|
|||
Эммануил Сведенборг 7 страница
77. ТРЕТЬЯ ДОСТОПАМЯТНОСТЬ. На другой день опять пришел ко мне Ангел вождь и спутник мой, и сказал: приуготовь себя, и пойдем к Небожителям в Западе, которые из живших в Возрасти третьем, или в Веке медном. Жилища их находятся от Полудня чрез Запад к Северу, но не в Севере. Приуготовляясь, я пошел с ним, и мы вошли в Небо этих жителей со стороны полуденной, где была знаменитая Роща, из Пальм и лавров состоящая; перешедши ее при самой смежности Запада, мы увидели Гигантов ростом вдвое выше обыкновенная человека. Они нас спросили; кто вас впустил чрез рощу? Когда же Ангел уведомил их, что Бог Неба, — то отвечали нам так: мы Стражи, приставленные к Небу Древнему Западному, и по сему объявляем вам, немедленно проходите. Пройдя мы увидели с высокой башни Гору, простиравшуюся даже до облаков, а между нами и тою Горою были селения за селениями, отделяющаяся одно от другаго садами, лесочками и полями. Перейдя сии селения даже до Горы и на оную взошедши, увидели, вместо Вершины той горы Равнину и на ней Город протяженный и обширный, в котором все дома были из бревен сосновых, покрытые тесницами. Когда я спросил у Ангела, для чего домы у них деревянные, то он отвечал: потому, что чрез Бревно означается Благо естественное, и в этом Благе были человеки Возраста третьяго, или Века меднаго на земли; а поелику чрез Медь также означается Благо естественное, то по сему и Век, в котором они жили, назвали древние Медным. Здесь также находятся Здания священныя, из Бревен масличных сооруженния, и посреди их Святилище, где в ковчеге лежит Слово, данное жителям Азии прежде Слова Израильскаго, коего Книги Историческия именуются БРАНЯМИ ИЕГОВЫ (Bella Iehova), Пророческими же Изречениями (Enuntiata), так наименовал их Моисей Числ. XXI: ст. 14, 15, и ст. 27 — 30. Сие ныне в Царствах Азии потеряно, а сохранено только в великой Татарии. Потом Ангел повел меня к одному Зданию, в которое войдя, мы увидели посреди его Святилище все в елейнием свете; и тогда Ангел сказал: Свет сей производит Древнее Слово, бывшее в Азии; ибо всякая Божественная Истина в Небесах издает от себя свет. Выходя из этого Здания, мы услышали, что о нас так, как о двух странниках, дано знать в Городе, и что приказано спросить, откуда мы, и для чего пришли к ним; почему и прибежал тогда же из Судилища (Curia) телохранитель и позвал нас в оное. Когда там спросили у нас, откуда мы, и для чего пришли к ним, — то мы отвечали так: мы прошли чрез Рощу пальмовую, также чрез Жилища Гигантов, которые стражи Неба, —потом чрез Страну селений, из чего и можете заключить, что не от себя, но от Бога Неба сюда пришли; причина же, по которой мы пришли, состоит в том, чтобы получить наставление о ваших Супружествах. Единобрачныя ли (Monogamica) или Многобрачныя (Polygamia) оне. На это нам отвечали, вопрошая, что значит Многобрачныя? не суть ли оне блудныя? Почему Судебное это Сословие, тогда же отрядило одного Разумеющаго, который бы в доме своем, нас об этом предмете наставил. Он в Доме своем, присовокупив к себе Жену, сказал так: Первобытные или Древнейшие, которые в любви истинно Супружественной, и из нее более прочих в Силе и Могущества этой любви были в Мiре, и ныне в Небе своем, которое на Востоке, блаженствуют, —оставили нам Заповеди о Супружествах, и до ныне у нас хранящияся; мы же потомки их, и они, будучи Отцы нам, как детям дали Правила жизни, между которыми о Супружествах есть следующее: «Дети, ежели хотите любить Бога и ближняго, ежели хотите быть премудрыми и благополучными навсегда, то советуем вам жить единобрачными; если же от сей Заповеди отступите, то убежит от вас всякая Небесная любовь, а с нею и внутренняя Премудрость, и вы изгнаны будете». Этой Заповеди Отцов наших мы повинулись как дети, и познали истину ея, состоящую в том, что сколько кто любит единую супругу, столько бывает небесным и внутренним, и сколько кто не любит единой супруги, столько бывает естественным и внешним, —и этот не любит уже никого, кроме себя и изображения мысли своей; следовательно, он есть несмысленный и безумный. Отсюдато все мы в этом Небе Единобрачные; и