|
|||
Эммануил Сведенборг 2 страница
10. После этого Ангел со своими спутниками возвратился к месту собрания, где ожидал его Сонм Премудрых. Там он позвал к себе веровавших, что Радость Небесная и Благополучие вечное составляет только впущение в Небо — и при том впущение по Божественной благодати, —и что тогда радость у них будет подобна как и у тех в Мiре естественном, которые, по приглашении по входят в чертоги Царские во время праздненства, или на Брак. Этим мужам Сонма Ангел сказал побудьте несколько здесь; я вострублю трубою—и сюда придут прославившееся премудростью в духовностях Церковных. Чрез несколько часов пришли девять мужей, из которых каждый был украшен лавром — венцом своей славы. Ангел ввёл их в Дом собрания, в котором, как выше сказано, были все прежде созванные. В присутствии этих, разговаривая с пришедшими девятью мужами, украшенными лаврами, Ангел сказал знаю, что по желанию вашему и по идеи вашей, позволено вам войти в небо, и что возвратитесь в эту нижнюю или поднебесную землю, с полным сведением о состояниях Неба; вспомните же теперь, каким вам казалось Небо. Они отвечали по порядку. ПЕРВОЙ из них сказал идея моя или умоначертание о Небе, от самаго отрочества даже до конца жизни моей в Мiре естественном состояли в том, что Небо есть место всех блаженств, счастья, приятностей, веселия и удовольствий, и что если туда меня впустят, то буду тогда окружен тончайшим воздухом блаженств, которыя и буду почерпать полною грудью так, как ощущает жених, празднующий свой брак, когда он входит в брачный чертог с его невестою. В этом понятии я взошел в Небо, прошел первыя Стражи, также и вторыя, —но когда пришел к третьим, тогда начальник стражей, вступив со мною в разговор, спросил кто ты, друг мой? Я отвечал ему: не здесь ли Небо?.. Сюда взойти меня побудило мое вожделение, и потому прошу впустить меня. Когда же я был впущен, то войдя туда увидел Ангелов в белых одеждах они ходили вокруг меня, и осматривая сказали: вот новый гость, не облеченный в одежду Неба Услышав эти слова, и помыслив, что уподоблюсь тому, о котором Господь сказал, что без одежды брачной вошел на брак, я просил Ангелов дать и мне такую же одежду; но они при этом разсмеялись. После чего прибежал один из Совета и повелительно сказал разденьте его до нага, извергните его и бросьте за ним одежды его; таким образом меня и извергли. — ВТОРОЙ по порядку сказал я верил также как и он, что коль скоро буду впущен в Небо, которое над моею головою, то окружат меня там радости, коими и буду одушевлен вечно. По вожделению моему, я впущен был в Небо; но Ангелы, увидев меня, убежали, сказав между собою: что это за чудо и., как сюда попала Птица ночная и.. —Тогда я действительно заметил в себе изменение человека, хотя и не был изменен это чувство во мне произошло от привлечения небесной атмосферы; но тотчас прибежал тоже один из Совета с повелением, чтобы два служителя вывели меня и отвели назад по тому же пути, по которому я взошёл, —и проводили бы меня даже до самого дома моего. Когда я был уже в доме, тогда опять казался и другим и себе как человек. —ТРЕТИЙ сказал о Небе постоянную идею я имел руководствуясь местом, а не любовью; и потому пришедши в этот Мир, сильно возжелал видеть Небо, —и увидев восходящих туда, последовал за ними, —но допущен был не далее как только на несколько шагов. Когда же я захотел веселить дух мой идеею о тамошних радостях и блаженствах, — то от света Небеснаго, который белизною был подобен снегу, и коего сущность называется премудростью, — нашло на мысль мою изумление, а на глаза мои тьма, от чего я начал неистовствовать. В то же время от теплоты Неба, соответствовавшей белизне того света, в сущности именуемой любовью, — задрожало во мне сердце, объяла меня тоска, и будучи мучим внутреннею болью, повергся там на землю. Когда я лежал, то пришел телохранитель из Совета или Судилища с повелением, чтобы меня бережно возвратили в мой свет и в мою теплоту. После такого возвращения, возвратились и дух мой и сердце мое. — ЧЕТВЕРТЫЙ сказал, что и он был в идее о месте, а не о любви, разсуждая о Небе, и что коль скоро вошел в Мир духовный, то искал премудрых, чтоб от них узнать позволяется ли восходить в Небо, — и получив от них ответ, что каждому позволяется, но должно остерегаться, чтобы не быть оттуда низверженным. При таком ответе я разсмеялся—и взошел, веря как и прочие, что все в целом Мiре способны к восприятию там радостей