|
|||
Эммануил Сведенборг 18 страница
242. VII. ТРЕТЬЯ ВНУТРЕННЯЯ ПРИЧИНА ХОЛОДОВ ЕСТЬ ТА, ЧТО ИНАЯ РЕЛИГИЯ У ОДНОГО И ИНАЯ У ДРУГОГО. У таковых не может соединяться благо со своею соответствующею истиною, потому что жена есть благо истины мужей, а он есть истина блага жены, как выше показано; следовательно, не может из двух душ быть одна душа. По сему начало этой любви закрывается и заграждается, а отверзается путь в супружественность или сочетательность, пребывающую ниже, которая есть сочетательность блага с иною истиною, -либо истина с иным благом, а не со своим, между коими не бывает любовь согласная или единодушная; от чего у супруга, находящагося в ложной религии, начинается холод и продолжается по тому пути, по которому уклоняется один от другого. Некогда, ходя в большом Городе по улицам и желая найти жилище, я вошел в один дом, где пребывали супруги разной религии. Тогда по незнанию моему об Этом, Ангелы разговаривая, сказали: мы с тобою не можем быть в оном доме, потому, что супруги там в несогласной Религии; это они познавали из внутренняго разлучения душ тех супругов.
243. VIII. ЧЕТВЕРТАЯ ВНУТРЕННЯЯ ПРИЧИНА ХОЛОДОВ ЕСТЬ ЛЖИВОСТЬ РЕЛИГИИ; ибо ложь в духовных предметах—или похищает Религию, или оскверняет её. Похищает у тех, у коих подлинныя истины олжетворены; оскверняет же у тех, у которых хотя и находятся лжи, но нет подлинных истин, кои поэтому не могут быть олжетворённым. У сих могут быть блага, с коими и лжи те чрез приспособления от Господа сочетаться могут; ибо лжи сии подобны тонам разногласным, кои будучи потом искуством принаровлены и настроены, составляют приятнейшую гармонию или согласие. У этих некоторая любовь супружественная быть может; но у тех, которые подлинныя Церковныя истины у себя олжетворили, —не может. Из этого произходит господствующее незнание о Любви истинно супружественной или отрицательное сомнение в том, что эта любовь быть может. От этого также произходит безумие, в мыслях у многих пребывающее, что прелюбодеяния не составляют зла Религии.
244. IX. ЧТО ВЫШЕУПОМЯНУТЫЯ ПРИЧИНЫ СОСТАВЛЯЮТ ПРИЧИНЫ ХОЛОДА ВНУТРЕННЯГО, НО НЕ ВМЕСТЕ И ВНЕШНЯГО У МНОГИХ. Если бы Причины, доселе означенныя и доказанныя, кои составляют причины холода во внутренних началах, —производили подобный же холод и во внешних, —тогда бы последовало столько разлучений, сколько холодов внутренних; холодов же столько есть, сколько супружеств тех, которые во лжах Религии, кои в различной Религии, и кои ни в какой Религии не состоят, о чем уже сказано. Но как известно, что многие сожительствуют будто бы по любви и будто бы по взаимной дружбе; то откуда это у тех, кои имеют внутренний холод, сказано будет в следующей Статье о Причинах кажущейся любви, дружбы и благосклонности. Много находится таких причин, которыя совокупляют мысли, но не совокупляют души; в числе этих причин и те, кои приведены выше в п. 183. Но при всём том холод остается сокрытым внутренне, который повсюду примечается и ощущается. У таких супругов побуждения (affectiones) не сходствуют, но только помышления (cogitationes), для кажущейся дружбы и благосклонности сходствуют, исходя в разговоры и нравы; а потому они ничего не знают о веселении и приятности, менее же о спасении и блаженстве Любви истинно супружественной, которая им представляется едва-ли иначе, как басни. Они состоят в числе тех, кои производят начала любви супружественной из тех же причин, по которым девять Сословий премудрых из Царств были собраны, о чем показано выше в ДОСТОПАМЯТНОСТЯХ под п. 103 до 114.