поелику таковы есть, то по сему все пределы нашего Неба, от Многобрачных, Прелюбодеев и Блудников охранены, Если приходят к нам Многобрачные, то немедленно низвергаются в Тьмы севера; ежели Прелюбодеи, то низвергаются в Печи запада, а если Блудники, то низвергаются в в пустыя дебри полуденныя. Услышав это, я спросил, что разумеется чрез тьмы севера, чрез печи западныя и чрез дебри пустыя полуденныя? отвечал мне, что Тьмы севера есть тупости мыслей и неведение истин; что Печи западныя составляют любви зла, и что Дебри пустыя полуденныя есть олжетворения истины; сии-то есть блудодеяния духовныя Потом он сказал: следуйте за мною к нашему Сокровищехранителю; и когда мы пришли туда, то он показал нам Писания Древнейших, из которых мы увидели, что Писания их были прежде на Досках деревянных и каменных, и потом на пнях выглаженных; а как во Втором веке излагали свои Писания на Пергаменте, то он привел нас и к Пергаменту, на котором были Прежнии (Primaevorum) Правила, списанныя с каменных досок, между коими и заповеди о Супружествах. Ангел, увидев сии и прочия самыя Древнейшия Достопамятности, сказал: время уже нам отойти. Тогда Хозяин отлучился в Сад, и сняв с масличнаго Дерева несколько ветвей, и связав их в пучек, подарил нам, сказав: сии ветви из Дерева здешняго или собственнаго в нашем Небе, котораго сок пахнет бальзамом. Мы взяли с собою этот пучек, и по пути близ Востока, где не было уже Стражи, сошли; и вдруг ветви те обратились в Медь чистую, концы же их в золото, в знак того, что мы были у Народа Третьяго Возраста, или века, именуемаго Медным.
78. ЧЕТВЕРТАЯ ДОСТОПАМЯТНОСТЬ. Чрез два дня, Ангел опять разговаривая со мною, сказал: окончим Период Возрастов; остается теперь Возраст или Век последний, именуемый Железным. Народ этого Века обитает в Севере, со стороны Западной, простираясь внутрь или в широту; все тамошние из древних жителей Азии, у которых было Слово Древнее и из онаго состояло у них Богочествовавание, — следовательно до пришествиия Господа нашего в Мiр. Об этом известно в Писании Древних, вовремена которых, они так названы; те же самые Веки разумеются чрез Статую, Навуходоносором виденную, коей Голова была из Золота, Персты и Мышцы из Серебра, Чрево и Стегна из Меди, Голени из Железа, а Ноги из Железа и частию Глины, Даниил: II: 32 и 33. Это сказал мне Ангел на пути, который и показался нам кратким и скорым при занятии разговорами нашими о разных предметах, встречавшихся мыслям нашим, когда проходили мы чрез разныя селения; ибо пространства и оттуда разстояния в Мiре Духовном есть только видимости по состоянию мыслей. —Когда мы находились уже в Лесу, из буковых, ильмовых и дубовых дерев состоящем, — то обозревая разные предметы, увидели по левую сторону Медведей, а по правую Леопардов. При удивлении моем этом, Ангел сказал: сии не медведи, ни леопарды, но человеки, стерегущии этих Жителей Севера: они обоняют ноздрями сферы жизненныя проходящих и нападают на всех Духовных, так как сами Жители Естественные. Те, которые читают только Слово, и никакого учения оттуда для жизни не почерпают, представляются издали как Медведи; утверждающей же оттуда лжи представляются Леопардами. Но они, Увидев нас, отвратились от нас, и мы прошли. — За Лесом появились Черновики, а потом Поля злачныя, разделенныя на уделы, окруженныя буком; за ними земля простиралась косогором к Долине, на которой были многие города, один подле другого, пройдя некоторые из них, мы вошли в один великой город, в котором, как улицы, так и домы были расположены неправильно; последние были построены из кирпичей с перекладинами покрытыя корою. На площадях были Капища из сеченнаго камня иззестко ваго: войдя в одно из них чрез три ступени, мы увидели вокруг стен Идолов в различных формах, и толпу молящихся им на коленях; по средине находились Хоры, из которых видбн был с головы Бог — за щитник этого города. При выходи оттуда, Ангел сказал мне, что Идоль оные у Древних, живших в Век серебреном, о которых вышеупомянуто были изображениями, служащими для представления духовных Истин и нравственных добродетелей; но когда знаше соответствий в памяти потеряно и