истинно супружественной, заимствуют от родителей Супружествснность или сочетатиельность блага и истины, и из того Наклонность и Способность: если сын, то к познанию того, что из премудрости; если же дочь, то к люблению того, чему учит премудрость. Так бывает потому, что душа детей есть от Отца, а одеяние ея от Матери. Следует теперь этих предметов Изъяснение. 185. I. ЧТО СОСТОЯНИЕ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ, ОТ САМАГО МЛАДЕНЧЕСТВА ДАЖЕ ДО КОНЦА ЕЯ, И ПОТОМ НАВСЕГДА, НЕПРЕСТАННО ПЕРЕМЕНЯЕТСЯ. Вообще состояниями жизни человеческой называются: Младенчество, Отрочество, Молодость, Юность и Старость. Что каждый человек, котораго жизнь продолжается в Мiре, постепенно переходит от одного состояния к другому, следовательно от перваго до последняго, —об этом известно. Перехождения в те возрасты неприметны иначе, как только чрез продолжения времяни, поступая от моментов в моменты, и так непрестанно: ибо с человеком происходит то же, что и с деревом, которое во всякое время, даже в самомалейшее, от семени, брошеннаго в землю, растет и подрастает. Моментныя сии поступления составляют и перемены состояния, в коих следующее присовокупляет к предъидущему нечто такое, которым усовершается состояние. Перемены или изменения, бывающия во Внутренних человека началах или сущностях, продолжаются совершеннее, нежели те, которыя бывают в Внешних его началах. Причина же этому та, что Внутренния начала человека, чрез которыя разумеются начала его Мысленныя или Духовныя, находятся в высшей степени, нежели Внешния, и в тех началах, которыя в высшей степени бывают тысячи перемен, в ту минуту, в которую во Внешних бывает одна только. Перемены, бывающая во Внутренних началах, составляют Перемены состояния воли, относительно побуждения, и Перемены состояния разума, относительно помышлений: постепенныя перемены состояния сих и тех особенно разумеются в Намерении. Перемены состояния двух тех жизней или способностей непрестанно продолжаются у человека от младенчества даже до конца жизни его, и потом вечно, потому, что нет конца знанно, менее же разумению, а еще менее премудрости: ибо в распространению или обширности их безконечность и вечность есть из Безконечнаго и Вечнаго, от котораго оне суть. Отсюда произошло Древних философское положение, что все есть делимое в безконечное, к коему прибавить должно, что таковое же есть и умножаемое. Ангелы утверждают, что от Господа усовершается премудрость вечно, через что также означается и в безконечность, поелику вечное есть безконечность времени.
186. II. ЧТО ПОДОБНО ЖЕ И ВНУТРЕННЯЯ ФОРМА ЧЕЛОВЕКА, КОТОРАЯ ЕСТЬ ДУХ ЕГО. Эта форма непрестанно переменяется, так как и состояние жизни человека, потому, что не бывает ничего без формы, состояние же наводит её: следовательно, всё равно сказать, что—или состояние жизни человеческой переменяется, или форма его. Все побуждения и помышления человеческия находятся в формах, и потому из форм; ибо формы составляют подлежащия оных. Побуждения и помышления, если бы не были в подлежащих образованных, то находились бы и в черепах безмозглых; а это было бы тогда подобно зрению без ока, слуху без уха и вкусу без языка; что подлежащия этих чувств составляют формы, —о том известно. Состояние жизни и оттуда форма у человека переменяется непрестанно потому, что этой истине учили и ныне учат мудрые, говоря, что не бывает Тоже, или совершенное Тождество двух, тем более многих, —так как не бывает два лица во всем сходственныя, особливо же многих человеков. Подобно есть и в поступаемых, то есть, не может быть то же состояние жизни следующее и прошедшее. Из чего и открывается, что у человека есть непрестанная перемена состояния, а потому и непрестанное изменение формы, и тем более внутренних его начал. Но как сии разсуждения не учат чему-либо о Супружествах, а только приуготовляют путь к познаниям об оных, —и как оне составляют только изследования философическия из разума, и некоторым для понятия покажутся трудными, то по сему и оставляются.
