|
|||
Аналитические методы
Аналитические методы прогнозирования относятся к классу экспертных методов. Они так же, как и интуитивные методы, основаны на привлечении экспертов к оценке перспектив развития объекта прогнозирования. Однако в отличие от интуитивных методов, заключающихся в широком использовании творческих возможностей свободного мышления экспертов и их знаний об объекте прогнозирования, аналитические методы предусматривают выработку прогнозной экспертной информации путем построения модели развития объекта прогнозирования, установления количественных связей и пропорций между его отдельными элементами и воспроизведения поведения объекта на период упреждения. На основе разработанной модели эксперты вскрывают логику развития объекта, устанавливают принципиально ноше условия его развития в будущем, дают количественные оценки важности возможных путей развития. Главным этапом в использовании аналитических методов является построение такой модели объекта прогнозирования, которая бы адекватно отражала его поведение в прогнозном периоде, давала набор альтернатив научно-технического развития, надежно оценивала каждую из них.
В зависимости от принципов построения и формы представления моделей, характера участия экспертов в построении и оценке моделей аналитические методы подразделяются на следующие группы: 1) методы, основанные на морфологическом анализе; 2) методы, основанные на построении и оценке дерева целей; 3) методы построения сценария; 4) методы, основанные на историко-логических аналогиях; 5) методы, основанные на построении сетевых моделей, и т. д. Аналитические методы - это преимущественно методы нормативного прогнозирования, предусматривающие построение и анализ модели развития объекта прогнозирования исходя из установленной (заданной) цели развития. В общем случае аналитические методы прогнозирования предполагают решение следующих основных задач: 1) построение логической модели развития объекта прогнозирования на период упреждения и ее анализ; 2) количественная прогнозная оценка закономерностей (направлений) развития объекта, связей между его элементами, т. е. количественная оценка модели; 3) выбор и обоснование наилучших путей, направлений или условий развития объекта прогнозирования в будущем на основе полученных прогнозных оценок. Решение первой и второй задач может осуществляться с привлечением интуитивных методов прогнозирования. Так, построить модель развития объекта прогнозирования можно с помощью метода " комиссий", коллективно, в условиях общения экспертов друг с другом. Процесс построения должен продолжаться до тех пор, пока вид, форма, состав и структура модели не будут удовлетворять всех экспертов. Причем группа может начинать работу как с " чистого листа", не имея никаких исходных данных для будущей модели, так и с предложенными прогнозистами возможными вариантами модели, которые в процессе работы могут исключаться, корректироваться, дополняться и уточняться.
Количественная оценка модели, как правило, проводится одним из методов коллективного экспертного опроса с использованием анкет. При необходимости получения более согласованных оценок экспертов процедура опроса может выполняться в несколько туров на основе метода " Дельфи".
|
|||
|