Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





2. Развитие общей моторики



 

Занятие 1.

Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках

Цели занятия:

Коррекционно-образователъная:

— формировать слуховое внимание и восприя­тие детей на неречевых звуках.

Коррекционно-развивающие:

— развивать фонематические процессы;

— развивать общую, мелкую и артикуляцион­ную моторику детей;

— развивать дыхание, голос.

Коррекционно-воспитателъная:

— воспитывать умение слушать друг друга. Оборудование: игрушки для развития речевого вы­доха (воздушные бумажные шарики на ни­точке, музыкальные инструменты), бумага, стаканы, ложки и другие предметы, кассета с записью голосов птиц и животных, коробка-сюрприз, зеркала (по количеству детей).

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед: Здравствуйте, ребята! Давайте позна­комимся. Но знакомиться мы будем необычно. Мы поздороваемся, назовем имя соседа справа и пере­дадим ему хорошее, солнечное настроение.

Дети становятся в круг, поворачивают голову, про­износят: «Здравствуй, Ваня! Здравствуй, Коля! » И т. д. Затем садятся за столы.

2. Развитие общей моторики

Солнце скрылось за домами, «Солнышко» над головой.
Покидаем детский сад. Шаги на месте.
Я рассказываю маме Показывают на себя, потом на воображаемую маму.
Про себя и про ребят. Показывают на себя, по­том на других ребят.
Как мы хором песни пели, Как играли в чехарду, Что мы пили, что мы ели, Что читали в детсаду. Г. Ладонщиков Далее движения по тек­сту.

3. Развитие мелкой моторики.

Раз, два, три, четыре, пять, Буду я друзей считать: Загибают по одному паль­чику, начиная с мизинца.
Ваня, Катя, Ангелина, Вот Василий и Полина. Разгибают по одному паль­чику, начиная с мизинца.
Будем пальчики сгибать, И опять начнем считать. Сильное сжимание и разжи­мание пальцев обеих рук.

 

4. Массаж лица.

Знакомство с основными массажными движени­ями. Перед зеркалом дети выполняют массаж лица совместно с логопедом.

 

Солнышко проснулось, Проводим поглаживание: — от середины лба к вискам:
Лобика коснулось, — вокруг круговых мышц глаз от переносицы к вискам;
Лучиками повело  

5. Развитие мимических мышц.

Логопед: Вам грустно утром, вы расстаетесь с мамой на целый день... Но тут к вам подошли дру­зья и рассказали веселую историю! А воспитатель пригласила играть с-другими детьми и вы с радо­стью откликнулись на ее предложение.

6. Развитие артикуляционной моторики.

Закрепление основных артикуляционных упраж­нений перед зеркалом (знакомство проводится ин­дивидуально): «Улыбка», «Трубочка», «Лопаточка» и «Качели».

7. Работа над развитием дыхания и голоса.

Обучение детей с ОНР нижнедиафрагмальному типу дыхания на начальном этапе проводится индивидуально. Затем, когда дети выработают навык нижнедиафраг-мального дыхания, упражнения на его автоматизацию можно включать в групповые занятия. Поэтому мы реко­мендуем в первый период обучения включить во фрон­тальные занятия упражнения на развитие речевого ды­хания и выработку целенаправленной воздушной струи.

Игра «Подуй, как ветерок».

Вдохнуть, губы вы­тянуть «трубочкой» и подуть на бумажные игруш­ки для поддувания, например, воздушные шарики, вырезанные из бумаги и прикрепленные к ниточке.

8. Объявление темы занятия.

Логопед (показывает красивую коробочку): Эту коробочку нам прислали герои мультфильма «Бременские музыканты» и попросили отгадать, на чем больше всего они любят играть. Сегодня мы будем учиться угадывать, какой из музыкальных ин­струментов звучит и будем угадывать звуки, кото­рые издают разные предметы вокруг.

9. Развитие слухового внимания.

Игра «Узнай инструмент». Логопед предлага­ет послушать, как звучат различные музыкальные инструменты, и угадать, какой музыкальный ин­струмент звучал. Дети закрывают глаза, слушают, и называют инструмент.

Физкультминутка. Выполнение движений по тексту.

Мы руки поднимаем,

 Мы руки опускаем,

Мы руки подаем

 И бегаем кругом.

Игра «Что шуршит, что звенит? ». Логопед показывает различные предметы и предлагает по­слушать звуки, которые они издают, а дети с за­крытыми глазами по звуку отгадывают предмет.

Затем ребята по одному выходят к доске и вы­полняют различные действия (шуршат бумагой, 10 стучат деревянным молотком, стучат железной ложкой об железную ложку и т. д. )- Остальные с закрытыми глазами отгадывают предметы, издаю­щие эти звуки.