187. III. ЧТО СИИ ПЕРЕМЕНЫ БЫВАЮТ ИНЫЯ У МУЩИН И ИНЫЯ У ЖЕНЩИН; ИБО МУЩИНЫ ОТ СОТВОРЕНИЯ ЕСТЬ ФОРМЫ ЗНАНИЯ, РАЗУМЕНИЯ И ПРЕМУДРОСТИ, А ЖЕНЩИНЫ ЕСТЬ ФОРМЫ ЛЮБВИ ОНЫХ У МУЩИН. Что мущины сотворены быть формами разума, а Женщины сотворены быть Формами любви разума мущин, —об этом изъяснено выше в п. 90. Что перемены состояния, последующия у мущины и у женщины, от возраста младенческаго до зрелаго, суть для обновления форм, то есть разумной (intellectualis) у мущин и волительной (voluntaria) у женщин, —это следует. Это происходит, что иныя перемены бывают у мущин и иныя у женщин: однако же как у тех, так и у других обновляется форма внешняя, которая есть форма тела, по обновлению формы внутренней, которая есть форма мысли; ибо мысль действует на тело, но не взаимно. Это самое и есть причиною, что Младенцы в Небе бывают человеками, относительно их роста и красоты, по приращению у них разумения, иначе, нежели Младенцы на земле, поелику сии облечены телом материальным, подобно животным; сходствуют же только в том, что сперва растут наклонности к тому, что тешит чувства тела их, и потом малопомалу к тому, к чему побуждает чувство внутреннее мыслительное (sensum cogitativum), и от степени в степень к такому, которое наполняет волю побуждением; когда же приблизится возраст средний между созревшим и недозревшим, тогда входит наклонность супружественная, то есть, наклонность девицы к юноше и юноши к девице. Поелику в Небесах, равно как и на земле, девы из врожденннаго благоразумия наклонности своей к супружеству скрывают или таят; то юноши там не знают иначе, как что они возбуждают в девах любовь, —и это хотя кажется им из побуждения (ex incitatione) мужескаго, однако же при всем том оно есть из втечения любви к прекрасному Полу, о каковом втечении будет сказано в другом месте. Из этого явствует истина Предложения, что перемены Состояния бывают иныя у мущин и иныя у женщин; ибо мущины от сотворения есть формы знания, разумения и премудрости, а женщины есть формы любви оных у мущин.
188. IV. ЧТО У МУЩИН ЕСТЬ ВОЗВЫШЕНИЕ МЫСЛИ В ВЫСШИЙ СВЕТ, А У ЖЕНЩИН ВОЗВЫШЕНИЕ МЫСЛИ В ВЫСШУЮ ТЕПЛОТУ И ЧТО ЖЕНЩИНА ОЩУЩАЕТ УВЕСЕЛЕНИЯ СВОЕЙ ТЕПЛОТЫ В СВЕТЕ МУЩИНЫ. Чрез свет, в который возвышаются мущины, означается разумение и премудрость, поелику Свет духовный, происходящей из Солнца Мiра духовнаго, который в сущности своей есть Любовь, то же или едино действует с двумя оными; а чрез теплоту, в которую возвышаются женщины, разумеется любовь супружественная, ибо теплота духовная, происходящая от Солнца того Мiра, в сущности своей есть любовь, —и у женщин любовь, совокупляющаяся с разумением и премудростью у мущин, которая в своём пространстве называется Любовью супружества или супружественною, и чрез определение бывает этой любовью. Говорится возвышение в высший свет и теплоту потому, что в этом свете и теплоте находятся Ангелы Небес высших: и действительно это возвышение есть так, как от мглы или тумана в чистый воздух, и из нижней его стороны в верхннию, а из нея в Эфир. Почему возвышение в свет высший у мущин, есть возвышение в разумение высшее, а от него в премудрость, в которую бывает возвышение высшее и высшее; возвышение же в теплоту высшую у женщин, есть в Любовь супружественную чистейшую и чистейшую, и непрестанно к супружественному, которое от сотворения хранится в самых внутренних началах. Возвышения сии, сами по себе разсматриваемыя, составляют отверстыя мысли. Мысль человеческая разделена на Страны (regiones) так, как Мiр относительно Атмосфер, из которых нижняя есть водяная, высшая есть воздушная, и еще высшая есть Эфирная, над которою также есть еще высшая. В подобныя Страны возвышается Мысль человека, по мере отверстия ея у мущин чрез премудрость, а у женщин чрез любовь истинно супружественную.
