Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Эммануил Сведенборг 9 страница



102. Что супруги бывают этою формою соответственно открытию внутрених начал мысли их, то потому, что Мысль открывается постепенно от младенчества даже до глубокой старости; ибо человек раждается телесным, как и Мысль его открывается близко над Телом, так он бывает разсудительным (rationalis); и как Разсудительность эта очищается и отделяется от лжей, втекающих из чувств телесных и от похотей (concupiscentis), втекающих из прелестей телесных, —так и Разсудительность или Разсудительное начало открывается. Это бывает единственно чрез премудрость, и когда внутренния начала разсудительной мысли открыты, тогда человек бывает формою премудрости, которая есть восприятие или вместилище любви истинно супружественной. Премудрость, составляющая эту форму и восприемлющая сию любовь есть Премудрость разсудительная и вместе с тем нравственная. Премудрость разсудительная относится к благам и истинам, которыя внутренне в человек являются не как свои, но как втекающия от Господа; Премудрость же нравственная уклоняется от зол и лжей так, как от зараз, а особенно от похотей, оскверняющих Любовь свою супружественную.

 

103. При сем прилагаются ДВЕ ДОСТОПАМЯТНОСТИ. Из них ПЕРВАЯ: В одно утро, еще до восхождения солнца, я, проглянув к Востоку в духовном Мiре, и увидел четырех всадников (Equites), как бы вылетающих из облака, светящаго от пламени денницы, или утренней зари. На главах тех Всадников были шлемы кудрявые, на плечах как крылья, тела же их одеты были в одежды лёгкия цвета померанцоваго; весь   убор их приличествовал скорости. Держа в руках натянутые повода чрез гривы коней, управляли ими, как крылатоногими. Желая знать, куда бы они спешили, я взором мысли моей последовал за бегом их, или полетом. Из них три Всадника разделились на три стороны: один устранился в Полдень, другой в Запад, третии в Север, четвертый же вскоре потом остановился в Востоке. Удивляясь этому, я взглянул на Небо, —и когда пожелал знать, куда бы спешили те Всадники, то получил ответ, что спешат к Мудрым (Sapientes) из Царств Европейских, которые, живши на земле, прославились у своих остротою ума и отличием разума в разсматривании вещей, дабы сии мудрые пришли сюда и решили Тайну о НАЧАЛЕ ЛЮБВИ СУПРУЖЕСТВЕННОЙ, И О ЕЯ СИЛЕ ИЛИ МОГУЩЕСТВЕ (DE VIRTUTE SEU POTENTIA). При этом сказали мне из Неба, подожди несколько и увидишь двадцать семь Колесниц, —Три с Испанцами, Три с Французами или Галлами, Три с Италианцами, Три с Германцами, Три с Батавлянами или с Голландцами, Три с Англичанами, Три со Шведами, Три с Датчанами и Три с Поляками. По прошествии двух часов появились сии Колесницы, везомыя впряженными в них иноходцами светлорыжими, в отменной сбруе, которые наипоспешнейше вывезли их к пространному Дому; Дом этот виден был в пределе Востока и Полудня. Все, приехавшие туда, вышли из Колесниц и с бодрым духом вошли в Дом; и тогда мне сказано: войди и ты туда же и услышишь. Я пошел поспешно и вошел в Дом, который, осматривая внутри, увидел, что он был четвероугольный, имея боковые проспекты к сторонам; в каждом боку по три высоких Окна из хрустальных стекол, а двери их из масличнаго дерева, по обеим сторонам в стенах как Камеры со сводами вверху, где поставлены столы. Стены были кедровыя, Кровля из лучшаго дерева тииноваго, пол из досок тополевых. У стены Восточной, где не видно было окон, поставлен был Стол, оправленный золотом, и на нем лежал кидарь, осыпанный драгоценными каменьями, назначенный в награждение тому, кто бы изследовал ТАЙНУ предлагаемую. Когда я обратил мой взор к Камерам, которыя были подобны Комнатам подле окошек, то увидел тут пятерых Мущин, в каждой комнате по одному из каждаго царства европейскаго, которые готовы были и ожидали Предмета своих суждений. Друг Ангел, став посреди Палат, сказал; Предмет суждений ваших (judiciorum) будет о НАЧАЛЕ ЛЮБВИ СУПРУЖЕСТВЕННОЙ, И О ЕЯ СИЛЕ И МОГУЩЕСТВЕ; посудите об этом и определите—и определённое мнение напишите на бумаги, а ее опустите в этот серебряный Урн, который вы видите близ золотого Стола, и подпишите начальную Букву того Царства, из котораго вы сами, как-то: из Франфи или Галлии—Ф, из Батавии или Голландии—Б, из Италии—И, из Англии—А, из Польши—П, из Германии—Г, из Гиспании—Г, из Дании—Д, из Швеции— Ш. Сказав это, Ангел отошел, обещая возвратиться. И тогда отделясь по пяти Единоземцев (Populares) в каждой Комнате при окнах, изречение то ворочали, разсматривали и, по превосходству дарований своих в суждениях, определили, на бумагах написали, с подписанием начальной буквы своего Царства и в серебряный Урн опустили. По окончании сего, чрез три часа возвратился Ангел, и, вынув из Урна бумаги по порядку, читал пред Собранными.