погибло, то еж изображения сделались сперва предметами чествования, а потом им поклонялись как Божествам, из чего и произошло Идолочествоваше. Когда мы были вне Капища и разсматривали жителей и их одеяния, то увидели, что лица у них как бы стальныя, цвета синеватаго, и одеты как комедианты, с полотенцами около бедер, висящими изпод исподней одежды, стянутой на груди; на головах их были шапки, подобно как у гребцов кудрявыя. Но сказал Ангел: довольно этого; поищем наставление о Супружествах Народов этого Века. Тогда мы вошли в дом одного Вельможи, у котораго на голове была шапка башнями. Он принял нас изрядно, и сказал: войдите и побеседуем; почему мы вошли в Преддверие и там сели. Когда я спросил его о Супружествах этого города и страны, то он отвечал; мы не живем с одною женою, но некоторые с двумя и тремя, а некоторые со многими, потому, что перемена или различие, повиновение и честь, так как приличныя Величеству, нас увеселяют; это мы имеем от жён, когда их много, —с одною же не было бы той приятности, которую мы ощущаем от различия, но скука от тождества (единообразия); ниже ласки из повиновения, но несносность от равенства; ниже счастливаго состояния от господствования или чести, но досада и спор о старшинстве; да и что значит женщина? не для того ли она раждается, чтобы покоряться воле мужа, и чтобы раболепствовать, а не господствовать? По этой причине каждый Муж в дом своем здесь имеет власть подобную власти Царскаго величества; и такое состояние, будучи из нашей любви, есть также блаженство жизни нашей. Но спросил я его: где тогда любовь супружественная, которая из двух душ составляет одну, сочетавает мысли и делает блаженным человека? —таковая Любовь не может разделяться; если же разделяется, то последует тогда таковой жар, который перестает кипеть и проходит? На это он отвечал: не разумею, что говоришь, что же иное делает блаженным человека, как не ревность жён за честь и первенство своего? Сказав это, мужъ тот вошёл в женскую комнату и отворил двое дверей; исходящая оттуда похотливость произвела такой смрад как от болота, по причине той, что это происходили из Любви многобрачной или многоженной, которая есть и брачная и вместе с тем блудная; почему я, вставь, затворил двери. Потом я сказал: как вы можете на этой земле пребывать, когда у вас нет никакой любви истинно супружественной, и притом покланяетесь идолам? На это он отвечал: относительно любви брачной или сожительственной (connubialem), мы ревнуем за жён наших так сильно, что не допускаем даже, чтобы кто--либо вошел внутрь домов наших, кроме только в преддверие, —и так как у нас есть ревность, то по этому есть и любовь; что же касается до Идолов, то мы хотя им и поклоняемся, но не монием мыслить о Боге Вселенной иначе, как через виды, поставленные пред глазами нашими; ибо не монием возвести наших мыслей выше чувственности телесных, и о Бог выше вещей видимых телесными глазами. Тогда я опять спросил его: не разнообразные ли Идолы ваши?... как они могут впечатлять видение единаго Бога? На это он отвечал, что то для них служит таинственностью, и что тут скрывается некоторое Богочествование во всякой форме. Такия речи побудили меня сказать ему. вы совершенно чувственные—телесные; нет у вас ни любви Бога, ни любви супружественной, заимствующей нечто из духовности; ибо сии только любви совокупно образуют человека, и из чувственнаго делают его небесным. Когда я это сказал, то явилась чрез ворота как молния; и когда я спросил, что это значит, то он уведомил меня, что такая молния есть знак, что имеет прйти к нам Древний от Востока, который нас учит о Боге, что Он есть Един, Единственный, Всемогущий, Который есть Первый и Последний; он также увещевает нас, чтобы мы не почитали Идолов, но только взирали бы на них как на изображения, которыя представляют добродетели, происходящая от Единаго Бога, и совокупно составляют Его чествование; сей Древний есть Ангел наш, котораго мы почитаем и коему повинуемся, —приходить же он к нам и возстановляет нас, когда впадаем в темное Богочествование из фантазии о кумирах. —Выслушав это, мы вышли из того дома и потом из города, —и