Логопед: Вы слышали разные звуки и по ним узнавали, какой инструмент или предмет звучал. А чем мы слышали? (Ушами. ) Уши — это важ­ный орган нашего тела. Что надо делать, чтобы со­хранить слух и не причинить ему вреда? (Нельзя кричать громко друг другу на близком расстоянии и класть в уши мелкие предметы. Нужно закры­вать уши в холодную погоду. )

Игра «Кто голос подает? ». Логопед включает кассету (диск) с записью голосов птиц и животных. После каждого прослушивания называет, чей го­лос дети слышали. Затем дети самостоятельно уга­дывают голоса птиц и животных.

10.   Итог занятия.

Логопед: Что могут издавать предметы, которые находятся вокруг нас? (Разные звуки. ) Голоса ка­ких животных и птиц вы слышали? Что нам нужно, чтобы слышать?

11. Оценка работы детей.

12. Домашнее задание. К занятию 1* (альбом 1, с. 2-3).

Задания для закрепления вне занятий* (тетрадь 1, с. 4-5)

• Игра «Узнай по звуку». Бубен, трещотка, бума­га и т. д.

• Игра «Кто как голос подает? ».

• Игра «Узнай инструмент».

 

Занятие 2.

 Развитие слухового внимания и восприятия на речевых звуках

Цели занятия:

Коррекционно-образовательные:

— формировать у детей восприятие речи в про­цессе произношения слогов, слов и коротких предложений;

— познакомить с понятием «слово».

— Коррекционно-развивающие:

— развивать фонематическое восприятие детей;

— развивать слуховое внимание;

— развивать артикуляционную и пальчиковую моторику;

— развивать дыхание, голос и мимические мыш­цы.

Коррекционно-воспитательная:

— воспитывать у детей аккуратность и умение пользоваться раздаточным материалом.

Оборудование: ватные шарики, зеркала для каж­дого ребенка, плакат с изображением рото­вой полости.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед: Сядет тот, кто повторит за мной ряды слогов без ошибок:



ка-ко-ку ку-ка-ко ко-ку-к
пу-пы-пи пи-пы-па па-по-пу. И т. д.


4. Массаж лица.

Знакомство с основными массажными движения­ми. Перед зеркалом дети выполняют массаж лица совместно с логопедом. Сначала логопед проводит поглаживание, а затем показывает детям спиралевид­ные движения.

Логопед: Стали пальчики плясать, лобик, щеч­ки растирать.

Массажные движения осуществляются в следую­щих направлениях:

— от середины лба к вискам;

— вокруг круговых мышц глаз (от переносицы к ви­скам);

— по мышцам щек (от крыльев носа к вискам);

— от середины подбородка к ушам. Массаж заканчивается поглаживанием.

5. Развитие мимических мышц.
Изобразить, каким может быть взгляд: добрый,

хитрый, печальный, злобный, радостный.

6. Развитие артикуляционной моторики.

— «Окошко». Удержать рот открытым под счет до пяти.

— «Окошко закрывается и открывается» — спо­койное открывание и закрывание рта.

— «Улыбка» — «Трубочка».

— «Лопаточка».

— «Накажем непослушный язычок». Шлепать гу­бами по языку с произнесением: пя-пя-пя-пя...

7. Работа над развитием дыхания и голоса.
Игра «Фокус». Улыбнуться, положить широкий язык на нижнюю губу, сдуть ватку с ладони.

Плавно соединить руки округло над головой и произнести протяжно: «О ». Резко опустить

руки вниз и произнести коротко: «О».

8. Объявление темы занятия.

Логопед: На прошлом занятии мы учились раз­личать звуки вокруг нас и угадывали звуки, ко­торые издают различные предметы. А сегодня м поговорим о тех звуках, которые мы произносим Мы умеем говорить. Звуки речи соединяются, и получаются слоги, а слоги образуют слова.

Послушайте стихотворение и дополните его Где-то собаки рычали:

Дети: Р-р-р!

Логопед: В стойле коровы мычали:                     

Дети: М-м-м-му-у!

Логопед: В комнате мухи жужжали:

Дети: Ж-ж-ж!

Логопед: Мимо машины бежали: Дети: Тр-р-р!

Логопед: Гудели от ветра все провода: Дети: 3-з-знь!

Логопед: Капала в кухне из крана вода: Дети: Кап-кап!

Логопед: Перекликались в ночи поезда: Дети: У-у-у! У-у-у!

9. Знакомство с артикуляционным аппаратом.

Логопед: Это были звуки, которые издают жи­вотные и предметы вокруг нас. А теперь давайте поговорим о звуках, которые произносит человек. Подумайте, с помощью чего мы произносим звуки. Правильно, чтобы произнести звуки — нам нужен рот. Рот — это домик звуков.

