|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Логопед:Какой звук у паровозика самый любимый? (Звук У.)Какой это звук? (Гласный.)Фишкой какого цвета будем его обозначать? (Красного.)17. Оценка работы детей. 18. Домашнее задание. К занятию 3 (альбом 1, с. 5-6). Задания для закрепления вне занятий (тетрадь 1, с. 8-9) • Игра «Поймай звук». Дети хлопают на звук У. • Выделить начальный звук в словах: утка, уши, Уля, улей и т. д. • Учить давать характеристику звуку У: звук У — гласный (воздух выходит свободно, не встречая преграды, получается песенка), обозначаем его - красным квадратиком.
Занятие 4. Звук и буква А Цели занятия: Коррекционно-образовательные: — познакомить детей со звуком А и его характеристикой (с опорой на артикуляцию); — дать понятие о месте нахождения звука в слове (начало слова); — познакомить с буквой А (без установки на запоминание буквы). Коррекционно-развивающие: — развивать у детей фонематические процессы; — закреплять понятия «слово», «гласный звук»; — развивать умение выделять ударный гласный звук в начале слов; — развивать умение составлять небольшие предложения; — развивать моторный праксис, просодические компоненты языка. Коррекционно-воспитательная: — воспитывать умение слушать друг друга. Оборудование: дудочки для каждого ребенка; картинки со звуком А в начале слова (ударная позиция): астра, Аня, аист; односюжетные картинки для составления предложений, зеркала для каждого ребенка, схема для характеристики звуков, картинка для звукоподражания (звук А), счетные палочки, цветные фишки для обозначения звуков и составления схем, буква А, корзина с муляжами овощей. Ход занятия 1. Организационный момент. Игра «Подбери слово». Логопед просит детей назвать слова, которые начинаются со звука У. 2. Развитие общей моторики. «Огород»
3. Развитие мелкой моторики. «Купите лук... »
4. Массаж лица. Знакомство с основными массажными движениями. Дети выполняют массаж лица перед зеркалом совместно с логопедом. Сначала логопед проводит поглаживание, а затем знакомит детей с зигзагообразными движениями:
Массаж заканчивается поглаживанием. 5. Развитие мимических мышц. Логопед (показывает детям корзинку с муляжами): Вот в корзинке урожай овощей. Давайте «попробуем» овощи на вкус: горький лук; сладкий помидор; вкусную морковку; горький чеснок. Логопед демонстрирует овощи, дети изображают мимикой их вкус. 6. Развитие артикуляционной моторики. — «Улыбка» — «Трубочка». — «Лопаточка». — «Иголочка». — «Лопаточка» — «Иголочка». — Удержать «Лопаточку» под счет до пяти. 7. Работа над развитием дыхания и голоса. в свою дудочку, меняя тональность: тихо — громко — тихо. Затем дети кладут дудочки на стол, делают глубокий вдох и на выдохе протяжно произносят: «Ма-а-а-а... ». 8. Объявление темы занятия. Логопед: Ребята, посмотрите на картинку. Кого на ней видите? Да, правильно, это плачет маленькая девочка Аня. А какой звук она произносит? (А-а-а... ) С этим звуком мы сегодня и познакомимся. 9. Акустико-артикуляционный образ звука. Сначала звук произносит логопед, затем дети хором, а после этого логопед просит произнести звук А отдельных детей. Анализ артикуляции звука А производится перед зеркалом. Логопед: Рот широко открыт, язык спокойно лежит на дне ротовой полости («домика»), теплая воздушная струя выходит свободно, не встречая преграды. Звук А — гласный, обозначать мы его будем фишкой красного цвета. 10. Связь звуков и буквы. Логопед: Давайте познакомимся с буквой А. (Показывает букву детям. ) Возьми три палочки для А. Наклонились две сперва. Ну а третья, посмотри, Третья спряталась внутри. Рассмотрите букву А и выложите ее из счетных палочек. П. Развитие фонематического слуха. Игра «Хлопай, не зевай». Логопед произносит ряд звуков: У, И, О, А, И, М, К, А, П, О, А. Дети хлопают в ладоши, когда услышат звук А. Физкультминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения. Каждый день по утрам Делаем зарядку. Очень нравится нам Делать по порядку: Весело шагать, весело шагать, Приседать и вставать, Приседать и вставать. 12. Закрепление звука в слогах. Повторение слоговых рядов вслед за логопедом.
