Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Логопед:С каким звуком познакомились? Какой это звук? Назовите слова со звуком М в конце (с опо­рой на выставленные на доске картинки).



Логопед: Давайте разложим овощи и фрукты по корзинкам. В левую — горький лук, в правую — сладкую грушу, в левую — терпкий чеснок, в пра­вую — кислое яблоко и т. д. (Дети передают эмоцио­нальное состояние. )

6. Развитие артикуляционной моторики.

— «Окошко закрывается и открывается» — спо­койное открывание и закрывание рта.

— «Почесывание» нижней и верхней губ зубами.

— Многократное произнесение звука П.

— «Маляр». «Красить» нёбо языком, производя движения вперед-назад.

7. Работа над развитием дыхания и голоса.

Игра на губной гармошке: поиграли — протяжно произнесли звук А, снова поиграли — протяжно произнесли звук У   .

8. Объявление темы занятия.

Ребята, посмотрите на картинку! Послушайте, как пыхтит самовар: П-п-п... Повторите этот звук. (Дети хором повторяют. ) Сегодня познакомимся со звуком П.

9. Акустико-артикуляционный образ звука.

Произнесение звука П с наблюдением за артику­ляцией перед зеркалом: воздух не выходит свободно, встречает преграду, и эта преграда — губы. Значит, звук П — это согласный звук.

Логопед: А теперь положите руку на горлышко и произнесите звук П. Горлышко «молчит». Звук П — глухой. (Повторение характеристики звука несколькими детьми: звук П — согласный глухой. ) Обозначать звук П мы будем фишкой синего цвета.

10. Связь звука и буквы.

Знакомство с буквой П. Выкладывание буквы из палочек.

Буква П — дверной проем.

Мы три палочки возьмем.

Две дорожкой ровной сложим.

Третью наверху положим.

Т. Куликовская

11. Развитие фонематического слуха.

Игра «Хлопай, не зевай». Логопед произносит ряд слогов, дети хлопают в ладоши на слоги со зву­ком П.

Физкультминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения.

Мы сначала будем хлопать,

 А затем мы будем топать.

 А сейчас мы повернемся

И все вместе улыбнемся.

Е. Колесникова

12. Закрепление звука в слогах.

Логопед произносит утрировано слоги АП, УП. Дети называют звуки в слогах, характеризуют их и выкладывают схемы. Логопед принимает непо­средственное участие в этой работе, так как на пер­воначальном этапе знакомства со звуками детям сложно справиться с такими заданиями.

13. Закрепление звука в словах.

Определение места звука П в словах укроп, ми­кроскоп, суп и т. д.

Дидактическая игра «Домик» (обозначение ме­ста звука в словах). Логопед выставляет макет до­мика с тремя окошками-карманами, обозначающи­ми место звука в словах — звук в начале, середине, конце слова. Дети определяют место звука в словах, логопед вставляет синюю фишку в последнее окош­ко. Затем логопед и ребенок меняются ролями.

14. Закрепление звука в предложениях.
Составление предложений по односюжетным картинкам со словами: суп, микроскоп.

Работа проводится без употребления слова «предложение». Логопед может дать детям вопрос-инструкцию: «Что вы видите на картинке? »

15. Закрепление звука в тексте. Повторение вслед за логопедом.

Уп-уп-уп — у Вани вкусный суп.

Ип-ип-ип — к нам пришел Филипп. И т. д.

16. Итог занятия.

Логопед: С каким звуком мы сегодня познако­мились? Какой это звук? (Согласный, обозначаем фишкой синего цвета, глухой. ) Почему звук П согласный? (Воздух не выходит свободно, встречает преграду — губы. )

17. Оценка работы детей.

18. Домашнее задание. К занятию 6 (альбом 1, с. 10).

Задания для закрепления вне занятий (тетрадь 1, с. 14-15)

• Игра «Выдели звук». Учить детей выделять по­следний звук в словах: микроскоп, потоп, суп, зуб, тулуп...

• Учить детей давать характеристику звуку: звук П — согласный (воздух встречает преграду — губы), обозначаем его фишкой синего цвета.

• Обозначение места звука в схеме: закрасим по­следний квадратик синим цветом, потому что звук П находится в конце слова.

