Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Логопед:Какой звук у паровозика самый люби­мый? (Звук У.)Какой это звук? (Гласный.)Фишкой какого цвета будем его обозначать? (Красного.)



17. Оценка работы детей.

18. Домашнее задание. К занятию 3 (альбом 1, с. 5-6).

Задания для закрепления вне занятий (тетрадь 1, с. 8-9)

• Игра «Поймай звук». Дети хлопают на звук У.

• Выделить начальный звук в словах: утка, уши, Уля, улей и т. д.

• Учить давать характеристику звуку У: звук У — гласный (воздух выходит свободно, не встречая преграды, получается песенка), обозначаем его

- красным квадратиком.


 

 

Занятие 4.

Звук и буква А

Цели занятия:

Коррекционно-образовательные:

— познакомить детей со звуком А и его характе­ристикой (с опорой на артикуляцию);

— дать понятие о месте нахождения звука в сло­ве (начало слова);

— познакомить с буквой А (без установки на за­поминание буквы).

Коррекционно-развивающие:

— развивать у детей фонематические процессы;

— закреплять понятия «слово», «гласный звук»;

— развивать умение выделять ударный глас­ный звук в начале слов;

— развивать умение составлять небольшие предложения;

— развивать моторный праксис, просодические компоненты языка.

Коррекционно-воспитательная:

— воспитывать умение слушать друг друга.

Оборудование: дудочки для каждого ребенка; кар­тинки со звуком А в начале слова (ударная позиция): астра, Аня, аист; односюжетные картинки для составления предложений, зер­кала для каждого ребенка, схема для харак­теристики звуков, картинка для звукоподра­жания (звук А), счетные палочки, цветные фишки для обозначения звуков и составления схем, буква А, корзина с муляжами овощей.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Игра «Подбери слово». Логопед просит детей назвать слова, которые начинаются со звука У.

2. Развитие общей моторики. «Огород»

Огород у нас в порядке — Мы весной вскопали грядки. Мы пололи огород, Поливали огород. Действия по тексту.
В лунках маленьких не густо Рассадили мы капусту. «Сажают».
Лето все она толстела, Показывают руками круг перед собой.
Разрасталась вширь и ввысь. Руки в стороны, а затем вверх.
А теперь ей тесно белой, Руки разведены в стороны.
Говорит — посторонись! £ Стюарт Отталкивающие движения руками.

3. Развитие мелкой моторики. «Купите лук... »

Купите лук, зеленый лук, Петрушку и морковку! Купите нашу девочку, Шалунью и плутовку! Загибают по одному пальчику на обеих ру­ках, начиная с мизин­ца.
Не нужен нам зеленый лук, Петрушка и морковка, Нужна нам только девочка, Шалунья и плутовка. Шотландская песенка, пер. И. Токмаковой Разгибают по одному пальчику на обеих ру­ках, начиная с мизин­ца.

4. Массаж лица.

Знакомство с основными массажными движени­ями. Дети выполняют массаж лица перед зеркалом совместно с логопедом. Сначала логопед проводит поглаживание, а затем знакомит детей с зигзагоо­бразными движениями:

 

 

Ходит пальчик по дорожке: От середины лба к вискам.
Вверх — вниз, вверх — вниз, Вокруг круговых мыши, глаз (от переносицы к вискам).
Будут розовыми щечки: По мышцам щек (от кры­льев носа к вискам).
Вверх — вниз, вверх — вниз. Т. Куликовская От середины подбородка к ушам.

Массаж заканчивается поглаживанием.

5. Развитие мимических мышц.

Логопед (показывает детям корзинку с муля­жами): Вот в корзинке урожай овощей. Давайте «попробуем» овощи на вкус: горький лук; сладкий помидор; вкусную морковку; горький чеснок.

Логопед демонстрирует овощи, дети изобража­ют мимикой их вкус.

6. Развитие артикуляционной моторики.

— «Улыбка» — «Трубочка».

— «Лопаточка».