в полной их мере. Но действительно, когда я был внутри (intus), то сделался совершенно бездыханным, а от болезни и мучения, тогда же распространившихся на мою голову и все тело, я повергся на землю, и скорчившись как змей, приближенный к огню, —полз даже до стремнины, чрез которую и упал. Стоявишие тут внизу подняли меня и отнесли в постоялый двор, где и возвратились мое здоровье и мой разсудок. — ПРОЧИЕ ПЯТЕРО также разсказывали удивительности о своих восхождениях на Небо, — и бывали при том изменения состояния жизни их сравнивали с состоянием рыб, когда их вынимают из воды на воздух, также с состоянием птиц на воздухе. Они сказали, что после таких жестоких участей не пожелали более Неба, но только сожительства с подобными себе—где бы то ни было; что знали также о том, что в Мире духов, где они теперь находятся, - все прежде приуготовляются— благие к Небу, а злые к Аду, по приуготовление же видят пути, себе открытыя к Обществам подобных им, с которыми и останутся вечно; знали, что в эти пути входят с приятностью, потому, что такое пути—суть пути любви их. Все из перваго Собрания, услышав эти изъяснения, признались, что и они имели такую же идею о Небе, то есть, как о месте, где и надеялись поглощать вечно полными устами текущия там вокруг радости. —После этого, Ангел трубы сказал им видите теперь, что радости Неба и благополучие вечное не есть местныя, но они от состояния жизни человеческой, а состояние жизни Небесной есть из любви и премудрости; обе эти содержатся в служении — и из соединения их в служении, происходит состояние жизни небесной. То же самое есть, если бы сказать: Человеколюбие, Вера и Благое Дело; ибо Человеколюбие есть Любовь, Вера есть Истина, из которой происходит Премудрость, а Благое Дело есть Служение. В нашем Духовном Мире находятся местности так, как и в Мiре естественном, иначе же не были бы жилища и отдельные обиталища, —но местность здесь не составляет собственно места, а только его видимость, которая представляется по состоянию любви и премудрости, или человеколюбия и веры. Каждый ангел носит свое небо внутри себя, ибо он носит любовь своего Неба, —и это потому, что человек от сотворения есть малое изображение, подобие и образ Неба великаго, — да и форма человеческая не иное что есть: По этому самому каждый входит в то Небесное общество, котораго форму и изображение он имеет; войдя же в такое общество, он входит и в соответственную себе форму, и так, как от себя в себя - в нее, и как от нея в нее - в себя и принимает жизнь ея как свою—и свою как ея. Каждое общество есть как Общее и Ангелы там как бы части равныя, из коих состоит Общее. Из этаго теперь следует, что состоящие во злах и оттуда во лжах, образовали в себе изображение Ада, и оно стражает в Небе от втечения и насыщения деятельности противуположнаго в противуположное; ибо любовь адская противоположна любви Небесной, и от того приятности двух этих любвей сражаются между собою так, как неприятели, и умерщвляют себя, когда сходятся.
11. По окончании этого разговора, последовал из Неба к Ангелу трубы такой голос: из всех созванных избери десятерых, которых и введи к нам; мы слышали от Господа, что он приготовит их к тому, чтобы теплота и свет, или любовь и премудрость нашего Неба, чрез три дня не нанесла им какого-либо вреда. —Ангел избрав таковых десятерых повел их за собою. Они вошли по неровной стезе на холм, а с него на Гору, на которой и находилось Небо тех Ангелов; это Небо прежде, в отдаленности казалось им в виде Распростертаго в облаках. Для входа им туда отворялись врата, и когда они прошли трели врата, то Ангел вводитель побежал к Князю Общества или того Неба и известил его о пришедших. Князь отвечал Ангелу: возьми несколько телохранителей, и объявив прибывшим с тобою, что пришествие их для меня приятно, введи их в переднюю камеру Совета моего, распредели каждому по особой комнате со спальнею, и отдели по нескольку из моих придворных и служителей, которые служили бы им по их воле. Так и исполнено. —Пришедшие, будучи введены туда Ангелом, спросили у него, позволяется ли войти далее и видеть Князя? На этот вопрос, отвечал им Ангел: теперь утро, а войти не позволяется, прежде времени полуденнаго, потому что до той поры все занимаются своими должностями и своими делами; но вы приглашены к обеду—и тогда за столом будете сидеть с нашим Князем; между тем введу вас в Палаты его, где и увидите великолепия и блистательности.