245. Вопреки вышедоказанному, можно кажется противоположить то что при всём том душа из отца распространяется, хотя бы и не была соединена с душою матери, и даже хотя бы холод, там пребывающий, разделял их. Но распространяются или размножаются души или потому, что разум мужа безпрепятственно может возвышаться в в котором есть душа; любовь же воли его не возвышается в свет, соответственный свету там, кроме чрез жизнь, которая делает его из естественнаго духовным; следовательно, хотя душа и производится (procreetur), но в нисхождении своём, когда бывает семя, прикрывается таковым, которое есть из любви ея естественной. Из этого проистекает зло наследственное. Для чего и присовокупляют здесь Тайну из Неба, что между разделёнными душами двух, а тем более супругов, бывает соединение посреди любви, и что иначе у человеков не могли бы быть зачатия. —Сверх этого о холоде супружественном и о его местопребывании в вышнем вместилище (in supreme regione) мысли, видеть можно в последней при конце этой Статьи ДОСТОПАМЯТНОСТИ под п. 270.
246. X. ЧТО ПРИЧИНЫ ВНЕШНИЯ ХОЛОДА ТАКЖЕ МНОГИЯ, И ПЕРВАЯ ИЗ НИХ ЕСТЬ НЕСХОДСТВО СКЛОННОСТЕЙ И НРАВОВ. -Сходства и Несходства бывают Внутрениия и Внешния. Внутрениия ведут своё начало не от инуда как из Религии: ибо она насаждается в душах, и чрез души от родителей в детей, как самая вышняя наклонность переселяется: Душа бо каждаго человека заимствует жизнь от Сочетания блага и истины, из котораго Сочетания состоит Церковь. И так как эта Церковь есть не единообразная, но различная в Частях Мiра, то по сему и души всех людей различны; следовательно оттуда происходят сходства и несходства, и по ним соединения супружеския, о которых уже сказано. Сходства же и Несходства внешния не относятся до душ, но до мыслей (non animarum, sed animorum). Чрез Мысли разумеются побуждения и оттуда Наклонности внешния, которыя особливо вселяются по рождении чрез Воспитание, Сообщества и Обращения. Говорится, я имею мысль сделать то или другое, — а чрез это разумеется побуждение и наклонность к тому. Внушения о том или о другом роде жизни, обыкновенно могут также производить такия мысли. Оттуда происходят расположения, побуждающия ко вступлению в супружество даже и с неравными, и отвращающая от супружеств с равными; но такия супружества, в продолжении сожития переменяются по сходствам и несходствам, приобретённым наследственно и вместе от воспитания, — несходства же наводят холод. —Равно и несходства нравов, как-то: грубой или грубая с ласковою или ласковым, — чистый или чистая с нечистою или нечистым, — сварливой или сварливая с кроткою или кротким; словом сказать, строптивый или строптивая с благонравною или благонравным. Супружества при таких несходствах можно уподобить совокуплениям между собою животных разных видов, как-то овец с козлами, оленей с мулами, куриц с утками, воробьев с птицами знатными, и даже как бы собак с кошками, которыя по причине несходств не содружаются. В человеческом роде виды не означают тех несходств, но обращения или обхождения, из которых и происходят холода.
247. XI. ВТОРАЯ ВНЕШНЯЯ ПРИЧИНА ХОЛОДА ЕСТЬ, ЧТО ЛЮБОВЬ СУПРУЖКСТВЕННУЮ ПОЧИТАЮТ ЗА ОДНУ С ЛЮБОВЬЮ БЛУДНОЮ, ИСКЛЮЧАЯ ТОЛЬКО, ЧТО ЭТА ЗАКОНОМ НЕ ПОЗВОЛЕНА, А ТА ПОЗВОЛЕНА. — Что оттуда есть холод, это явно видит разсудок, когда разсматривает, что любовь блудная диаметрально противуположна любви супружественной. Почему, когда верят, что любовь супружественная есть одна с любовью блудною, то обе любви бывают тогда идеально подобными: и тогда жена пред взором кажется блудницею, а супружество нечистотою; да и сам муж кажется прелюбодеем, если не телом, то по крайней мере духом. Из этого происходит между мужем и женою презрение, небрежение и отвращение, а из них неизбежно следует нарочитый холод. Ни что более не скрывает в себе супружественнаго холода, как любовь блудная, и как эта любовь входит в такой холод, то по справедливости может называться самым холодом супружественным.
