Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Контрольная работа. № операции. Технологическая операция. Тип, модель оборудования. Площадь станка по габаритам, кв.м. Норма времени, минут



 

 

МИНОБРНАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Казанский национальный исследовательский технологический университет»

 

Бугульминский филиал

 

Контрольная работа

 

по дисциплине  Экономика и управление машиностроительным производством

 

 

Группа ___1508________   Номер зачетной книжки 1506784_________

 

Студент  ____________              ____Мурзабаев Р. Ф. _________________

                          (подпись)                                Фамилия И. О.

 

 

Преподаватель ___________              к. э. н., доцент  И. В. Галанцева

                           (подпись)                                   

 

Оценка _________________________ Дата ___________________

 

Регистрационный № _____________ дата регистрации____________________

Адрес электронной почты студента ___________________________________

 

Бугульма – 20__
Содержание

 

 

Разработка производственной стратегии предприятия. 3

Расчетная часть. 16

Список использованной литературы.. 28


Разработка производственной стратегии предприятия

 

На сегодняшний день четкой классификации производственных стратегий не существует. Тесная взаимосвязь производственной стратегии по корпоративной, деловой, функциональными стратегиями, проблема приобретения и удержания конкурентных преимуществ позволяют выделить их широкий видовой спектр. В то же время, различные стратегии, которые используют в своей деятельности предприятия, являются модификациями нескольких базовых стратегий, каждая из которых эффективна при определенных условиях, состояния внутренней и внешней среды.

В условиях рынка выбор субъектами хозяйствования эффективной производственной стратегии актуализирует необходимость всестороннего осмысления и обобщения теоретических наработок по практического опыта применения различных видов производственной стратегии, теоретическую систематизацию ее видовых характеристик.

Изучению разносторонних аспектов производственной стратегии посвященное широкий круг научных исследований зарубежных и отечественных ученых, среди которых выделяются работы И. Ансоффа, Ю. Гончарова, В. Василенко, М. Корецкого, А. Мищенко, Б. Мизюк, Т. Омельяненко, М. Портера, А. Стерлигова, А. Стрикленд, А. Томпсона, и тому подобное. В авторских интерпретациях предлагается общий теоретический анализ широкого видового спектра производственных стратегий с позиций стратегического и оперативного управления. В то же время, сохраняют актуальность задачи систематизации и системно-структурного анализа типовых производственных стратегий. Данные наработки необходимые в процессе формирования эффективных производственных стратегий предприятиями, которые функционируют в конкретных условиях, определенных факторами внешней и внутренней среды.

По мнению М. Портера, большинство стратегий можно сгруппировать, взяв за основу одну из видовых стратегий: контроль над расходами, дифференциация, фокусирование и тому подобное.

Стратегия контроля над расходами основывается на снижении затрат на изготовление собственных изделий по сравнению с затратами конкурентов. Это достигается путем контроля над расходами, регулирования размера предприятия, объема продукции обеспечивает более высокую эффективность производства. Установление благодаря этому низких цен может сдержать появление новых конкурентов. Стратегия дифференциации ориентирует на производство лучших товаров, предоставление привлекательных услуг по конкурентным. Этого можно достичь благодаря имиджу, сервиса, разветвленной сети филиалов. Данная стратегия является надежной и долгосрочной, позволяет достичь более высокого, чем среднеотраслевой, доходов, поскольку клиенты, которые предпочитают определенной марке товара, услуге определенной фирмы, менее восприимчивы к цене. Стратегия фокусирования целенаправленно ориентирует предприятие на определенную группу потребителей, ограниченный ассортимент продукции или на специфический географический рынок.

Наиболее распространенными стратегиями производства, по мнению Н. А. Савельевой, являются: диверсификация, специализация, дифференциация, концентрация, реконструкция, снижение себестоимости [12, с. 98]. Проф. С. А. Попов акцентирует внимание на таких производственных стратегиях, как изменения в технологическом процессе, создание нового производства; использования существующего производственного потенциала; изменения в организации производства; производство с ориентацией на средний спрос; производство с учетом реально существующего минимального спроса; полное удовлетворение спроса и т. д. [10, с. 186]. В данном контексте спрос на продукцию является ключевым и единственным критерием, который формирует необходимость ее изготовления, планирование производственной программы, стабилизации или свертывания производства конкретной продукции.

