Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Макарьев И. С.



Если ваш ребенок — левша. 2-е изд., стер. СПб.: Издательство «Лань», 2003. — 80 с, ил. (Учебники для вузов. Специальная литература).

Задача данной книги — привлечь внимание читателей к леворуким (левшам), к специфике восприятия и познания ими ок­ружающего мира, к проблемам их существования в этом мире.

В книге приводятся тесты по определению леворукости, да­ются рекомендации по подготовке ребенка-левши к школе и вы­работке у него навыков удобного и правильного письма, основ­ные правила психогигиены леворуких детей.

Родители, учителя, воспитатели детских садов и все интересую­щиеся данной проблемой найдут в книге много полезного и инте­ресного.


Автор книги Игорь Макарьев — таллинский практи­ческий психолог, работает с детьми дошкольного и млад­шего школьного возраста. Его книга явилась результа­том долгих наблюдений за ситуацией, в которой оказы­вается порой ребенок-левша в детском саду и в школе. А ситуация зачастую весьма и весьма тревожная. Не имея должного знания о природе возникновения леворукости и связанных с нею особенностях, взрослые порой оказы­вают детям «медвежью услугу», переучивая их на праворукий лад. Иными словами, борьба с леворукостью детей продолжается. В других же случаях, не зная, как быть с таким ребенком, взрослые просто боятся каким-либо об­разом вмешиваться и помогать ему.

Как определить у ребенка леворукость? Надо ли пере­учивать его на праворукость? Какие особенности здоро­вья, психики можно наблюдать у левши? К каким видам деятельности он склонен и почему? На эти и многие дру­гие вопросы отвечает Игорь Макарьев в своей книге.

В этой работе предлагаются простые и эффективные упражнения для развития руки ребенка (и прежде всего при подготовке к школе). Несколько способов обучения письму леворуких детей, предложенные автором, помо­гут ребенку избежать многих возможных трудностей в процессе учебы. Надеюсь, что данная книга, написанная с большой и искренней заботой о детях-левшах, найдет свой отклик в сердцах взрослых — как профессиональ­ных педагогов, так и родителей.

Хелле-Мали КАДАЯС,

кандидат психологических наук,

главный методист Департамента школ Эстонии

ОТ АВТОРА

Перед вами книга, интересная во многих отношениях. Но не каждая ее страница будет легким чтением: серьез­ный разговор об очень сложном явлении потребует неко­торого напряжения, и прежде всего в первых — теорети­ческих разделах книги. А разговор пойдет о левшах, бо­лее того, о детях-левшах. Один из первых разделов посвящен глубокому анализу психофизиологических при­чин леворукости. Это означает, что книга адресована не только родителям, воспитателям детских садов, но и сту­дентам педагогических и психологических факультетов.

Книга построена так, чтобы молено было максималь­но подробно ознакомиться со сложным и зачастую до сих пор плохо понимаемым явлением — леворукостью.

Эта книга — своеобразное путешествие в зеркальный мир левши. Зеркальный, потому что здесь все не так, как это бывает у подавляющего большинства людей. Здесь все как бы отражается в зеркале. Целый мир, мир обычных людей, но зеркальный. А потому и не всегда понятный.

«Скажи мне, — подавая девочке апельсин, спраши­вает взрослый, — в какой руке ты его держишь.

— В правой, — отвечает ребенок.

— А теперь, — сказал взрослый, — подойди к зеркалу и скажи, в какой руке держит апельсин ребенок в зеркале.

Она с удивлением отвечает:

— В левой.

— Совершенно верно, — подтвердил взрослый. — Как ты это объяснишь?

Девочка не могла этого объяснить, но, видя, что от нее ждут объяснений, решилась:

— Если бы я стояла по ту сторону зеркала, я бы, должно быть, держала апельсин в правой руке? »

Так более ста лет назад разговор с девочкой навел гениального писателя Льюиса Кэрролла на мысль о «За­зеркалье». В зеркале все асимметричные предметы (пред­меты, не совпадающие со своим зеркальным отражени­ем) предстают обращенными, выворачиваются.

Необычность данной ситуации подтолкнула Льюиса Кэрролла к созданию удивительной сказки, а автора дан­ной книги — к серьезному изучению проблемы «зазеркальных» детей.

До настоящего времени существует одна очень упря­мая проблема. Как известно, имеется более ста различных аминокислот, но для белков живых организмов необходи­мо лишь двадцать. Эти аминокислоты встречаются в двух формах: одни молекулы имеют «правую асимметрию», а другие — «левую». Почему в живых организмах предпоч­тение отдается одной форме, неизвестно до сегодняшнего дня. Однако из двадцати аминокислот, участвующих в образовании белков живых организмов, а конкретно и у человека, левую асимметрию или структуру имеют все!

Загадки человеческого организма в целом и мозга в частности, хотя и постепенно, с большими трудностями, но все же открываются исследователям.

Последующие разделы книги посвящены рассмот­рению особенностей деятельности детей-левшей в раз­личного рода ситуациях и условиях. И здесь мы посте­пенно переходим от теоретического познания пробле­мы леворукости к ее практическому осмыслению. Эта книга не была бы настолько своеобразна, если бы не имела такого большого количества чисто практических рекомендаций. Это и множество разнообразных психо­логических тестов, и четкие педагогические советы. Автор стремился прежде всего к тому, чтобы его реко­мендациями могли воспользоваться как специалисты с серьезной психологической подготовкой, так и просто родители.

Эта книга написана о детях и для детей. Для детей — потому что, по мнению автора, взрослые, вооружившись почерпнутыми из нее сведениями, смогут лучше понять, а потому и помочь ребенку-левше.

ВВЕДЕНИЕ

Он встал, левой рукой перекрестился...

Они заметили, что он левой рукой крестится

и спрашивают у курьера:

— Что он — лютеранец или протестантист?