248. XII. ТРЕТЬЯ ВНЕШНЯЯ ПРИЧИНА ХОЛОДА ЕСТЬ РЕВНОСТЬ ПЕРВЕНСТВА МЕЖДУ СУПРУГАМИ, потому что Любовь супружественная, между первыми своими, смотрит на соединение воли, и потом на свободу установления. Этих двух ревность, ревность первенства или власти извергает из супружества; ибо разделяет и разсекает на части, и свободы установления (libertatem placiti) порабощает. Когда продолжается эта ревность, тогда дух одного противуборствует другому. Еслебы тогда мысли их открылись и прозрели взором духовным, то они представились бы кулачными бойцами, и увидели бы, что друг на друга попеременно смотрят — то с ненавистью, и с приязнию: с ненавистью, когда в жестокой ревности, а с приязнию, когда в надежде господствования, и когда в похоти находятся. — Это сражение, после победы одного над другим, отступает от внешних начал и входит во внутренния начала мысли — и там остаётся со скрытным безпокойством. Оттуда есть холод как в покорённом или в рабе, так и в победительнице или госпоже; что и в этой есть холод, то потому, что нет более любви супружественной лишение же этой любви есть холод, о чем показано в п. 235; а вместо любви супружественной находится теплота из первенства или преимущества, каковая теплота однако же вовся не согласуется с теплотою супружественною, хотя наружно и может согласоваться посредством похоти. По молчаливом их между собою сходьбище, кажется будто-бы любовь супружественная сделалась дружбою; но между дружбою супружественною и дружбою рабскою в супружествах, есть такое различие, как между светом и тенью, между огнём существенным и призрачным и даже такоё, какое между человеком. исполненным плотью и человеком состоянием из одних только костей и кожи. 249. XIII. ЧЕТВЁРТАЯ ВНЕШНЯЯ ПРИЧИНА ХОЛОДА ЕСТЬ НЕРАСПОЛОЛОЖЕНИЕ К КАКОМУ ЛИБО ЗАНЯТИЮ ИЛИ ТРУДУ ИЗ ЧЕГО ПРОИСХОДИТ НЕОГРАНИЧЕННАЯ ПОХОТЬ. - Человек создан к занятию служениями, потому что Служение есть вместилище блага и истины, как об этом и показано в этой Статье. - Чрез занятие и труд разумеется всякое присоединена к Служениям (applicatio ad usus). Следовательно, когда человек в каком-либо занятии, труде, или в Служение состоит тогда мысль его ограничивается или описывается тем кругом, в котором она, то есть, мысль образуется в форму человеческую, из коей, как из дома видит разныя похоти вне себя, и из здраваго разсудка внутрь изгоняет их, -следовательно и жестокия блудной похоти неистовства; почему и теплота супружественная у таковых достаточнее и долее пребывает, нежели у прочих. — Противное же случается у тех, кои вдались в леность и праздность: у тех мысль есть неограниченная и неопределенная, поэтому и человек допускает в неё суетное и шуточное, втекающее из Мiра и тела, и пленяющее его своею любовью. Что тогда любовь супружественная извергается и изгоняется как-бы в заточение, об этом известно. От лености и праздности мысль теряет свою деятельность, тело ослабевает, лишаясь теплоты, и весь человек бывает не чувствительным ко всякой любви жизненной—особенно к любви супружественной, от которой как от источника проистекают прилежание и готовность. Холод же супружественный у них есть различный от холода супружественнаго у прочих; ибо он хотя и предполагает лишение любви супружественной, но по недостатку сил.