на пути, из виденнаго на Небесах заключили о Круге и о Поступлении Любви Супружественной: о Круге ея, что она перешла от Востока в Полдень, отсюда в Запад, и оттуда в Север; о Поступлении ея, что она умалялась, по Обращению своему тоесть в Восток была небесною, в Полдни духовною, в Запад естественною, а в Север чувственною; также, что умалялась она в такой её степени, как любовь к Богу и чествование Его. Из чего и следует заключить, что эта любовь в Первом веке была как Золото, во Втором к Серебро в Третьем как Медь, а в Четвертом как Железо, и что наконец ея не стало. —Тогда Ангел, вождь и спутник мой, сказал: однакож я питаюсь надеждою, что эта Любовь от Бога Небес, который есть Господь, воскрениена будет, поелику может быть воскрениенною.
79. ПЯТАЯ ДОСТОПАМЯТНОСТЬ. Прежний Ангел, который был моим вождём и спутником к Древним, жившим в четырех веках: Золотом, Серебряном, Медном и Железном, опять явясь, мне, сказал: хочешь ли видеть тот Век, который настал после этих древних Веков, и ныне еще продолжается? —следуй за мною и увидишь; о сем самом пророчествовал Даниил, говоря: се востанет Царство по четырех оных Царствах, вт, нсм5 не смгыиано будет Желпзо с Глиною болотною; смгъгиают себгь в оьмени чсловгъчи, но не соединятся одно с другим, яконие желпзо не смешивается с глиною". Даниил.: II; 41, 42, 43; и сказано притом, что чрез семя человечье, чрез которое смешается железо с глиною, и притом не соединятся, —разумеется истина слова олжетворенная. Поелику сих слов Ангела, я за ним последовал, и на пути из разговоров его узнал, что описываемаго Века жители обитают в смежности между Полуднем и Востоком, но нарочито далеко за теми, которые жили в четырех первых Веках, и притом гораздо ниже. Продолжая наш путь к Полудню, к сторон, смежной с Западом, мы перешли страшный лес, в котором были озера, а из оных крокодилы поднимали головы и своими широкими и зубастыми пастями на нас устремлялись. Между озерами были страшные Псы, из коих некоторые трехглавые, как Церберы, некоторые же двуглавые; всб они имели страшные зобы и свирепыми глазами смотрели на нас, когда мимо их мы проходили. Войдя на путь этой Западной стороны, мы увидели Драконов и леопардов или рысей, которые описываются в Апокалипсисе гл. XII, ст. 3 и гл.: XIII, ст. 2. Тогда Ангел сказал мне, что все те звери, виденные мною, не звери, но соответствия; итак формы представительныя похотей, в коих пребывают Жители, посещенные нами; самыя похоти представляются чрез страшных псов; коварства же и хитрости их чрез крокодилов; лжи их и злыя наклонности к предметам, касающимся до Богочествования, означаются чрез драконов и пардов или рысей. Однако же представляемые Жители не обитают близко за Лесом, но за великою Пустынею, которая служит разделением и отделением от Жителей Веков предыдущих; ибо они вовсе непохожи на тех, —и хотя имеют головы на грудях, груди на чреслах и чресла на ногах, так как и первобытные человеки, но в головах их нет нисколько золота, ни в грудях серебра, ниже в чреслах меди, и даже в ногах нисколько железа; а вместо того, в головах их находится железо, смешанное с глиною, в грудях и то и другое, смешанное с медью, в чреслах также обое, смешанный с серебром, а в ногах оныя, смешанный с золотом. Чрез такой переворот они изменились из человеков в изваяния человеческия, внутри которых ничто не соединяется; ибо, что было верхнее, то сделалось нижним, —следовательно, что было головою, то сделалось пятою и напротив. Они нам из Неба кажутся комедиантами или шутами, которые переворотя, тело, лежат на локтях и ходят; или как звери, которые, переворотясь лежать на спинах, ноги поднимают кверху, а из головы, которую врывают в землю, смотрят на небо. Перейдя в лес, мы вошли в Пустыню, которая не менее была ужасною, поелику состояла из кучей камней, а между ними ямы, из которых выползывали гидры и ехидны и вылетали змии палящие (presteres). Вся эта пустыня имела непрерывное склонение вниз, чрез продолжение котораго мы сошли и потом пришли к равнине (vallem), населенной жителями той страны и того возраста или века. Тут были на многих местах пастушьи шалаши (mapalia), которые