• Звуковой анализ слогов АП, УП с выкладыва­нием схемы слогов.


Занятие 7.

Звук и буква О

Цели занятия:

Коррекционно-образователъная:

— познакомить детей со звуком О и способом его характеристики с опорой на артикуляцион­ные признаки.

Коррекционно развивающие:

— развивать общую, мелкую и артикуляцион­ную моторику детей;

— развивать голос и дыхание;

— развивать фонематические процессы;

— закреплять понятия: «звук», «слово»;

— развивать умение выделять гласный звук в начале слов.

Коррекционно-воспитательная:

— воспитывать речевое внимание детей.

Оборудование: сюжетная картинка «Девочка оха­ет» для звукоподражания, схема для харак­теристики звуков, цветные фишки для обо­значения звуков и составления схем, зеркала по количеству детей, предметные картинки со звуком О в начале слова в ударной позиции, дидактическое пособие «Домик».

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед: Послушайте ряды слов. Выделите в каждом ряду лишнее слово.

Канава — канава — какао — канава.

Ком — ком — ком — кот.

Утенок — утенок — котенок — утенок.

Минута — монета — минута — минута.

2. Развитие общей моторики. «Грибок».

Мы в лесок пойдем, Мы грибок найдем.

Маршируют.

В шапочке нарядной, Светло-шоколадной.

Изображают шапочку.

Ты не прячь, грибок,

Закрывают лицо руками.

Под листок свой бок! О. Высотская

Руки на поясе.

3. Развитие мелкой моторики. «По ягоды».

Мы шли-шли-шли,

Шагают пальчиками по столу.

Землянику нашли

Изображают землянику.

Раз, два, три, четыре, пять,

«Пальчики здороваются».

Мы идем искать опять.

Шагают пальчиками по столу.

4. Массаж лица.

Совместное с логопедом выполнение массажа.

Солнышко проснулось, Лобика коснулось, Лучиками провело, И погладило, и погладило.

Поглаживающие движе­ния.

Ходит пальчик по дорожке: Вверх — вниз, вверх — вниз,  Будут розовыми щечки: Вверх — вниз, вверх — вниз.

Зигзагообразные движе­ния.

— Дождик, дождик, веселей Капай, капай, не жалей! Только нас не замочи! Зря в окошко не стучи!

Постукивающие движе­ния.

Солнышко проснулось, Лобика коснулось, Лучиками провело, И погладило, и погладило. Т. Куликовская

Поглаживающие движе­ния.

5. Развитие мимических мышц. «Дуб».

 
Дуб дождя и ветра  Вовсе не боится.

Смелое выражение лица.

Кто сказал, что дубу Страшно простудиться?

Страх.

Ведь до поздней осени Он стоит зеленый.

Радость.

Значит, дуб выносливый, Значит, закаленный. И. Токмакова

Гордость.

     

6. Развитие артикуляционной моторики.

— «Окошко закрывается и открывается» — спо­койное открывание и закрывание рта.

— «Почесывание» нижней и верхней губ зубами.

— Высунуть язык, «покусать» его зубами, произ­нося: дя-дя-дя-дя...

— «Болтушка». Широким языком проводить по верхней губе вперед-назад, произнося: бл-бл-бл...

7. Работа над развитием дыхания и голоса.
Вдохнуть и на выдохе произносить: О____.

8. Объявление темы занятия.

Логопед выставляет сюжетную картинку, на кото­рой больная девочка лежит на кровати.

Логопед: Посмотрите, Оля заболела и охает: «О-о-о». Какой звук она произносит? (О. ) Сегодня на занятии мы познакомимся со звуком О.

9. Акустико-артикуляционный образ звука.
Хоровое и индивидуальное произнесение звука

О, с наблюдением за артикуляцией перед зеркалом: губы вытянуты вперед, воздух выходит свободно, не встречает преграду. Звук О — гласный, обозна­чать мы его будем фишкой красного цвета.

10.   Связь звука и буквы.

Дети рассказывают, на что похожа буква О.

11.   Развитие фонематического слуха.

Дети называют картинки, которые выставлены на доске. После этого часть детей поочередно выхо­дят к доске и выбирают только картинки, в назва­нии которых звук О находится в начале слова. Если ответ правильный — ребенок забирает картинку и возвращается на свое место.

Физкультминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения.

Буратино потянулся,

Раз — нагнулся,

Два — нагнулся,

 Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.

Е. Алябьева

12.   Закрепление звука в слогах.

Логопед утрированно произносит слог ОП и вме­сте с детьми проводит его анализ.

Логопед: Сколько звуков я произнесла? Назови­те первый звук. (О. ) Назовите второй звук. (П. ) О — это какой звук? (Гласный, обозначаем фишкой красного цвета. ) А звук П? (Согласный, обознача­ем фишкой синего цвета. )

Выложите из фишек слог ОП. (Дети выклады­вают схему слога ОП. ) Покажите звук О на схеме. (Дети указывают на красную фишку. ) Покажите звук П на схеме. (Дети указывают на синюю фиш­ку. ) Сколько в этой схеме гласных звуков? (Один. ) Сколько согласных звуков? (Один. )

Таким же образом проводится анализ звукосоче­таний ОУ, OA.

13.   Закрепление звука в словах.

Дети, у которых на столах есть картинки со зву­ком О в начале слова, меняются ими с товарищами. Со второй частью детей проводится игра «Домик» (см. предыдущее занятие). Ребята подходят к ма­кету домика, вставляют картинку в первое окошко (так как звук в названии этих картинок находится в начале слова) и объясняют свои действия. (Звук О находится в начале слова «окунь» и т. д. )

14.   Закрепление звука в предложениях.

Составление предложений по предметным кар­тинкам. Дети отвечают на вопросы логопеда: «Где живет окунь? » (Окунь живет в воде. ); «Какого цве­та облако? » (Облако белого цвета. ) и т. д.

15.   Закрепление звука в тексте.
Повторение вслед за логопедом.

Ом-ом-ом — плывет по реке сом.

Ок-ок-ок — выпил Ваня вкусный сок.

От-от-от — в зоопарке бегемот.

Ох-ох-ох — вырос на грядке горох.

16.   Итог занятия.

Логопед: Как охала Оля? (Оо-о. ) Какой это звук? Назовите слова, которые начинаются со звука О.

17. Оценка работы детей.

18. Домашнее задание. К занятию 7 (альбом 1, с. 11-12).

Задания для закрепления вне занятий (тетрадь 1, с. 16-17)

• Игра «Выдели звук». Учить детей выделять на­чальный звук в словах: окунь, окна, обруч, осень с дальнейшей характеристикой звука.

• Звуковой анализ слога ОП с выкладыванием схемы и показом звуков О и П на схеме.

• Игра «Слушай, повторяй». Взрослый произно­сит ряды слогов, дети повторяют: ап-оп-уп; уп-ап-оп и т. д.

 

 

Занятие 8. Звук и буква И

Цели занятия:

Коррекционно-образовательная:

— познакомить детей со звуком И и его акустико-артикуляционной характеристикой.

Коррекционно-развивающие:

— развивать общую, мелкую, артикуляцион­ную моторику детей;

— закреплять понятия: гласный звук, слог, слово;

— автоматизировать звук И в слогах, словах и предложениях.

Коррекционно-воспитателъная:

— воспитывать у детей навык обращения с раз­даточным материалом.

Оборудование: схема для характеристики звуков, цветные фишки для обозначения звуков и со­ставления схем, зеркала по количеству детей, картинка для звукоподражания, счетные па­лочки, набор для составления слоговой схемы, предметные картинки со звуком И в названии.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Игра «Слушай, повторяй! ». Логопед просит де­тей повторить ряды слов.

Мак — бак — так. Ток — тук — так.

Бык — бак — бок. Дам — дом — дым.

2. Развитие общей моторики

Опустел скворечник, Улетели птицы, Машут руками, как крылья­ми.
Листьям на деревьях Тоже не сидится. Приседают.
Целый день сегодня Все летят, летят... Встают, идут по кругу и машут руками.
Видно, тоже в Африку Улететь хотят. И. Токмакова Бегут по кругу.

3. Развитие мелкой моторики. «Журавли».

Летят лениво журавли. Летят они прощаются: Взмахи перекрещенными кистями рук.
С елками зелеными, С березами и кленами,  С долинами, с озерами, С родимыми просторами. Загибают по одному паль­чику, начиная с большого.