Возможны варианты производственных стратегий в зависимости от величины прибыли (от реализации продукции) и спроса на продукцию систематизированы в таблице 1 [4, с. 97; 6, с. 56].

Таблица 1

Виды производственных стратегий в зависимости от величины прибыли и спроса на продукцию

№ п/п

Критерии выбора стратегии

Варианты производственных стратегий

Краткая характеристика

Прибыль Спрос на продукцию
Низкий Низкий переориентация производства Осуществляется в пределах одной номенклатурной группы или полного ассортимента продукции. В зависимости от условий функционирования принимается решение о создании новых производств, которые совпадают с профилем деятельности предприятия, или же об освоении выпуска новых продуктов, которые не совпадают с традиционным профилем деятельности предприятия
Средний Средний стабилизация производства Заключается в поддержании существующего уровня производства, отсутствия расходов на дальнейшее развитие и т. д.
Высокий Высокий полная специализация Предусматривает концентрирование на производстве одного вида продукции, что позволяет достичь лидерства по издержкам или особого положения
Высокий Низкий уникальность производства Ориентирование на производство уникальной продукции. Уникальность может заключаться в редкости, специфических характеристиках, универсальности применения и тому подобное. Уникальный продукт должен отличаться от конкурирующих дизайном, имиджем, использование в производстве материалов высокого качества, наукоемкость
Средний Низкий диверсификация Суть заключается в разнообразии и касается ассортиментного ряда продукции и соответственно расширение отраслевого диапазона деятельности
Высокий Средний Ограниченная специализация производственного процесса Производственный процесс предприятия специализируется на изготовлении изделия повышенного качества для определенного сегмента рынка за относительно высокой цене
Низкий Средний модификация производства Основное внимание сосредоточено на внедрении оригинальных новейших идей по созданию продукции с качественно новыми характеристиками
Средний Высокий интенсификация Наращиваются объемы производства продукции, увеличивается объем реализации путем улучшения или модификации продукта и производственного процесса
Низкий Высокий Инновационные преобразования производства (производственных технологий) Максимизация расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, увеличение количества моделей продукции, изготавливаемой формирования новых технологических решений производства продукции и т. п.

 

Примеры производственных стратегий, которые обусловлены объективными характеристиками предприятий, приведены в таблице 2 [12, с. 377].

Таблица 2. Примеры производственных стратегий и их основные параметры

Основные характеристики организаций

Тип стратегий

Стратегия «адаптации» нишевая стратегия Силовая стратегия «Пионерная» стратегия
Профиль производства Универсальное, небольшой по масштабу Специализирован-ное Массовое Эксперименталь-ное
Размер компании Небольшой Небольшой, средний, большой Большой Небольшой, средний
Устойчивость компании Низкая Высокая Высокая Низкая
Расходы на НДПКР Низкие Средние Большие Большие
Ключевые факторы успеха Большое количество, гибкость Приспособлен-ность к особым потребностям рынка Высокая производитель-ность, технологичность Инновационный характер

 

Стратегия развития предприятия требует соответствующих стратегий развития производства. Уровень производства в значительной мере формирует конкурентную позицию и, наоборот, рыночные факторы влияют на содержание и характеристики производственных стратегий. Таким образом, при разработке производственной стратегии выходят из возможных и целесообразных для предприятия конкурентных преимуществ «низкая цена продукта»; «Высокое качество продукта»; «Немедленное реагирование предприятия на изменения требований рынка»; доминирование предприятия в узкой рыночной нише; «Присутствие предприятия на различных рынках».

В контексте определенных конкурентных преимуществ, производственные стратегии делятся на виды по приоритетам функционирования операционной системы. При этом выделяют традиционные производственные стратегии (ставят целью сведения к минимуму затрат или модификацию изделий и развитие гибкости операционной системы по расширению номенклатуры, ассортимента или изменения объема выпуска). Не отказываясь от них, многие организации принимают сейчас новые стратегии, основанные на качестве и / или времени (развитие качества бизнес-процессов, продукции или услуг; минимизация времени выполнения заказов клиентов).