напоследок показались нам соединяющимися и составлающими вид города, в который войдя, мы увидели домы, построенные из ветвей древесных обгорелых и грязью обмазанные, покрытые листами железными черными; улицы же были неправильныя, все сначала узкия, но пройдя несколько, гораздо пространнее, при окончании же каждой улицы площади, —и по сему сколько улиц, столько и площадей (fora). — Когда мы вошли в город, то сделалась тьма, ибо не видно уже было Неба; по каковой причине, коль скоро мы воззрели к небу, то в это же время дан был нам свет, и мы все увидели. Тогда я спросил встретившихся: можете ли вы видеть что-либо, не видя неба? На это отвечачали мне: о чем спрашиваешь? Мы видим ясно и ходим при полном свете. Ангел, услышав это, сказал мне, что тьма для них есть свет, а свет для них есть тьма так, как и у птиц ночных, ибо оне смотрят вниз, а не вверх. Войдя в шалаши их, мы увидели в каждом мужа с своею женою и спросили: все ли здесь живут каждый в своем доме с одною женою? На это отвечали со свистом (cum sibilo): что значит с одною единственно женою?.. Для чего не спрашиваете у нас, с одною ли единственно блудницею?., и что такое жена, если не блудница? по нашим законам не позволяется блудодействовать со многими, а только с одною единственно женщиною; впрочем, у нас не считается за безчестное и непристойное хотя и с многими, но лишь бы вне дома, — и этим мы хвастаем между собою; итак, имеем более позволения и потому удовольствия, нежели многобрачные. Для чего же множество жён нам не позволяется, когда позволено было, да и ныне позволяется на всем земном круге около нас?.. какая жизнь с одною женщиною?., не порабощение ли это и темница?., однакоже, запор этой темницы мы здесь сломали, и от такого рабства освободили себя и избавили; кто взыщет с узника за то, что он освобождает себя, когда может? На это мы отвечали: Друже, ты говоришь так, как не имеющий никакой религии; кто, будучи одарен разсудком, не знает, что прелюбодеяния есть скверныя и адския, и что Супружества есть святыя и небесныя?... не у диаволов ли суть прелюбодеяния во аду, а Супружества у Ангелов в Небе?.. читал ли ты седьмую Заповедь Десятословия, и у Павла, что прелюбодеи никогда не могут войти в небо? При этом хозяин разсмеялся, взглянув на меня как на простака и вовсе как бы на изступленнаго; но скоро потом прибежал вестник от Главнаго в город и сказал: приведи двух этих пришельцов на площадь, и если не хотят они добровольно идти, то влеки их туда, ибо мы видели в тени света, что они пришли сюда скрытно; они соглядатаи. Тогда Ангел сказал мн: они видели нас в тени, потому что Свет Неба, в котором мы были, есть для них тьма, а тьма есть для них свет—и это бывает потому, что ничего не вменяют за грех, ниже самое прелюбодеяние; оттуда видят ложь совершенно как истину, а ложь во аде пред сатанами светит, истина же помрачает очи их, как тень ночная. Почему мы и сказали присланному: не желаем того, чтобы нас понуждали, а менее еще, чтобы влекли на площадь, —но пойдем с тобою добровольно, —и мы пошли. Там был велиюй Сонм, из котораго вышел некоторые законники, на ухо нам сказали: берегитесь говорить что-либо против Религии, против образа правления и добрых нравов; и когда мы отвечали, что не будем говорить, но только об этих предметах и из оных, и когда потом мы спросили у них, как учит их Религия о супружествах; то при этом весь Сонм, заворчав, сказал: какая вам здесь надобность до Супружеств? Супружества есть супружества. Когда мы вторично спросили, как учит их Религия о Блудодеяниях, то и на это также Сонм тот, проворчав, сказал: что вам здесь до блудодеяний? Блудодеяния есть блудодеяния, —а кто не повинен есть, да ввержет первый камень. Когда же в третий раз мы спросили, учит ли их Религия о Супружествах, что оныя есть святыя и Небесныя, и о прелюбодеяниях, что оныя мерзкия и адския, то при этом многие в Сонме смеялись, хохотали и ругались, говоря: спросите о том, что относится до Религии, у Священников наших, а не у нас, —мы совершенно спокойны с этой стороны и верим изречениям их, поелику разсудок и разум наш не объемлет ничего, касающагося до