250. XIV. ПЯТАЯ ВНЕШНЯЯ ПРИЧИНА ХОЛОДА ЕСТЬ НЕРАВЕНСТВО СОСТОЯНИЯ И ЗВАНИЯ ПО ВНЕШНОСТИ. — Много находится Неравенств относительно состояния и звания, которыя во время сожития разрывают любовь супружественную, начавшуюся до браков; они относиться могут к неравенствам: или Возрастов, или Достоинств, или Богатств. Что неравные возрасты наводят холод в супружествах, например, отрока со старухою и (цветущей девы) с престарелым, этого доказывать не нужно. Что не равныя Достоинства подобное же производят в супружествах, как-то: мущины князя с рабою, или женщины знатной со слугою, — это также без доказательства известно. Равно и Богатства, если супруги не соединяются сходством склонностей и нравов, также приспособлением одного к наклонностям и природным вожделениям другого. Но как тех, так и других повиновения, ради преимущественнаго состояния и звания другого, не соединяют кроме только рабски, —а такое соединение есть соединение холодное; ибо у них - не бывает соединения духа и сердца, но только уст и имени, от котораго величается низший, а стыд ощущает высший. — В Небесах же не бывает неравенства возрастов, ни достоинств, ниже богатств. Что касается до Возрастов, то все там в цвете юности, пребывая в ней навсегда; относительно Достоинств, все там смотрят на других по исполняемым служениям, знатнейшие званием смотрят на низших как на братьев, не предпочитают достоинство служению, но это тому; так же, когда девы выдаются в замужество, то не знают из котораго рода или поколений они: ибо там никто не знает отца своего на земли, но Господь есть всех Отец. То же самое и относительно Богатств: они там достояния мудрствования или премудрости, — и по этим достояниям даются там богатства избыточно. Как поступают там в Супружества, о том показано выше в п. 229.
251. XV. ЧТО ТАКЖЕ НАХОДЯТСЯ НЕКОТОРЫЯ ПРИЧИНЫ И РАЗЛУЧЕНИЙ. Бывают Разлучения или Отделения от ложа, и Разлучения или Отделения от дома. Причины разлучений от ложа многия, так как и разлучений от дома; но здесь дело идёт только о законных. Поелику же Причины разлучения сходствуют с причинами Наложничества (concabinatus), о которых будет сказано в следующей Части этого Сочинения в своей статьи; то поэтому Читатель может там видеть те причины в своём порядки. Законныя же Причины разлучений следующия:
252. XVI. ПЕРВАЯ ПРИЧИНА РАЗЛУЧЕНИЯ ЕСТЬ ПОРОК МЫСЛИ, потому, что любовь супружественная есть соединение мыслей; следовательно, ежели одного Мысль не сходствует с мыслию другого, то разрушается и это соединение, а с ним отступает и любовь. Пороки, производящее разлучения, по большей части следующее: Бешенство (Mania), Воспаление мозга (Phrenitis), Безумие (Vesania), действительное Дурачество (actualis Stultitia) и Глупость (Fatuitas); Лишение памяти, жестокая болезнь Истерическая, крайняя Простота такая, что не может понимать Блага и Истины, непреоборимое Сопротивление относительно повиновения праведному и правому; совершенное удовольствие суесловить и сквернословить, необузданная страсть разсказывать тайны домашния, также ссориться, драться, мстить, злодействовать, красть, лгать, обманывать, злословить; Нерадение о детях, Невоздержанность, Роскошь, Мотовство, Пьянство, Нечистота (Immunditia), Безстыдство, прилепление к Магии и Колдовствам, Нечестие и прочия. Чрез законныя причины не разумеются здесь судныя, но законныя по супружеству. Разлучения или удаления от дома редко и бывают чрез судью.
253. XVII. ВТОРАЯ ПРИЧИНА ЗАКОННАГО РАЗЛУЧЕНИЯ ЕСТЬ ПОРОК ТЕЛА. Чрез Пороки тела не разумеются Болезни случайныя, которыя одному или другому из супругов в течение некотораго времени приключаются и проходят; но разумеются Болезни прилипчивыя, который не проходят. 06 этих учит Патология или болезнеописание, и притом они многоразличны как-то: Болезни заражающая и истощевающия тело до того даже, что навлекают смерть, каковыя составляют: Горячки злокачественныя и заразительныя, Проказы, Болезни венерическия, Антонов огонь, Рак, и им подобныя. Также Болезни, от которых целое тело обременяется столько, что никакого сообщения с ним иметь не можно по причине исходящих от поверхности и из внутренности тела вредных и заразительных истечение, особенно из Желудка и Легкаго, каковы от поверхности: худая Оспа, Корь, Сыпи, Чахотка скорбутная, Чесотка гнилая, а тем более когда ими заражается лицо; из Желудка: Отрыжки смрадныя, тяжелыя, несносныя и сырыя; из Легкаго: Дыхания зловонныя, гнилыя, исходящия из нарывов, чирьев, вередов, или из испорченной крови, -либо пасоки. —Кроме этих находятся еще многия другия болезни разнаго наименования, как-то: Обморок, наводящий телу слабость и лишение сил. Паралич, который есть ослабление оболочек и связок костяных, служащих движению; некоторый же и хроническия или долговременныя болезни, происходящая от лишения деятельности и растягивания жил, или от излишней густоты, вязкости и остроты мокрот: Епилепая, постоянная слабость от Апоплексий, некоторыя Чахотки, истощевающия тело, Лютые Запоры, Поносы, Грыжи, и им подобныя другия болезни.
