|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Развитие общей моторикиСтр 1 из 3Следующая ⇒
Занятие 1. Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках Цели занятия: Коррекционно-образователъная: — формировать слуховое внимание и восприятие детей на неречевых звуках. Коррекционно-развивающие: — развивать фонематические процессы; — развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей; — развивать дыхание, голос. Коррекционно-воспитателъная: — воспитывать умение слушать друг друга. Оборудование: игрушки для развития речевого выдоха (воздушные бумажные шарики на ниточке, музыкальные инструменты), бумага, стаканы, ложки и другие предметы, кассета с записью голосов птиц и животных, коробка-сюрприз, зеркала (по количеству детей). Ход занятия 1. Организационный момент. Логопед: Здравствуйте, ребята! Давайте познакомимся. Но знакомиться мы будем необычно. Мы поздороваемся, назовем имя соседа справа и передадим ему хорошее, солнечное настроение. Дети становятся в круг, поворачивают голову, произносят: «Здравствуй, Ваня! Здравствуй, Коля! » И т. д. Затем садятся за столы. 2. Развитие общей моторики
4. Массаж лица. Знакомство с основными массажными движениями. Перед зеркалом дети выполняют массаж лица совместно с логопедом.
5. Развитие мимических мышц. Логопед: Вам грустно утром, вы расстаетесь с мамой на целый день... Но тут к вам подошли друзья и рассказали веселую историю! А воспитатель пригласила играть с-другими детьми и вы с радостью откликнулись на ее предложение. 6. Развитие артикуляционной моторики. Закрепление основных артикуляционных упражнений перед зеркалом (знакомство проводится индивидуально): «Улыбка», «Трубочка», «Лопаточка» и «Качели». 7. Работа над развитием дыхания и голоса. Обучение детей с ОНР нижнедиафрагмальному типу дыхания на начальном этапе проводится индивидуально. Затем, когда дети выработают навык нижнедиафраг-мального дыхания, упражнения на его автоматизацию можно включать в групповые занятия. Поэтому мы рекомендуем в первый период обучения включить во фронтальные занятия упражнения на развитие речевого дыхания и выработку целенаправленной воздушной струи. Игра «Подуй, как ветерок». Вдохнуть, губы вытянуть «трубочкой» и подуть на бумажные игрушки для поддувания, например, воздушные шарики, вырезанные из бумаги и прикрепленные к ниточке. 8. Объявление темы занятия. Логопед (показывает красивую коробочку): Эту коробочку нам прислали герои мультфильма «Бременские музыканты» и попросили отгадать, на чем больше всего они любят играть. Сегодня мы будем учиться угадывать, какой из музыкальных инструментов звучит и будем угадывать звуки, которые издают разные предметы вокруг. 9. Развитие слухового внимания. Игра «Узнай инструмент». Логопед предлагает послушать, как звучат различные музыкальные инструменты, и угадать, какой музыкальный инструмент звучал. Дети закрывают глаза, слушают, и называют инструмент. Физкультминутка. Выполнение движений по тексту. Мы руки поднимаем, Мы руки опускаем, Мы руки подаем И бегаем кругом. Игра «Что шуршит, что звенит? ». Логопед показывает различные предметы и предлагает послушать звуки, которые они издают, а дети с закрытыми глазами по звуку отгадывают предмет. Затем ребята по одному выходят к доске и выполняют различные действия (шуршат бумагой, 10 стучат деревянным молотком, стучат железной ложкой об железную ложку и т. д. )- Остальные с закрытыми глазами отгадывают предметы, издающие эти звуки. Логопед: Вы слышали разные звуки и по ним узнавали, какой инструмент или предмет звучал. А чем мы слышали? (Ушами. ) Уши — это важный орган нашего тела. Что надо делать, чтобы сохранить слух и не причинить ему вреда? (Нельзя кричать громко друг другу на близком расстоянии и класть в уши мелкие предметы. Нужно закрывать уши в холодную погоду. ) Игра «Кто голос подает? ». Логопед включает кассету (диск) с записью голосов птиц и животных. После каждого прослушивания называет, чей голос дети слышали. Затем дети самостоятельно угадывают голоса птиц и животных. 10. Итог занятия. Логопед: Что могут издавать предметы, которые находятся вокруг нас? (Разные звуки. ) Голоса каких животных и птиц вы слышали? Что нам нужно, чтобы слышать? 11. Оценка работы детей. 12. Домашнее задание. К занятию 1* (альбом 1, с. 2-3). Задания для закрепления вне занятий* (тетрадь 1, с. 4-5) • Игра «Узнай по звуку». Бубен, трещотка, бумага и т. д. • Игра «Кто как голос подает? ». • Игра «Узнай инструмент».