Религии: слышали ли вы, что разум теряется в тайнах, составляющих Религию? — и что значат дела без Религии?.. не суть ли он как Шептания только, из сердца произносимыя об умилостивлении, удовлетворении и вменении, которыми ублажаются Души, а не Делами? Тогда приступили некоторые из мудрых того города, так называемых и сказали: отойдите отсюда: Сонм распаляется и скоро последует мятеж; поговорим об этом предмете особо наедине, —позади Судилища есть переходы, — пойдем туда с нами. Мы на это согласились и пошли за ними. Тогда они спросили нас, откуда мы и для чего здесь? —На это мы отвечали им, что пришли сюда для того, чтобы получить наставление о Супружествах и узнать, почитаются ли оныя и у них за святости так, как было у Древних, живших в Веках Золотом, Серебряном и Медном, или нет? —и ответствовали: что значат святости? не суть ли дела плоти и ночи? На это, мы им сказали: не суть ли и дела духа? —и все творимое телом из духа не есть ли духовное? также творимое духом из сочетания блага и истины не есть ли Сочетание духовное, которое входит в Сочетание естественное, тоесть в Сочетание Мужа и Жены? На это мудрые, так названные, отвечали: слишком утончаете и возвышаете сей предмет, —переходите выше разсудительных понятий к духовным: кто может там начать, оттуда сойти и так разсуждать о чем-либо? К этому они с насмешкою прибавили; может быть, вы имеете крылья орлиныя и можете летать в превыспренней стране Неба и разсматривать таковые предметы, но мы не можем. Тогда мы просили их, чтобы они сказали из высоты или страны, в которой ветренныя мысли их летают, —знают ли они или могут ли знать, что находится Любовь супружественная одного мужа с одною женою, в которой собраны все блаженства, счастия, приятности, веселия и удовольствия Небесныя, —и что эта Любовь есть от Господа, по восприятию блага и истины от Него, —следовательно, по состоянию Церкви? Услышав это, они отвратились и сказали: беснуются сии мущины; входят в эфир с своим суждением и, проповедуя пустое, разсеевают бредни. Потом оборотясь к нам, сказали, будем отвечать прямо на ветренныя ваши проповедания и сновидениия: Какое общее имеет любовь супружественная с Религиею и со вдохновением от Бога?., не эта ли любовь есть у каждаго по состоянию его силы?., не равно ли она находится как у тех, которые вне Церкви, так и у тех, кои внутрь?., не равно ли у Язычников, как и у Христиан?.. не Равно ли у нечестивых, как и у благочестивых?.. не у каждаго ли сила этой любви происходит или из наследственности, или из крепкаго сложения телеснаго, или из трезвой жизни, или из теплоты климата; также и посредством лекарств она может быть укрепляема и возбуждаема; не естьли эта любовь плотская? —плотское же какое общение имеет с состоянием Церкви духовным? Разве эта любовь относительно последняго действия с еною Различается чем -либо от любви относительно таковаго же действия блудницею; не подобная ли есть похоть и не подобное ли увеселение? Посему обидно выводить начало Любви супружественной от святости Церкви. — Услышав это, мы сказали им: умствуете из воспаления похоти, а не из Любви Супружественной; вы вовсе не знаете, что есть Любовь супружественная, поелику она у вас хладенеет; из речей ваших мы уверены, что вы из того Века, который именуется Железным и состоит из железа и глины, не соединяющихся, по предсказанию Даниила гл. II, ст. 43, ибо Любовь Супружественную и любовь блудную почитаете за одно; разве сии две любви могут соединяться более, кроме как железо и глина? Вы почитаетесь и называетесь мудрыми, однакоже ни чем менее мудрых. При сих словах они, воспалясь гневом, закричали и созвали Сонм, чтобы нас изгнать; но тогда из силы, нам от Господа данной, мы простерли руки, —и вдруг змеи палящие, ехидны и гидры, также и драконы из пустыни явились и наполнили город, из коего устрашенные тем жители убежали. Тогда Ангел сказал мне: в эту Страну ежедневно приходят новопереселяющиеся с Земли, и прежде пришедшие один за другим отсылаются и низвергаются в пропасти Запада, которыя издали и представляются как Озера огненныя и серныя; там находятся все прелюбодеи и духовные и естественные.
