|
|||
Макарьев И. С.Стр 1 из 6Следующая ⇒ Если ваш ребенок — левша. 2-е изд., стер. СПб.: Издательство «Лань», 2003. — 80 с, ил. (Учебники для вузов. Специальная литература). Задача данной книги — привлечь внимание читателей к леворуким (левшам), к специфике восприятия и познания ими окружающего мира, к проблемам их существования в этом мире. В книге приводятся тесты по определению леворукости, даются рекомендации по подготовке ребенка-левши к школе и выработке у него навыков удобного и правильного письма, основные правила психогигиены леворуких детей. Родители, учителя, воспитатели детских садов и все интересующиеся данной проблемой найдут в книге много полезного и интересного. Автор книги Игорь Макарьев — таллинский практический психолог, работает с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Его книга явилась результатом долгих наблюдений за ситуацией, в которой оказывается порой ребенок-левша в детском саду и в школе. А ситуация зачастую весьма и весьма тревожная. Не имея должного знания о природе возникновения леворукости и связанных с нею особенностях, взрослые порой оказывают детям «медвежью услугу», переучивая их на праворукий лад. Иными словами, борьба с леворукостью детей продолжается. В других же случаях, не зная, как быть с таким ребенком, взрослые просто боятся каким-либо образом вмешиваться и помогать ему. Как определить у ребенка леворукость? Надо ли переучивать его на праворукость? Какие особенности здоровья, психики можно наблюдать у левши? К каким видам деятельности он склонен и почему? На эти и многие другие вопросы отвечает Игорь Макарьев в своей книге. В этой работе предлагаются простые и эффективные упражнения для развития руки ребенка (и прежде всего при подготовке к школе). Несколько способов обучения письму леворуких детей, предложенные автором, помогут ребенку избежать многих возможных трудностей в процессе учебы. Надеюсь, что данная книга, написанная с большой и искренней заботой о детях-левшах, найдет свой отклик в сердцах взрослых — как профессиональных педагогов, так и родителей. Хелле-Мали КАДАЯС, кандидат психологических наук, главный методист Департамента школ Эстонии ОТ АВТОРА Перед вами книга, интересная во многих отношениях. Но не каждая ее страница будет легким чтением: серьезный разговор об очень сложном явлении потребует некоторого напряжения, и прежде всего в первых — теоретических разделах книги. А разговор пойдет о левшах, более того, о детях-левшах. Один из первых разделов посвящен глубокому анализу психофизиологических причин леворукости. Это означает, что книга адресована не только родителям, воспитателям детских садов, но и студентам педагогических и психологических факультетов. Книга построена так, чтобы молено было максимально подробно ознакомиться со сложным и зачастую до сих пор плохо понимаемым явлением — леворукостью. Эта книга — своеобразное путешествие в зеркальный мир левши. Зеркальный, потому что здесь все не так, как это бывает у подавляющего большинства людей. Здесь все как бы отражается в зеркале. Целый мир, мир обычных людей, но зеркальный. А потому и не всегда понятный. «Скажи мне, — подавая девочке апельсин, спрашивает взрослый, — в какой руке ты его держишь. — В правой, — отвечает ребенок. — А теперь, — сказал взрослый, — подойди к зеркалу и скажи, в какой руке держит апельсин ребенок в зеркале. Она с удивлением отвечает: — В левой. — Совершенно верно, — подтвердил взрослый. — Как ты это объяснишь? Девочка не могла этого объяснить, но, видя, что от нее ждут объяснений, решилась: — Если бы я стояла по ту сторону зеркала, я бы, должно быть, держала апельсин в правой руке? » Так более ста лет назад разговор с девочкой навел гениального писателя Льюиса Кэрролла на мысль о «Зазеркалье». В зеркале все асимметричные предметы (предметы, не совпадающие со своим зеркальным отражением) предстают обращенными, выворачиваются. Необычность данной ситуации подтолкнула Льюиса Кэрролла к созданию удивительной сказки, а автора данной книги — к серьезному изучению проблемы «зазеркальных» детей. До настоящего времени существует одна очень упрямая проблема. Как известно, имеется более ста различных аминокислот, но для белков живых организмов необходимо лишь двадцать. Эти аминокислоты встречаются в двух формах: одни молекулы имеют «правую асимметрию», а другие — «левую». Почему в живых организмах предпочтение отдается одной форме, неизвестно до сегодняшнего дня. Однако из двадцати аминокислот, участвующих в образовании белков живых организмов, а конкретно и у человека, левую асимметрию или структуру имеют все! Загадки человеческого организма в целом и мозга в частности, хотя и постепенно, с большими трудностями, но все же открываются исследователям. Последующие разделы книги посвящены рассмотрению особенностей деятельности детей-левшей в различного рода ситуациях и условиях. И здесь мы постепенно переходим от теоретического познания проблемы леворукости к ее практическому осмыслению. Эта книга не была бы настолько своеобразна, если бы не имела такого большого количества чисто практических рекомендаций. Это и множество разнообразных психологических тестов, и четкие педагогические советы. Автор стремился прежде всего к тому, чтобы его рекомендациями могли воспользоваться как специалисты с серьезной психологической подготовкой, так и просто родители. Эта книга написана о детях и для детей. Для детей — потому что, по мнению автора, взрослые, вооружившись почерпнутыми из нее сведениями, смогут лучше понять, а потому и помочь ребенку-левше. ВВЕДЕНИЕ Он встал, левой рукой перекрестился... Они заметили, что он левой рукой крестится и спрашивают у курьера: — Что он — лютеранец или протестантист? Курьер