— «Иголочка».

— «Лопаточка» — «Иголочка».

— Удержать «Лопаточку» под счет до пяти.

7. Работа над развитием дыхания и голоса.
Игра «Дудочка». Дети поочередно дуют каждый

в свою дудочку, меняя тональность: тихо — громко — тихо. Затем дети кладут дудочки на стол, де­лают глубокий вдох и на выдохе протяжно произносят: «Ма-а-а-а... ».

8. Объявление темы занятия.

Логопед: Ребята, посмотрите на картинку. Кого на ней видите? Да, правильно, это плачет маленькая девочка Аня. А какой звук она произносит? (А-а-а... ) С этим звуком мы сегодня и познакомимся.

9. Акустико-артикуляционный образ звука.
Логопед: Давайте произнесем звук А.

Сначала звук произносит логопед, затем дети хо­ром, а после этого логопед просит произнести звук А отдельных детей. Анализ артикуляции звука А произ­водится перед зеркалом.

Логопед: Рот широко открыт, язык спокойно ле­жит на дне ротовой полости («домика»), теплая воз­душная струя выходит свободно, не встречая пре­грады. Звук А — гласный, обозначать мы его будем фишкой красного цвета.

10.   Связь звуков и буквы.

Логопед: Давайте познакомимся с буквой А. (Показывает букву детям. )

Возьми три палочки для А.

Наклонились две сперва.

Ну а третья, посмотри,

Третья спряталась внутри.

Рассмотрите букву А и выложите ее из счетных палочек.

П. Развитие фонематического слуха.

Игра «Хлопай, не зевай». Логопед произносит ряд звуков: У, И, О, А, И, М, К, А, П, О, А. Дети хлопают в ладоши, когда услышат звук А.

Физкультминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения.

Каждый день по утрам

Делаем зарядку.

Очень нравится нам

Делать по порядку:

Весело шагать, весело шагать,

Приседать и вставать,

Приседать и вставать.

12.   Закрепление звука в слогах.

Повторение слоговых рядов вслед за логопедом.

 

 

13.   Закрепление звука в словах.

На доске находятся картинки со звуком А в на­чале слова (в ударной позиции). Логопед называет картинки, выделяя звук А, просит детей назвать выделяемый звук, а затем предлагает дать ему характеристику. (Звук А гласный, обозначаем его фишкой красного цвета. )

14.   Закрепление звука в предложениях.

Составление предложений из 3-4 слов по односюжетным картинкам: «Аист сел на крышу», «Аня пьет сок» и т. д.

15. Закрепление звука в тексте.                      |

Ан-ан-ан — папа чинит кран.                         

Та-та-та — усы большие у кота.

 Ак-ак-ак — вырос в поле красный мак.

 Ха-ха-ха — не поймать нам петуха.

16.   Итог занятия.

Логопед: Как плакала девочка Аня? (А-а-а. ) Ка­кой это звук? (Гласный, обозначаем его фишкой красного цвета. )

Почему звук А гласный? (Воздух выходит сво­бодно, не встречает преграды. )

17. Оценка работы детей.

18. Домашнее задание. К занятию 4 (альбом 1, с. 7).

Задания для закрепления вне занятий (тетрадь 1, с. 10-11)

• Игра «Выдели звук». Дети должны выделить первый звук в словах: Аня, акула, арбуз, акро­бат и т. д. Дать ему характеристику. (Звук А — гласный, обозначаем фишкой красного цвета. ) Объяснить, почему этот звук гласный. (Воздух выходит из ротика свободно, не встречает пре­грады, получается песенка. )

• Игра «Поймай звук». Взрослый произносит ряд звуков, дети, услышав звук А, должны хлоп­нуть в ладоши.

 


 

 

Занятие 5.

Звуки У—А

Коррекционно-образователъная:

— учить детей давать сравнительную характе­ристику звукам А и У, подбирать слова (кар­тинки) на заданный звук.