Курьер отвечает: — Нет, он не лютеранец и не протестантист,

а русской веры.

— А зачем же он левой рукой крестится?

Курьер сказал:

— Он — левша и все левой рукой делает.

Н. С. Лесков. «Левша»

Люди-левши всегда вызывали особый интерес и неко­торое настороженное отношение окружающих, возбужда­ли удивление и любопытство. В этой работе сделана по­пытка обобщить опыт биологов, физиологов, психологов и педагогов, накопленный за долгие годы исследований, и ответить на множество вопросов:

♦ Что мы знаем в настоящее время о природе возникно­вения левшества?

♦ Какие факторы влияют на предпочтение человеком левой руки в жизни и деятельности?

♦ Каковы особенности физиологии, психики и особен­но индивидуального развития левшей?

♦ Насколько трудно им в нашем «праворуком» мире?

♦ Кого, собственно говоря, мы можем называть левшой? За завтраком ребенок пьет чай, держа чашку в пра­вой руке. Правой рукой он держит и ложку. Почувство­вав неловкость, он откладывает ложку в сторону и дву­мя руками берет чашку. Часто он прибегает к помощи левой руки, заменяя ею правую, иногда держит ложку попеременно то левой, то правой рукой.

Подобные действия ребенка знакомы, пожалуй, всем. Оказывается, что до достижения определенного возраста детям совершенно безразлично, какой рукой пользовать­ся. А если ребенок отдает предпочтение одной руке и рука эта — левая? Мнение родственников и знакомых часто заставляет нас серьезно беспокоиться. Может быть, наш ребенок просто не знает, что держать ложку и рисо­вать нужно правой, а не левой рукой? А еще страшнее — может, имеет место серьезное отклонение, патология?

«Неужели наш ребенок левша? » — задаются родители вопросом и серьезно огорчаются. Но стоит ли расстраи­ваться? Что в этом плохого? «Ребенок не такой, как все, — говорят родители, — большинство людей — прав­ши». А почему, собственно, ребенок должен быть таким, «как все»? Кто сказал, что «как все» — это норма?

Вопрос нормы, определяемый наличием тех или иных свойств и качеств у большинства, давно уже ставится под сомнение в современной психологии и психиатрии. Чисто статистический подход к этому вопросу сталкивается на практике с серьезнейшими трудностями. Доктор психо­логических наук Ю. Гиппенрейтер убедительно это пока­зывает. Она пишет: «Пусть „нормальными" будут считаться такие степени отклонения какого-нибудь свойства от математического среднего, которыми обладает полови­на популяции; тогда по одной четверти популяции разме­стятся на обоих полюсах „оси" этого свойства в зонах „отклонения" от нормы. Если мы теперь возьмем не одно, а два независимых свойства, то при тех же условиях в „нормальной" зоне окажется уже одна четвертая часть популяции, а остальные три четверти попадут в зоны „от­клонения"; при пяти независимых свойствах „нормаль­ным" окажется один человек из тридцати двух, а при десяти свойствах — один из тысячи двадцати четырех! » Так применение количественного подхода заводит нас в явный тупик: оказывается, среднестатистический нормаль­ный человек — крайне редкое явление.

Несколько отличается подход, в котором норма пони­мается как отсутствие патологии. Если у человека не об­наруживается симптомов патологии, следовательно, он нор­мален. Применительно к левшам можно сказать следую­щее: ни один из справочников не определяет левшество как патологию. В худшем случае оно представляется как отклонение. Вот одно из определений, данное в Педагоги­ческой энциклопедии: «Леворукость — стойкое предпоч­тение действовать левой рукой, обусловленное функцио­нальной слабостью левого полушария головного мозга». Итак, для беспокойства нет причин. Ребенок совер­шенно нормален и здоров, но у него есть своя особенность. Именно рассмотрению непохожести, «зеркальности» лев­шей мы и посвятим весь наш дальнейший разговор.

ЛЕВЫЙ ЭТО НЕ ПРАВЫЙ ИЛИ НЕПРАВИЛЬНЫЙ?

Когда же приидет Сын Человеческий во славе своей

и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей,

и соберутся перед Ним все народы; и отделит одних от других,

как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую

Свою сторону, а козлов — по левую. Тогда скажет Царь тем, которые

по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего,

наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира... <... >

Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня,

проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его...

<... > И пойдут они в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.

Мф. 25: 31-34, 41, 46

Именно этому месту из Евангелия некоторые исследо­ватели приписывают основную роль в формировании об­раза человека-левши как ущербного, порочного. По про­шествии вот уже около двух тысяч лет с момента написа­ния Священного Писания искаженное, отрицательное отношение к левшам, все еще не преодолено. Виной тому стойкие стереотипы, выработанные людьми, и неизучен­ность функциональной организации мозга человека.

Одним из проявлений негативного отношения к лев­шам служит отрицательное значение, вкладываемое в слова левый, левша. У многих народов и во многих рели­гиях левая рука считается неуклюжей и беспомощной, а правая — почтенной и порядочной.

В словаре Вебстера приводятся следующие значения слова леворукий:

1) отмеченный неуклюжестью и неумением;

2) проявляющий неискренность или уклончивость, то есть непрямой, говорящий не то, что думает;

3) склонный к интриганству или зловредным затеям, злой, подлый.

Малоприятная характеристика. Но подобного рода характеристики слов леворукий, левша можно найти и во многих других языках. Французское слово gauche — левый — означает еще и неуклюжий, неловкий, нечест­ный. Итальянское слово manca (mancino) значит не толь­ко левый, но и испорченный, дефектный, лживый. Смысл немецкого слова link — левый, а производного от него linkisen — неловкий, неуклюжий, а слова правый и пра­вильный имеют общую основу. Латинское слово dexter означает правый, целебный, а слова sinister — левый, пагубный. В греческом языке дело обстоит так же.