12. Десятеро приглашенных, подойдя к тем Палатам, увидели их прежде снаружи. Палаты эти обширны и сооружены из камня порфирнаго, а основание их из Ясписа; перед воротами шесть высоких столбов из камня лазуреваго; кровля палат из кованнаго золота, —окна высокия из прозрачнейшаго кристала, а двери их также из золота. Когда же те десятеро введены были во внутренность Палат, то обходя там из камеры в камеру, они увидели украшения неизреченной изящности, а под потолками резьбы неподражаемыя; у стен находились столы из золота, слитаго с серебром, а на столах расположены разныя домашния вещи, сделанный из драгоценных камней и из целых маргарит в формах небесных. Сверх того, находились там многия другия украшения такия, каких ни чей глаз на земли не видел, да и никому в мысль не входило, что бы таковыя вещи были в Небе. Так как эти великолепия производили изумление во взиравших на них, то Ангел сказал им: не удивляйтесь; все предметы, которые вы видите, не сделаны и не построены какою-либо рукою Ангельскою, но созданы Строителем Вселенной и подарены нашему Князю. По этой причине и Искусство архитектурное здесь самое превосходное, из котораго происходят и все правила зодческаго искусства и в Мiре естественном. Потом Ангел сказал им: вы можете подумать, что такими великолепиями пленяются наши глаза и обольщаются до того даже, что будто бы мы полагаем в них радости нашего Неба. Но как наши сердца не пребывают в этих вещах, а они служат только приближением (accessoria) сердец наших к радостям; то по этому, сколько разсуждаем о таких вещах, как о приближениях — и как о творение рук Божих, сколько созерцаем Божественное Всемогущество и Милость в них.
13. Потом Ангел сказал тем же десятерым; еще не наступил полдень; пока пройдем со мною в Сад Князя нашего, находящийся близь этих Палат. При входе туда, он произнес: вот Сад великолепнейший из всех садов в этом Небесном Обществе. — Что ты говоришь? отозвались ему спутники; какой это Сад?.. мы видим одно только Дерево, на ветвях котораго и на вершин как бы плоды из золота, а листья из серебра, по краям же их смарагды, и под самым Деревом видим детей с приставницами их. На эти слова спутников, Ангел отвечал им голосом вдохновенным: это Древо находится в средине Сада и мы называем оное Древом нашего Неба, некоторые же именуют его Древом жизни. Но продолжайте, приближайтесь и откроется более зрение ваше. Приближась, они увидели Деревья с благоуханными плодами, обвитыя виноградными ветвями, которых вершины с плодами наклонялись к Древу жизни, находящемуся в средине. Деревья эти расположены были непрерывными рядами, составляющими разные круги, а из них совершенную древесную Гирлянду (Helix), в которой виды за видами непрестанно следовали по изящности плодов. Начало круговращения их разстояло от Древа, находящагося в средине, — довольным пространством, —пространство же то блистало сиянием света, от котораго прочия деревья, составляющия круг, озарялись и светили, постепенно и непрерывно от первых до последних. Первыя деревья были самыя изящнейшимия, изобилующая отличными плодами; они называются Райскими, нигде более невидены потому, что таких нет и быть не может на землях Мiра естественнаго. За этими деревьями следовали масличныя, за ними виноградныя, а потом деревья благоуханныя —и наконец деревья способныя для строения. Тут и там в этой древесной Гирлянде или в кругу находились Скамьи, сделанныя из проведенных и сплетенных ветвей древесных, позади украшенныя множеством их плодов. В этом непрерывном древесном Кругу были отверстия, ведущия в цветники, а из них в травники, разделенные на куртины и угольники. Спутники Ангеловы, увидев всё это, воскликнули: вот Небо в его форме... куда ни обращаем взор наш, чувствуем, что втекает в нас что-то Небесное-Райское-неизреченное. —Ангел, услышав такой возглас его спутников, возрадовался и сказал им: все Сады нашего Неба составляют Формы представительныя (Formae repraesentativae), или ИЗОБРАЖЕНИЯ БЛАЖЕНСТВ НЕБЕСНЫХ в их началах; и так как втечение этих блаженств возвысило мысли ваши, то вы и воскликнули—вот Небо в его форме; но те, которые не восприемлют такого втечения, смотрят на эти Райсюе предметы не иначе, как на лесные; восприемлют же такое втечение все те, которые состоят в любви служения, а не восприемлют его те, кои пребывают в любви славы, отстраняясь от любви служения. Потом Ангел изъяснял своим спутникам и учил их что означало и представляло в этом Саду каждое произведение.