отвечает: — Нет, он не лютеранец и не протестантист, а русской веры. — А зачем же он левой рукой крестится? Курьер сказал: — Он — левша и все левой рукой делает. Н. С. Лесков. «Левша» Люди-левши всегда вызывали особый интерес и некоторое настороженное отношение окружающих, возбуждали удивление и любопытство. В этой работе сделана попытка обобщить опыт биологов, физиологов, психологов и педагогов, накопленный за долгие годы исследований, и ответить на множество вопросов: ♦ Что мы знаем в настоящее время о природе возникновения левшества? ♦ Какие факторы влияют на предпочтение человеком левой руки в жизни и деятельности? ♦ Каковы особенности физиологии, психики и особенно индивидуального развития левшей? ♦ Насколько трудно им в нашем «праворуком» мире? ♦ Кого, собственно говоря, мы можем называть левшой? За завтраком ребенок пьет чай, держа чашку в правой руке. Правой рукой он держит и ложку. Почувствовав неловкость, он откладывает ложку в сторону и двумя руками берет чашку. Часто он прибегает к помощи левой руки, заменяя ею правую, иногда держит ложку попеременно то левой, то правой рукой. Подобные действия ребенка знакомы, пожалуй, всем. Оказывается, что до достижения определенного возраста детям совершенно безразлично, какой рукой пользоваться. А если ребенок отдает предпочтение одной руке и рука эта — левая? Мнение родственников и знакомых часто заставляет нас серьезно беспокоиться. Может быть, наш ребенок просто не знает, что держать ложку и рисовать нужно правой, а не левой рукой? А еще страшнее — может, имеет место серьезное отклонение, патология? «Неужели наш ребенок левша? » — задаются родители вопросом и серьезно огорчаются. Но стоит ли расстраиваться? Что в этом плохого? «Ребенок не такой, как все, — говорят родители, — большинство людей — правши». А почему, собственно, ребенок должен быть таким, «как все»? Кто сказал, что «как все» — это норма? Вопрос нормы, определяемый наличием тех или иных свойств и качеств у большинства, давно уже ставится под сомнение в современной психологии и психиатрии. Чисто статистический подход к этому вопросу сталкивается на практике с серьезнейшими трудностями. Доктор психологических наук Ю. Гиппенрейтер убедительно это показывает. Она пишет: «Пусть „нормальными" будут считаться такие степени отклонения какого-нибудь свойства от математического среднего, которыми обладает половина популяции; тогда по одной четверти популяции разместятся на обоих полюсах „оси" этого свойства в зонах „отклонения" от нормы. Если мы теперь возьмем не одно, а два независимых свойства, то при тех же условиях в „нормальной" зоне окажется уже одна четвертая часть популяции, а остальные три четверти попадут в зоны „отклонения"; при пяти независимых свойствах „нормальным" окажется один человек из тридцати двух, а при десяти свойствах — один из тысячи двадцати четырех! » Так применение количественного подхода заводит нас в явный тупик: оказывается, среднестатистический нормальный человек — крайне редкое явление. Несколько отличается подход, в котором норма понимается как отсутствие патологии. Если у человека не обнаруживается симптомов патологии, следовательно, он нормален. Применительно к левшам можно сказать следующее: ни один из справочников не определяет левшество как патологию. В худшем случае оно представляется как отклонение. Вот одно из определений, данное в Педагогической энциклопедии: «Леворукость — стойкое предпочтение действовать левой рукой, обусловленное функциональной слабостью левого полушария головного мозга». Итак, для беспокойства нет причин. Ребенок совершенно нормален и здоров, но у него есть своя особенность. Именно рассмотрению непохожести, «зеркальности» левшей мы и посвятим весь наш дальнейший разговор. ЛЕВЫЙ ЭТО НЕ ПРАВЫЙ ИЛИ НЕПРАВИЛЬНЫЙ? Когда же приидет Сын Человеческий во славе своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся перед Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира... <... > Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его... <... > И пойдут они в муку вечную, а праведники в жизнь вечную. Мф. 25: 31-34, 41, 46 Именно этому месту из Евангелия некоторые исследователи приписывают основную роль в формировании образа человека-левши как ущербного, порочного. По прошествии вот уже около двух тысяч лет с момента написания Священного Писания искаженное, отрицательное отношение к левшам, все еще не преодолено. Виной тому стойкие стереотипы, выработанные людьми, и неизученность функциональной организации мозга человека. Одним из проявлений негативного отношения к левшам служит отрицательное значение, вкладываемое в слова левый, левша. У многих народов и во многих религиях левая рука считается неуклюжей и беспомощной, а правая — почтенной и порядочной. В словаре Вебстера приводятся следующие значения слова леворукий: 1) отмеченный неуклюжестью и неумением; 2) проявляющий неискренность или уклончивость, то есть непрямой, говорящий не то, что думает; 3) склонный к интриганству или зловредным затеям, злой, подлый. Малоприятная характеристика. Но подобного рода характеристики слов леворукий, левша можно найти и во многих других языках. Французское слово gauche — левый — означает еще и неуклюжий, неловкий, нечестный. Итальянское слово manca (mancino) значит не только левый, но и испорченный, дефектный, лживый. Смысл немецкого слова link — левый, а производного от него linkisen — неловкий, неуклюжий, а слова правый и правильный имеют общую основу. Латинское слово dexter означает правый, целебный, а слова sinister — левый, пагубный. В греческом языке дело обстоит так же. В религиозных обрядах магометан и евреев руки играют весьма различную роль. Так, необходимо быть очень