Производственная стратегия, ориентированная на приобретение предприятием конкурентного преимущества «низкая цена продукта», основывается на удешевлении производства (уменьшении затрат и элиминации потерь). Это может происходить путем: использования более дешевых ресурсов; увеличение масштабов производства; автоматизации производства; введение безотходных и ресурсосберегающих технологий; унификации и стандартизации продуктов и процессов; реструктуризации производства (ликвидации непрофильных расходных подразделений) и т. д. [14, с. 11].

Продукцией, объемы продаж которой зависят только от уровня затрат на ее производство, как правило, товары повседневного спроса. Снижение затрат на производство продукции связано, прежде всего, с организацией бизнес-процессов перерабатывающей подсистемы операционной системы. В то же время, на этот приоритет влияют и другие характеристики: поддержание лидерской позиции на рынке по минимуму затрат; технические характеристики товара; надежность товара; прочность товара; гарантированное время доставки товара (оказание услуги); скорость доставки товара; персонификация товаров по требованиям заказчиков; скорость выхода на рынок; способность гибкой реакции на изменение спроса. Таким образом, минимизация затрат является следствием комплекса действий, включая и такие ранее указанные приоритеты производственной стратегии, как гибкость, качество и время. В свою очередь, минимизация затрат влияет на развитие связанных с ней как возможностей, так и угроз.

В условиях насыщенного продукцией рынка требования покупателей к качеству постоянно растут, что требует значительных дополнительных затрат. Итак, в настоящее время стратегия на основе цены выдается наименее перспективной стратегией формирования конкурентной предпочтения [8, с. 36].

Стремление предприятия сформировать устойчивое конкурентное преимущество «высокое качество продукта» требует от него применения производственной стратегии «высококачественного производства». Данная стратегия выстраивается на основе интеграции следующих производственно-стратегических решений: использование высококачественных ресурсов; внедрения технологий, которые позволяют автоматизировать контроль качества производственных операций; применение методов статистического приемочного и предупредительного контроля; введение систем контроля качества, интегрируют в себе входной, операционный и выходной виды контроля; создание комплексной системы управления качеством в соответствии с требованиями и принципов TQM и тому подобное. В общем, стратегии, основанные на качестве, фокусируются на удовлетворении требований заказчика, вводя показатель качества на всех стадиях производства. При этом критерии качества применяются не только к конечному продукту или услуге, предоставляемой потребителю, но и ко всем соответствующим процессов - разработка, проектирование, производство и т. д. [1, с. 17].

Производственная стратегия, ориентированная на приобретение такой конкурентного преимущества, как временная, фокусируется на повышенной гибкости производства, обеспечиваемой путем внедрения процессных инноваций (как технологических, так и организационно-управленческих), благодаря которым становятся возможными быстрая переориентация производства на изготовление новых ассортиментных позиций продукции, ускорение процессов разработки и постановки на производство новых товаров, уменьшение длительности производственных циклов, сокращение сроков поставок потребителям. Стратегии, основанные на времени, фокусируются на сокращении сроков выполнения различных операций (например, разработки, производства и сбыта новых товаров и услуг, реагирование на изменение потребительского спроса, поставки изделия или предоставления услуги) [3, с. 148].

Реализация стратегии быстро реагирующего производства требует от предприятия создания гибкой производственной системы, которая состоит из следующих частей: а) гибкое автоматизированное производство (ГАВ), состоящий из различных гибких производственных модулей (ГПМ), которые функционируют автономно, осуществляя многократные автоматические рабочие циклы, и характеризуются возможностями встраиваться в системы более высокого уровня (по отдельным ГПМ формируются гибкие автоматизированные линии, участки и цеха) б) автоматизированная система управления (АСУ), которая включает комплекс различных аппаратных и программных мероприятий, предназначенных для управления процессами проектирования и производства продукции на основе применения систем управления данными об изделии (PDM), систем управления производственными процессами (MES) и других информационных систем и технологий (CRM, MRP, ERP и т. д. ) [8, с. 294].