14. Во время этих разсуждений Ангела с его спутниками, пришел к ним вестник от Князя, приглашающаго их к трапезе его. Вместе с тем два придворные телохранители принесли одежды виссоновыя и сказали: облекитесь в эти одежды, так как к столу Князя никто не допускается иначе, кроме облеченных одеждою Неба. Собравшись таким образом, они пошли за Ангелом своим, и когда были введены в открытую Галлерею (in Hypethrum), при Палатах устроенную для прогулки, то ожидали Князя. Там Ангел познакомил их с Вельможами и Правителями, которые также ожидали Князя. Через час потом отворились двери, из коих одна—более пространная от Запада, открыла вход Князя в порядки, при великолепном процессе: Князю предшествовали Советники по сторонам или ближайшие (consiliarii а latere), за ними Советники Камеральные (consiliarii а cameris), и за этими Первейшие придворные; в средине их был Князь, а за ним следовали разные придворные—и наконец телохранители; всех же было до ста двадцати. Ангел, стоявший с десятью новыми пришельцами, которые по одеждам тогда казались тамошними, подошел с ними к Князю и с почтением их представил. Князь не останавливаясь сказал им: идите со мною к хлебу; и тогда последовали за ним в Столовую. Тут они увидели Стол великолепно приготовленный, а на средине стола высокую золотую Пирамиду со ста тарелками, расположенными в трояком порядке на своих формах; на тарелках находились сахарные хлебы, густые мусты вин и другия снеди, составленныя из хлеба и вина. Из средины Пирамиды истекал как источник, журчащая нектарным вином, коего ключ от самаго верха Пирамиды разливался и наполнял бакалы. По сторонам этой высокой Пирамиды были разныя небесныя формы из золота, на которых стояли блюда и миски с яствами всякаго рода; эти формы небесныя были формы искуства от премудрости, и таковы, каковыя в Мiре естественном никаким художеством сделаны, ни даже чьимъ-либо голосом объяснены, быть не могут. Блюда и миски были серебренныя, а на плоскости их, равно и на подонках вырезаны такия же формы; бакалы были из блестящих маргарит. Таковое было приготовление Стола.
15. Одежда Князя и его Министров была следующая: Князь был облечен в Подир пурпуроваго цвета, украшенный звездами, вышитыми серебром исподняя его одежда состояла из блестящей парчи цвета пацинтоваго; она была около груди открыта, а у передней части пояса, где находился Знак его Общества, она была несколько видна. Знак этот изображал Орла, над птенцами сидящаго на вершине дерева; он был из зияющаго золота, обложеннаго адамантами. Советники ближайшие были подобно же облечены, но без такого Знака, вместо котораго, они имели сапфиры, вделанные в золотую цепь, висящую на шее. Придворные были в тогах финиковаго цвета, а на них изображены сплетенныя цветы около орлиных птенцов; исподняя их одежда состояла из парчи опаловаго цвета; подобны были у них набедренники (femoralia) и чулки. Таковое было их одеяние.