осторожным на Ближнем Востоке — ни в коем случае нельзя подавать еду, деньги или подарок левой рукой. У тех, кто исповедует ислам, она считается нечистой, и тем самым можно нанести оскорбление собеседнику. А мы и сейчас еще клянемся правой рукой, а левой, как говорят, «черт пиликает на скрипке». Вопрос о предпочтении человеком той или иной руки давно интересует ученых. Биологи, изучающие жизнь и поведение животных, уделяют внимание проблеме левору-кости среди них. Несколько месяцев известный немецкий натуралист Бернхард Гржимек посвятил изучению лошадей, чтобы выяснить, какой процент их является правшами и левшами. Оказалось, что когда лошади нетерпеливо бьют копытами, то семьдесят семь процентов животных предпочитают делать это одной и той же ногой (правой или левой поровну). И в других случаях, преодолевая препятствия, многие лошади пользуются доминирующей ногой, но и здесь соотношение правой и левой равное. Б. Гржимек пронаблюдал и за сто тридцать одним попугаем. Как известно, попугаи едят стоя на одной ноге, а другой подносят пищу к клюву. Оказалось, что шестьдесят процентов птиц ели с помощью правой, а сорок процентов — левой лапки. Подобные результаты моторной неравнозначности конечностей получены и при исследовании мышей и кошек. Таким образом, человек в этом вопросе отличается от животных. Несмотря на то, что у многих животных есть доминирующие конечности, как и у человека, но правшей среди них чуть больше половины. Соотношения же в проявлении доминирования левой руки у человека, по данным исследований, следующие: ♦ 8% мужчин и 5, 9% женщин англосаксонского населения; ♦ 5% мужчин и 4, 9% женщин Ливана; ♦ 4, 3% мужчин и 2, 25% женщин Японии; ♦ от 0, 7 до 1, 5% китайцев едят и пишут левой рукой. Столь низкие показатели леворукости среди китайского населения обусловлены тем, что у них чрезвычайно сильны представления о ненормальности, ущербности леворуких, и переучивание начинается с раннего детства. Но всегда ли существовала неравномерность пользования человеком той или иной рукой? Был ли левшой древний человек? На эти вопросы так же пытались найти ответ многие ученые: антропологи, биологи и историки, в частности выдающийся биолог, путешественник Н. И. Вавилов, естествоиспытатель и врач-гипнотерапевт П. П. Подъяпольский. Историк В. Есаков начал свое исследование после того, как его внимание привлекла информация о том, что изображение рук — один из самых распространенных мотивов наскальной живописи повсюду на Земле, что древнейшим рисункам около тридцати тысяч лет и чаще всего на них изображена левая рука. Некоторые исследователи объясняют этот факт тем, что древний художник в правой руке держал кисть и обводил ею приложенную к скале левую руку (негативное изображение). Но как тогда объяснить изображения левой руки человека, найденные в Австралии (рис. 1)? Рис. 1 Негативный отпечаток руки (Северная Австралия) Интересна техника их выполнения. Австралийцы растирали зубами краситель, смешивали его во рту с водой и, выдувая смесь наподобие распылителя, набрызгивали ее на руку, приложенную к скале. После снятия руки на скале оставалось ее негативное изображение. В этом случае совершенно безразлично, какую руку прикладывать: они обе свободны. В то же время прикладывалась именно левая рука. Этот факт заслуживает внимания, хотя, конечно, и не является бесспорным доказательством леворукости древнейших людей. В результате многочисленных исследований учеными была выдвинута гипотеза, что в древности человечество в подавляющем большинстве было леворуким, преобладание же правой руки появилось позднее, в результате эволюции. Пока этот вопрос остается открытым. По мнению различных исследователей, причины, порождающие именно праворукость, чрезвычайно разнообразны. Здесь и генетические, и социальные, и культурные факторы. По одним предположениям, человек в древности, закрывая щитом левую сторону тела как наиболее уязвимую, в правой руке держал оружие. Другие считают, что большую роль в развитии асимметрии сыграло то, что левая сторона утомляется быстрее из-за нагрузки на сердечно-сосудистую систему, в силу чего орудия производства при работах, требующих значительных усилий, находились именно в правой руке. Предполагается, что свою роль играет и сложившаяся культурная традиция, организующая всю производственно-бытовую сферу в расчете на доминирование правой руки. Таким образом, в силу внешних и внутренних причин предпочитаемой рукой стала правая. Однако левая рука обладает большими потенциальными возможностями. Она более вынослива к статическим нагрузкам, более точно определяет на ощупь форму предметов, быстрее достигает заданного усилия. Истоки возникновения леворукости ученые склонны видеть уже в пренатальном*1 развитии ребенка. ____________________________________ 1 Значение слов, отмеченных звездочкой, смотри в словаре терминов в конце книги. Одна из гипотез выглядит следующим образом. На шестой неделе после оплодотворения у человеческого зародыша образуются гонады, или половые железы, которые вначале одинаковы у обоих полов. Если плод мужского пола, то уже на третьем месяце внутриутробного развития под влиянием одного или нескольких генов Y-хромосомы гонады начинают дифференцироваться в семенники, которые приступают к секреции мужского гормона тестостерона. (Тестостерон в небольшой концентрации имеется и у плода женского пола, так как в определенном количестве он образуется в организме матери. ) Содержание этого гормона у мужского плода после формирования семенников сильно возрастает. Как полагают ученые, тестостерон влияет на скорость пренатального роста полушарий развивающегося мозга и ответственен за возможные различия в строении мозга у мужчин и