Занятие 2. Развитие слухового внимания и восприятия на речевых звуках Цели занятия: Коррекционно-образовательные: — формировать у детей восприятие речи в процессе произношения слогов, слов и коротких предложений; — познакомить с понятием «слово». — Коррекционно-развивающие: — развивать фонематическое восприятие детей; — развивать слуховое внимание; — развивать артикуляционную и пальчиковую моторику; — развивать дыхание, голос и мимические мышцы. Коррекционно-воспитательная: — воспитывать у детей аккуратность и умение пользоваться раздаточным материалом. Оборудование: ватные шарики, зеркала для каждого ребенка, плакат с изображением ротовой полости. Ход занятия 1. Организационный момент. Логопед: Сядет тот, кто повторит за мной ряды слогов без ошибок: 4. Массаж лица. Знакомство с основными массажными движениями. Перед зеркалом дети выполняют массаж лица совместно с логопедом. Сначала логопед проводит поглаживание, а затем показывает детям спиралевидные движения. Логопед: Стали пальчики плясать, лобик, щечки растирать. Массажные движения осуществляются в следующих направлениях: — от середины лба к вискам; — вокруг круговых мышц глаз (от переносицы к вискам); — по мышцам щек (от крыльев носа к вискам); — от середины подбородка к ушам. Массаж заканчивается поглаживанием. 5. Развитие мимических мышц. хитрый, печальный, злобный, радостный. 6. Развитие артикуляционной моторики. — «Окошко». Удержать рот открытым под счет до пяти. — «Окошко закрывается и открывается» — спокойное открывание и закрывание рта. — «Улыбка» — «Трубочка». — «Лопаточка». — «Накажем непослушный язычок». Шлепать губами по языку с произнесением: пя-пя-пя-пя... 7. Работа над развитием дыхания и голоса. Плавно соединить руки округло над головой и произнести протяжно: «О ». Резко опустить руки вниз и произнести коротко: «О». 8. Объявление темы занятия. Логопед: На прошлом занятии мы учились различать звуки вокруг нас и угадывали звуки, которые издают различные предметы. А сегодня м поговорим о тех звуках, которые мы произносим Мы умеем говорить. Звуки речи соединяются, и получаются слоги, а слоги образуют слова. Послушайте стихотворение и дополните его Где-то собаки рычали: Дети: Р-р-р! Логопед: В стойле коровы мычали: Дети: М-м-м-му-у! Логопед: В комнате мухи жужжали: Дети: Ж-ж-ж! Логопед: Мимо машины бежали: Дети: Тр-р-р! Логопед: Гудели от ветра все провода: Дети: 3-з-знь! Логопед: Капала в кухне из крана вода: Дети: Кап-кап! Логопед: Перекликались в ночи поезда: Дети: У-у-у! У-у-у! 9. Знакомство с артикуляционным аппаратом. Логопед: Это были звуки, которые издают животные и предметы вокруг нас. А теперь давайте поговорим о звуках, которые произносит человек. Подумайте, с помощью чего мы произносим звуки. Правильно, чтобы произнести звуки — нам нужен рот. Рот — это домик звуков. В домике этом Красные двери, Рядом с дверями — Белые звери. Любят зверушки Конфеты и плюшки. Н. Новоторцева Когда мы произносим любой звук, нам в этом помогают губы, зубы и язык. 10. Развитие фонематического восприятия. Игра «Хлопай, не зевай». Логопед просит детей хлопнуть, если они услышат определенный звук (А, У, Б или М), и произносит ряд звуков. Игра «Доскажи словечко». Логопед читает стихи, а дети дополняют их словами, подходящими по смыслу. Своей младшей дочке Тосе Заплетает мама... (Косы. ) Под землею он живет. Землю роет старый... (Крот. ) Словно дом огромен он. В зоопарке живет... (Слон. ) Написал письмо я Знайке. Но забыл наклеить... (Марки. ) Подарили нам игрушки: Целый день стреляют... (Пушки. ) Логопед: Ребята! Вы досказали стихотворения. Косы, крот, слон, марки, пушки — это слова. Всему название дано — И зверю, и предмету. Вещей кругом полным полно, А безымянных нету! И все, что только видит глаз — Над нами и под нами, И все, что в памяти у нас, Означено словами. А. Шибаев Физкультминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения. Смотри скорей, который час. Тик-так, тик-так, тик-так! Налево — раз! Направо — раз! Мы тоже можем так! С. Михалков Игра «Звук заблудился». Логопед предлагает детям послушать стихотворения и исправить слова, не подходящие по смыслу, назвав правильное слово. На поляне весной Вырос зуб молодой. (Дуб. ) Куклу, выронив из рук, Маша мчится к маме: — Там ползет зеленый лук С длинными усами! (Жук. ) А. Шибаев — Где обедал, воробей? — В зоопарке у дверей. (Зверей. ) С. Маршак Поэт закончил строчку, В конце поставил бочку. (Точку. ) Игра «Слушай и показывай». Логопед предлагает детям послушать слова-паронимы и показать подходящие картинки. (Мишка — миска, дочка — точка и т. д. ) Игра «Какое слово лишнее? ». Логопед называет ряд слов и просит детей найти лишнее. Например, в ряду «Таня, Таня, Маня, Таня» лишнее слово — Маня. От остальных оно отличается одним звуком. Дом, дом, том, дом. Банки, панки, банки, банки. Балка, балка, балка, палка. Порт, борт, борт, борт. 11. Итог занятия. Логопед: О каких звуках мы сегодня говорили? (О звуках речи. ) Что такое: косы, крот, слон, марки, пушки? (Слова. ) 12. Оценка работы детей. 