 

 

104. Тогда из ПЕРВОЙ БУМАГИ, которую по случаю рука Ангела захватила, он читал сие: Мы пятеро единоземцев в нашей комнате определили, что Начало Любви супружественной есть от Древнейших в Веке золотом, а у них от сотворения Адама и его Жены; оттуда есть Начало супружеств, и с супружествами Начало любви супружественной. Что касается до Силы или Могущества Любви супружественной, то ее мы приписываем не иному чему, как климату или стороне, освещаемой Солнцем, и посему теплоте на земле. Это мы разсматривали не пустым умовоображением, но заимствуя из явственных законов, основанных на опыте, как-то: от Народов, живущих под Экватором или кругом равноденственным, где теплота дневная как бы горит; также от народов, живущих вблизи к этому кругу, и от народов, отдаленнее этого круга обитающих; также и из содействия теплоты солнечной с теплотою жизненною у животных земных и у птиц Небесных во время весны, когда плодятся. Кроме сего, что иное есть, Любовь супружественная как не Теплота, к которой если прибавится Теплота, сообщаемая от Солнца, то и бывает тогда Сила и Могущество. Под этим изложением подписана была буква Г, которая была начальная имени того Царства, из коего они сами были.

 

105. После этого, Ангел ВТОРИЧНО опустил руку в Урну и вынул оттуда Бумагу, на которой читал следующее: Мы единоземцы в нашем сожительстве согласились, что Начало Любви супружественной есть то же, что и начало Супружеств, установленных законами для обуздания похотей, врожденных человекам к прелюбодеяниям, коими попираются души, оскверняются мысли, развращаются нравы и заражаются тела; ибо Прелюбодеяния не человеческия суть, но зверския, не разсудительныя, но скотския, итак, вовсе не Христианския, но варварския; для осуждения таковых последовало Начало Супружеств, а с тем вместе и Любви супружественной. Подобное заключаем о Силе или Могуществе этой Любви, зависящей от чистоты, которая есть воздержание от похотливых блудодеяний; поелику Сила и Могущество у любящаго одну супругу сохранено для одной, итак, собрано и как бы сосредоточено, и тогда оно бываетъ облагородствованным, так как Пятая сущность (Quinta Essentia), по очищении нечистот, которая иначе была бы расточена и во все стороны разброшена. Один между нами пятью, Священник прибавил и Предопределение, как причину той силы и могущества, говоря: не суть ли Супружества предопределённыя, а когда так, то и Чадо-родия оттуда, и к ним действия предопределённыя, потому, что он клялся таким предопределением. Под этим изложением подписана буква Б. Услышав это некто разсмеялся и сказал: Предопределение! ах, какая прекрасная апология или защищение недостатка или невозможности!