13. Закрепление звука в словах. На доске находятся картинки со звуком А в начале слова (в ударной позиции). Логопед называет картинки, выделяя звук А, просит детей назвать выделяемый звук, а затем предлагает дать ему характеристику. (Звук А гласный, обозначаем его фишкой красного цвета. ) 14. Закрепление звука в предложениях. Составление предложений из 3-4 слов по односюжетным картинкам: «Аист сел на крышу», «Аня пьет сок» и т. д. 15. Закрепление звука в тексте. | Ан-ан-ан — папа чинит кран. Та-та-та — усы большие у кота. Ак-ак-ак — вырос в поле красный мак. Ха-ха-ха — не поймать нам петуха. 16. Итог занятия. Логопед: Как плакала девочка Аня? (А-а-а. ) Какой это звук? (Гласный, обозначаем его фишкой красного цвета. ) Почему звук А гласный? (Воздух выходит свободно, не встречает преграды. ) 17. Оценка работы детей. 18. Домашнее задание. К занятию 4 (альбом 1, с. 7). Задания для закрепления вне занятий (тетрадь 1, с. 10-11) • Игра «Выдели звук». Дети должны выделить первый звук в словах: Аня, акула, арбуз, акробат и т. д. Дать ему характеристику. (Звук А — гласный, обозначаем фишкой красного цвета. ) Объяснить, почему этот звук гласный. (Воздух выходит из ротика свободно, не встречает преграды, получается песенка. ) • Игра «Поймай звук». Взрослый произносит ряд звуков, дети, услышав звук А, должны хлопнуть в ладоши.
Занятие 5. Звуки У—А Коррекционно-образователъная: — учить детей давать сравнительную характеристику звукам А и У, подбирать слова (картинки) на заданный звук. Коррекционно-развивающие: — закреплять понятия «слово», «гласный звук»; — развивать фонематические процессы; — закреплять понятие о месте нахождения звука в слове: звук в начале слова; — развивать моторный праксис, просодические компоненты речи; — выделять звуки из состава слогов, слов (ударный звук в начале слогов, слов). Коррекционно-воспитателъная: — воспитывать у детей усидчивость и умение обращаться с раздаточным материалом. Оборудование: зеркала для каждого ребенка, предметные картинки со звуками А и У в начале слов, схема для характеристики звуков, счетные палочки, цветные фишки для обозначения звуков и составления схем, буквы А и У. Ход занятия 1. Организационный момент. Дети делятся на две команды. Логопед устраивает соревнование: первая команда называет слова со звуком У в начале слова, а вторая — со звуком Соревнование длится до тех пор, пока у одной из команд не закончатся слова. 2. Развитие общей моторики. «Яблоня».