254. XVIII. ТРЕТЬЯ ПРИЧИНА ЗАКОННАГО РАЗЛУЧЕНИЯ ЕСТЬ НЕМОЩЬ ИЛИ БЕЗСИЛИЕ ДО СУПРУЖЕСТВА. Причина разлучения это есть потому, что цель Супружества есть произведение детей; безсильные же к этому не способны, —и что супруги, предузнавая о том из намерения, лишают себя надежды к произведению детей, каковая надежда единственно питает и укрепляет любовь супружественную.
255. XIX. ЧТО ПРЕЛЮБОДЕЯНИЕ ЕСТЬ ПРИЧИНА РАЗВОДА. — Много есть таких причин, которыя хотя может видеть разсудок, но при всём том ныне сокрыты. Разсудок видеть может, что Супружества святы, а Прелюбодеяния скверны; что Супружества и Прелюбодеяния диаметрально одни другим противуположны, —и что когда противуположное действует на противуположное, тогда одним другое разрушается даже до последней искры жизни его. Так бывает с Любовью супружественною, когда женатый, из утверждения, следовательно из намерения делает прелюбодеяния. Это у тех, которые о Небе и Аде несколько знают, в ясный свет разсудка более входит; ибо они знают, что Супружества находятся в Небе и из Неба, а Прелюбодеяние во Аде и из Ада, и что двое этих не могут соединиться, так как Небо с Адом, также, что коль скоро бы у человека они соединились, то отступает Небо и входит ад. По этому самому причина развода есть Прслюбодеяние; почему и Господь говорит: “но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, [тот] прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует. ” Мате. XIX; 9. — потому, что отпущение по этой причини, есть полное разлучение мыслей, называющееся Разводом. Прочия отпущения по другим причинам, составляют Разлучения, о которых вышесказано; после- этих если оженится иною, прелюбы творить, —но не после развода.
256. XX. ЧТО И СЛУЧАЙНЫЕ ПРИЧИНЫ ХОЛОДА МНОГИЯ ЖЕ, И ИЗ НИХ ПЕРВАЯ ЕСТЬ ОБЩЕЕ ИЗ ВСЕГДАШНЯГО ПОЗВОЛЕНИЯ. Что Общее из всегдашняго позволения есть причина случайнаго холода, то потому, что случается у тех, которые похотливо мыслят о супружества и о жене; но не у тех, кои мыслят свято о супружества и безпечно о жене. Что от общаго из всегдашняго позволения бывают и радости безразличными или неощутительными, и притом скучными, это доказывают игры и зрелища, музыкальныя согласия, хоры, пиры и другия подобныя увеселения, кои сами по себе составляют сладости, ибо оживления. Подобно бывает в сожитиях и содружествах между супругами, а преимущественно между теми, кои от любви между собою не отделили нечистую любовь пола, а когда об общем из всегдашняго позволения мыслят напрасно в отсутствие способности. Что у них общее это есть причина холода, само по себй явствует. Это случайным называется потому, что прибавляется к холоду внутреннему, как причина, и присовокупляется к нему, как довод. Для отдаления и этого холода, жены из осторожности или благоразумия, им впечатлённаго, позволенное делают не позволенным чрез разныя отговорки. Совсем же иначе бывает у тех, которые о жёнах чисто судят; почему у Ангелов Общее из всегдашняго позволения есть самое увеселение души и хранилище любви их супружественной, и посему они непрестанно находятся в приятности этой любви, относительно и последних по присутствии мыслей, незанятому попечениями, —следовательно, из благорасположения мужей.