В религиозных обрядах магометан и евреев руки иг­рают весьма различную роль. Так, необходимо быть очень осторожным на Ближнем Востоке — ни в коем случае нельзя подавать еду, деньги или подарок левой рукой. У тех, кто исповедует ислам, она считается нечистой, и тем самым можно нанести оскорбление собеседнику. А мы и сейчас еще клянемся правой рукой, а левой, как гово­рят, «черт пиликает на скрипке».

Вопрос о предпочтении человеком той или иной руки давно интересует ученых. Биологи, изучающие жизнь и поведение животных, уделяют внимание проблеме левору-кости среди них. Несколько месяцев известный немецкий натуралист Бернхард Гржимек посвятил изучению лошадей, чтобы выяснить, какой процент их является правша­ми и левшами. Оказалось, что когда лошади нетерпеливо бьют копытами, то семьдесят семь процентов животных предпочитают делать это одной и той же ногой (правой или левой поровну). И в других случаях, преодолевая препятствия, многие лошади пользуются доминирующей но­гой, но и здесь соотношение правой и левой равное.

Б. Гржимек пронаблюдал и за сто тридцать одним по­пугаем. Как известно, попугаи едят стоя на одной ноге, а другой подносят пищу к клюву. Оказалось, что шестьде­сят процентов птиц ели с помощью правой, а сорок про­центов — левой лапки. Подобные результаты моторной неравнозначности конечностей получены и при исследо­вании мышей и кошек. Таким образом, человек в этом вопросе отличается от животных. Несмотря на то, что у многих животных есть доминирующие конечности, как и у человека, но правшей среди них чуть больше половины.

Соотношения же в проявлении доминирования левой руки у человека, по данным исследований, следующие:

♦ 8% мужчин и 5, 9% женщин англосаксонского насе­ления;

♦ 5% мужчин и 4, 9% женщин Ливана;

♦ 4, 3% мужчин и 2, 25% женщин Японии;

♦ от 0, 7 до 1, 5% китайцев едят и пишут левой рукой. Столь низкие показатели леворукости среди китай­ского населения обусловлены тем, что у них чрезвычайно

сильны представления о ненормальности, ущербности леворуких, и переучивание начинается с раннего детства.

Но всегда ли существовала неравномерность пользо­вания человеком той или иной рукой? Был ли левшой древний человек? На эти вопросы так же пытались най­ти ответ многие ученые: антропологи, биологи и истори­ки, в частности выдающийся биолог, путешественник Н. И. Вавилов, естествоиспытатель и врач-гипнотерапевт П. П. Подъяпольский.

Историк В. Есаков начал свое исследование после того, как его внимание привлекла информация о том, что изоб­ражение рук — один из самых распространенных моти­вов наскальной живописи повсюду на Земле, что древней­шим рисункам около тридцати тысяч лет и чаще всего на них изображена левая рука. Некоторые исследователи объясняют этот факт тем, что древний художник в правой руке держал кисть и обводил ею приложенную к скале левую руку (негативное изображение). Но как тогда объяс­нить изображения левой руки человека, найденные в Ав­стралии (рис. 1)?

Рис. 1 Негативный отпечаток руки (Северная Австралия)

Интересна техника их выполнения. Австралийцы ра­стирали зубами краситель, смешивали его во рту с водой и, выдувая смесь наподобие распылителя, набрызгивали ее на руку, приложенную к скале. После снятия руки на скале оставалось ее негативное изображение. В этом слу­чае совершенно безразлично, какую руку прикладывать: они обе свободны. В то же время прикладывалась имен­но левая рука. Этот факт заслуживает внимания, хотя, конечно, и не является бесспорным доказательством леворукости древнейших людей.

В результате многочисленных исследований учены­ми была выдвинута гипотеза, что в древности человече­ство в подавляющем большинстве было леворуким, пре­обладание же правой руки появилось позднее, в резуль­тате эволюции. Пока этот вопрос остается открытым.

По мнению различных исследователей, причины, по­рождающие именно праворукость, чрезвычайно разнооб­разны. Здесь и генетические, и социальные, и культур­ные факторы. По одним предположениям, человек в древ­ности, закрывая щитом левую сторону тела как наиболее уязвимую, в правой руке держал оружие. Другие счита­ют, что большую роль в развитии асимметрии сыграло то, что левая сторона утомляется быстрее из-за нагрузки на сердечно-сосудистую систему, в силу чего орудия про­изводства при работах, требующих значительных усилий, находились именно в правой руке.

Предполагается, что свою роль играет и сложившая­ся культурная традиция, организующая всю производ­ственно-бытовую сферу в расчете на доминирование пра­вой руки.

Таким образом, в силу внешних и внутренних при­чин предпочитаемой рукой стала правая. Однако левая рука обладает большими потенциальными возможностя­ми. Она более вынослива к статическим нагрузкам, бо­лее точно определяет на ощупь форму предметов, быст­рее достигает заданного усилия.

Истоки возникновения леворукости ученые склонны видеть уже в пренатальном*1 развитии ребенка.

____________________________________

1 Значение слов, отмеченных звездочкой, смотри в словаре терминов в конце книги.

Одна из гипотез выглядит следующим образом. На шестой неде­ле после оплодотворения у человеческого зародыша об­разуются гонады, или половые железы, которые вначале одинаковы у обоих полов. Если плод мужского пола, то уже на третьем месяце внутриутробного развития под влиянием одного или нескольких генов Y-хромосомы гонады начинают дифференцироваться в семенники, ко­торые приступают к секреции мужского гормона тесто­стерона. (Тестостерон в небольшой концентрации име­ется и у плода женского пола, так как в определенном количестве он образуется в организме матери. ) Содержа­ние этого гормона у мужского плода после формирова­ния семенников сильно возрастает.