4. Массаж лица. Поглаживание, пощипывание, постукивание, волнообразные движения, поглаживание (по общим правилам).

5. Развитие мимических мышц.

Выразить состояние грусти и печали («Вы про­щаетесь с улетающими птицами»); изобразить ра­дость («Птицы вернулись в родные края»).

6. Развитие артикуляционной моторики.

— «Окошко закрывается и открывается» — спо­койное открывание и закрывание рта.

— «Дожевывание». Жевательные движения в мед­ленном темпе.

— «Отставление» нижней губы от десен.

— «Втягивание» нижней губы внутрь рта.

— «Болтушка». Широким языком производить по верхней губе движения вперед-назад, произнося звуки: бл-бл-бл...

7. Работа над развитием дыхания и голоса.

Вдохнуть и на выдохе произносить: И_____.

Вдохнуть и на выдохе произносить: ОИ____.

8. Объявление темы занятия.

Логопед называет картинки, выставленные на доске, в которых звук И находится в начале слова (звук И произносится при этом утрировано), а за­тем просит отгадать, с каким звуком дети сегодня будут знакомиться.

9. Акустико-артикуляционный образ звука.

Хоровое и индивидуальное произнесение звука И с наблюдением за артикуляцией перед зеркалом: губы растянуты в улыбке, язык спокойно лежит на дне ротовой полости («домика»), воздух выходит свобод­но, не встречает преграду.

Логопед: Звук И — гласный, обозначать мы его будем фишкой красного цвета. Этот звук очень лю­бит произносить маленький ослик. (Картинка для звукоподражания. ) Повторите вслед за осликом: «И-и-и».

10.   Связь звука и буквы. Выкладывание буквы И из палочек.

Для И три палочки возьми.

 Две прямо. Третью наклони.

Т. Куликовская

11.   Развитие фонематического слуха. Повторение вслед за логопедом Слоговых рядов.

Физкультминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения.

Мы пойдем на носках,

 Мы пойдем на пятках.

Мы идем, как все ребятки.

Раз-два, раз-два!

И как мишка косолапый.

12.   Закрепление звука в слогах.

Логопед утрированно произносит слог ИП и вме­сте с детьми проводит его подробный анализ. По сле­дам анализа дети выкладывают схему.

Логопед: Сколько в этой схеме гласных звуков? (Один. ) Сколько согласных? (Один. ) Что подсказа­ло вам правильный ответ? (На схеме одна красная и одна синяя фишки. )

13.   Закрепление звука в словах.

Деление слов на части (слоги), с определением количества слогов и выкладыванием слоговой схе­мы. (Выложить столько же полосочек, сколько раз хлопнули. ) Определение места звука в словах: ин­дюк, иголка, Ира, игрушки и т. д.

14.   Закрепление звука в предложениях.

Составление предложения по демонстрируемому действию. Выходит девочка (по предварительной до­говоренности) и начинает собирать игрушки, разбро­санные на столе.

Логопед: Скажите, что делает девочка? (Девочка собирает игрушки. ) «Девочка» — это слово. А «со­бирает»? (Слово. ) А «игрушки»? (Слово. )

Теперь я попрошу выйти Колю и Дашу. (Дети выходят) Сейчас вы будете «живыми словами». Ира — слово «девочка», Коля — слово «собирает», Даша — слово «игрушки». А теперь возьмитесь за руки. Вот посмотрите: если слова дружат и хотят нам что-то рассказать, то это предложение. А те­перь составьте предложение со словами «индюк» и «иголка», то есть подружите эти слова. (Дети со­ставляют предложения. )

15.   Закрепление звука в тексте.

Логопед: Слушай, не зевай,

Все загадки отгадай!

Звук И в словах выделяется голосом. Бежит свинка,

Железная спинка. (Иголка с ниткой. ) Висит сито —

Не руками свито. (Паутина. )

16.   Итог занятия.

Логопед: С каким звуком познакомились? Ка­кой это звук?

Когда слова дружат и хотят что-то рассказать, это что? (Предложение. )

17. Оценка работы детей.

18. Домашнее задание. К занятию 8 (альбом 1, с. 13-14).