 

106. Тотчас и ТРЕТЬИМ РАЗОМ Ангел вынул Бумагу из Урна, и на ней читал сие: Мы единоземцы в нашей Келье разсматривали причины Начала Любви супружественной, и из оных увидели главное, что начало любви супружественной есть то же, что и начала Супружества; поелику эта Любовь не прежде находится; находится же потому, что когда кто-либо не щадит себя, или нещадно любит девицу, то душею и сердцем желает владеть ею, как собственностью, выше всего любимою; и как скоро она обещает себя, то глядит на нее так, как собственно смотрит на собственность.. Что это есть начало любви супружественной, о том открывается явно из неистовства против соперников в любви, и из ревности против нарушителей. Разсматривали мы потом и начало силы или могущества этой любви, и трое против двух превозмогли, что Сила или Могущества с супругою есть из некотораго позволения с полом; сказал и, что из опыта знают, будто могуществом любви пола превозмогается могущество Любви супружественной. Под этим изложением была подписана буква И. Услышав это, закричали со Столов: отложи сию бумагу и вынь другую из Урна.

 

107. И в момент Ангел вынул ЧЕТВЕРТУЮ Бумагу, из которой читал следующее: Мы единоземцы под нашим Окном определили, что Начало Любви супружественной и Любви пола есть то же; ибо из этой есть и та, с тем только различием, что любовь пола есть неограниченная, неопределенная, безпрепятственная, смешанная и непостоянная. Любовь супружественная ограниченная, определенная, связанная, известная и постоянная. Эта любовь так установлена и учреждена по благоразумию и премудрости человеческой; ибо иначе не было бы ни Империй, ни Царства, ни республики и ниже общества, но люди бродили бы толпами по полям и лесам, с блудницами и похищенными женщинами, и бегали бы с места на место, для Уклонения от кровопролитий, насилия и и грабежей, чрез которыя истребился бы вес род человеческий. Это есть суждение о начале любви супружественной. Но Силу или Могущество Любви супружественной выводить из здоровья тела, непрерывно пребывающаго от рождения до старости; ибо человек здоровый и крепким сложением одаренный, не оскудевает в силе, его волокна, нервы, мускулы и мышцы не немеют, не ослабевают и не увядают, но пребывают в крепости сил своих. Прощайте. Под этим изложением подписана буква А.

 

108. ПЯТЫМ РАЗОМ Ангел вынул из Урна Бумагу, из которой читал сие: Мы единоземцы, при вашем Столе, из умствования мыслей наших разсмотрели Начало Любви Супружественной и Начало Силы или Могущества ея; и по изследовании причин, не иное начало Любви супружественной предположили и утвердили как то, что всякий человек из поощрение и оттуда возбуждений (ex fomitibus et inde incitamentis), в преддверждение мысли и тела его скрывавшихся, после различных очесных похотей, напоследок обращает и приклоняет мысль свою к одной из пола женщине, даже пока к ней вовсе разогреется. От этого времени теплота человека переходит из пламени в пламень, пока наконец сделается пожар: в этом состояние не имеет места похоть к полу, а вместо похоти бывает любовь супружественная. Молодой жених в этом пожаре не иначе понимает как то, что сила или могущество его любви никогда не перестанет; ибо не имеет опыта, а потому и знания о состояния недостатка сил, и тогда охладения любви после увеселений. Итак, начало любви супружественной есть из этого перваго до брака жара, а из него и сила или могущество ея; но сия, после браков, пламя свое переменяет, —оно то умаляется, то умножается, и с такими переменами, тоесть умалением и умножением (или возрастанием), продолжается твердо даже до старости, при управлении благоразумием, и при обуздании похотей, вырывающихся из сокровенности мыслей неочищенных; ибо похоть предшествует премудрости. Это есть наше суждение о начале и пребывание силы или могущества супружественнаго. Под этим изложением подписана литера П.