Как полагают ученые, тестостерон влияет на скорость пренатального роста полушарий развивающегося мозга и ответственен за возможные различия в строении мозга у мужчин и женщин. Высокое содержание тестостерона в период внутриутробного развития, по мнению ученых, за­медляет рост левого полушария у мужского плода по срав­нению с женским и способствует относительно большему развитию правого полушария у лиц мужского пола. Если в левом полушарии развивающегося мозга замедляется процесс миграции нейронов к местам окончательной лока­лизации, а значит, и установление необходимых связей, то подобная задержка и может привести к леворукости.

Достоверно установлено, что леворукость в десять-двенадцать раз чаще встречается в семьях, в которых левшой является хотя бы один из родителей. Вместе с леворукостью наследуются и иммунологические расстрой­ства, например склонность к язвенным колитам.

Наряду с концепцией о генетической обусловленности левшества широко распространенным является представ­ление о его патологическом происхождении. Согласно это­му представлению, леворукость является результатом «минимальной мозговой дисфункции»*, возникающей либо в процессе внутриутробного развития, либо при рож­дении. В качестве доказательства сторонники этой кон­цепции приводят данные о высокой частоте левшества среди больных эпилепсией, олигофренией и шизофрени­ей, хроническим алкоголизмом, а также тот факт, что, становясь взрослыми, эти лица сохраняют низкие адаптационные* возможности, определенную «хрупкость» пси­хической деятельности, склонность к кратковременным декомпенсациям*.

Но что, интересно узнать, ответили бы сторонники взгляда на левшество как на патологию, познакомив­шись вот с этим списком. Достоверно известно, что леворукими были такие исторические личности, как:

♦ римские императоры Тиберий и Юлий Цезарь, а так­же американские президенты, например У. Клинтон;

♦ выдающиеся полководцы Александр Македонский, Карл Великий, Наполеон;

♦ гениальные ученые Дж. К. Максвелл, выведший ос­новные уравнения электромагнитного поля; И. П. Пав­лов, основатель учения о высшей нервной деятельнос­ти, Нобелевский лауреат (1904 г. ); Ж. Л. Пуанкаре, автор трудов по дифференциальным уравнениям, тео­рии аналитических функций;

♦ величайшие художники Микеланджело и Леонардо да Винчи;

♦ героиня Франции Жанна Д'Арк, писатель Льюис Кэр­ролл, автор фундаментального Толкового словаря рус­ского языка В. И. Даль, а также актер Чарли Чап­лин и солист группы «Битлз» Пол Маккартни.

Так левый — это неправильный или всего лишь не правый?

ДВА ПОЛУШАРИЯ — ОДИН МОЗГ

Анализируя причины возникновения леворукости, нельзя не затронуть один очень важный аспект — асим­метрию полушарий головного мозга*. Сама по себе эта проблема очень многогранна и сложна. Здесь мы коснем­ся лишь одной ее стороны — основных функций правого и левого полушарий мозга и связанной с ними специфи­ки организации моторики*.

О симметрии в строении мозга и распределении его функций знали уже давно. Учение же о межполушарной асимметрии у человека возникло лишь около ста лет назад. Открытие французского врача Поля Брока бук­вально потрясло ученый мир. До него никто не обращал внимание на то, что параличи правой руки очень часто сопровождаются нарушением речи, а при параличе ле­вых конечностей речь обычно не страдает. Изучая это явление, Брока сделал не одно, а сразу три крупнейших открытия: а) он обнаружил в левом полушарии мотор­ный центр речи, поражение которого вызывает затрудне­ние артикуляции (моторную афазию); б) показал, что вмозгу существует строгая локализация функций; в) об­наружил, что полушария мозга человека асимметричны в функциональном отношении.

Вскоре другой ученый, Вернике, обнаруживает в ле­вом же полушарии сенсорный* центр речи, поражение которого приводит к расстройству понимания речи (сен­сорная афазия). Были обнаружены и другие речевые цен­тры в левом полушарии. В конечном счете оказалось, что нашей способностью говорить и писать, читать и пони­мать устную речь мы обязаны работе левого полушария.

После всех этих открытий оно стало признаваться доми­нирующим (ведущим) во всех сферах: в отношении язы­ка, мышления, двигательной деятельности, ориентации в пространстве. Правое же полушарие рассматривалось как дополнительное. Но такой взгляд не подтверждался кли­ническими наблюдениями, в ходе которых выявилось, что после поражения правого полушария нарушается зри­тельное восприятие и пространственное мышление.

Американский исследователь, Нобелевский лауреат (1981 г. ) Р. У. Сперри рассек все основные связи, соеди­няющие полушария у больного, страдающего эпилепси­ей. Сперри предполагал, что такое разъединение полу­шарий предотвратит распространение судорожной актив­ности по всему мозгу и избавит пациента от припадков. Но выявленные после операции особенности работы моз­га оттеснили на задний план первоначальную задачу. Так, Сперри сформулировал концепцию частичного до­минирования полушарий у человека, согласно которой левое полушарие специализируется на вербально*-символических функциях, а правое — на пространственно-синтетических. Дальнейшие исследования на здоровых людях с нерасчлененными межполушарными связями подтвердили наличие функциональной асимметрии моз­га. Открытие Сперри — одно из самых значительных открытий XX века, явившееся революцией в физиоло­гии и психологии.

В настоящее время выработана классификация раз­личных функциональных асимметрий человека: мотор­ная, сенсорная, анатомическая, температурная и др. Глав­ной асимметрией человека является психическая, обус­ловленная специализацией полушарий мозга.

Кроме общих межполушарных отличий, которые свой­ственны большинству людей, отмечаются и индивидуаль­ные особенности. Так, у праворуких людей доминирую­щим может быть не только левое, но и правое полушарие. Сама концепция доминантности полушарий была сфор­мулирована английским неврологом X. Джексоном в 1861 году и имеет немаловажное значение, поскольку именно доминантность определяет особенности протекания всех психических процессов у человека. Различные авторы на основании результатов многочисленных исследований

пришли к выводу, что у детей от трех до семи лет в ситуации произвольного и непроизвольного внимания ак­тивизируется преимущественно правое полушарие и только начиная с десятилетнего возраста — левое. Сдвиг в сторо­ну преобладания левого полушария становится выражен­ным к концу пубертатного* периода.