80. ШЕСТАЯ ДОСТОПАМЯТНОСТЬ. Когда сие было сказано, я взглянул к стране Западной, и вдруг представились Озера огненныя и серныя; и когда я спросил Ангела, для чего Ады там таковые, то он отвечал, что таковыми кажутся Озера по причине олжетворения истины, поелику вода в смысле духовном означает истину; и кажется как огонь около оных или в оных из любви зла, — а как сера из любви лжи; трое сих: Озеро, Огонь и Сера, есть видимости, поелику составляют соответствия злых любвей, в коих тамошние находятся, ибо все, там находящиеся заключены в вечныя Темницы (Ergastulis), и трудятся для пищи, одежды и одра (pro victu, amictu et lecto), и когда бывают затворены те ады, тогда тяжко и нещадно наказываются. Потом, когда еще спросил у Ангела, почему он сказал, что там находятся и духовные и естественные прелюбодеи, а не сказал, что злотворящие и нечестивые, то ответствовал: потому, что все те, которые ни во что вменяли прелюбодеяния, тоесть, которые верят и творят оныя из утверждения и так из намерения, не вменяя за грех, суть сердцем своим злотворящие и нечестивые. Супружественность человеческая и Религия вместе ходят по одному пути неразлучно; всякой след (vestigium) и всякой шаг (gressus) из Религии и в Религию, есть то же, что след и шаг от Супружественности в Супружественность, которая есть особенная и собственная у человека Христианина. На вопрос мой, что значит Супружественность, Ангел сказал, что она есть вожделение или крайнее желание (disederium) жить с одною только своею Женою вместе, — и это вожделение есть у человека Христианина, по его Религии. Потом, когда я соболезновал духом, что Супружества, которыя были в Древних Веках наисвятейшими, так безпощадио обратились в прелюбодеяния, то Ангел сказал мне, что ныне также поступают и с Религиею; ибо Господь говорит: «Что в Скончании вп, ка будет Мерзость запустгьтя, предргьченная Даниилом, и что будет Скорбь велгя, якова же не была от начала Жгра». Мате. XXIV; 15, 21. Чрез мерзость запустения означается олжетворение и лишение всякой истины; чрез Скорбь означается Состояние Церкви, напаствуемое от зол и лжей, — а чрез Скончание века, о котором это сказано, разумеется последнее время или конец Церкви. Ныне есть конец, потому что не осталось истины, которая не была бы олжетворена, — олжетворение же истины есть блудодеяте духовное, которое и составляет одно с Блудодеянием естественным, поелику между собою соединяются.