 

109. ШЕСТЫМ РАЗОМ Ангел вынул Бумагу, из которой читал следующее: Мы единоземцы из нашего Товарищества разсмотрели причины Начала любви супружественной, и согласились на две, из коих первая есть Пристойное воспитание детей, а другая—различное владение наследств. Взяли мы две сии причины потому, что сходствуют и относятся к одной цели, которая есть Благо Публичное, —и оно получается, поелику Дети, из любви супружественной зачатые и рожденные, бывают родные и истинные, которые, по любви к ним (storge), подавшей им повод к законному происхождению, воспитываются в наследники всех имений как духовных, так и естественных своих родителей. Что на пристойном воспитание детей, и на различном владении наследств основывается Благо публичное, это видит разсудок. Есть Любовь пола и Любовь супружественная: эта Любовь хотя и представляется как одна с тою, но есть раздельна, ниже одна подле другой, но одна есть в другой; а что находится внутри, то важнее есть состоящаго снаружи. Мы видели, что Любовь супружественная от сотворения есть внутри, и сокрыта в любви пола точно так, как миндаль в шелухе. Посему, когда Любовь супружественная из своей шелухи, тоесть из любви пола освобождается, тогда она блистает пред Ангелами, как драгоценный камень Берилл и Астроит. Это бывает потому, что Любви Супружественной впечатленно Спасение всего Рода Человеческаго, которое мы разумеем чрез Благо Публичное. Это есть наше суждение о Начале сей Любви. О Начале же силы или могущества ея, из разсмотрнных причин заключили, что оно есть освобождение и отдление Любви супружественной от любви пола, которое бывает чрез премудрость от мужа, и чрез любовь премудрости от жены; ибо любовь пола есть общая со скотами, а Любовь супружественная есть собственная человекам. Поэтому, сколько освобождается и отделяется Любовь супружественная от любви пола, столько человек есть человек, а не скот, и человек из своей любви получает силу или могущество, а скот из своей. Под этим изложением подписана Буква Г.

 

110. СЕДЬМЫМ РАЗОМ Ангел вынул Бумагу, из которой читал сие: Мы единоземцы, из Камеры под светом нашего окна, возвеселили помышления и оттуда суждения наши из разсуждения о Любви Супружественной. Кто не наслаждается ею? Любовь эта есть в мысли и с тем вместе в теле. Мы предполагаем Начало этой любви из приятностей ея: ибо кто где-либо познал след какой-нибудь Любви иначе, если не из ея приятности и любезности? Приятности Любви супружественной в началах своих ощущаются, как блаженства, благополучия и счастия, а в произведениях—как приятности и удовольствия, —в последних же началах—как увеселения увеселений. Итак, начало любви пола есть, когда внутренности мысли и оттуда внутренности тела открываются для втечения тех приятностей; Начало же Любви супружественной есть тогда, когда первоначальная сфера этой любви, чрез начатыя обручения, идеально продолжила оныя приятности. Что принадлежит до Силы или Могущества этой Любви, то оно есть из перехождения этой любви с своим началом, от мысли в тело; ибо мысль есть от головы, когда чувствует и делает, а наипаче когда утешается из этой любви. Из сего мы предполагаем степени силы и постоянства изменении ея. Сверх того и Силу могущества выводим из поколения: если она была знатная у отца, то и чрез происхождение (per traducem) знатною бывает и у поколения. Что знатность такая чрез происхождение рождается, наследуется и нисходит, на это соглашается разсудок и опыт под этим изложением подписана буква Ф.

 