Рассмотрим основные особенности полушарий мозга человека и сферы психической деятельности, за которые они ответственны (рис. 2).

Рис. 2

Образное представление специфических функций

каждого полушария мозга

Начнем знакомство с правого полушария, так как у левшей именно оно является доминирующим.

Наиглавнейшая особенность этого полушария — вос­приятие выразительности звуков. Все звуки окружаю­щего нас мира меркнут, сливаются в однообразный шум, ичеловек ничего не сможет о них вспомнить, если не приступит к работе правое полушарие. Воспринимая го­лос человека, оно занимается и анализом его интонации. Благодаря работе правого полушария, мы способны по голосу узнать близкого человека, отличить мужской го­лос от женского, только по одной интонации догадаться, хвалят нас или ругают.

Огромнейший мир музыки доступен лишь этому по­лушарию. При его поражении человек не узнает мело­дии хорошо знакомых песен, певец окажется неспособ­ным петь, а музыкант — исполнить даже самое простень­кое музыкальное произведение.,

К настоящему времени накоплено достаточно много данных в пользу преимущественного участия правого по­лушария мозга в обеспечении психической деятельности, осуществляемой при восприятии музыки, воспроизведе­нии музыкальных мелодий, сочинении музыкальных произведений. Установлено и то, что музыкальные мелодии лучше распознаются, если предъявляются на левое ухо, то есть воспринимаются правым полушарием. Интересен тот факт, что разная по характеру музыка воспринимает­ся с разной степенью участия двух полушарий. Экспери­менты, проведенные на кафедре психологии Белорусского государственного университета, показали, что современ­ная музыка в стиле «рок» и классическая музыка дей­ствуют в разных направлениях, вызывая активизацию разных полушарий головного мозга.

После прослушивания музыки в стиле «рок» и «дис­ко» время запаздывания двигательной реакции снижа­ется, объем кратковременной памяти на цифры увели­чивается, а на образный материал, наоборот, уменьша­ется. После прослушивания же классической музыки время запаздывания двигательной реакции изменяется незначительно, объем кратковременной памяти на циф­ры несколько уменьшается, а на картинки, наоборот, увеличивается.

На первый взгляд, столь резкие различия в психичес­кой реакции на классическую и рок-музыку могут пока­заться странными. Однако белорусские исследователи счи­тают их закономерными, так как разная по характеру музыка воспринимается с разной степенью участия двух полушарий: классическая музыка вызывает большую ак­тивизацию мозга в правом полушарии, ритмическая — в левом. При активной работе правого полушария проявля­ется высокий уровень ассоциаций и абстрактного мышле­ния, обобщения понятий, а при функциональном лидиро­вании левого полушария облегчаются стереотипные двига­тельные операции, ассоциации же становятся конкретными, с низким уровнем обобщения понятий.

Образная память, способность сохранять длитель­ное время впечатления от увиденного, — и это обязан­ность правого полушария. При нарушении работы этого полушария человек совершенно без всякого удивления будет рассматривать на картинке невероятные изображе­ния: зайца с рогами, розового слона или крылатую коро­ву. Он просто-напросто не заметит на этих рисунках ни малейшего несоответствия. Человеку с отключенным правым полушарием трудно запомнить и затем воспро­извести сложные фигуры и изображения.

Пока «выключено» правое полушарие, большинство зрительных задач вызывает очень серьезные затрудне­ния. Человеку становится сложно отыскать на столе гла­зами необходимую вещь, не удается удержать на ней взгляд и совершенно невозможно уследить, например, за едущим автомобилем или бегущим человеком. Самый заядлый футбольный болельщик не сможет получить удовольствие от матча и совершенно не разберется в про­исходящем на экране телевизора, но слушать репортаж матча по радио он сможет.

Для того чтобы европейцам научиться писать и чи­тать, правое полушарие совершенно не нужно. А вот япон­цам, пользующимся иероглифами, письмо без его участия не удается. Дело в том, что иероглиф — это фигурный знак, миниатюрное абстрагированное изображение какого-то предмета, явления или понятия. При нарушении образ­ной памяти разобраться в иероглифах (как, кстати, и в цифрах, нотах, дорожных знаках) становится невозможно.

Правое полушарие помогает нам хорошо ориентиро­ваться в пространстве: помнить обстановку в своей квар­тире, расположение районов и улиц в городе. Именно правое полушарие напоминает нам, где лежит та или иная вещь, как пользоваться различными домашними приборами и приспособлениями.

Имеется еще одно свойство правого полушария — перерабатывать поступающую информацию в реальном времени, то есть оно как бы наносит «временные метки» на переживаемые события.

Некоторые исследователи доказывают связь правого полушария с бессознательным в психике человека. В поль­зу этого вывода свидетельствует целый ряд наблюдений за поведением лиц, перенесших операцию по разделению полушарий. Так, когда одному из таких испытуемых нуж­но было явиться на очередное психологическое обследова­ние, он с удивлением обнаружил, что никак не может одеться: его правая рука, связанная с «сознательным» левым полушарием, застегивала пуговицы на пиджаке, а левая рука, связанная с правым полушарием, расстегива­ла их. Объяснить этот факт можно только как проявление неосознанного желания избежать обследования.

Связью правого полушария с бессознательным объяс­няется и тот факт, что в хорошо, казалось бы, известном художественном, музыкальном или литературном произ­ведении мы с удивлением обнаруживаем новые грани и качества. И это новое не вызывает сомнения или насторо­женности, а напротив, выглядит убедительным. Это зна­чит, что мы были готовы принять это новое, что в нас «жило» это знание, хотя мы его и не осознавали. Отсюда и происходит неожиданное, удивленное узнавание, благо­даря способности правого полушария к улавливанию мно­жества связей, к организации многозначного контекста.

