|
||||||||
«МИШЕНЬ». «ВНИЗ ПО РЕКЕ» ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 «МИШЕНЬ» Эта игра развивает точность движений. Нарисуйте на листе бумаги схематическое ружье и мишени. Мишени могут располагаться в разных концах листа и на разном расстоянии от ружья. Объясните ребенку, что карандашная линия, изображающая полет пули, обязательно должна быть прямой и что нужно стремиться попасть в центр.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 «ВНИЗ ПО РЕКЕ» Нарисуйте узкие волнистые линии — это будут извилистые берега реки, по которой ребенок должен провести свой кораблик так, чтобы не задеть берег. Делать это надо, не отрывая руки с карандашом от бумаги, никуда не заезжая и точно следуя за изгибами нарисованной вами реки. После нескольких выполнений задания усложните условия: сделайте нарисованные вами линии более узкими и неритмичными.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 «ТРУДНЫЕ ВИРАЖИ» Эта игра аналогична предыдущей. Она также развивает точность движения руки ребенка. Игра начинается с того, что вы рисуете дорожки разной формы; в одном конце каждой — машину, а в другом — дом. Например, так:
Потом говорите ребенку: «Ты водитель, и тебе надо провести свою машину к дому. Дорога, по которой ты поедешь, не простая. Поэтому будь внимательным и осторожным». Ребенок должен карандашом, не отрывая руки, «проехать» по изгибам дорожек. Начинать лучше с относительно простых. В дальнейшем, когда он освоится с игрой, можно сужать дорожки и менять ритм изгибов. Например, так: СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ Адаптация — приспособление, привыкание организма к новым условиям. Амбидекстрия — одинаковое развитие функций обеих рук, парциальное левшество. Асимметрия функциональная головного мозга — характеристика распределения психических функций между левым и правым полушарием. Вербальный (лат. verbalis — словесный) — термин, применяемый в психологии для обозначения форм знакового материала, а также процессов оперирования с этим материалом. Декомпенсация — нарушение деятельности организма, какой-либо его функциональной системы или органа вследствие срыва или истощения приспособительных механизмов; через некоторое время организм может приспособиться к новым условиям существования и наступит компенсация. Иитроверсия — характеристика индивидуально-психологического склада человека, ориентированном, на внутренний субъективный мир. Интровертам присущи необщительность, замкнутость, склонность к самоанализу и затруднении социальной адаптации. Латерализация функций головного мозга — процесс выделения ведущего (доминантного) полушария (у левшей — правого), играющего основную роль в выполнении внешних психических функций, связанных с речью. Мозолистое тело — участок головного мозга, расположенный в лимбической доле его внутренней поверхности. Состоит из спаечных волокон. Эти волокна обеспечивают физиологический синтез: образование связи между очагами возбуждения или торможения. Именно мозолистое тело со спаечными волокнами связывает между собой левое и нравов полушария головного мозга человека. Моторный (лат. motor — приводящий в движение) — в физиологии, психологии — двигательный, приводящий в движение (например, моторные центры головного мозга). Невротизм — состояние, характеризующееся эмоциональной неустойчивостью, тревогой, низким самоуважением. Невротизм не следует отождествлять с неврозом, так как невротические симптомы может обнаруживать и здоровый человек. Писчий спазм — невроз, который чаще всего встречается у детей начиная с третьего-четвертого класса, проявляющийся в нарушении почерка. Встречаются различные формы: дрожательная форма, когда рука начинает дрожать в тот момент, когда человек берет в руки ручку; болевой