женщин. Высокое содержание тестостерона в период внутриутробного развития, по мнению ученых, замедляет рост левого полушария у мужского плода по сравнению с женским и способствует относительно большему развитию правого полушария у лиц мужского пола. Если в левом полушарии развивающегося мозга замедляется процесс миграции нейронов к местам окончательной локализации, а значит, и установление необходимых связей, то подобная задержка и может привести к леворукости. Достоверно установлено, что леворукость в десять-двенадцать раз чаще встречается в семьях, в которых левшой является хотя бы один из родителей. Вместе с леворукостью наследуются и иммунологические расстройства, например склонность к язвенным колитам. Наряду с концепцией о генетической обусловленности левшества широко распространенным является представление о его патологическом происхождении. Согласно этому представлению, леворукость является результатом «минимальной мозговой дисфункции»*, возникающей либо в процессе внутриутробного развития, либо при рождении. В качестве доказательства сторонники этой концепции приводят данные о высокой частоте левшества среди больных эпилепсией, олигофренией и шизофренией, хроническим алкоголизмом, а также тот факт, что, становясь взрослыми, эти лица сохраняют низкие адаптационные* возможности, определенную «хрупкость» психической деятельности, склонность к кратковременным декомпенсациям*. Но что, интересно узнать, ответили бы сторонники взгляда на левшество как на патологию, познакомившись вот с этим списком. Достоверно известно, что леворукими были такие исторические личности, как: ♦ римские императоры Тиберий и Юлий Цезарь, а также американские президенты, например У. Клинтон; ♦ выдающиеся полководцы Александр Македонский, Карл Великий, Наполеон; ♦ гениальные ученые Дж. К. Максвелл, выведший основные уравнения электромагнитного поля; И. П. Павлов, основатель учения о высшей нервной деятельности, Нобелевский лауреат (1904 г. ); Ж. Л. Пуанкаре, автор трудов по дифференциальным уравнениям, теории аналитических функций; ♦ величайшие художники Микеланджело и Леонардо да Винчи; ♦ героиня Франции Жанна Д'Арк, писатель Льюис Кэрролл, автор фундаментального Толкового словаря русского языка В. И. Даль, а также актер Чарли Чаплин и солист группы «Битлз» Пол Маккартни. Так левый — это неправильный или всего лишь не правый? ДВА ПОЛУШАРИЯ — ОДИН МОЗГ Анализируя причины возникновения леворукости, нельзя не затронуть один очень важный аспект — асимметрию полушарий головного мозга*. Сама по себе эта проблема очень многогранна и сложна. Здесь мы коснемся лишь одной ее стороны — основных функций правого и левого полушарий мозга и связанной с ними специфики организации моторики*. О симметрии в строении мозга и распределении его функций знали уже давно. Учение же о межполушарной асимметрии у человека возникло лишь около ста лет назад. Открытие французского врача Поля Брока буквально потрясло ученый мир. До него никто не обращал внимание на то, что параличи правой руки очень часто сопровождаются нарушением речи, а при параличе левых конечностей речь обычно не страдает. Изучая это явление, Брока сделал не одно, а сразу три крупнейших открытия: а) он обнаружил в левом полушарии моторный центр речи, поражение которого вызывает затруднение артикуляции (моторную афазию); б) показал, что вмозгу существует строгая локализация функций; в) обнаружил, что полушария мозга человека асимметричны в функциональном отношении. Вскоре другой ученый, Вернике, обнаруживает в левом же полушарии сенсорный* центр речи, поражение которого приводит к расстройству понимания речи (сенсорная афазия). Были обнаружены и другие речевые центры в левом полушарии. В конечном счете оказалось, что нашей способностью говорить и писать, читать и понимать устную речь мы обязаны работе левого полушария. После всех этих открытий оно стало признаваться доминирующим (ведущим) во всех сферах: в отношении языка, мышления, двигательной деятельности, ориентации в пространстве. Правое же полушарие рассматривалось как дополнительное. Но такой взгляд не подтверждался клиническими наблюдениями, в ходе которых выявилось, что после поражения правого полушария нарушается зрительное восприятие и пространственное мышление. Американский исследователь, Нобелевский лауреат (1981 г. ) Р. У. Сперри рассек все основные связи, соединяющие полушария у больного, страдающего эпилепсией. Сперри предполагал, что такое разъединение полушарий предотвратит распространение судорожной активности по всему мозгу и избавит пациента от припадков. Но выявленные после операции особенности работы мозга оттеснили на задний план первоначальную задачу. Так, Сперри сформулировал концепцию частичного доминирования полушарий у человека, согласно которой левое полушарие специализируется на вербально*-символических функциях, а правое — на пространственно-синтетических. Дальнейшие исследования на здоровых людях с нерасчлененными межполушарными связями подтвердили наличие функциональной асимметрии мозга. Открытие Сперри — одно из самых значительных открытий XX века, явившееся революцией в физиологии и психологии. В настоящее время выработана классификация различных функциональных асимметрий человека: моторная, сенсорная, анатомическая, температурная и др. Главной асимметрией человека является психическая, обусловленная специализацией полушарий мозга. Кроме общих межполушарных отличий, которые свойственны большинству людей, отмечаются и индивидуальные особенности. Так, у праворуких людей доминирующим может быть не только левое, но и правое полушарие. Сама концепция доминантности полушарий была сформулирована английским неврологом X. Джексоном в 1861 году и