Теперь рассмотрим основные функции левого полу­шария. Его работа позволяет человеку понимать обра­щенную к нему речь, как устную, так и письменную, свободно оперировать цифрами и математическими фор­мулами в пределах формальной логики и усвоенных ра­нее правил. Но это полушарие плохо справляется с рас­познанием сложных образов, не поддающихся разложе­нию на простые составные элементы. При помощи только

одного левого полушария человек не сможет отождеств­лять изображения человеческих лиц, не воспримет про­изведения искусства.

Попытаемся представить себе человека с временно отключенным правым полушарием. Такой левополушарный человек отлично владеет речью и проявляет весьма повышенную болтливость. Если его не сдерживать (а сде­лать это очень сложно), то инициатива в разговоре пе­рейдет к нему. Этот же человек, когда ему ничто не мешает пользоваться обоими полушариями, ведет себя совсем иначе. Таким образом, правое полушарие как бы сдерживает своего левого соседа, не давая ему ступить лишнего шага.

Левополушарных людей не назовешь приятными собе­седниками. Голос у них становится сиплым, глухим, гну­савым, а речь утрачивает свой привычный ритм. Наруша­ется способность правильно расставлять ударения как в словах, так и в целых фразах. Их не всегда можно понять.

Для левополушарного человека не составляет боль­шого труда выучить длинное стихотворение или запом­нить два десятка иностранных слов. Он без труда под­считает количество находящихся перед ним предметов, решит в уме простую задачу.

Левое полушарие человека сопряжено с двигатель­ной сферой, правое — в основном с чувственной. Подоб­ное расширение сферы чувственного познания у левшей приводит к тому, что им становятся доступны некоторые «исключительные», феноменальные способности восприя­тия, такие как кожно-оптическое чувство или феномен предвосхищения.

Используя во время операций метод стимуляции обна­женной коры мозга человека слабым током, ученые уста­новили следующие важные различия. При раздражении левой височной доли на первый план выступали речевые нарушения — запинание, смазанность речи, повторения, ошибки в названиях предметов. Если же раздражалась правая височная область, у больных возникали очень яр­кие воспоминания. Происходило как бы проигрывание куска прошлого опыта. Так было выявлено, что отпечат­ки наших непосредственных впечатлений односторонни и связаны преимущественно с правым полушарием.

Весь мозг левши в работе больше напоминает правую половину мозга правши и меньше — левую его полови­ну. А существуют ли анатомические различия между обоими полушариями?

В 1968 г. в результате детального посмертного иссле­дования мозга у ста человек Норман Гешвинд и Уолтер Левитски сообщили о заметных анатомических различи­ях между полушариями.

Таким образом была выявлена и анатомическая асим­метрия полушарий (рис. 3). Но и это еще не все откры­тия. Установлено также существование различий в диа­метре правой и левой сонных артерий, кровоснабжающих соответственно правое и левое полушарие мозга. У левшей во всех возрастных группах диаметр левой внут­ренней сонной артерии больше, чем правой.

И еще одно, пожалуй, не менее интересное откры­тие, которое было сделано в Санкт-Петербургском ней­рохирургическом институте.

Рис. 3 Анатомическая асимметрия полушарий мозга

Вверху — сильвиева борозда в правом полушарии отклоняется вверх под большим

углом; внизу — задняя часть planum temporalem обычно гораздо больше в левом

полушарии, связанном с речевыми функциями.

Исследования показали, что у человека есть также и температурная асимметрия — левая рука всегда немного теплее, чем правая. Ученые предполагают, что такая асимметрия вызвана теми же особенностями в анатомии человека, которые приводят к асимметрии функциональной активности левого и пра­вого полушарий головного мозга.

В течение года в лаборатории измеряли температуру кожи на концах пальцев правой и левой рук у людей, которые не были левшами. Оказалось, что пальцы ле­вой руки всегда теплее, а сама разница в температуре между правыми и левыми пальцами, то есть величина асимметрии, меняется в зависимости от времени года. Эта разница больше всего осенью и весной; в эти сезоны она более 1°. Зимой и летом рассогласование меньше — пальцы левой руки горячее примерно на 0, 75°.

Мы рассмотрели функциональные различия в работе обоих полушарий мозга, познакомились с тем, что суще­ствуют физиологические особенности в строении левого и правого полушарий. А существуют ли какие-либо осо­бенности функциональной асимметрии, проявляющиеся различно у мужчин и женщин?

Психологические исследования выявили две главные особенности, которыми различаются между собой маль­чики и девочки, мужчины и женщины. В среднем жен­щины превосходят мужчин по вербальным способностям и уступают им в отношении математических и простран­ственных способностей (рис. 4). Различия эти невелики и не обязательно предполагают разницу в способностях между любыми двумя представителями обоих полов.

Рис. 4                           Вербальные способности\\\ «Пространственные» способности

Как показывают эти схематические кривые, хотя в среднем у женщин лучше

развиты вербальные способности, а у мужчин — пространственные, различия все

же очень незначительны:

________________мужчины, _ _ _ _ _ _ женщины

Некоторые мужчины могут обладать лучшими вербаль­ными способностями, чем большинство женщин, а неко­торые женщины имеют лучшие математические и про­странственные способности, чем многие мужчины.

Тем не менее в тестах по определению коэффициента интеллекта неизменно выявляются различия между по­лами в средних величинах, и эти различия часто обнару­живаются уже в раннем детстве. Девочки научаются го­ворить и читать раньше, чем мальчики, и гораздо реже сталкиваются с трудностями при обучении чтению. Сре­ди детей, оказывающихся неспособными к чтению, мальчиков в четыре раза больше, чем девочек.

От каких же различий в полушариях мозга могут зависеть половые различия в овладении чтением?