Под развитием гибкости операционной системы понимается как способность компании манипулировать соотношением ассортиментного разнообразия и связанного с этим объема выпускаемой продукции или оказываемой услуги, так и способность предприятия реагировать на изменение спроса и необходимость вывода на рынок новых видов товара.

Гибкость операционной системы, таким образом, влияет на размер необходимых для развития бизнес-процессов расходов, на результат их выполнения (качество), сказывается на показателе скорости и времени выполнения заказов.

Предприятие, которое стремится достичь позиции в выбранном целевом сегменте, применяет стратегию «специализации производства». ее реализация приводит к возникновению производств, сконцентрированных или на осуществлении определенных технологических процессов и операций (технологическая специализация), или на выпуске ограниченного количества видов или типов продукции (продуктовая специализация).

Технологическая специализация требует наиболее полного охвата всех без исключения процессов в рамках выбранной производственной технологии и соблюдение принципа технологической однородности выполняемых операций, предусматривает: а) применение соответствующего технологического оборудования и оборудования; б) пространственную построение производственной системы согласно требованиям функционального планирования; в) создание производств единичного или мелкосерийного типа. В свою очередь, стратегия предметной специализации делает акцент на: а) сужении номенклатуры и ассортимента и увеличении объемов выпуска продукции, что делает переход к поточных методов работы б) пространственной построении производственной системы в соответствии с требованиями линейного (или - потокового) планирование; в) создании производств крупносерийного или массового типа.

Специализация производства будет успешной и поможет приобрести предприятию желаемой конкурентного преимущества в случае, если: во-первых, существуют четко выделены группы потребителей, которые имеют разные потребности, или же используют товар в разных целях; во-вторых, подавляющее большинство конкурентов не стремится к концентрации усилий на конкретных сегментах рынка, а предпочитает обслуживанию всех групп потребителей; в-третьих, входные барьеры в целевой сегмент довольно высокие, и при этом не существует эффективных товаров-заменителей [16, с. 79].

Эффективной производственной стратегией, способствует образованию и сохранению предприятием конкурентного преимущества «присутствия на различных рынках» является стратегия «диверсификации», которая может быть реализована по крайней мере в двух плоскостях - товарной (продуктовой) и географической. Товарная (продуктовая) диверсификация предполагает разнообразие продуктовой номенклатуры. При этом различают производственные стратегии: а) родственной диверсификации (организация выпуска новых ассортиментных и номенклатурных позиций осуществляется на наработанной ранее технико-технологической базе) б) технологично- родственной диверсификации (изготовление принципиально разных по характеру и назначению товаров на базе неизменных технологических процессов и технического оборудования); в) неродственной диверсификации (одновременное развитие многих не связанных друг с другом видов производственной деятельности). Географическая диверсификация, в свою очередь, предусматривает создание в местах, приближенных к привлекательных рынков сбыта, производственных филиалов. Каждая из таких филиалов представляет собой, в терминах стратегического управления, отдельную бизнес единицу, то есть - относительно самостоятельную производственную систему, нацеленную на обслуживание конкретного регионального рынка [13, с. 663].

В то же время, на выбор конкурентного преимущества и, соответственно, производственной стратегии влияет также жизненный цикл товара. На ранних стадиях конкуренция ведется по качеству товара, а не по его цене. Бизнес-процесс, как правило, является трудоемким и автоматизированным. На этом этапе от операционной системы требуется высокая гибкость. Затраты на операционную деятельность относительно высокие, производственная себестоимость не может быть снижена. На стадии роста конкурентные преимущества проявляют прежде всего в цене продукции. На стадии зрелости конкурентная борьба смещается в область предоставления дополнительных услуг, связанных с товаром, так как возможности позиционирования товара по цене и качеству исчерпаны. Рынок характеризуется развитой конкуренцией, наличием товаров-заменителей и предприятий-имитаторов [10, с. 162].

Отдельно заслуживает внимания дифференциация видов производственной стратегии, обоснована исследователем проблем теории стратегии и экономического развития А. В. Кузьминов. Главными критериями выделения и разграничения периодов функционирования предприятия является стабильность или изменчивость таких важных характеристик производства, как: во-первых, номенклатура выпускаемой продукции и объемы ее выпуска; во-вторых, факторы производства, является задействованными; в-третьих, организационно-технологическая парадигма, на основе которой выстроено производство [6, с. 134-135].