257. XXI. ВТОРАЯ СЛУЧАЙНАЯ ПРИЧИНА ХОЛОДА ЕСТЬ, ЧТО СО-ЖИТИЕ С СУПРУГОЮ ПО ЗАВЕТУ И ЗАКОНУ, КАЖЕТСЯ ПРИНУЖДЕННЫМ, А НЕ СВОБОДНЫМ. Эта причина есть для тех только, у которых любовь супружественная хладенеет в самых внутреннейших началах; и так как это присоединяется к холоду внутреннему, то и бывает причиною случайною или приключающеюся. У них любовь внесупружественная, по согласию и приязни ея, внутренне есть в теплоте, ибо холод одного есть теплота другого, каковая теплота, хотя и не ощущается, однако же находится даже посреди холода; и если бы тогда не было этой теплоты, то не было и приуготовления (reparatio). Эта теплота производит то принуждение, которое, умножаясь, заставляет смотреть на завет брачный со стороны договора, а на закон—со стороны праведнаго, как на союзы неразрывные; иначе же бывает, ежели завет и закон разрываются или разрушаются. Напротив бывает у тех, кои любовь внесупружественную отвергли, и о любви супружественной мыслят, как о небесном и о Небе, особливо же, кои о том понимают: у них завет тот со своими договорами, и закон тот со своими установлениями, вписаны в сердцах, и непрестанно более вписываются или впечатываются; у них союз любви супружней не связывается из завета договором, ниже чрез закон, но двое они находятся в самой любви, от сотворения впечатлённой; из сих состоят те в Мiре, но не взаимно. По этому самому всё, что только есть из такой любви, ощущается как свободное; ибо всякое свободное происходит единственно из любви; а притом слышал я от Ангелов, что свободное, то-есть, состояние любви Супружественной есть самое свободнейшее, потому что эта любовь есть любовь любвей.
258. XXII. ТРЕТЬЯ СЛУЧАЙНАЯ ПРИЧИНА ХОЛОДА ЕСТЬ ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ОТ ЖЕНЫ, И РАЗГОВОР О ЛЮБВИ ЕЯ. У Ангелов в Небе нет никакого противоречия и несоглсия со стороны жён, как случается у некоторых на земле. У Ангелов на небе есть также беседа и со стороны жен, и нет такого молчания, как бывает от некоторых жён на земле; но причины этих различий не позволяется мне открывать, потому что неприлично. При всём том, однако же, некоторыя из них видеть можно в четырех ДОСТОПАМЯТНОСТЯХ, приложенных после Статей, где тайны сии свободно открыты супругами Ангелов, тремя во Дворце, над которым был виден Дождь золотой, и седмью, сидевшими в Розовнике; каковыя Достопамятности приведены на тот конец, чтобы открыто было все относящееся до Любви супружественной, о коей вообще и часто тут разсуждается.
259. XXIII. ЧЕТВЕРТАЯ СЛУЧАЙНАЯ ПРИЧИНА ХОЛОДА ЕСТЬ ПОМЫ-ШЛЕНИЯ МУЖА ДНЕМ И НОЧЬЮ О ЖЕНЕ, ЧТО ЖЕЛАЕТ, И ВЗАИМНО ПОМЫШЛЕНИЕ ЖЕНЫ О МУЖЕ, ЧТО НЕ ЖЕЛАЕТ. Что это есть причина прекращающейся любви у жен, и что есть причина холода у мужей, оставляется без дальнейшаго изъяснения; ибо о том, что Муж, если бы о жене своей, при всяком взгляде ея днём, и при боку ея ночью мыслил, что она Желает, охладил бы все внешнее, и взаимно жена, если бы о муже мыслила, что он может и не желает. потеряла бы любовь свою, небезизвестно мужьям, которые поучаются тайнам о любви супружней. Это внесено для того, чтобы усовершить настоящее Сочинение, и наполнить Увеселения премудрости о Любви супружественной.