имеет немаловажное значение, поскольку именно доминантность определяет особенности протекания всех психических процессов у человека. Различные авторы на основании результатов многочисленных исследований пришли к выводу, что у детей от трех до семи лет в ситуации произвольного и непроизвольного внимания активизируется преимущественно правое полушарие и только начиная с десятилетнего возраста — левое. Сдвиг в сторону преобладания левого полушария становится выраженным к концу пубертатного* периода. Рассмотрим основные особенности полушарий мозга человека и сферы психической деятельности, за которые они ответственны (рис. 2). Рис. 2 Образное представление специфических функций каждого полушария мозга Начнем знакомство с правого полушария, так как у левшей именно оно является доминирующим. Наиглавнейшая особенность этого полушария — восприятие выразительности звуков. Все звуки окружающего нас мира меркнут, сливаются в однообразный шум, ичеловек ничего не сможет о них вспомнить, если не приступит к работе правое полушарие. Воспринимая голос человека, оно занимается и анализом его интонации. Благодаря работе правого полушария, мы способны по голосу узнать близкого человека, отличить мужской голос от женского, только по одной интонации догадаться, хвалят нас или ругают. Огромнейший мир музыки доступен лишь этому полушарию. При его поражении человек не узнает мелодии хорошо знакомых песен, певец окажется неспособным петь, а музыкант — исполнить даже самое простенькое музыкальное произведение., К настоящему времени накоплено достаточно много данных в пользу преимущественного участия правого полушария мозга в обеспечении психической деятельности, осуществляемой при восприятии музыки, воспроизведении музыкальных мелодий, сочинении музыкальных произведений. Установлено и то, что музыкальные мелодии лучше распознаются, если предъявляются на левое ухо, то есть воспринимаются правым полушарием. Интересен тот факт, что разная по характеру музыка воспринимается с разной степенью участия двух полушарий. Эксперименты, проведенные на кафедре психологии Белорусского государственного университета, показали, что современная музыка в стиле «рок» и классическая музыка действуют в разных направлениях, вызывая активизацию разных полушарий головного мозга. После прослушивания музыки в стиле «рок» и «диско» время запаздывания двигательной реакции снижается, объем кратковременной памяти на цифры увеличивается, а на образный материал, наоборот, уменьшается. После прослушивания же классической музыки время запаздывания двигательной реакции изменяется незначительно, объем кратковременной памяти на цифры несколько уменьшается, а на картинки, наоборот, увеличивается. На первый взгляд, столь резкие различия в психической реакции на классическую и рок-музыку могут показаться странными. Однако белорусские исследователи считают их закономерными, так как разная по характеру музыка воспринимается с разной степенью участия двух полушарий: классическая музыка вызывает большую активизацию мозга в правом полушарии, ритмическая — в левом. При активной работе правого полушария проявляется высокий уровень ассоциаций и абстрактного мышления, обобщения понятий, а при функциональном лидировании левого полушария облегчаются стереотипные двигательные операции, ассоциации же становятся конкретными, с низким уровнем обобщения понятий. Образная память, способность сохранять длительное время впечатления от увиденного, — и это обязанность правого полушария. При нарушении работы этого полушария человек совершенно без всякого удивления будет рассматривать на картинке невероятные изображения: зайца с рогами, розового слона или крылатую корову. Он просто-напросто не заметит на этих рисунках ни малейшего несоответствия. Человеку с отключенным правым полушарием трудно запомнить и затем воспроизвести сложные фигуры и изображения. Пока «выключено» правое полушарие, большинство зрительных задач вызывает очень серьезные затруднения. Человеку становится сложно отыскать на столе глазами необходимую вещь, не удается удержать на ней взгляд и совершенно невозможно уследить, например, за едущим автомобилем или бегущим человеком. Самый заядлый футбольный болельщик не сможет получить удовольствие от матча и совершенно не разберется в происходящем на экране телевизора, но слушать репортаж матча по радио он сможет. Для того чтобы европейцам научиться писать и читать, правое полушарие совершенно не нужно. А вот японцам, пользующимся иероглифами, письмо без его участия не удается. Дело в том, что иероглиф — это фигурный знак, миниатюрное абстрагированное изображение какого-то предмета, явления или понятия. При нарушении образной памяти разобраться в иероглифах (как, кстати, и в цифрах, нотах, дорожных знаках) становится невозможно. Правое полушарие помогает нам хорошо ориентироваться в пространстве: помнить обстановку в своей квартире, расположение районов и улиц в городе. Именно правое полушарие напоминает нам, где лежит та или иная вещь, как пользоваться различными домашними приборами и приспособлениями. Имеется еще одно свойство правого полушария — перерабатывать поступающую информацию в реальном времени, то есть оно как бы наносит «временные метки» на переживаемые события. Некоторые исследователи доказывают связь правого полушария с бессознательным в психике человека. В пользу этого вывода свидетельствует целый ряд наблюдений за поведением лиц, перенесших операцию по разделению полушарий. Так, когда одному из таких испытуемых нужно было явиться на очередное психологическое обследование, он с удивлением обнаружил, что никак не может одеться: его правая рука, связанная с «сознательным» левым полушарием, застегивала