111. ВОСЯЬМЫМ РАЗОМ вынута была Бумага и из нея читано следующее: Мы единоземцы, в нашем Сословие не нашли кореннаго Начала Любви супружественной, потому, что она во святилищах мысли скрывается глубоко, и самая тончайшая премудрость никаким лучем резума не может коснуться этой Любви в начали ея. Мы предполагали много. — но после тщетных тонкостей не знали, суждения ли наши при этом были, или пустыя речи. Почему, кто желает вывести начало этой Любви из ссветилищ мысли, и представить своему взору, —тот пусть побывает в Дельфах. Мы разсуждали об этой любви ниже ея начала, что она есть духовная в мыслях, и так как источник или родник сладкий, из котораго истекает в грудь, и там бывает приятною и называется любовью сердечною, которая сама по себе исполнена дружбою, доверенностью и наклонностью ко взаимности; и что эта любовь, когда переходит в грудь, бывает любовью радостною. Сии и подобныя идеи, будучи в помышлении у начинаюшаго приближаться к юношескому возрасту, при желании его избрать для себя одну из пола, возжигают в сердце огонь любви супружественной, который огонь, как первоначальный этой любви, есть и начало ея. Началом Силы или Могущества признаем не иное, как ту же самую любовь, так как они неразлучныя спутницы, однако же такия, что иногда предшествует та, а иногда другая: когда предшествует любовь и за нею последует Сила или могущество, тогда обе знатныя (nobiles), поелику могущество тогда есть сила любви супружественной; когда же могущество предшествует, а любовь ему последует, тогда обое незнатныя (ignobiles), ибо любовь тогда есть могущество плотское. Мы так о качестве обоих судим из того порядка, в котором любовь нисходит или восходит, и следовательно от своего начала проходит к цели. Под этим изложением подписана буква Д.

 

112. Послеедним или ДЕВЯТЫМ РАЗОМ Ангел взял Бумагу, и из нея читал сие: Мы единоземцы, из нашего товарищества, имели суждение о двух предложенных предметах: о Начали любви супружественной и о Начал силы ея или могущества. Когда мы коснулись тонкостей о Начали любви супружественной, то для избежания сомнений или недоразумений, разделили между Любовью пола Духовною, естественною и плотскою. Чрез Любовь пола Духовную разумеем мы Любовь истинносупружественную, поелику она есть духовная, чрез Любовь же пола естественную разумеем любовь многобрачную, так как она есть естественная, а чрез Любовь пола вовсе плотскую разумеем любовь блудную, ибо она есть вовсе плотская. Когда суждения наши углублены были в любовь истинносупружественную, то мы разсмотрели, что эта Любовь единственно бывает между одним мужчиною и одною женщиною, и что есть от сотворения небесная, внутреннейшая, душа и отец всех благих любвей, вдохновенная Прародителям и вдыхаемая Христианам, и притом так соединительная, что чрез нее две Мысли могут быть одною Мыслию, и два Человека так, как один Человек, что и разумеется чрез быть единою Плотию. Что эта Любовь вдохновенна от Сотворения, явствует в Книге Сотворения из сего: “Сею ради оставите отца и матерь и прилепится к жене своей и будет в едину Плоть”. Быт. II, 24. О том же, что она есть вдыхаемая Христианам, явствует из сих слов: “Иисус рече, несте ли чли, яко Сотворивый искони мужеский и женский пол, сотворил я есть: и рече: сего ради оставит человек отца своего и матерь и прилепиться к жене своей, и будет оба в плоть едину; чего ради ни суть более два, но едина плоть”. Матф. XIX, 4, 5, 6. Это о Начале любви супружественной. О начали же Силы или Могущества Любви истинносупружественной догадываемся, что она исходит из подобия мыслей и единодушия: ибо когда две мысли супружественно соединены, тогда помышления их духовновзаимно друг друга целуют, и сии вдыхают в тело свою силу или могущество. Под этим изложением подписана буква Ш.

 

113. Стоявшие в этой Палате за возвышенным полом, пред дверями, Африканцы, сказали громко: позвольте, чтобы и из нас кто-либо объявил мнение о Начали Любви Супружественной, также и о Силе ея или Могуществе. И когда за всеми Столами поманули руками, что позволяется, тогда один из них, войдя и став к Столу, на котором лежал Кидарь, сказал: Вы, Христиане, выводите Начало Любви Супружественной из самой Любви; но мы Африканцы выводим оное от Бога Неба и Земли. Любовь супружественная не есть ли Любовь целомудренная, чистая и святая? Не находятся ли в этой Любви Ангелы Небесные? Не есть ли весь Род Человеческий, и оттуда всё Небо Ангельское Плод этой Любви? Разве такое превосходное состояние от инуда, а не от Самаго Бога Создателя и Хранителя вселенной может существовать?.. Вы, Христиане, Силу или Могущество супружественное выводите из разных причин умственных и естественных; но мы, Африканцы, выводим оное из того состояния, когда человек соединяется с Богом вселенной: это состояниее мы называем Состоянием Религии, —а вы состоянием Церкви; ибо когда Любовь оттуда есть, и притом она есть твёрдая и непрерывная, то и силу производит подобную же, тоесть твердую, непоколебимую и непрерывную. Любовь истинносупружественная известна не всем, но только немногим тем, которые близкими находятся к Богу, —а потому и могущество этой любви не иным известно. Сие могущество с этою любовию Ангелы на Небесах описывают так, как приятность непрестанной весны.