13. Домашнее задание. К занятию 2 (альбом 1, с. 4). Задания для закрепления вне занятий (тетрадь 1, с. 6-7) • Игра «Узнай по звуку». Бубен, трещотка, бумага и т. д. • Игра «Поймай звук». Дети хлопают на заданный звук, например на звук А. • Игра «Выдели звук». Выделить первый звук в словах: утка, Аня, облако, иглы, Оля, Ира, Инна, Уля. Занятие 3. Звук и буква У Цели занятия: Коррекционно-образователъные: — познакомить детей со звуком У, способом его характеристики с опорой на артикуляцию и понятием «гласный звук»; — учить выделять начальный ударный гласный звук в слогах и словах; — познакомить с буквой У (без установки на запоминание буквы). Коррекционно-развивающие: — развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей; — развивать дыхание и голос; — закреплять понятие «слово»; — развивать фонематический слух, фонематическое восприятие. Коррекционно-воспитателъная: — воспитывать у детей умение внимательно вслушиваться в речь педагога. Оборудование: дудочки для каждого ребенка; предметные картинки со звуком У в начале слова (ударная позиция): улей, утка, ухо и т. д.; картинка для звукоподражания, схема для характеристики звуков, односюжетные картинки для составления предложений, цветные фишки для обозначения звуков и составления схем, буква У. Ход занятия 1. Организационный момент. Игра «Узнай по голосу». Дети заходят в кабинет, становятся в круг. Один из них выходит в круг, закрывает глаза и по голосу угадывает, кто его позвал. 2. Развитие общей моторики. «Осенью»
3. Развитие мелкой моторики. «Дождь»
4. Массаж лица. Знакомство с основными массажными движениями. Дети выполняют массаж лица перед зеркалом совместно с логопедом. Сначала проводится поглаживание, а затем логопед знакомит детей с постукивающими движениями:
6. Развитие артикуляционной моторики. — «Окошко». Удержать рот открытым под счет до пяти. — «Окошко закрывается и открывается» — спокойное открывание и закрывание рта. — «Улыбка» — «Трубочка». — «Лопаточка». — «Иголочка». — «Накажем непослушный язычок». Шлепать губами по языку с произнесением: пя-пя-пя-пя... 7. Работа над развитием дыхания и голоса. в свою дудочку. Затем дудочки кладут на стол. Игра «Погрели ладошки». Выдох на ладошки с произнесением звука У. 8. Объявление темы занятия. Логопед: Сегодня мы с вами познакомимся со звуком У и паровозиком, который любил его произносить. 9. Акустико-артикуляционный образ звука. Посмотрите в зеркале, в каком положении находятся губы (вытянуты трубочкой), язык (спокойно лежит на дне рта — «домика»), зубы (сближены, но не сомкнуты), воздушная струя теплая и спокойно выходит изо рта, не встречая преграды. Звук У — гласный, обозначать мы его будем фишкой красного цвета. 10. Связь звука и буквы. Логопед выставляет букву У, а дети называют предметы, на которые она похожа. Например: на рожки улитки, ветку дерева, уши зайца и т. д. Логопед: Буква У кричит: «Ура! » Руки тянет вверх она. Знакомство с буквами дает возможность детям использовать сохранный зрительный анализатор. При этом логопед проводит только знакомство с буквами и не дает установку на запоминание. 11. Развитие фонематического слуха. Узнавание звука У из ряда изолированных звуков (различных по артикуляционному и акустическому качествам), ряда слогов, ряда слов. Логопед произносит ряд звуков: А, У, И, А, О, И, У, О, И, У... Дети хлопают, когда слышат звук У. И т. п. 12. Закрепление звука в слогах. Игра «Запомни — повтори». Дети вслед за логопедом повторяют слоговые ряды: ум-ум-ам ам-ам-ум ну-ну-на оп-уп-уп ут-от-ут ку-ка-ку. Выделение звука У из состава слогов УА, УМ, УН. Логопед произносит слоги, выделяя голосом звук У, и просит детей назвать первый звук. Если дети затрудняются, то возможно повторное произнесение и называние звука самим логопедом. Физкультминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения. Каждый день по утрам Делаем зарядку. Очень нравится нам Делать по порядку: Весело шагать, Весело шагать, Руки поднимать, Руки опускать. Весело шагать, Весело шагать, Руки поднимать, Руки опускать. 13. Закрепление звука в словах. На доске выставляются картинки со звуком У в начале слова (в ударной позиции). Логопед называет картинки, выделяя звук У, и напоминает, что название картинок — это слова, а дети называют первый звук в этих словах. После этого можно попросить детей назвать свое слово, которое начинается со звука У. 14. Закрепление звука в предложениях. Составление предложений со словами утка и узор по односюжетным картинкам. Например: «Утка ловит рыбу», «Мальчик рисует узор». 15. Закрепление звука в тексте. Ку-ку-ку — сидит дятел на суку. Ут-ут-ут — две улитки ползут. Ух-ух-ух — Вася ловит мух. 16. Итог занятия.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|