16. Около стола стояли Советники ближайшие и Советники камеральные Правителя. Они, по повеленпо Князя, сложив руки, прочитали тихо вожделенный хваления Господу, по окончанию коих, они, по воли Князя, расположились за столом, за которым поместились и десятеро пришельцев, приглашенных Князем; придворные же, получив приказание служить им, стояли позади их. Тогда Князь сказал им: возьмите каждый по тарелки с кругов их и потом каждый по миски из Пирамиды. Коль скоро это было исполнено, то на тех же местах явились новыя тарелки и миски; между тем бакалы их наполнялись вином, лившимся из высокой Пирамиды; —таким образом ели и пили. —По умеренном насыщении бывших за трапезою, Князь, вступив в разговор с десятью приглашенными, сказал им: я слышал, что на земле, которая под этим Небом, вы были созваны для открытия ваших мыслей о Радостях Небесных и о Благополучи вечном, и что открыли их различно—каждый по приятности чувственностей тела своего. Но что значат приятности чувств телесных без приятностей души... Душа только производит приятности; приятности души, сами по себе есть блаженства непостижимыя, —однако же они бывают более и более постигаемы, по низхождению их в разсуждения мыслей, а отсюда в чувствования тела. В разсуждениях мыслей, они постигаемы бывают так как благополучия, —в чувствованиях тела как приятности, а в самом теле как телесныя удовольствия: из этих и тех в совокупности состоит Благополучие вечное, но одни последния не составляют вечнаго Благополучия, о только временное, которое оканчивается и проходит, иногда же бывает и злополучием. Видели вы теперь, что все радости ваши есть радости и Неба, и гораздо превосходнейшия нежели вы могли когда - либо помыслить; однако же и они не восхищают внутренно дух наш. В души наши втекает от Господа три существенности, составляющия едино; это триединое есть: любовь, премудрость и служение. Любовь и премудрость находятся только идеально, потому, что он пребывают собственно в побуждении и в помышлении мысли, —в служении же состоят вещественно, ибо тогда бывают совокупно и в действии в деле тела, —а где вещественно находятся, там и пребывают. Так как любовь и премудрость находятся и пребывают в служении, то по этому самому служение есть то, что производит в нас чувствование; притом же упражнение означает: верно, искренно и прилежно исполнять дела своей должности. Любовь служения и оттуда тагже в служения, не допускают мысль разсееваться, бродить и почерпать похоти из тела и Мiра, чрез чувства, с прелестями втекающия, от которых, как сильными ветрами расточаются истины Религии и истины Нравственности с их благами. Пребывание (studium) мысли в служении и содержит и собирает те истины и располагает мысль в форму, которою и восприемлется премудрость из тех истин; тогда изгоняются по ругания и посмеяния лжей и сует. Но об этом вы услышите более от тех из нашего Общества премудрых, которых я пришлю к вам после этого полудня. Сказав это, Князь встал от стола, а с ним встали и все гости; сказав: мир, он повелел Ангелу вождю пришельцев отвести их в назначенныя для них комнаты и изъявлять им все ласки и вежливости, —также призвать таких мужей, которые утешали бы их приятными и дружескими беседами о разных радостях этого Общества.
17. Когда те десятеро пришельцов возвратились оттуда, то, во испол-нение приказания Князя, пришли из города призванные для приятн-ейшаго с ними собеседования о разных радостях Общества. Эти призванные, сделав пришельцам приветствия, начали вместе с ними ходить и разговаривать о красотах; но Ангел вождь сказал им, что десятеро этих мужей приглашены в это небо для того, чтобы видели его Радости и оттуда восприняли новую идею о Благополучие вечном: и так побеседуйте несколько о радостях побуждающих тело, а потом придут Премудрые, которые перескажут им о том, что делает эти радости счастливыми и благополучными. По выслушанию этих изречений, призванные из города обратились к десяти пришельцам с следующими изъяснениями: 1-е. Здесь теперь продолжаются дни праздненства, назначенные Князем для успокоения духа от того утруждения, которое у многих произвела ревность подражания. В эти дни бывают здесь Хоры музыкальные и Пение на площадях, а за городом Игры и Зрелища; на площадях ставятся возвышенные Оркестры, украшенные вокруг гирляндами из виноградных ветвей, с висящими на них кистьми плода, между коими и садятся на трех возвышениях Музыканты, играющие на струнных и духовых инструментах различных тонов, по сторонам же их находятся Певцы и Певицы, которые исполняют приятнейшия пения и хорами и одиночно; эти пения происходят попеременно, смотря по различно видов и увеселяют граждан. Такия увеселения в эти дни праздновали продолжаются там от утра до полудня, а потом до вечера. 2-е. Сверх этого, каждое утро из домов, состоящих около Площадей, слышатся приятнейшия Пения дев и юношей, раздающияся по всему городу. Впрочем, есть одно побуждение любви духовной, которое воспевают каждое утро; причем голос громкой умеряется мелодическим согласием пения. Это побуждение (affectio) в пении признается так как бы оно было в самой вещи, ибо оно втекает в души слушателей и возбуждает их к соответствию. Пение небесное, как говорят тамошния певицы есть таково, что голос пения их как бы сам себя вдыхает и живёт посредством внутреннейшаго ощущения, и приятно возвышается по мере того, как восприемлется само пение слушатеями его По окончании того пения, затворяются окна домов, находящихся около Площади и на улицах, также самыя двери в домах, — и тогда во всем городе возстановляется тишина, —нигде не слышно громкаго голоса — и все с готовностью приступают к отправлению своих должностей. 