189. Говорится, что Женщина ощущает увеселения своей теплоты в свете мущины, но это разумеется так, что женщина ощущает увеселения своей теплоты в премудрости мущины, ибо эта есть вместилище, и когда любовь находит сие соответствующим себе, тогда она есть в приятностях и увеселениях своих; но не разумеется то, что теплота со светом своим увеселяется вне форм, а внутрь их, —и теплота духовная со светом духовным потому более там, что те формы из премудрости и любви суть жизненныя, и по сему восприемлемыя. Это несколько можно объяснить из игр, так названных, теплоты со светом в Растениях: во внешности их есть простое только соединение теплоты и света, а внутри их есть как игра между собою, потому, что они там находятся в формах или вместилищах, переходя оныя чрез удивительныя излучины (maeandros), и в самых внутреннейших там производят служений плода, и также свободно и пространно издают приятности свои на воздух, наполняя оный благоуханием. Но гораздо живее еще бывает увеселение теплоты духовной со светом духовным в человеческих формах, в которых эта теплота есть любовь, супружественная и свет этот есть премудрость.
190. V. ЧТО СОСТОЯНИЕ ЖИЗНИ У МУЩИН И У ЖЕНЩИН ИНЫЯ ДО СУПРУЖЕСТВА И ИНЫЯ ПОСЛЕ СУПРУЖЕСТВА. До супружества у обоих полов два Состояния: одно прежде появления наклонности к супружеству, а другое после супружества. Того и другаго состояния перемены, и от них образования мыслей одна за другою, следуют порядком, по непрерывным их приращениям; но такия перемены описывать здесь не можно, ибо они многоразличныя в подлежащих. Самыя наклонности к супружеству прежде онаго, только вообразительныя в мысли, и бывают более и более ощутительными в теле; состояния же наклонностей после супружества, составляют состояния соединения и также деторождения, которыя от первых столько различествуют, сколько исполнения от намерений.
191. VI. ЧТО СОСТОЯНИЯ ЖИЗНИ ПОСЛЕ СУПРУЖЕСТВА ПЕРЕМЕНЯЮТСЯ У СУПРУГОВ И СЛЕДУЮТ ОДНО ЗА ДРУГИМ, ПО МЕРЕ СОЕДИНЕНИЯ МЫСЛЕЙ ИХ ЧРЕЗ ЛЮБОВЬ СУПРУЖЕСТВЕННУЮ. Перемены состояния и последствия онаго после супружества у обоих у мужа и жены, происходят по Любви супружественной у них; следовательно, или соединяют или разлучают мысли, потому, что Любовь супружественная есть у супругов не только переменная (varius), но и различная или несходственная (diversus); переменная у тех, кои себя внутренне любят, ибо у них втекает оно попеременно, —однако же во внутренней своей теплоте пребывает постоянно; любовь же различная или сходственная есть у тех супругов, кои друг друга любят наружно: у сих любовь эта втекает попеременно, не из таких причин как любовь переменная, но из перемен—то холода, то теплоты. Причиною таковых несходств есть то, что у сих действует начально тело, коего теплота, вокруг разливаясь, влечет с собою в общение низинныя начала мысли; у тех же, то есть, у любящих друг друга внутренно, действует начально мысль, а потом уже присоединяет к себе и тело. Кажется будто любовь восходит из тела в душу, поелику, коль скоро тело гоняется за прелестями, то чрез глаза, как бы чрез двери входит в мысль, —и так чрез зрение, как бы чрез притворство, в помышления, и тотчас в любовь; однако же при всем том любовь из мысли низходит и действует на нижния начала по их расположение. По этой причине Мысль похотливая действует похотливо, а Мысль чистая действует чисто, и сия располагает тело, а та располагает телом.
|
|||
|