Задания для закрепления вне занятий (тетрадь 1, с. 18-19)

• Деление слов на слоги: машина, Миша, игруш­ки... Определение количества слогов (сколько раз хлопнули? ).

• Звуковой анализ слогов АП, ОП, ИП с выклады­ванием схемы и указанием заданных звуков.

• Игра «Хлопай, не зевай». Произносится ряд зву­ков, а затем слогов, ребенок должен хлопнуть на звук И.

• Закрепление понятий: гласный, согласный зву­ки, слоги, слово.


Занятие 9. Звук и буква М

Цели занятия:

Коррекционно-образовательные:

— познакомить детей со звуком М;

— научить характеризовать звук М по акусти­ческим и артикуляционным признакам («со­гласный звонкий звук»);

— познакомить с буквой М.

Коррекционно-развивающие:

— закреплять понятие о месте звука в слове;

— упражнять детей в делении слов на слоги;

— развивать фонематические процессы.

Коррекционно-воспитателъная:

— воспитывать умение вслушиваться в речь взрослого.

Оборудование: губные гармошки и зеркала для каждого ребенка, схема для характеристики звуков, цветные фишки для обозначения зву­ков; картинки, в названии которых есть звук М; картинка для звукоподражания, наборы для составления слоговых схем, буква М.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед: Назовите слова, которые начинаются со звуков: О, И, А.

2. Развитие общей моторики «Шапка»

Шапка шерстяная,

Изображают шапку и помпон.

Наверху помпон,
Круглый, словно мячик, И пушистый он. «Круглый мячик».
Есть еще у шапки Отворот цветной, Показывают отворот «ушей» у шапки.
В этой шапке можно Бегать зимой. Бегут.
Бабушка вязала Шапку не спеша, «Вяжут спицами».
Шапка шерстяная Вышла хороша. В. Мирясова Руки на поясе, а затем по­казывают на воображаемую шапку.

3. Развитие мелкой моторики. «Варежка».

Маша варежку надела, «Надевают».
Ой, куда я пальчик дела? Все пальцы кроме большого сжаты в кулак.
Нету пальчика — пропал, Загибают и большой пальчик.
В свой домишко не попал! Показывают «домик».
Маша варежку сняла, «Снимают».
Поглядите-ка, нашла! f. Благинина Пальцы сжаты в кулак, кроме большого.

4. Массаж лица.

Поглаживание, постукивание, спиралевидные движения, поглаживание (по общим правилам).

5. Развитие мимических мышц.
Логопед: Послушайте и покажите.

Вы радуетесь покупке новой одежды, удивляе­тесь необычному наряду, восхищаетесь новым костюмом мамы, печалитесь, нечаянно порвав новые брюки.

6. Развитие артикуляционной моторики.

— «Окошко». Рот открыть и удержать под счет до пяти.

— «Обезьянки». Движение нижней челюстью вправо — влево.

— «Почесывание» верхней и нижней губы зубами.

— «Болтушка». Широким языком производить по верхней губе движения вперед-назад, произнося звуки: бл-бл-бл...

— «Хомяк». Надувание обеих щек.

7. Работа над развитием дыхания и голоса.

Игра на губной гармошке: вдохнули и протяжно выдохнули в гармошку — чей звук длиннее?

Затем дети кладут гармошки на стол, вдыхают и
на выдохе произносят: А___ О_____ У_____.

8. Объявление темы занятия.

Логопед (выставляет картинку с изображени­ем коровы): Вышла Буренушка гулять и замычала: «М-м-м»... С песенкой Буренушки мы сегодня и по­знакомимся.

9. Акустико-артикуляционный образ звука.

Проводится подробный анализ звука (по анало­гии с предыдущими занятиями). Звук М — соглас­ный, звонкий, обозначаем фишкой синего цвета.

10.   Связь звука и буквы.
Логопед демонстрирует букву М.

 

Взялись за руки друзья

И сказали: «Ты да я — Это мы».

 А между тем

Получилась буква М.

А. Шибаев

11.   Развитие фонематического слуха.
Повторение вслед за логопедом слоговых рядов.

Физкультминутка. Выполнение действий по тексту.

Как у наших у ребят

Ножки весело стучат:

Топ-топ-топ, топ-топ-топ.