81. Когда мы об этом разговаривали и соболезновали, то явился луч света, сильно действующей на глаза наши, почему я воззрел вверх, и вдруг все Небо над нами показалось освещенным, и от Востока до Запада услышали мы продолжительную песнь СЛАВОСЛОВИЯ. Тогда Ангел сказал мне, что это славословие относится к Господу для Пришествия Его, которое бывает славословимо Ангелами Неба Восточнаго и Западнаго; из Неба же Полуденнаго и Севернаго ничего не было слышно, кроме скромнаго шептания. Поелику Ангел разумел все это, то сказал мне сперва, что Славословие и Прославления Господа бывают заимствуемы из Слова, так как тогда бывают из Господа, ибо Господь есть Слово, тоесть Самая Божественная Истина там. Потом Ангел сказал: теперь особенно славословят и прославляют Господа из слов, сказанных Даниилом: “Видел еси железо, смешанное с глиною болотною, -смешают себе через семя человечье, но не соединяться. Во днех же оных сотворит Бог возстати Небесное Царство, еже во веки не погибнет, сотрёт и кончает все оныя Царства, само же устоит во веки”. Даниил. 2: 43, 44. После сего я услышал как бы глас пения и далее в Востоке увидел сияние света гораздо больше прежняго; и когда спросил Ангела, что там славословят, то он сказал, что из сего у Даниила: “Видел в видениих нощию, и се со Облаки Небесными, аки сын Человечь грядый бе, и тому дадеся Господствования века еже не прейдёт и царство его еже не погибнет”. Даниил. VII; 13, 14. Сверх сего, прославляют Господа из следующих слов в Апокалипсисе. “Иисусу Христу да будет слава и сила; се грядет со Облаки: Той есть Алфа и Омега. Начало и Конец, Первый и Последний, Иные Есть, Иные Был, Иные Грядый есть, Всемогущий: аз Иоанн слышал се от СЫНА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО, из среди седьми Светильников”. Апок.: I: 5, 6, 7, 10, 11, 12, 13, XX, 13, и из Матвея гл. XXIV. ст.: 30, 31. —Потом я посмотрел опять на Небо Восточное, увидел свет, возсиявший с правой стороны, и этот свет вошел в Распростертие (Expansum) Полуденное, и оттуда услышан был приятный глас; и когда я спросил у Ангела, что Господне там славословят, то он сказал, что из сего в Апокалипсисе: “Видех Новое Небо и Новую Землю; и видех Град Святый Иерусалим Новый, сходящий от Бога с Небес, уготованный яко Невеста Мужу своему; и глаголя со мною Ангел, и рече: прииди, покажу ти Невесту Агнцу Жену, и восхити мя в дух на Гору великую и высокою, и показа ми Град Святый Иерусалим ”. Апок. XXI: 1, 2, 9, 10. Также и сии слова: “Азм Иисус есьм Звезда светлая и утренняя”. Апок. XXII: 16, 17, 20. —После этих и многих других славословий, мы услышали общее Славословие от Востока к Западу и также от Полудня к Северу; и когда я спросил у Ангела, что это, то он отвечал: славословия сии из Пророков: “Да увесть всяка плоть, яко аз Господь Спаситель твой и Искупитель твой”. Исаия ХIХ: 26. “Тако рече Господь Царь Израилев и Искупитель Его Господь Савоав, Аз Первый и Последний, и кроме Меня нет Бога ”. Исаии ХIV: 6. “Речено будет в день оный, се Бог наш Сей, его же ждахом да избавит нас, Сей Господь Его же ждахом”. Исаия XXV: 9. “Глас вопиющаго в пустыне, уготовайте путь ГОСПОДЕВ, се Господь Бог в крепком грядёт, яко пастырь стадо своё упасёт. ”. Исайя ХIV: 3, 5, 10, 11. “Отрок родился нам, сын дадеся нам его же имя Чуден Советник, Бог, Ирой, Отец Вечности, Князь Мира”. Исаия IX: 6. “Се дние грядут, и возставлю отрасль Давиду Отрасль праведную, иже царствовати будет Царь, и сие будет Имя Его Господь Правда Наша'”. Иерем. XXIII: 5, 6, XXXIII: 15, 16. “Господь Савоов Имя Того и Искупитель Твой, Святый Израилев, Бог всея земли наречется ”. Исаия VIV: 5. “В день оный будет Господь в Царя над всею землею: в день оный будет Господь Един и Имя того Едино”. Захар. XIV: 9. —По выслушании этого и выразумении возрадовалось сердце мое, и в радости я пошел домой, и там из состояния духа возвратился в состояние тела, в котором находясь, написал сии виденныя и слышанныя достопамятности. К этому присовокупляю теперь, что от Господа, по Пришествии Его, возбуждена будет Любовь Супружественная такая, какая была у Древних, поелику эта Любовь есть от Единаго Господа, и будет у тех только, которые от Него чрез слово соделываются духовными.
|
|||
|