3-е, Во время полудня отворяют двери, а по полудни в иных домах открывают и окна, в которыя смотрят на игры отроков и отроковиц, происходящия на улицах под надзором их наставниц и учителей, сидящих на крыльцах домов. 4-е, за городом, по сторонам его занимаются разными играми отроки и юноши, как то: бегают, играют мячами, бросают оные и отражают; также упражняются в школьных борьбах отроки, которых тут и замтечают, кто из них прилежнее и кто ленивее в разговорах, в деле и в понятии: для прилежных назначается в награду несколько лавровых листьев; сверх того, бывают и другия многия увеселения, которыми возбуждаются способности, скрывающияся в отроках. 5-е, Кроме таковых удовольствий находятся и загородныя театральныя Зрелища, в которых представляются разные предметы честности и добродетели из жизни нравственной; в них участвуют и коменданты для отношения. Когда один из числа вышеупомянутых десяти спросил, что такое значитъ—для отношешй, то ему ответствовано, что никакая добродетель с честными и изящными ея качествами, не может быть живо представлена иначе, как чрез отношения от самых высших из этих качеств к самым меньшим. Комедианты представляют самомалейишия из тех качеств даже до никаких; но законом запрещено не представлять ничего противоположнаго, называемаго нечистым и непристойным, разве только изобразительно и отдаленно. Так узаконено потому, что честное и благое качество какой-либо добродетели, при постепенных своих поступлениях, ослабляется, переходит к нечистому и злому, —и таким образом доходит до самомалейших качеств добродетели, коей потом может и нисколько не остаться; когда же ея не останется, тогда начинается противоположное. По этой причине Небо, где все честное и благое, не имеет никакого общения с Адом, в котором находится все безчестное и злое.
18. При этом разговоре поспешно прибежал служитель, который уведомил, что восьмеро Премудрых, по приказанию князя пришли и желают войти. Услышав эту весть Ангел вышел, и встретив пришедших, ввёл их. Премудрые, по изъявлению дружественных приветствовний, тотчас же вступили в разговор с десятью спутниками Ангела; они говорили о нача-лах и приращениях премудрости, присоединяя к своим разговорам и разныя разсуждения о ея последствиях, также и о том, что премудрость у Ангелов никогда не имеет конца, а непрестанно возрастает и умножается в безконечность. Услышав об этом Ангел Сонма, сказал им: Князь наш за столом разговаривал с ними о пребывании Премудрости в служении; так побеседуйте, если угодно, с ними об этом предмете. Тогда Премудрые сказали: человек первосозданный, исполнен был премудростью и ея любовью не для себя, но для сообщения ея другим от себя; по этому в премудрости премудрых впечатлънно, чтобы никто сам для себя не пре-мудрствовал и не жил иначе, кроме совместно с другими. На этом основами утверждаются Общества, которыя иначе не существовали бы. Жить для других значит совершать служения; в служениях есть союзы общества, а союзов находится столько, сколько упражнений блага, —служения же безчисленны: ибо есть служения духовныя, как то, любви к Богу и любви к ближнему; служения нравственныя и граждансюя, как то любви, касающейся до общества и гражданства, в котором человък пребывает, также относящейся до товарищей и граждан, с коими он находится; есть служения естественныя, как то, любви мiра и его нужд, — есть слжения телесные, как то, любви сохранения себя для дальнейших служений. Все эти служения впечатлънны человеку и следуют в порядке одно за другим, и когда совокупно, тогда одно в другом. Духовные, состоящие в первых служениях, находятся с тем вместе и в последующих, —это премудрые; не состоящее в первых, а пребывающие только во вторых служениях — и из них в последующих, не так премудры, но только кажутся таковыми из внешней нравственности и вежливости; которые же состоят ни в первых, ни во вторых, а только в третьих и четвертых служениях, те весьма далеки от премудрых ибо они сатаны, любящие только мiр и себя из мiра; ещё далее от премудрости и против этих, которые пребывают только в одной четвертой степени Служений, ибо эти составляют дьяволов, живущих для самих себя, а если они когда либо помышляют о других, то и тогда имеют в виду только себя или собственную пользу. Кроме этого у каждой любви есть своя приятность, посредством коей любовь та живет; приятность любви служений есть приятность небесная, которая в последующих приятности по по-рядку входит, и по порядку поступления возвышает их и вековечит. После этих изречений, исчислив увеселения небесныя, произходящия из любви служений, беседовавшие с пришельцами Премудрые сказали, что таковых увеселетй находится еще весьма великое число, и что в них бходят те, которые входят в Небо. Наконец, при дальнейших беседованиях о любви служений, восьмеро Премудрых провели с теми десятью пришельцами—день даже до вечера.