260. XXIV. ЧТО ХОЛОД НАХОДИТСЯ, КАК В МЫСЛИ, ТАК И В ТЕЛЕ, И ПО ПРИРАЩЕНИЯМ ТОГО ХОЛОДА ЗАКРЫВАЮТСЯ И ВНЕШНИЯ НАЧАЛА ТЕЛА. Верят ныне, что Мысль человека находится в Голове, и нисколько нет ея в Теле; когда однако же и Душа и Мысль есть как в голове, так и в теле: ибо Душа и Мысль есть человек, а обе они соста-вляют Дух, по смерти живущий, о котором, что он есть в совершенной форме человеческой, обстоятельно сказано в наших Разсуждениях. По этому самому, человек, коль скоро что-либо мыслит, то может оное тогда же произнесть устами тела, и вместе изобразить телодвижением; также, коль скоро чего желает, то может тогда делать и действовать посредством телесных членов; чего не было бы, если бы Душа и Мысль не были вместе в теле, и не составляли бы духовнаго его человека. Когда же так, то видеть можно, что когда Любовь супружественная есть в Мысли, то подобная же есть и в теле; и как любовь есть теплота, то она отворяет и внешния начала телесныя от внутренних, холод же, который есть лишение ея, затворяет от внутренних внешния начала телесныя. Из этого совершенно явствует причина способности, навсегда продолжающейся у Ангелов, и причина недостатка ея у человеков от холода.
261. При этом прилагаются ТРИ ДОСТОПАМЯТНОСТИ; из них ПЕРВАЯ. В Мiре Духовном, в высшей Стране северной, близ Востока есть места для наставления отроков, для юношей, для возмужавших и для стариков. В сии места отсылаются все умершие Младенцами и воспитывающиеся в Небе; также и все вновь приходящие из Мiра естественнаго и вожделеющие познаний о Небе и Аде. Дорога, ведущая туда, есть близ Востока, потому, чтобы все наставляемы были посредством втечения от Господа; ибо Господь есть Восток, так как Он в Солнце там, и Солнце от Него, есть чистая Любовь; почему и Теплота от этого Солнца в сущности своей есть Любовь, а Свет из него в сущности своей есть Премудрость: а и вдыхаются им от Господа и от этого Солнца и вдыхаются по мере восприятия, восприятие же бывает по мере любви к премудрствованию, или по мере любомудрия. По окончании наставления, выпускаются оттуда те, кои сделались разумеющими, и называются потом учениками Господними. Выпускаются оттуда сперва на Запад, а те, которые тут не остаются, в Полдень; некоторые же чрез Полдень в Восток, и вводятся в Общества, где назначены им обители. Некогда, разсуждая о Небе и Аде, я начал сильно желать всеобщаго познания о состоянии обоих, знавши, что имеющии всеобщия познания, может потом приобрести и частныя, ибо сии в тех находятся так, как части в своём целом. Будучи в таком вожделении, я посмотрел на Дорогу, лежащую в Стране Северной, близ Востока, где были помянутыя Места для наставления, и по пути, тогда мне открытому, пошедши туда, я вошел в Коллегиум или Собрание (collegium), где были мужчины-юноши. Подойдя к Учителям, которые тогда наставляли, я спросил у них: знают ли они о всеобщих? Они отвечали: знаем несколько и о познаниях, относящихся до Неба и Ада; но когда посмотрим к Востоку к Господу, то просветимся и узнаем более; и сделав так, сказали: Всеобщих познаний об Аде есть три, которыя диаметрально противуположны Всеобщим познаниям Неба. Всеобщия познания Ада составляют три Любви, то-есть, Любовь господствовать из Любви себя, Любовь стяжать богатства других из Любви Мiра, и Любовь блудная. Всеобщая познания Неба, оным противуположныя, составляют: Любовь властвовать из Любви Служение, Любовь приобретать богатства Мiра из Любви делать служения посредством их, и Любовь истинно Супружественная. По выслушании этого, пожелав им мира, я пошёл оттуда и возвратился в дом свой. Когда я был в доме, то сказано мне из Неба: разсмотри те три Всеобщия существенности выше и ниже, и потом увидим их в руки твоей. Сказали—в руке, потому, что все, разсматриваемое разумом от человека, кажется Ангелам, как написанное руками.