В домике этом

Красные двери,

Рядом с дверями —

Белые звери.

Любят зверушки Конфеты и плюшки.

Н. Новоторцева Когда мы произносим любой звук, нам в этом помогают губы, зубы и язык.

10. Развитие фонематического восприятия.

Игра «Хлопай, не зевай». Логопед просит детей хлопнуть, если они услышат определенный звук (А, У, Б или М), и произносит ряд звуков.

Игра «Доскажи словечко». Логопед читает сти­хи, а дети дополняют их словами, подходящими по смыслу.

Своей младшей дочке Тосе Заплетает мама... (Косы. )

Под землею он живет. Землю роет старый... (Крот. )

Словно дом огромен он. В зоопарке живет... (Слон. )

Написал письмо я Знайке. Но забыл наклеить... (Марки. )

Подарили нам игрушки: Целый день стреляют... (Пушки. )

Логопед: Ребята! Вы досказали стихотворения. Косы, крот, слон, марки, пушки — это слова. Всему название дано — И зверю, и предмету. Вещей кругом полным полно,

А безымянных нету!

И все, что только видит глаз —

Над нами и под нами,

И все, что в памяти у нас,

Означено словами.

А. Шибаев

Физкультминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения.

Смотри скорей, который час. Тик-так, тик-так, тик-так! Налево — раз! Направо — раз! Мы тоже можем так!

С. Михалков

Игра «Звук заблудился». Логопед предлагает де­тям послушать стихотворения и исправить слова, не подходящие по смыслу, назвав правильное слово.

На поляне весной

Вырос зуб молодой. (Дуб. )

Куклу, выронив из рук, Маша мчится к маме:

—              Там ползет зеленый лук С длинными усами! (Жук. )

А. Шибаев

— Где обедал, воробей?

— В зоопарке у дверей. (Зверей. )

С. Маршак

Поэт закончил строчку,

В конце поставил бочку. (Точку. )

Игра «Слушай и показывай». Логопед предла­гает детям послушать слова-паронимы и показать подходящие картинки. (Мишка — миска, дочка — точка и т. д. )

Игра «Какое слово лишнее? ». Логопед называет ряд слов и просит детей найти лишнее. Например, в ряду «Таня, Таня, Маня, Таня» лишнее слово — Маня. От остальных оно отличается одним звуком.

Дом, дом, том, дом.

Банки, панки, банки, банки.

Балка, балка, балка, палка.

Порт, борт, борт, борт.

11.   Итог занятия.

Логопед: О каких звуках мы сегодня говорили? (О звуках речи. ) Что такое: косы, крот, слон, мар­ки, пушки? (Слова. )

12. Оценка работы детей.

13. Домашнее задание. К занятию 2 (альбом 1, с. 4).

Задания для закрепления вне занятий (тетрадь 1, с. 6-7)

• Игра «Узнай по звуку». Бубен, трещотка, бума­га и т. д.

• Игра «Поймай звук». Дети хлопают на задан­ный звук, например на звук А.

• Игра «Выдели звук». Выделить первый звук в словах: утка, Аня, облако, иглы, Оля, Ира, Инна, Уля.


Занятие 3.

Звук и буква У

Цели занятия:

Коррекционно-образователъные:

— познакомить детей со звуком У, способом его характеристики с опорой на артикуляцию и понятием «гласный звук»;

— учить выделять начальный ударный гласный звук в слогах и словах;

— познакомить с буквой У (без установки на за­поминание буквы).

Коррекционно-развивающие:

— развивать общую, мелкую и артикуляцион­ную моторику детей;

— развивать дыхание и голос;

— закреплять понятие «слово»;

— развивать фонематический слух, фонемати­ческое восприятие.

Коррекционно-воспитателъная:

— воспитывать у детей умение внимательно вслушиваться в речь педагога.

Оборудование: дудочки для каждого ребенка; пред­метные картинки со звуком У в начале сло­ва (ударная позиция): улей, утка, ухо и т. д.; картинка для звукоподражания, схема для характеристики звуков, односюжетные кар­тинки для составления предложений, цвет­ные фишки для обозначения звуков и состав­ления схем, буква У.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Игра «Узнай по голосу». Дети заходят в каби­нет, становятся в круг. Один из них выходит в круг, закрывает глаза и по голосу угадывает, кто его по­звал.

2. Развитие общей моторики. «Осенью»

 

Туча небо кроет, Солнце не блестит, Взмахи руками над головой.
Ветер в поле воет, Изображают рупор.
Дождик моросит. Взмахи руками перед собой.
Воды зашумели Быстрого ручья, Топают ногами на месте.
Птички улетели В теплые края. А Плещеев Изображают улетающих птичек.