Дифференцированные разновидности производственной стратегии систематизированы на методологических принципах концепции периодов функционирования производства представлены в таблице 3 [5, с. 107].

Таблица 3. Типология производственных стратегий предприятий, осуществлена на методологических принципах положений концепции периодов функционирования производства

Период функционирования производства и его краткая характеристика Адекватный разновидность производственной стратегии
Мгновенный период: все факторы производства, технология и организация, ресурсы и результаты производственной деятельности является неизменяемыми Репликационный стратегия: содержание - стратегия производства одного и того же продукта (ряда продуктов) на базе отработанных и неизменных технологий в постоянных объемах, точно соответствуют фиксированном уровню производственных мощностей; целевой ориентир - стабильность функционирования производства; основание - максимально эффективное использование производственного потенциала
Краткосрочный период: технология и организация производства, а также одна группа факторов производства или хотя бы один фактор остаются неизменными; другой фактор или группа факторов производства и результаты производственной деятельности изменяемые Стратегия маневрирования: содержание - стратегия варьирования объемов производства одного и того же продукта (ряда продуктов) на базе отработанных и неизменных технологий в пределах фиксированного уровня производственных мощностей; целевой ориентир - адекватность комбинирования переменных и постоянных факторов производства требованиям, предъявляемым циклическими изменениями рыночного спроса; основание - максимально эффективное использование имеющегося производственного потенциала путем варьирования переменными факторами производства
Долгосрочный период: все факторы производства и результаты производственной деятельности изменяемые; технология и организация производства остаются неизменными Стратегия роста: содержание - стратегия производства все возрастающих объемов ранее усвоенных продуктов и их модификаций на базе отработанных и неизменных технологий; целевой ориентир - постановка на производство модифицированной продукции и увеличение объемов выпуска как базовой продукции, так и ее модификаций; основание - количественное наращивание производственного потенциала, которое происходит: благодаря повышению эффективности использования имеющихся производственных мощностей; благодаря расширению производственных мощностей, осуществляемого на постоянной организационно-технологической основе
Увеличенное период: все факторы, технология и организация производства, результаты производственной деятельности изменяемые Инновационная стратегия: содержание - стратегия внедрения принципиально новых технологий и адекватных им способов организации производства и освоение на этой базе производства новых продуктов или целых продуктовых семей, родственных в технологическом отношении; целевой ориентир - максимально быстрый переход производства от старой к новой организационно-технологической парадигмы; основание - технико-технологический и организационно-структурное развитие производства; формирование качественно нового производственного потенциала

 

В то же время, А. В. Кузьминов предлагает типологизацию производственных стратегий на основе микроэкономической концепции факторов производства. Доминирующим и решающим фактором производства в тот или иной период общественно-экономического развития выступают труд (доиндустриальный период), капитал (индустриальный период), информация (постиндустриальный период). Доминирование определенного фактора, характерного для производства, позволяет выделить следующие разновидности производственной стратегии как ремесленная стратегия, индустриальная стратегия и информационная стратегия [6, с. 115].

В основном использование производственных стратегий классифицируется по следующим направлениям:

- эффективное использование существующего производственного потенциала (производство товаров на действующих мощностях; модернизация производства, переоборудование, реконструкция; кооперационные связи по совместному использованию потенциала, в т. ч. Передачи части заказов субподрядчикам, снижение материало-, фондо-, трудо-, энергоемкости производства, ликвидация «узких» мест, в том числе лимитов ресурсов, использование производственных мощностей, повышение производительности и эффективности производственного процесса);

- стратегии создания нового производства (приобретение, создание нового производства, создание нового структурного соотношения между основным, вспомогательным и обслуживающим производствами и т. д. );

- стратегии изменений в технологическом процессе (внедрение новых методов изготовления продукции и новых технологий, использование новых материалов, повышение уровня стандартизации и т. п. );

- стратегии улучшения организации производства (специализация, диверсификация, конверсия производства, ритмичность производства; оптимизация размещения производственных процессов, звеньев, оборудование и т. д., управление качеством производства; производственными затратами, внедрение АСУП и т. д. ) [11, c. 460].