пуговицы на пиджаке, а левая рука, связанная с правым полушарием, расстегивала их. Объяснить этот факт можно только как проявление неосознанного желания избежать обследования. Связью правого полушария с бессознательным объясняется и тот факт, что в хорошо, казалось бы, известном художественном, музыкальном или литературном произведении мы с удивлением обнаруживаем новые грани и качества. И это новое не вызывает сомнения или настороженности, а напротив, выглядит убедительным. Это значит, что мы были готовы принять это новое, что в нас «жило» это знание, хотя мы его и не осознавали. Отсюда и происходит неожиданное, удивленное узнавание, благодаря способности правого полушария к улавливанию множества связей, к организации многозначного контекста. Теперь рассмотрим основные функции левого полушария. Его работа позволяет человеку понимать обращенную к нему речь, как устную, так и письменную, свободно оперировать цифрами и математическими формулами в пределах формальной логики и усвоенных ранее правил. Но это полушарие плохо справляется с распознанием сложных образов, не поддающихся разложению на простые составные элементы. При помощи только одного левого полушария человек не сможет отождествлять изображения человеческих лиц, не воспримет произведения искусства. Попытаемся представить себе человека с временно отключенным правым полушарием. Такой левополушарный человек отлично владеет речью и проявляет весьма повышенную болтливость. Если его не сдерживать (а сделать это очень сложно), то инициатива в разговоре перейдет к нему. Этот же человек, когда ему ничто не мешает пользоваться обоими полушариями, ведет себя совсем иначе. Таким образом, правое полушарие как бы сдерживает своего левого соседа, не давая ему ступить лишнего шага. Левополушарных людей не назовешь приятными собеседниками. Голос у них становится сиплым, глухим, гнусавым, а речь утрачивает свой привычный ритм. Нарушается способность правильно расставлять ударения как в словах, так и в целых фразах. Их не всегда можно понять. Для левополушарного человека не составляет большого труда выучить длинное стихотворение или запомнить два десятка иностранных слов. Он без труда подсчитает количество находящихся перед ним предметов, решит в уме простую задачу. Левое полушарие человека сопряжено с двигательной сферой, правое — в основном с чувственной. Подобное расширение сферы чувственного познания у левшей приводит к тому, что им становятся доступны некоторые «исключительные», феноменальные способности восприятия, такие как кожно-оптическое чувство или феномен предвосхищения. Используя во время операций метод стимуляции обнаженной коры мозга человека слабым током, ученые установили следующие важные различия. При раздражении левой височной доли на первый план выступали речевые нарушения — запинание, смазанность речи, повторения, ошибки в названиях предметов. Если же раздражалась правая височная область, у больных возникали очень яркие воспоминания. Происходило как бы проигрывание куска прошлого опыта. Так было выявлено, что отпечатки наших непосредственных впечатлений односторонни и связаны преимущественно с правым полушарием. Весь мозг левши в работе больше напоминает правую половину мозга правши и меньше — левую его половину. А существуют ли анатомические различия между обоими полушариями? В 1968 г. в результате детального посмертного исследования мозга у ста человек Норман Гешвинд и Уолтер Левитски сообщили о заметных анатомических различиях между полушариями. Таким образом была выявлена и анатомическая асимметрия полушарий (рис. 3). Но и это еще не все открытия. Установлено также существование различий в диаметре правой и левой сонных артерий, кровоснабжающих соответственно правое и левое полушарие мозга. У левшей во всех возрастных группах диаметр левой внутренней сонной артерии больше, чем правой. И еще одно, пожалуй, не менее интересное открытие, которое было сделано в Санкт-Петербургском нейрохирургическом институте. Рис. 3 Анатомическая асимметрия полушарий мозга Вверху — сильвиева борозда в правом полушарии отклоняется вверх под большим углом; внизу — задняя часть planum temporalem обычно гораздо больше в левом полушарии, связанном с речевыми функциями. Исследования показали, что у человека есть также и температурная асимметрия — левая рука всегда немного теплее, чем правая. Ученые предполагают, что такая асимметрия вызвана теми же особенностями в анатомии человека, которые приводят к асимметрии функциональной активности левого и правого полушарий головного мозга. В течение года в лаборатории измеряли температуру кожи на концах пальцев правой и левой рук у людей, которые не были левшами. Оказалось, что пальцы левой руки всегда теплее, а сама разница в температуре между правыми и левыми пальцами, то есть величина асимметрии, меняется в зависимости от времени года. Эта разница больше всего осенью и весной; в эти сезоны она более 1°. Зимой и летом рассогласование меньше — пальцы левой руки горячее примерно на 0, 75°. Мы рассмотрели функциональные различия в работе обоих полушарий мозга, познакомились с тем, что существуют физиологические особенности в строении левого и правого полушарий. А существуют ли какие-либо особенности функциональной асимметрии, проявляющиеся различно у мужчин и женщин? Психологические исследования выявили две главные особенности, которыми различаются между собой мальчики и девочки, мужчины и женщины. В среднем женщины превосходят мужчин по вербальным способностям и уступают им в отношении математических и пространственных способностей (рис. 4). Различия эти невелики и не обязательно предполагают разницу в способностях между любыми двумя представителями обоих полов.