3. Развитие мелкой моторики. «Дождь»

 

Кто там топает по крыше? Беспорядочные удары по столу пальцами обеих рук.
— Топ-топ-топ. Удары по столу ладонями.
Чьи шаги всю ночь я слышу? — Топ-топ-топ. Я теперь усну едва ли — — Топ-топ-топ. Может, кошек подковали? — Топ-топ-топ. Ж. Довитьянц Далее — такие же движе­ния по тексту.

4. Массаж лица.

Знакомство с основными массажными движе­ниями.

Дети выполняют массаж лица перед зеркалом совместно с логопедом. Сначала проводится погла­живание, а затем логопед знакомит детей с посту­кивающими движениями:

 

Дождик, дождик, веселей От середины лба к вискам.
Капай, капай не жалей! Вокруг круговых мышц глаз (от переносицы к вискам).
Только нас не замочи! По мышцам щек (от крыльев носа к вискам).
Зря в окошко не стучи! Т. Куликовская От середины подбородка к ушам.


Заканчивается массаж поглаживающими дви­жениями.

6. Развитие артикуляционной моторики.

— «Окошко». Удержать рот открытым под счет до пяти.

— «Окошко закрывается и открывается» — спо­койное открывание и закрывание рта.

— «Улыбка» — «Трубочка».

— «Лопаточка».

— «Иголочка».

— «Накажем непослушный язычок». Шлепать гу­бами по языку с произнесением: пя-пя-пя-пя...

7. Работа над развитием дыхания и голоса.
Игра «Дудочка». Дети поочередно дуют каждый

в свою дудочку. Затем дудочки кладут на стол.

Игра «Погрели ладошки». Выдох на ладошки с произнесением звука У.

8. Объявление темы занятия.

Логопед: Сегодня мы с вами познакомимся со звуком У и паровозиком, который любил его про­износить.

9. Акустико-артикуляционный образ звука.
Логопед: Ребята! Посмотрите на картинку и произнесите любимый звук паровозика. (У-у-у! )

Посмотрите в зеркале, в каком положении на­ходятся губы (вытянуты трубочкой), язык (спо­койно лежит на дне рта — «домика»), зубы (сбли­жены, но не сомкнуты), воздушная струя теплая и спокойно выходит изо рта, не встречая преграды. Звук У — гласный, обозначать мы его будем фиш­кой красного цвета.

10. Связь звука и буквы.

Логопед выставляет букву У, а дети называют предметы, на которые она похожа. Например: на рож­ки улитки, ветку дерева, уши зайца и т. д.

Логопед:

Буква У кричит: «Ура! »

Руки тянет вверх она.

Знакомство с буквами дает возможность детям использовать сохранный зрительный анализатор. При этом логопед проводит только знакомство с буквами и не дает установку на запоминание.

11.   Развитие фонематического слуха.

Узнавание звука У из ряда изолированных зву­ков (различных по артикуляционному и акустиче­скому качествам), ряда слогов, ряда слов. Логопед произносит ряд звуков: А, У, И, А, О, И, У, О, И, У... Дети хлопают, когда слышат звук У. И т. п.

12.   Закрепление звука в слогах.

Игра «Запомни — повтори». Дети вслед за ло­гопедом повторяют слоговые ряды:


ум-ум-ам ам-ам-ум ну-ну-на

оп-уп-уп ут-от-ут ку-ка-ку.


Выделение звука У из состава слогов УА, УМ, УН. Логопед произносит слоги, выделяя голосом звук У, и просит детей назвать первый звук. Если дети затрудняются, то возможно повторное произ­несение и называние звука самим логопедом.

Физкультминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения.

Каждый день по утрам

Делаем зарядку.

Очень нравится нам

Делать по порядку:

Весело шагать,

Весело шагать,

Руки поднимать,

Руки опускать.

Весело шагать,

Весело шагать,

Руки поднимать,

Руки опускать.

13.   Закрепление звука в словах.

На доске выставляются картинки со звуком У в начале слова (в ударной позиции). Логопед назы­вает картинки, выделяя звук У, и напоминает, что название картинок — это слова, а дети называют первый звук в этих словах.

После этого можно попросить детей назвать свое слово, которое начинается со звука У.

14.   Закрепление звука в предложениях.

Составление предложений со словами утка и узор по односюжетным картинкам. Например: «Утка ловит рыбу», «Мальчик рисует узор».

15.   Закрепление звука в тексте.
Повторение вслед за логопедом:

Ку-ку-ку — сидит дятел на суку.

Ут-ут-ут — две улитки ползут.

Ух-ух-ух — Вася ловит мух.

16.   Итог занятия.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.