А устали ножки,

Хлопают ладошки:

 Хлоп-хлоп-хлоп,

 Хлоп-хлоп-хлоп.

12.   Закрепление звука в слогах.

Логопед произносит слоги ИМ, УМ и совместно с детьми производит подробный анализ данных слогов. По следам анализа дети выкладывают схему.

Логопед: Сколько в этой схеме гласных звуков? (Один. ) Сколько согласных? (Один. ) Что подсказа­ло вам правильный ответ?

13.   Закрепление звука в словах.

Деление слов на слоги с выкладыванием графи­ческой схемы. Определение места звука М в словах: гном, альбом, сом и т. д.

Игра «Домик».

14.   Закрепление звука в предложениях.

Составление предложений со словами, обознача­ющими названия картинок (без анализа и схемы).

15.   Закрепление звука М в тексте.
Выделение слов со звуком М из текста.

Мы топаем ногами,

 Мы руки поднимаем,

Мы руки разведем,

 И побежим кругом.

16.   Итог занятия.

Логопед: С каким звуком познакомились? Какой это звук? Назовите слова со звуком М в конце (с опо­рой на выставленные на доске картинки).

17. Оценка работы детей.

18. Домашнее задание. К занятию 9 (альбом 1, с. 15-16).

Задания для закрепления вне занятий (тетрадь 1, с. 20-21)

• Деление слов варежки, пальто, шапка на сло­ги. Дети должны выложить столько полосок, сколько раз хлопнули.

• Звуковой анализ слогов AM, ОМ, УМ, ИМ и со­ставление графической схемы.

• Игра «Хлопай, не зевай». Хлопать на слова со звуком М.

• Определять место звука М в словах: гном, аль­бом, сом.

Занятие 10.

Звук и буква Н

Цели занятия:

Коррекционно-образователъные:

— познакомить детей со звуком и буквой Н;

— научить характеризовать звук Н по акусти­ческим и артикуляционным признакам.

Коррекционно-развивающие:

— упражнять детей в делении слов на слоги; в определении места звука в слове;

— развивать фонематические процессы;

— учить детей составлять звуковые схемы и анализировать их.

Коррекционно-воспитательная:

— воспитывать у детей умение выслушивать вопросы логопеда до конца.

Оборудование: схема для характеристики звуков, цветные фишки для обозначения звуков и со­ставления схем; картинки, в названии кото­рых присутствует звук Н; зеркала и губные гармошки по количеству детей, буква Н, набо­ры для составления слоговой схемы.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед: Вспомните слова, которые заканчива­ются на звук М.

2. Развитие общей моторики. «Туфельки».

 

Туфельки нарядные,       Правая нога вперед, на носок.  
Туфельки парадные, Левая нога вперед, на носок.
Лаковые, с ремешком, Правая нога вперед, на пят­ку.
И подошва с каблучком. Левая нога вперед, на пятку.
Туфли Маше в самый раз Можно выходить на пляс. В. Мирясова Руки на поясе, «пляшут».

3. Развитие мелкой моторики.

В магазине много есть Показывают «домик».
Обуви хорошей. Идут пальчиками по столу.
Есть сапожки и ботинки, Босоножки, валенки, Галоши. Соединяют пальчики друг с другом, начиная с мизинца.

4. Массаж лица.

Поглаживание, пощипывание, постукивание, волнообразные движения (по общим правилам).

5. Развитие мимических мышц.

Ножки, ножки Бежали по дорожке, Радость.
Лугом, лесочком Прыгали по кочкам, ' Удивление.
Прибежали на лужок, Потеряли сапожок. Разочарование.

6. Развитие артикуляционной моторики.

Выполнение упражнений артикуляционной гим­настики:

— «Обезьянки». Движение нижней челюстью вправо — влево.

— «Улыбка» — «Трубочка».

— «Окошко». Рот открыть и удержать под счет до пяти.

— «Обезьянки».

— «Улыбка» — «Трубочка».

— «Качели». Выполнять движения языком вверх-вниз: к верхней и нижней губе, к верхним и нижним зубам, к верхним и нижним альвео­лам.

7. Работа над развитием дыхания и голоса.