Коррекционно-развивающие:

— закреплять понятия «слово», «гласный звук»;

— развивать фонематические процессы;

— закреплять понятие о месте нахождения зву­ка в слове: звук в начале слова;

— развивать моторный праксис, просодические компоненты речи;

— выделять звуки из состава слогов, слов (удар­ный звук в начале слогов, слов).

Коррекционно-воспитателъная:

— воспитывать у детей усидчивость и умение обращаться с раздаточным материалом.

Оборудование: зеркала для каждого ребенка, пред­метные картинки со звуками А и У в начале слов, схема для характеристики звуков, счет­ные палочки, цветные фишки для обозначе­ния звуков и составления схем, буквы А и У.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Дети делятся на две команды. Логопед устраи­вает соревнование: первая команда называет слова


со звуком У в начале слова, а вторая — со звуком Соревнование длится до тех пор, пока у одной из команд не закончатся слова.

2. Развитие общей моторики. «Яблоня».

В саду фруктовом яблоня

Машут руками над головой.

Посажена была.

«Сажают» яблоню.

Она цветами белыми

Руки подняты вверх, ла­дони изображают нерас­пустившийся цветок.

Весною расцвела.

«Цветок» распускает ле­пестки.

Следил наш старый дедушка, Известный садовод,

Изображают старого де­душку с палочкой.

Чтоб наливала яблоня

Машут руками над головой.

Румяный сладкий плод.

Пощипывают щеки.


Он сердит на нас — Веда!

Сжимают и разжимают пальцы на обеих руках.

Разбегайтесь кто куда... И. Демьянов

Пальцы разжаты, напряжены и расставлены в стороны.

 
       

 

 

4. Массаж лица.

Знакомство с основными массажными движе­ниями. Дети выполняют массаж лица перед зерка­лом совместно с логопедом.

Сначала логопед проводит поглаживание, а затем знакомит детей с пощипывающими движениями:

Вышли пальчики гулять, От середины лба к вискам.
Стали яблоки срывать. Вокруг круговых мышц глаз от переносицы к вискам.
Что за чудная картинка: По мышцам щек от крыльев носа к вискам.
Стала полною корзинка. От середины подбородка к ушам.

Массаж заканчивается поглаживанием.

5. Развитие мимических мышц.

Логопед: На прошлом занятии мы «пробова­ли» овощи на вкус, а сегодня давайте «попробуем» фрукты: сладкий виноград, кислый лимон, аромат­ную грушу. Вдруг вам попалось червивое яблоко. (Дети передают эмоциональное состояние. )

6*. Развитие артикуляционной моторики.

— «Окошко закрывается и открывается» — спо­койное открывание и закрывание рта.

— «Поцелуй». Губы вытянуты вперед трубочкой

— «Лопаточка».

— Удержать «Лопаточку» под счет до семи.

7. Работа над развитием дыхания и голоса.

Плавно развести руки в стороны и произнести протяжно: «А ». Затем прямые руки соединить перед грудью и произнести: «У ». Резко развести руки и коротко произнести: «А», соединить — «У».

8. Объявление темы занятия.

Логопед: Мы уже познакомились со звуками А и У, а сегодня мы будем учиться их различать.

9. Акустико-артикуляционный образ звуков.

Дети произносят звуки, а затем сравнивают, чем они похожи, а чем отличаются. (При произнесении звука А —рот широко открыт, а при произнесении звука У — губы вытянуты трубочкой. Но оба эти звуки гласные, и обозначаются фишками красного цвета. )

10.   Связь звуков и букв.

Дети выкладывают буквы А и У из счетных па­лочек (с опорой на буквы, выставленные на доске).

11.   Развитие фонематического слуха.

Игра «Хлопай, топай, не зевай». Логопед про­износит ряд звуков, в котором кроме звуков А и У присутствуют и другие. Услышав звук У, дети хло­пают в ладоши, а услышав звук А, топают ногами.

Физкультминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения.

Каждый день по утрам

Делаем зарядку.