 

114. Послее сих слов, все встали, и вдруг позади золотого Стола, на котором лежал Кидарь, явилось Окно, коего прежде не было видно, и чрез оное услышали глас: «КИДАРЬ ДА БУДЕТ АФРИКАНЦУ». И тогда же от Ангела оный дан ему в руки, но не на голову, и Африканец отошел с ним в дом свой. Потом и Европейцы вышли и, севши в свои Колесницы, возвратились в свои места.

 

115. ВТОРАЯ ДОСТОПАМЯТНОСТЬ. В полночь, пробудясь от сна, я увидел на некоторой возвышенности к Востоку Ангела, держащаго в правой руки Бумагу, которая от истекающаго света из Солнца казалась отменно белою, а на ней написано было золотыми буквами: «СОЧЕТАНИЕ БЛАГА И ИСТИНЫ». Из этого писания сиял свет, составлявший около той бумаги круг; круг же этот казался, как денница во время весны. Потом я увидел Ангела, с бумагою в руке нисходящаго, и чем ниже он сходил, тем менее и менее светлою казалась та бумага, и Писание: «СОЧЕТАНИЕ БЛАГА И ИСТИНЫ» изменялось из цвета золотого в серебряный, потом в медный, далее в железный, а напоследок в заржавелый и позеленевший. Наконец Ангел представился входящим в густой темный Облак, чрез который и сошел на землю; и хотя бумага та находилась еще в руке Ангела, однакоже была невидима. Это случилось в Мiре духов, куда все человеки по отшествии сперва собираются. Тогда Ангел, начав говорить со мною, сказал: спроси у тех, которые сюда приходят, видят ли меня, или что-либо в руке моей. Пришло тогда множество: Сонм от Востока, Сонм от Полудня, Сонм от Запада и Сонм от Севера; и когда я спросил у пришедших от Востока и Полудня, которые почитались учеными в Мiре, видят ли здесь кого-нибудь у меня и что-либо в руке его, то сказали все, что вовсе ничего. Потом я спросил и у пришедших от Запада и Севера, которые, будучи в Мiре, полагались на слова Ученых; сии также отвечали, что ничего не видят. Последние же из них, бывшие в Мiре простыми, в вероятии из человеколюбия, или в некоторой истине из блага, по отшествии первых, сказали, что видят Мущину с бумагою, в изрядном одеянии, и бумагу с написанными буквами, —и когда приблизили взор свой, то сказали, что читают: «Сочетание Блага и Истины» — почему и просили Ангела, чтобы он открыл им, что это значит. Тогда Ангел сказал, чта все в Небе и все в Мiре не иное есть, как Сочетание блага и истины, поелику все и каждое, как живущее и одушевляющее, так и неживущее н неодушевляющее есть из Сочетания блага и истины и в оное сотворено. Нет ничего созданнаго в единую Истину, или быть единственно истиною, и ничего в единое Благо, или быть единственно благом; благо и истина, если отделить одно от другого, не составляет ничего, но существует и бывает чем-либо или составляет что-либо чрез Сочетание таковое каковым есть Супружество. В Господе Создателе есть Божественное Благо и Божественная Истина в самой своей Сущности. Сущностью Его Бытия есть Божественное Благо, а Сущностью Его Пребывания есть Божественная Истина, и притом находятся в Самом своем Соединении поелику в Нем бесконечно составляют одно И поелику двое оных в Самом Создателе составляют едино; то и во всем и каждом созданном от Него едино есть; чрез то также Создатель, со всеми от Него созданными сопряжен вечным заветом так, как супружеством. Далее сказал Ангел, что Священное Писание, непосредственно от Господа происшедшее, есть вообще и часто сочетание или Сопряжение Блага и Истины; и как Церковь, образующаяся чрез Истину Учения, и Религия, образующаяся чрез Благо жизни по Истине Учения, у Христиан есть единственно из Священнаго Писания, —то явствует, что Церковь вообще и частно есть Сочетание блага и истины. (Что так есть, видеть можно в АПОКАЛИПСИСЕ ОТКРОВЕННОМ пп. 373, 483). Вышесказанное о Сочетании Блага и Истины есть то же, что сказанное О СОЧЕТАНИИ ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЯ И ВЕРЫ; ибо Благо есть из Человеколюбия, а Истина есть от Веры. Некоторые из прежних невидевшие Ангела и Писания, еще стоя и слушая оное, говорили полуотверстыми устами: „ей ей понимаем это"; но Ангел тогда сказал им: отворотитесь от меня несколько, и скажите также; и, отворотясь, сказали отверзтыми устами: „не так”. Поелику этого, Ангел, говоря о СОЧЕТАНИИ Блага и Истины у Супругов, сказал, что если бы Мысли их были в таком Сопряжении, тоесть если бы Муж был Истиною, а Жена Благом его, то оба были бы в увеселениях блаженства невинности, и оттуда в благополучии, в каком находятся Ангелы; и в этом состояния Детородность (prolificum) мужа была бы в непрестанной Весне, и оттуда в непрестанном стремлении (nisus) и силе размножать свою истину, а жена в непрестанном восприятии той истины из любви. Премудрость, находящаяся у Мужей от Господа, ничего приятнее не ощущает, как размножать свои истины; а любовь премудрости, существующая там у жён, ничего радостнее не ощущает, как те истины воспринимать как бы чревом, —и так их зачинать, носить и раждать. Деторождения духовныя у Ангелов Небеси таковыя есть; и, если верить хотите, то из этого начала происходит и деторождения естественныя. Ангел по изъявлении мирных слов вознесся от земли, и чрез облако взошел на Небо; и тогда Бумага, по степеням восшестая его, блистала, как и прежде, —и тогда же Круг, казавшийся прежде, как денница (aurora), опустясь разогнал Мглу (Nimbum), которая наводила тьму на земле, и сделалось солнечно.