Рис. 4 Вербальные способности\\\ «Пространственные» способности Как показывают эти схематические кривые, хотя в среднем у женщин лучше развиты вербальные способности, а у мужчин — пространственные, различия все же очень незначительны: ________________мужчины, _ _ _ _ _ _ женщины Некоторые мужчины могут обладать лучшими вербальными способностями, чем большинство женщин, а некоторые женщины имеют лучшие математические и пространственные способности, чем многие мужчины. Тем не менее в тестах по определению коэффициента интеллекта неизменно выявляются различия между полами в средних величинах, и эти различия часто обнаруживаются уже в раннем детстве. Девочки научаются говорить и читать раньше, чем мальчики, и гораздо реже сталкиваются с трудностями при обучении чтению. Среди детей, оказывающихся неспособными к чтению, мальчиков в четыре раза больше, чем девочек. От каких же различий в полушариях мозга могут зависеть половые различия в овладении чтением? При изучении размеров височной доли в обоих полушариях на обширном материале вскрытий была получена достоверная информация. Хотя более крупные размеры височной доли в правом полушарии встречались сравнительно редко, в большинстве таких случаев мозг принадлежал женщине. Эти возможные половые различия в анатомии приобретают определенное значение в связи с разницей в способностях, о чем говорилось ранее. Но особый интерес у исследователей они вызывают в сопоставлении с данными о том, что повреждения мозга у мужчин и женщин приводят к разным результатам. Асимметрия вербальных и невербальных функций сильнее выражена в мужском мозге. Левое полушарие в большей степени «специализировано» к регуляции речевой деятельности у мужчин, чем у женщин. Высказывается также предположение, что женский мозг подобен мозгу мужчины-левши, то есть характеризуется пониженной по сравнению с мужчиной-правшой специализацией полушарий. Одним из направлений исследований в области психологии является изучение проявлений функциональной асимметрии мозга в науке, культуре и искусстве. При исследовании творческого процесса психологические механизмы разделяют на два типа: аналитический, рациональный — левополушарный; с доминированием интуиции — правополушарный. Многочисленные исследования выявили сложную зависимость отдельных проявлении психики от принадлежности индивида к тому или иному типу. В каких же областях деятельности левши добиваются высоких результатов? Отмечено, что мужчины-левши нередко проявляют прекрасные способности в организации пространства и часто выбирают профессию архитектора. Так, среди поступивших в 1976 г. на архитектурный факультет университета Цинциннати (США) левшей-мужчин оказался 21%. Камила Бенбоу, психиатр из университета Айовы, которая обследовала студентов, показавших лучшие результаты в тестах на выявление математических способностей, констатирует, что левши составляют 20% всех талантливых людей и что среди членов общества «Мен-са», объединяющего людей с высоким коэффициентом умственного развития, левшей также 20%. На фоне упомянутых ранее отрицательных значений слов «левый», «левша» как синонимов слов «неловкий», «неуклюжий» особо впечатляют данные о лучших (чем у правшей) двигательных реакциях левшей, большей точности их движений. Всем хорошо известны, например, преимущества боксеров-левшей. Именно они завоевывают около 40% золотых медалей в этом виде спорта. Левши достигают высоких результатов в бейсболе, теннисе и фехтовании (например, сильнейшие теннисисты мира Джон Маккинрой и Джимми Коннорс). Среди стрелков, баскетболистов и тяжелоатлетов леворуких почти нет, в то время как среди борцов их 5%, среди каратистов — 8%. Свои особенности наблюдаются у леворуких мужчин в эмоциональной сфере. Сотрудники Мичиганского университета сопоставили показатели «руко-сти» с показателями темперамента и выявили преобладание у них таких показателей, как гнев (эмоциональная несдержанность), страх (боязливость), низкий уровень самоконтроля, пониженный фон настроения, конформность (пассивное принятие существующего порядка вещей), совестливость, робость, эстетическая впечатлительность, чувственность, повышенный уровень тревожности. Кстати, по свидетельству современников, римский император Тиберий, который был левшой, являлся типичным подтверждением этих данных. Они дают ему следующую характеристику: «14 сентября 14 г. н. э. сенат утвердил власть Тиберия, видного полководца и дипломата. Новый правитель был умным и способным администратором и вместе с тем человеком жестоким и подозрительным, что усугублялось его неуверенностью в себе». Российскими учеными было проведено исследование эмоциональной сферы через восприятие запахов. В ходе экспериментов обратили на себя внимание различия праворуких, леворуких и амбидекстров в способности дифференцировать приятный, неприятный и нейтральный запахи. Леворукие и амбидекстры наиболее точно оценивали неприятный запах. По результатам проведенного исследования был сделан следующий вывод: праворукие обнаруживают большую чувствительность к эмоциям положительного знака, а для леворуких и амбидекстров характерно преобладание эмоций отрицательного знака, то есть они более пессимистичны. Как же оптимально учитывать и использовать возможности каждого полушария в обучении детей, особенно левшей? История знает несколько вариантов внедрения в обучение упрощенных представлений о полушарной организации мозга. Так, американский педагог И. Соньер провозгласил лозунг: «Обучая левое полушарие, вы обучаете только левое полушарие, обучая правое полушарие — вы обучаете весь мозг! » Создается впечатление, что речь идет не о нормальном здоровом мозге, а о расщепленном на две совершенно независимые части органе. Основанное в начале XX века в Англии Общество амбидекстральной культуры призывало к упражнению левой руки, уверяя, что это приведет к удвоению интеллектуальных способностей, гармонизации эмоциональной атмосферы в обществе и даже послужит надежным профилактическим средством против искривления позвоночника. В основе такого подхода лежало представление о равнозначности полушарий и параллелизме в их работе, из которого вытекало, что асимметричное распределение моторных функций надо преодолевать. В последнее время прогресс в обучении связывали с постепенной заменой освоения учащимися практических навыков накоплением у