При изучении размеров височной доли в обоих полу­шариях на обширном материале вскрытий была получе­на достоверная информация. Хотя более крупные разме­ры височной доли в правом полушарии встречались срав­нительно редко, в большинстве таких случаев мозг принадлежал женщине. Эти возможные половые разли­чия в анатомии приобретают определенное значение в связи с разницей в способностях, о чем говорилось ра­нее. Но особый интерес у исследователей они вызывают в сопоставлении с данными о том, что повреждения мозга у мужчин и женщин приводят к разным результатам.

Асимметрия вербальных и невербальных функций сильнее выражена в мужском мозге. Левое полушарие в большей степени «специализировано» к регуляции рече­вой деятельности у мужчин, чем у женщин. Высказыва­ется также предположение, что женский мозг подобен мозгу мужчины-левши, то есть характеризуется пони­женной по сравнению с мужчиной-правшой специализа­цией полушарий.

Одним из направлений исследований в области пси­хологии является изучение проявлений функциональ­ной асимметрии мозга в науке, культуре и искусстве. При исследовании творческого процесса психологичес­кие механизмы разделяют на два типа: аналитический, рациональный — левополушарный; с доминированием интуиции — правополушарный. Многочисленные исследования выявили сложную зависимость отдельных

проявлении психики от принадлежности индивида к тому или иному типу.

В каких же областях деятельности левши добивают­ся высоких результатов?

Отмечено, что мужчины-левши нередко проявляют пре­красные способности в организации пространства и часто выбирают профессию архитектора. Так, среди поступив­ших в 1976 г. на архитектурный факультет университета Цинциннати (США) левшей-мужчин оказался 21%.

Камила Бенбоу, психиатр из университета Айовы, которая обследовала студентов, показавших лучшие ре­зультаты в тестах на выявление математических способ­ностей, констатирует, что левши составляют 20% всех талантливых людей и что среди членов общества «Мен-са», объединяющего людей с высоким коэффициентом умственного развития, левшей также 20%.

На фоне упомянутых ранее отрицательных значе­ний слов «левый», «левша» как синонимов слов «нелов­кий», «неуклюжий» особо впечатляют данные о луч­ших (чем у правшей) двигательных реакциях левшей, большей точности их движений. Всем хорошо извест­ны, например, преимущества боксеров-левшей. Именно они завоевывают около 40% золотых медалей в этом виде спорта.

Левши достигают высоких результатов в бейсболе, теннисе и фехтовании (например, сильнейшие тенниси­сты мира Джон Маккинрой и Джимми Коннорс). Среди стрелков, баскетболистов и тяжелоатлетов леворуких почти нет, в то время как среди борцов их 5%, среди каратистов — 8%. Свои особенности наблюдаются у лево­руких мужчин в эмоциональной сфере. Сотрудники Мичиганского университета сопоставили показатели «руко-сти» с показателями темперамента и выявили преоблада­ние у них таких показателей, как гнев (эмоциональная несдержанность), страх (боязливость), низкий уровень са­моконтроля, пониженный фон настроения, конформность (пассивное принятие существующего порядка вещей), со­вестливость, робость, эстетическая впечатлительность, чув­ственность, повышенный уровень тревожности. Кстати, по свидетельству современников, римский император Тиберий, который был левшой, являлся типичным подтверждением этих данных. Они дают ему следующую харак­теристику: «14 сентября 14 г. н. э. сенат утвердил власть Тиберия, видного полководца и дипломата. Новый прави­тель был умным и способным администратором и вместе с тем человеком жестоким и подозрительным, что усугублялось его неуверенностью в себе». Российскими учены­ми было проведено исследование эмоциональной сферы через восприятие запахов. В ходе экспериментов обрати­ли на себя внимание различия праворуких, леворуких и амбидекстров в способности дифференцировать приятный, неприятный и нейтральный запахи. Леворукие и амбидекстры наиболее точно оценивали неприятный запах. По результатам проведенного исследования был сделан следую­щий вывод: праворукие обнаруживают большую чувстви­тельность к эмоциям положительного знака, а для левору­ких и амбидекстров характерно преобладание эмоций от­рицательного знака, то есть они более пессимистичны.

Как же оптимально учитывать и использовать воз­можности каждого полушария в обучении детей, особен­но левшей?

История знает несколько вариантов внедрения в обу­чение упрощенных представлений о полушарной органи­зации мозга. Так, американский педагог И. Соньер про­возгласил лозунг: «Обучая левое полушарие, вы обучае­те только левое полушарие, обучая правое полушарие — вы обучаете весь мозг! » Создается впечатление, что речь идет не о нормальном здоровом мозге, а о расщепленном на две совершенно независимые части органе.

Основанное в начале XX века в Англии Общество амбидекстральной культуры призывало к упражнению левой руки, уверяя, что это приведет к удвоению интел­лектуальных способностей, гармонизации эмоциональ­ной атмосферы в обществе и даже послужит надежным профилактическим средством против искривления по­звоночника. В основе такого подхода лежало представле­ние о равнозначности полушарий и параллелизме в их работе, из которого вытекало, что асимметричное рас­пределение моторных функций надо преодолевать.

В последнее время прогресс в обучении связывали с постепенной заменой освоения учащимися практичес­ких навыков накоплением у них теоретических знаний.

Мы стали очевидцами увеличения числа теоретических курсов, повышения уровня абстрактности в изложении учебного материала, усиления математизации и алгорит­мизации материала при изложении гуманитарных дис­циплин. В результате снизилась общая эмоциональность изложения, язык стал более сухим, уменьшилась доля ярких выразительных примеров, чрезвычайно редко стали использоваться ритмы — речевые и музыкальные, которые сами по себе активизируют эмоциональную и непроизвольную память. Иными словами, при обучении акцентировались механизмы левого полушария при од­новременном ослаблении вовлеченности правого полу­шария. Это привело к тому, что ребенок мог только гра­мотно воспроизводить выученный материал, но оказы­вался беспомощным, приступив к практической работе, где необходимы творческий подход и интуиция.