О сочетании Господа и Церкви, и его Соответствий.

.

116. Что о Сочетании Господа и Церкви, и о его Соответствии здесь также разсуждается, то потому, что, не зная и не разумея об этом, едва ли кто может знать, что Любовь супружественная в начали своем есть святая, духовная и небесная, и что она есть от Господа. Хотя же некоторые в Церкви и говорят, что Супружества имеют отношение к Сочетанию или Сопряжению Господа с Церковью, но никто не знает, какое есть то отношение. Чтобы это представить пред разумом в некотором свете, а потому и видимым, —то нужно побеседовать и разсудить особенно об этом Святом Сочетании, которое есть у составляющих Церковь Господа; ибо у сих только, а не у иных есть Любовь истинносупружественная. Для яснейшаго же уразумения этой Тайны, —такое Разсуждение разделено будет на следующие Члены: I. Что Господь в Слове именуется Женихом и Мужем, а Церковь Невестою и Женою; и что Соединение Господа с Церковью, и соединение Церкви с Господом именуется Сочетанием (Conjugium). II. Также, что Господь именуется Отцем, а Церковь Матерью. III. Что дети из Господа, как из Мужа и Отца, и из Церкви, как Жены и Матери, все духовныя, и в смысле Слова духовном разумеются чрез сыновей и дочерей, братьев и сестёр, зятей и невесток, и чрез прочия имена, от рождения заимствуемыя. IV. Что Дети духовныя, раждающияся из Сочетания Господа с Церковью, суть Истины, из которых состоят: разум, понятие и всякое помышление, —и что суть Блага, из коих состоят: Любовь, человпколюбие и всякое побуждение. V. Что из Сочетания блага и истины, происходящаго от Господа и втекающаго, человек восприемлет истину, а Господь присоединяет к ней благо, — итак, Церковь образуется от Господа у человека. VI. Что Муж не представляет Господа, а Жена Церкви, поелику оба совокупно, муж и жена составляют Церковь. VII. Что посему нет Соответствия мужа с Господом, а жены с Церковью в Супружествах Ангелов на Небесах и человеков на землях. VIII. Но что есть Соответствие с Любовью супружества, с сеением семени (seminatio), с деторождением, любовью к детям (amor infantum), и с прочими подобными качествами, которыя находятся в Супружествах и из них происходят. IX. Что Слово есть Средство соединения, ибо оно есть от Господа, итак Господь. X. Что Церковь есть  от Господа, и притом у тех только, которые приходят к Нему и живут по заповедям Его. XI. Что Любовь супружественная есть по состоянию Церкви, ибо она есть по состоянию премудрости у человека. XII. И так,