них теоретических знаний. Мы стали очевидцами увеличения числа теоретических курсов, повышения уровня абстрактности в изложении учебного материала, усиления математизации и алгоритмизации материала при изложении гуманитарных дисциплин. В результате снизилась общая эмоциональность изложения, язык стал более сухим, уменьшилась доля ярких выразительных примеров, чрезвычайно редко стали использоваться ритмы — речевые и музыкальные, которые сами по себе активизируют эмоциональную и непроизвольную память. Иными словами, при обучении акцентировались механизмы левого полушария при одновременном ослаблении вовлеченности правого полушария. Это привело к тому, что ребенок мог только грамотно воспроизводить выученный материал, но оказывался беспомощным, приступив к практической работе, где необходимы творческий подход и интуиция. Для повышения эффективности обучения левшей необходимо как можно чаще обращаться к возможностям правого полушария, чтобы полнее использовать присущие ему особенности: большую скорость и эмоциональность восприятия, обобщенность, целостность, образность, вовлечение непроизвольной памяти. С этой целью полезно систематически включать в учебный процесс манипулирование с моделями и макетами. Можно активизировать возможности правого полушария, умело используя всякого рода схемы. Существующие в педагогической практике методы обучения иностранному языку опираются на усвоение правил языка и особенностей его грамматических конструкций (обращение к левому полушарию) либо на образные представления и конкретные ситуации (обращение к правому полушарию). Более продуктивным подходом к обучению языку детей-левшей послужило бы одновременное использование тех и других методов в едином учебном процессе. Необходимо иметь в виду, что на первых этапах формирования функциональной асимметрии у детей (а до двух лет нет различия в функциях обоих полушарий) психические механизмы речи и эмоций имеют свои особенности. Речь ребенка тесно связана с эмоциями, а специфика левого полушария состоит прежде всего в обработке речевых звуков, фонем, как осмысленных, так и бессмысленных. У дошкольников речь подчиняется закономерностям не логического, а непосредственно чувственного восприятия, которое обеспечивается деятельностью не левого, а правого полушария. Существует мнение, что лишь с началом обучения левое полушарие постепенно становится не только вербальным, но и вербально-логическим. У детей из-за особенностей психологической структуры их речи и эмоций правое полушарие играет важнейшую роль в развитии. Считается, что неспособность к обучению в детстве связана с дисфункцией правого полушария. При обучении письму и чтению следует учитывать, что механизмы, осуществляющие эти функции, у взрослого и ребенка различны: на ранних этапах обучения процесс чтения в значительной степени опирается на чувства. Существует также гипотеза о том, что школа переоценивает левополушарное речевое мышление в ущерб правополушарному. И еще одно очень важное замечание. У ребенка в процессе развития может произойти смена доминирующего полушария. Момент смены является тем критическим периодом, когда основные функции центральной нервной системы равномерно распределены между двумя полушариями, после чего уже начинает доминировать правое полушарие и развивается так называемое «скрытое левшество». Таким критическим периодом является возраст одиннадцать-двенадцать лет. Этот возраст рассматривается как критический по способности детей к зеркально-подражательным движениям, так как после него эта способность у праворуких детей практически исчезает, сохраняясь лишь у левшей. В этом же возрасте возможна смена доминирующего полушария. Да, у нас два полушария, но психические процессы формируются в них как в едином органе. Асимметрия и специализация функций больших полушарий человеческого мозга — насущная необходимость, важнейший этап в развитии мозга. Только благодаря этому наша мыслительная деятельность превосходит психическую деятельность животных. Благодаря такому строению мозга человек из биологического существа стал «человеком разумным». СПРАВА НАЛЕВО Русский поэт С. Г. Фруг (1860-1916) в своем стихотворении «Зеркало» (1899) своеобразно использует этот прием: О грядущем ни намека, О минувшем — ни следа... Отражается всегда Лишь обманчиво глубоко Мысли свет и сердца жар Не пленив мечтой напрасной, Ей, холодной и прекрасной, Подношу я этот дар. С их зеркальной глубиной Все в очах лазурно-чистых: И созревшей страсти зной, И мерцанье грез лучистых, И мерцанье грез лучистых. И созревшей страсти зной — Все в очах лазурно-чистых С их зеркальной глубиной Подношу я этот дар. Ей, холодной и прекрасной, Не пленив мечтой напрасной Мысли свет и солнца жар. Лишь обманчиво глубоко Отражается всегда... О минувшем — ни следа, О грядущем ни намека. Или еще пример зеркального поэтического текста: Перевертень (Кукси, кум мук и скук)
Кони, топот, инок, Но не речь, а черен он. Идем, молод, долом меди. Чин зван мечем навзничь. Голод, чем меч долог? Пал, а норов худ и дух ворона лап. А что? Я лов? Воля отча! Яд, яд, дядя! Иди, иди! Мороз в узел, лезу взором. Солов зов, воз волос. Колесо. Жалко поклаж. Оселок. Сани, плот и воз, зов и толп, и нас. Горд дох, ход дрог. И лежу. Ужели? Зол, гол лог лоз. И к вам и трем с смерти мавки. В. Хлебников, 1912 Подобное «перевернутое» письмо встречается со времен появления письменности. Сотни часов провели ученые над расшифровкой дневников и записей Леонардо да Винчи, который был левшой и все свои записи вел справа налево и зеркально изображенными буквами. Явление это носит название феномена зеркальных движений (ФЗД). Впервые этот феномен был описан Вестфалем в 1874 году. К наиболее характерным проявлениям его относится зеркальное письмо, но встречаются и зеркальное чтение, зеркальное рисование, зеркальное восприятие. Для объяснения феномена зеркальных движений есть ряд концепций. Одни авторы видят причину в нарушениях зрительно-пространственного восприятия, право-левой ориентировки, в дефектах зрительно-моторной координации и бинокулярного зрения. Другие рассматривают феномен как один из компонентов речевого расстройства. Но все приводят достаточно много данных о связи феномена зеркальных движений с наличием левшества. Рассмотрим подробнее несколько наиболее характерных проявлений этого феномена.
|
|||
|