Для повышения эффективности обучения левшей не­обходимо как можно чаще обращаться к возможностям правого полушария, чтобы полнее использовать прису­щие ему особенности: большую скорость и эмоциональ­ность восприятия, обобщенность, целостность, образность, вовлечение непроизвольной памяти. С этой целью полез­но систематически включать в учебный процесс манипу­лирование с моделями и макетами. Можно активизиро­вать возможности правого полушария, умело используя всякого рода схемы.

Существующие в педагогической практике методы обучения иностранному языку опираются на усвоение правил языка и особенностей его грамматических конст­рукций (обращение к левому полушарию) либо на образ­ные представления и конкретные ситуации (обращение к правому полушарию). Более продуктивным подходом к обучению языку детей-левшей послужило бы одновре­менное использование тех и других методов в едином учебном процессе.

Необходимо иметь в виду, что на первых этапах фор­мирования функциональной асимметрии у детей (а до двух лет нет различия в функциях обоих полушарий) психические механизмы речи и эмоций имеют свои осо­бенности. Речь ребенка тесно связана с эмоциями, а спе­цифика левого полушария состоит прежде всего в обработке речевых звуков, фонем, как осмысленных, так и бессмысленных. У дошкольников речь подчиняется за­кономерностям не логического, а непосредственно чув­ственного восприятия, которое обеспечивается деятель­ностью не левого, а правого полушария. Существует мне­ние, что лишь с началом обучения левое полушарие постепенно становится не только вербальным, но и вербально-логическим.

У детей из-за особенностей психологической структу­ры их речи и эмоций правое полушарие играет важней­шую роль в развитии. Считается, что неспособность к обучению в детстве связана с дисфункцией правого полу­шария. При обучении письму и чтению следует учиты­вать, что механизмы, осуществляющие эти функции, у взрослого и ребенка различны: на ранних этапах обуче­ния процесс чтения в значительной степени опирается на чувства. Существует также гипотеза о том, что школа переоценивает левополушарное речевое мышление в ущерб правополушарному.

И еще одно очень важное замечание. У ребенка в процессе развития может произойти смена доминирую­щего полушария. Момент смены является тем критичес­ким периодом, когда основные функции центральной нервной системы равномерно распределены между дву­мя полушариями, после чего уже начинает доминиро­вать правое полушарие и развивается так называемое «скрытое левшество». Таким критическим периодом яв­ляется возраст одиннадцать-двенадцать лет. Этот возраст рассматривается как критический по способности детей к зеркально-подражательным движениям, так как после него эта способность у праворуких детей практически исчезает, сохраняясь лишь у левшей. В этом же возрасте возможна смена доминирующего полушария. Да, у нас два полушария, но психические процессы формируются в них как в едином органе. Асимметрия и специализа­ция функций больших полушарий человеческого моз­га — насущная необходимость, важнейший этап в разви­тии мозга. Только благодаря этому наша мыслительная деятельность превосходит психическую деятельность животных. Благодаря такому строению мозга человек из биологического существа стал «человеком разумным».

СПРАВА НАЛЕВО

Русский поэт С. Г. Фруг (1860-1916) в своем стихо­творении «Зеркало» (1899) своеобразно использует этот прием:

О грядущем ни намека,

О минувшем — ни следа...

Отражается всегда

Лишь обманчиво глубоко

Мысли свет и сердца жар

Не пленив мечтой напрасной,

Ей, холодной и прекрасной,

Подношу я этот дар.

С их зеркальной глубиной

Все в очах лазурно-чистых:

И созревшей страсти зной,

И мерцанье грез лучистых,

И мерцанье грез лучистых.

И созревшей страсти зной —

Все в очах лазурно-чистых

С их зеркальной глубиной

Подношу я этот дар.

Ей, холодной и прекрасной,

Не пленив мечтой напрасной

Мысли свет и солнца жар.

Лишь обманчиво глубоко

Отражается всегда...

О минувшем — ни следа,

О грядущем ни намека.

Или еще пример зеркального поэтического текста: Перевертень (Кукси, кум мук и скук)

 

Кони, топот, инок,

Но не речь, а черен он.

Идем, молод, долом меди.

Чин зван мечем навзничь.

Голод, чем меч долог?

Пал, а норов худ и дух ворона лап.

А что? Я лов? Воля отча!

Яд, яд, дядя!

Иди, иди!

Мороз в узел, лезу взором.

Солов зов, воз волос.

Колесо. Жалко поклаж. Оселок.

Сани, плот и воз, зов и толп, и нас.

Горд дох, ход дрог.

И лежу. Ужели?

Зол, гол лог лоз.

И к вам и трем с смерти мавки.

В. Хлебников, 1912

Подобное «перевернутое» письмо встречается со вре­мен появления письменности. Сотни часов провели уче­ные над расшифровкой дневников и записей Леонардо да Винчи, который был левшой и все свои записи вел спра­ва налево и зеркально изображенными буквами.

Явление это носит название феномена зеркальных дви­жений (ФЗД). Впервые этот феномен был описан Вестфалем в 1874 году. К наиболее характерным проявлениям его относится зеркальное письмо, но встречаются и зеркаль­ное чтение, зеркальное рисование, зеркальное восприятие.

Для объяснения феномена зеркальных движений есть ряд концепций. Одни авторы видят причину в нарушени­ях зрительно-пространственного восприятия, право-левой ориентировки, в дефектах зрительно-моторной координа­ции и бинокулярного зрения. Другие рассматривают фе­номен как один из компонентов речевого расстройства. Но все приводят достаточно много данных о связи фено­мена зеркальных движений с наличием левшества.

Рассмотрим подробнее несколько наиболее характер­ных проявлений этого феномена.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.