19. Около вечера один, одетый в одежду льняную, прислан был к Десяти пришельцам—спутникам Ангела, для приглашения их на Браки, которых празднование назначено было в следующий день. Пришельцы весьма обрадовались, что увидят Браки в Небе. После этого приглашения, они были отведены к одному ближайшему Советнику, с которым и вечеряли; по вечере же возвратились, и разлучась между собою каждый в свою спальню, опочивали до самаго утра. Утром, пробудясь, они услышали Пение дев и юнош из домов, состоящих около площади, о каковом пения упомянуто уже выше в §17. Пето было тогда побуждение любви супружественной, коей приятностью будучи совершенно побуждены и восхищены, они ощущали блаженное удовольствие в радостях своих, тою любовью возвышаемых и об-новляемых. —Когда настало время идти, то Ангел сказал своим спутни-кам: приготовьтесь и оденьтесь в одежды Неба, которыя присланы вам от нашего Князя. Одевшись и увидев что одежды на них сияют как бы от света пламеннаго, они спросили Ангела: от чего бы это? Ангел отвечал им, что это происходит от того, что вы пойдете на Браки; у нас тогда, сказал он, сияют одежды и бывают брачными.
20. После этаго Ангел повел своих спутников к Дому Брачному, где придверник отворил двери, —и тотчас же при самом входе встретил их и приветствовал Ангел, от Жениха посланный, который ввёл их и привел к местам, для них назначенными Вскоре потом они приглашены были в Предбрачную, по средине коей увидели Стол, а на нем поставленный великолепный Светильник с семью золотыми на ручках чашками, —на стенах же висели серебренные подсвечники, — при освещении которых атмосфера представилась золотою. По сторонам Светильника стояли два Стола на которых в трояком порядке предложены были Хлебы, и еще в четырех углах стояли Столы, на которых находились хрустальные ба-калы. В то время, когда пришельцы разсматривали все это, —отворилась дверь из комнаты близь Брачнаго чертога, и оттуда вышли шесть Дев, а за ними Жених и Невеста, друг друга держащие за руки; они подошли к Престолу, поставленному по одну сторону Светильника и сели на том Престоле: Жених с левой, а Невеста с правой стороны, —шесть же дев стали у престола подле Невесты. Жених был одет в пурпуровый бле-стящий Подир, исподнюю же его одежду составляет сияющи Виссон, с Ефодом, на котором находилась золотая дщица, осыпанная адамантами, на этой дщице был изображен Птенец Орлиный—знак брачный этаго не-беснаго общества; голову Жениха покрывал кидарь. Невеста была одета в хламиду червлениую, под которой она имела тогу узорчатую, длинную от шеи до пят, а под грудью золотой пояс, на голове же ея была надета золотая корона с рубинами. —Когда они сели вместе, то Жених, обратясь к Невесте, возложил на перст ея руки золотое кольцо, на шею перлы и на обе руки запястья жемчужный, причем сказал ей: прими эти залоги; когда же она приняла их, то поцеловав ее, сказал: теперь ты моя, и назвал её своею женою. По совершению этаго, воскликнули приглашённые: да будет Благословение; так восклицали сперва каждый особо, а потом все вместе. В тот же момент Предбрачная комната наполнилась благовонным курением, которое было знаком Благословения Небеснаго. Тогда служащее взяли с двух столов близь Светильника—Хлебы, а со столов стоявших в углах взяли Бакалы, в тоже время наполненные вином и поднесли каждому приглашённому свой хлеб и свой бакал, и так ели и пили. Потом встали Муж и его Жена, и за ними последовали шесть дев с серебренными в руках лампадами, тогда же зазжёнными, и проводили новобрачных даже до самаго порога брачнаго Чертога (спальни). Супруги вошли в Чертог брачный и за ними затворена была дверь.
|
|||
|