Таким образом, каждую производственную стратегию необходимо рассматривать наряду с типичными производственными стратегиями, согласовывать с ними.

В целом, наиболее распространенные производственные стратегии ориентированы на повышение качества продукции, снижение производственных затрат, внедрение высоких технологий, расширение возможностей изготавливать различные виды продукции, создание специализированного и диверсифицированного производства.

Выделяются разновидности производственных стратегии систематизированы на методологических принципах концепции периодов функционирования производства: Репликационный стратегии (мгновенный период функционирования производства), стратегия маневрирования (краткосрочный период функционирования производства), стратегия роста (долгосрочный период функционирования производства) и инновационной (Увеличенное период функционирования производства) производственной стратегии.

Типологизация осуществлена ​ ​ на основе положений концепции факторов производства позволяет выделить следующие разновидности производственных стратегий, как стратегия ремесленного (доминирующий фактор - труд), машинного (доминирующий фактор - капитал) и информационного (доминирующий фактор - информация) производства.

Согласно современной концепции производственных стратегий в их состав также входят: 1) стратегия мотивации труда, определяет приоритеты мотивационных комплексов внутренней, внешней положительной мотивации и внешней отрицательной мотивации (она ориентирует на формирование адекватного мотивационного механизма) 2) стратегия научно-технического развития и организации труда, влияния научно-технического развития на потребность в трудовых ресурсах; 3) стратегия развития трудового потенциала предприятий, формирование необходимых компетенций и тому подобное.

На современном этапе перспективным направлением дальнейших исследований выступают теоретико-практические аспекты производственной стратегии предприятия в контексте концепции синергизма, согласно которой стратегии должны обеспечивать синергетический эффект. В экономике синергический эффект связан прежде всего с тем, что комбинированное использование нескольких взаимосогласнованных стратегий оказывается полезным, чем изолированное внедрения какой-то одной. Синергизм организации производства (оперативный синергизм) возникает в результате эффективного использования имеющихся ресурсов, персонала, распределения работ, снижения накладных расходов, рациональной организации и координации всех процессов.

 


Расчетная часть

Исходные данные

№ п/п Показатели Обозначения Единица измерения Величина
Годовая программа изделий Nизд Шт.
Повторяемость (количество корпусов, применяемых в одном изделии) ni  
Трудоёмкость изготовления корпуса ti Н/ч 649, 8
Номенклатура деталей, изготавливаемых на участке n единиц
Удельное значение трудоёмкости корпуса в трудоёмкости всей номенклатуры деталей подлежащих выпуску Куд   0, 19
Режим работы: - число смен в сутки - продолжительность смены   S tсм     час

 

Заготовка. Отливка из 1Х18Н10ТЛ

Вес заготовки Gзаг = 10 кг

Чистый вес детали Gдет =8 кг

Коэффициент использования материала Ким = 0, 8

 

№ операции

Технологическая операция

Тип, модель оборудования

Площадь станка по габаритам, кв. м

Норма времени, минут

Разряд работы, Рj

tштj tмонj tп. з. j
Фрезерная 6Р82Г 4, 48 21, 7 18, 0 15, 0
Фрезерная 8, 44 30, 7 25, 0 53, 5
Фрезерная 8, 44 78, 8 60, 0 35, 0
Расточная 8, 67 67, 4 45, 0 25, 0
Токарно-карусел А1512ФЗ 5, 78 67, 4 55, 0 50, 0
Фрезерная 6С12 4, 48 70, 2 48, 0 25, 0
Токарная 1К62 3, 33 70, 2 50, 0 15, 0
Разметочная Стол размет. 2, 22 20, 1 - -
Сверлильная 2А53 2, 22 22, 4 16, 0 15, 0
Сверлильная 2, 67 14, 0 10, 0
Сверлильная 2, 67 16, 6 12, 0 10, 0
Токарная 16А20ФЗ 4, 89 69, 8 75, 0 30, 0
Слесарная Верстак 1, 33 - -
Контрольная стол 1, 33 28, 5 - -

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.