как Церковь есть от Господа, то и Любовь супружества или супружественная есть от Него тоже. —Теперь следует изъяснение этих Статей.

 

117. I. ЧТО ГОСПОДЬ В СЛОВЕ ИМЕНУЕТСЯ ЖЕНИХОМ И МУЖЕМ, А ЦЕРКОВЬ НЕВЕСТОЮ И ЖЕНОЮ, И ЧТО СОЕДИНЕНИЕ ГОСПОДА С ЦЕРКОВЬЮ, И СОЕДИНЕНИЕ ЦЕРКВИ С ГОСПОДОМ ИМЕНУЕТСЯ СОЧЕТАНИЕМ. Что Господь в Слове именуется Женихом и Мужем, а Церковь Невестою и Женою, о том явствует из следующих месть: “Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. ”. Иоан. III, 29. Это Иоанн Креститель сказал о Господе. —“И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься. ”. Мате. IX, 15, Марк. II: 19, 20, Лук. V: 34, 35. “И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. ” Апокал. XXI, 2. Чрез Новый иерусалим разумеется Новая Церковь Господа, о чем видеть можно в АПОКАЛИПСИС ОТКРОВЕННОМ в п. 880 и 881 “И пришел ко мне один из семи Ангелов, у которых было семь чаш, наполненных семью последними язвами, и сказал мне: пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца. и показал мне великий город, святый Иерусалим”. Апокал. XXI: 9, 10. “Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. ”. Апокал. XIX: 7, 9. — Чрез ЖЕНИХА, во сретение Коего изыдоша пять дев уготованных, и с Ним внидоша в БРАКИ, Матф. XXV: 1—10, разумеется Господь, о чем явствует из стиха 13го, где говорится: “Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий. ” И сверх сего на многих местах у Пророков.

 

118. II. ТАКЖЕ, ЧТО ГОСПОДЬ ИМЕНУЕТСЯ ОТЦОМ, А ЦЕРКОВЬ МАТЕРЬЮ. Что Господь именуется Отцом, явствует из сих мест: “Ибо младенец родился нам -- Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. ”. Исаия IX: 6 — “Ты, Господи (Jehovah), Отец наш, от века имя Твое: `Искупитель наш. ” Исаия LXIII 16— “Иисус сказал: И видящий Меня видит Пославшего Меня. ” Иоан. XII: 45. — “Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его. ” Иоан. XIV: 7. —“Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас. Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца? ”. Иоан. XIV: 8, 9. — “Иисус сказал: Я и Отец -- одно. ". Иоан. X: 30. — “Все, что имеет Отец, есть Мое”. Иоан. XVI: 15, XVII: 10. — “Отец во Мне и Я в Нем. ”: Иоан. X: 38, XIV: 10, 11, 20. Что Господь и Его Отец едино, так как Душа и Тело составляют одно; что Бог Отец сошел с Неба и принял Человеческое для искупления и спасения человеков, и что Человечество Его есть именуемое Сыном, посланным в Мiр, — об этом вполне показано в АПОКАЛИПСИСЕ ОТКРОВЕННОМ.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.