262. После этого я разсмотрел Первую всеобщую Любовь Ада, которая есть Любовь господствовать из Любви себя, а потом соответствующую ей всеобщую Любовь Неба, которая есть Любовь властвовать из Любви служений: ибо непозволено было мне разсматривать одну Любовь без другой, потому что разум не познает одной любви без другой, так как они противуположныя. Почему, дабы можно было познать и ту и другую, то представляются в противуположности одна против другой; и лицо более красивым и пригожим кажется тогда, когда ему противуположено будет лицо не красивое и не пригожее. —Когда я разсматривал Любовь господствовании из любви себя, то дано мне познать, что эта Любовь совершенно Адская, и по тому она находится у тех, кои состоят в глубочайшем Аде, —и что Любовь властвования из Любви Служение есть совершенно Небесная, и потому Находится у тех, кои состоят в верхнем Небе. —Любовь господствования из любви себя есть адская потому, что господствовать или властвовать из любви себя, есть из собственная; собственное же человека от рождения есть Злое, а самое злое есть диаметрально против Господа. Итак, чем более они в такое зло входят, тем более отрицают Бога и Святости Церковныя. поклоняясь себе и натуре. Те, кои находятся в этом зле, пускай испытают прошу оное в себе, и увидят. Любовь эта есть и такова, что сколько не налагаются бразды, а особенно когда не встречается никакая невозможность—столько стремится из степени в степень, и даже до самой крайности, —да и там не только не ограничивается, но если нет высшей еще степени, то болезнует о том и воздыхает. Эта Любовь у Политиков восходит до того даже, что желают быть Царями и Императорами, и ежели возможно, то чтобы господствовать над всеми сокровищами Мiра, и называться царями царей и императорами императоров. Также и у Каноников Любовь эта восходит так, что желают быть богами, и сколько возможно, чтобы им господствовать над всеми сокровищами Неба, и называться богами богов. Что как те, так и другие сердцем не признают никакого Бога, о том показано будет в следующем описании. —Напротив же этого те, которые желают властвовать из Любви служений: они не желают властвовать из себя, но из Господа, потому что Любовь служений есть из Господа и есть Сам Господь; они смотрят на достоинства не иначе, как на средства, служащия для произведения служений, и те средства полагают гораздо выше, нежели достоинства, хотя первые предпочитают достоинства служениям.
263. Когда я разсуждал об этом, то сказано мне чрез Ангела от Господа: скоро, скоро увидишь и докажешь из видения, какова есть Любовь адская. И вдруг открылась земля к левой стороне—и я увидел сходящаго из Ада диавола, у котораго на голове была шапка четвероугольная, надвинутая на глаза; лицо его всё было покрыто прыщами, как в жестокой горячки, —глаза страшные, грудь вздувшаяся; из уст изрыгал дым, как из печи; чресла его были совершенно огненные, а вместо ног были лодыжки костяныя без плоти, и из тела его исходила теплота гнилая и нечистая. Увидев его и устрашась, я закричал к нему: не приближайся; скажи, откуда ты? Тогда он отвечал сиповато: я из ада, и там нахожусь в обществе с двумястами, которое есть превосходнейшее всех обществ; ибо там мы все императоры императоров, цари царей, предводители предводителей и князья князей; никакого там нет просто императора, ни просто царя, предводителя и князя, но сидим там на тронах тронов, и оттуда посылаем повеления не только во весь Мiр, но и далее. На это я сказал ему: видишь ли, что ты из фантазии или мечтания о превосходстве неистовствуешь? Он отвечал: как можешь так мне говорить?., нам так совершенно кажется, и таковыми нас признают товарищи. Услышав это, я не разсудил уже более говорить ему, что он неистовствует, потому что он неистовствовал из фантазии. Тогда дано мне познать, что он диавол, а во время жизни его в Мiре, был попечителем только одного дома, — и что тогда столько вознесён был духом гордости, что ниже себя ставил весь Род человеческий, непрестанно мечтая, что он достойнее царя и императора, из такого кичения он отринул Бога, и все Святости Церковныя в отношении к себе вменял за ничто, поставляя их потребными единственно для глупой только черни. — Когда я спросил его: вас двести там? — сколь долго будете так славиться между собою?., то он отвечал: что вечно: но что те из них, которые мучают других для отвержения превосходства, опускаются вниз: нам позволяется величаться, но не делая никому зла. Опять спросил я у него: знает ли он о состояния опускающихся вниз? Он сказал, что опускаются они в некоторую темницу, и там называются подлейшие из подлейших, или самые подлейшие, и трудятся. Тогда я сказал этому диаволу, берегись же и ты, чтобы также не опустился.
|
|||
|