Игра на губной гармошке: короткий звук — длинный звук. Затем гармошки кладут на стол, глубоко вдыхают и на выдохе протяжно произно­сят: «Н-а-а-а-а-а... ».

8. Объявление темы занятия.

Логопед: Я назову слова, а вы отгадайте, с каким звуком сегодня мы будем знакомиться. (Логопед называет слова: клен, диван, трон, лимон, выде­ляя звук Н в конце слов. ) Мы сегодня познакомим­ся со звуком Н.

9. Акустико-артикуляционный образ звука.

Хоровое и индивидуальное произнесение звука Н с наблюдением за артикуляцией перед зеркалом.

Логопед: Губы растянутый улыбке, кончик язы­ка касается верхних передних зубов. Воздух не вы­ходит свободно, он встречает преграду — язык и зубы. Значит, звук Н — согласный. Обозначать его мы будем фишкой синего цвета.

Выставляется картинка для звукоподражания — кучер погоняет лошадку и произносит: «Н-н-н». Дети прикладывают руку к горлышку — горлышко «дро­жит».

Логопед: Горлышко «дрожит», значит, звук Н — звонкий.

10.   Связь звука и буквы.

Логопед знакомит детей с буквой Н и читает стихотворение:

Надо букву Н построить,

Палочки побеспокоить.

Поскорей две ровно встали,

Вместе третью приподняли.

Т. Куликовская

11.   Развитие фонематического слуха.

Игра «Хлопай, не зевай». Логопед выставляет на доску картинки с изображениями банана, лимо­на и дивана и просит хлопнуть в ладоши тогда, ког­да дети услышат правильное название предметов:

Баман — банан — банам — паман.

Милон — лиман — лимон — нимол.

Дивам — тиван — видан — диван.

Физкультминутка. Сначала дети стоят на пра­вой, а затем на левой ноге.

Очень трудно так стоять,

Ножку на пол не спускать.

И не падать, не качаться,

За соседа не держаться.

12.   Закрепление звука в слогах.

Звуковой анализ слогов АН, ИН. Логопед произ­носит слоги и совместно с детьми производит под­робный анализ данных слотов. Затем проводится игра «Живые слоги». Двое детей выходят к доске и становятся «живыми слогами». Логопед определяет, кто из детей каким будет звуком, а дети выбирают со­ответствующее цветовое обозначение.

Логопед (ставит детей рядом ): Назовите полу­чившийся слог. (Это слог АН. ) Назовите, кто звук А? А кто звук Н?

Аналогично проводится звуковой анализ слога ИН (выходят другие дети).

13.   Закрепление звука в словах.

Выделение звука Н в словах: лимон, диван, клен и т. д. Дети дают подробный ответ. (В слове диван звук Н находится в конце слова. )

Деление слов на слоги с выкладыванием графи­ческой схемы и подробным объяснением своих дей­ствий. (В слове «диван» — два слога. )

14.   Закрепление звука в предложениях.

Составление предложений с данными словами. При этом логопед употребляет понятие «предложе­ние». Для выполнения этого задания логопед мо­жет использовать сюжетные картинки.

15.   Закрепление звука в тексте.
Выделение слов со звуком Н из текста.

Колун колол,

 Колол, колол.

 Колун полено

Расколол.

16.   Итог занятия.

Логопед: Кем были Коля, Ваня, Оля и Света? (Живыми звуками. ) С каким звуком вы познако­мились? Какой это звук? На что похожа буква Н?

17.   Оценка работы детей.

Дети подсчитывают разноцветные фишки, ко­торые они заработали за правильные ответы. Ло­гопед выделяет детей, которые активно работали и советует остальным детям на следующем занятии больше стараться и проявлять инициативу.

18.   Домашнее задание. К занятию 10 (альбом 1, с. 17-18).

Задания для закрепления вне занятий (тетрадь 1, с. 22-23)

• Деление слов на слоги: туфли, сапоги, тапочки и т. д.

• Звуковой анализ слогов АН, ОН, УН, ИН с вы­кладыванием графической схемы и показом на схеме заданных звуков. (Покажи звук А, пока­жи звук Н. )

 

• Игра «Назови первый, последний звуки». Опре­деление первого и последнего звука в словах: ка­бан, ноты, диван, носки, обман, Надя.

• Определение места



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.