4. Массаж лица. Знакомство с основными массажными движениями. Дети выполняют массаж лица перед зеркалом совместно с логопедом. Сначала логопед проводит поглаживание, а затем знакомит детей с пощипывающими движениями:
Массаж заканчивается поглаживанием. 5. Развитие мимических мышц. Логопед: На прошлом занятии мы «пробовали» овощи на вкус, а сегодня давайте «попробуем» фрукты: сладкий виноград, кислый лимон, ароматную грушу. Вдруг вам попалось червивое яблоко. (Дети передают эмоциональное состояние. ) 6*. Развитие артикуляционной моторики. — «Окошко закрывается и открывается» — спокойное открывание и закрывание рта. — «Поцелуй». Губы вытянуты вперед трубочкой — «Лопаточка». — Удержать «Лопаточку» под счет до семи. 7. Работа над развитием дыхания и голоса. Плавно развести руки в стороны и произнести протяжно: «А ». Затем прямые руки соединить перед грудью и произнести: «У ». Резко развести руки и коротко произнести: «А», соединить — «У». 8. Объявление темы занятия. Логопед: Мы уже познакомились со звуками А и У, а сегодня мы будем учиться их различать. 9. Акустико-артикуляционный образ звуков. Дети произносят звуки, а затем сравнивают, чем они похожи, а чем отличаются. (При произнесении звука А —рот широко открыт, а при произнесении звука У — губы вытянуты трубочкой. Но оба эти звуки гласные, и обозначаются фишками красного цвета. ) 10. Связь звуков и букв. Дети выкладывают буквы А и У из счетных палочек (с опорой на буквы, выставленные на доске). 11. Развитие фонематического слуха. Игра «Хлопай, топай, не зевай». Логопед произносит ряд звуков, в котором кроме звуков А и У присутствуют и другие. Услышав звук У, дети хлопают в ладоши, а услышав звук А, топают ногами. Физкультминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения. Каждый день по утрам Делаем зарядку. Очень нравится нам Делать по порядку: Весело шагать, Весело шагать, Прыгать и скакать, Прыгать и скакать. 13. Закрепление звуков в слогах. Выделение начальных звуков в слогах: АП, УП, АН, УН, УМ, AM. Логопед: Сколько звуков вы слышите? (Два. ) Назовите первый звук. 14. Закрепление звуков в словах. Дети называют картинки на звуки А и У, выставленные на доске. После этого поочередно выходят к доске, называют любую картинку и определяют первый звук в ее названии. Если ребенок ответил правильно, то он забирает картинку и возвращается на свое место. 15. Закрепление звуков в предложениях. Составление предложений со словами — названиями картинок, которые находятся на столах у детей: «У меня красивая астра», «У меня улей» (без понятия «предложение»). 15. Закрепление звуков в тексте. Ан-ан-ан-ан — в кухне течет кран. Ух-ух-ух-ух — ходит по двору петух. Ка-ка-ка-ка — дам котятам молока. Ку-ку-ку-ку — сидит сорока на суку. 16. Итог занятия. Логопед: Какие звуки учились различать? Чем эти звуки похожи? 17. Оценка работы детей. 18. Домашнее: задание. К занятию 5 (альбом 1, с. 8-9). Задания для закрепления вне занятий (тетрадь 1, с. 12-13) • Игра «Выдели звук». Учить детей выделять начальные звуки в словах: утка, астра, аист, утро, улей, Аня и т. д.; давать звукам характеристику. (Звуки гласные, потому что воздух выходит свободно и не встречает преграду. ) • Учить детей обозначать звуки У и А фишками красного цвета в схемах слов. Занятие 6. Звук и буква П Цели занятия: Коррекционно-образовательные: — познакомить детей со звуком П и способом его характеристики с опорой на артикуляционные и акустические признаки; — познакомить с понятием «согласный глухой звук» и местонахождением звука в конце слов; — учить выделять звук в слогах и словах (конец слова). Коррекционно-развивающие: — развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей; — развивать голос и дыхание; — развивать фонематические процессы; —закреплять понятия: «звук», «слово». Коррекционно-воспитательная: —воспитывать у детей умение доводить до конца начатое дело. Оборудование: сюжетная картинка для звукоподражания («Самовар пыхтит»), односюжетные картинки («Мальчик ест суп», «Ученый смотрит в микроскоп»), предметные картинки со звуком П в конце слова-названия (суп, микроскоп, шип, серп), зеркала и губные гармошки для каждого ребенка, схемы для характеристики звуков, цветные фишки для обозначения звуков и составления схем, дидактическое пособие «Домик», буква П. Ход занятия 1. Организационный момент. Игра «Слушай, повторяй! » Логопед просит детей послушать и повторить за ним ряды слогов: ип-ип-ап. 2. Развитие общей моторики. Обыгрывание стихотворения Е. Стюарт «Огород» (см. занятие 4). 3. Развитие мелкой моторики. Обыгрывание стихотворения И. Демьянова«Апельсин» (см. занятие 5). 4. Массаж лица Знакомство с основными массажными движениями. Дети выполняют массаж лица перед зеркалом совместно с логопедом. Сначала логопед проводит поглаживание, а затем знакомит детей с волнообразными движениями
5. Развитие мимических мышц.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|