Очень нравится нам

Делать по порядку:

Весело шагать,

Весело шагать,

Прыгать и скакать,

Прыгать и скакать.

13. Закрепление звуков в слогах.

Выделение начальных звуков в слогах: АП, УП, АН, УН, УМ, AM.

Логопед: Сколько звуков вы слышите? (Два. ) Назовите первый звук.

14.   Закрепление звуков в словах.

Дети называют картинки на звуки А и У, выстав­ленные на доске. После этого поочередно выходят к доске, называют любую картинку и определяют первый звук в ее названии. Если ребенок ответил правильно, то он забирает картинку и возвращает­ся на свое место.

15.   Закрепление звуков в предложениях.

Составление предложений со словами — назва­ниями картинок, которые находятся на столах у детей: «У меня красивая астра», «У меня улей» (без понятия «предложение»).

15.   Закрепление звуков в тексте.
Повторение вслед за логопедом.

Ан-ан-ан-ан — в кухне течет кран.

Ух-ух-ух-ух — ходит по двору петух.

Ка-ка-ка-ка — дам котятам молока.

Ку-ку-ку-ку — сидит сорока на суку.

16.   Итог занятия.

Логопед: Какие звуки учились различать? Чем эти звуки похожи?

17. Оценка работы детей.

18. Домашнее: задание. К занятию 5 (альбом 1, с. 8-9).

Задания для закрепления вне занятий (тетрадь 1, с. 12-13)

• Игра «Выдели звук». Учить детей выделять на­чальные звуки в словах: утка, астра, аист, утро, улей, Аня и т. д.; давать звукам характери­стику. (Звуки гласные, потому что воздух вы­ходит свободно и не встречает преграду. )

• Учить детей обозначать звуки У и А фишками красного цвета в схемах слов.


Занятие 6.

Звук и буква П

Цели занятия:

Коррекционно-образовательные:

— познакомить детей со звуком П и способом его характеристики с опорой на артикуляци­онные и акустические признаки;

— познакомить с понятием «согласный глухой звук» и местонахождением звука в конце слов;

— учить выделять звук в слогах и словах (конец слова).

Коррекционно-развивающие:

— развивать общую, мелкую и артикуляцион­ную моторику детей;

— развивать голос и дыхание;

— развивать фонематические процессы;

—закреплять понятия: «звук», «слово».

Коррекционно-воспитательная:

—воспитывать у детей умение доводить до конца начатое дело.

Оборудование: сюжетная картинка для звукопо­дражания («Самовар пыхтит»), односюжетные картинки («Мальчик ест суп», «Ученый смотрит в микроскоп»), предметные картин­ки со звуком П в конце слова-названия (суп, микроскоп, шип, серп), зеркала и губные гар­мошки для каждого ребенка, схемы для ха­рактеристики звуков, цветные фишки для обозначения звуков и составления схем, ди­дактическое пособие «Домик», буква П.

Ход занятия

1. Организационный момент.                 

Игра «Слушай, повторяй! » Логопед просит детей послушать и повторить за ним ряды слогов:
ап-ап-уп                                                                          уп-уп-ип

ип-ип-ап.                                                                              

2. Развитие общей моторики.

Обыгрывание стихотворения Е. Стюарт «Огород» (см. занятие 4).

3. Развитие мелкой моторики. Обыгрывание стихотворения И. Демьянова«Апельсин» (см. занятие 5).

4. Массаж лица

Знакомство с основными массажными движе­ниями. Дети выполняют массаж лица перед зерка­лом совместно с логопедом. Сначала логопед проводит поглаживание, а затем знакомит детей с волнообразными движениями

По морям и океанам От середины лба к вискам.
Буду плавать капитаном. Вокруг круговых мышц глаз от переносицы к вискам.
Буду волны покорять, По мышцам щек от крыльев носа к вискам.
Чудный остров открывать. От середины подбородка к ушам.

5. Развитие мимических мышц.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.