вариант, когда в руке, держащей ручку, немедленно появляется сильнейшая боль; паралитическая форма: взял человек в руки перо — и рука бессильно падает, словно парализованная; судорожная форма, когда появляются судорожные подергивания в пишущей руке. Самая же частая форма — смешанная, обычно складывающаяся из сочетаний дрожания и судорог. Пренатальный (лат. ргае — перед, впереди + natalis — относящийся к рождению) — относящийся к периоду до рождения. Пубертатный (лат. puberta-tis — половая зрелость) — период полового созревания. Сенсорный (лат. sensus — чувство) — чувствующий, ощущающий; сенсорные нервные волокна — волокна, по которым возбуждение передается из органов и тканей в центральную нервную систему. Тремор — неуверенное выполнение точных целенаправленных движений. Энурез (лат. enures — ночное недержание мочи) — здоровый ребенок к трем годам полностью управляет мочеиспусканием как днем, так и ночью. Если эта способность у него отсутствует, то говорят о недержании мочи. ЛИТЕРАТУРА 1. Батуев А. С. Высшая нервная деятельность: Учебник для вузов. М.: Высшая школа, 1991. 256 с. 2. Блул Ф., Лейзерсон А., Ховстедтер. Мозг, разум и поведение/ Пер. с англ. М.: Мир, 1988. 248 с. 3. Брашна Н. Н., Доброхотова Т. А. Функциональная асимметрия человека. М.: Медицина, 1988. 240 с. 4. Гальперин С. И. Физиология человека и животных. М.: Высшая школа, 1977. 653 с. 5. Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии. М.: Просвещение, 1986. 272 с. 6. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. 560 с. 7. Гржимек Б. Животные рядом с нами. М.: Прогресс, 1984. 256 с. 8. Доброхотова Т. А., Врагина Н. Н. Загадки левшей // Атеистические чтения. Вып. 20. М.: Политиздат, 1991. 176 с. 9. Елинек Я. Большой иллюстрированный атлас первобытного человека. Прага: Артия, 1982. 560 с. 10. Ермаков П. Н. Психомоторная активность и функциональная асимметрия мозга. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1988. 127 с. 11. Жариков Е. С, Крушелъпицкий Е. Л. Для тебя и о тебе: Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1991. 323 с. 12. Кистяковская М. Ю. Развитие движений у детей первого года жизни. М.: Педагогика, 1970. 224 с. 13. Князева М. Г., Безруких М. М. Методика определения леворукости у младших школьников // Начальная школа. 1987. № 6. С. 17-19. 14. Кольцова Ы. М. Ребенок учится говорить. М.: Советская Россия, 1973. 160 с. 15. Кзпрару Э. Мать и дитя. Бухарест: Медицинское изд-во, 1980. 614 с. 16. Лалаева Р. И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. М.: Просвещение, 1983. 136 с. 17. Лурия А. Р. и современная психология: Сб. статей/ Под ред. В. Д. Хомской, Л. С. Цветковой, Б. В. Зейгарник М.: Изд-во МГУ, 1082. 266 е.. 18. Манова Томова В., Пирьов Г., Пенушлиева Р. Д. Психологическая реабилитация при нарушениях поведения в детском возрасте. Софии: Медицина и физкультура, 1981. 190 с. 19. Мартынов С. М. Здоровье ребенка в ваших руках. М.: Просвещение, 1991 223 с. 20. Потапова Е. Н. Радость познания. М.: Просвещение, 1990. 96 с. 21. Психология: Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского, м Политиздат, 1990. 494 с. 22. РаншбургЙ., Поппер П. Секреты личности/ Пер. с венгерского. М.: Педагогика, 1983. 160 с. 23. Ротенберг В. С., Бондаренко С. М. Мозг. Обучение. Здоровье. М.: Просвещение, 1989. с. 239 24. Сергеев Б. Ф Высшая форма организованной материи. М.: Просвещение, 1987, 160с 25. Симерницкая Э Г, Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. M.: Изд- во мгу, 1985. 190 с. 26. Флвйк- Хобсон К., Робинсон Б. Е., Скин П. Мир входящему: развитие ребенка и его отношений к окружающим / Пер. с англ. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1992. 511 с. 27. Эврика-87 / Сост. А. Лельевр М.: Мол. гвардия, 1987. 316 с.
|
||||||||
|