Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Распевание, скороговорки;



 

Педагог: Здравствуйте ребята! Тема нашего урока " Дикция и артикуляция в исполнении упражнений и вокального произведения".

Сегодня на уроке мы будем работать над развитием артикуляционного аппарата, над четким и правильным произношением слов при исполнении песни.

Что такое дикция? Что это за слово? И что оно означает в мире музыки и в мире вокала.

Дикция – это чёткое, ясное, разборчивое произношение (пропевание) всех звуков текста. Зависит она от активности губ и языка, правильного дыхания и артикуляции в целом. Ребята! Вы должны знать что, формирование речи осуществляется артикуляционным аппаратом. К нему относятся губы, язык, челюсти, гортань с голосовыми связками, зубы. ( Показ плаката: строение голосового аппарата). Работа артикуляционного аппарата (для достижения хорошей дикции называется артикуляцией.

Артикуляция - это правильная работа АА, который позволяет сделать звучание голоса красивым. Для этого необходимо не зажимать нижнюю челюсть, а свободно ее опускать, язык должен быть мягким, свободным, мягкое нёбо – «на зевке», гортань опущена.

Педагог: Друзья мои, вы заметили как много существует в мире музыкальных инструментов? И каждый из них сделан руками человека. А чтобы они звучали чисто и красиво, за ними нужно ухаживать: настраивать, мыть, чистить, лелеять. Но самый удивительный инструмент, оказывается, находится внутри нас.

Вопрос? Что же это за инструмент?.. (Дети отвечают) -" Человеческий голос"

Правильно! Это самый древний инструмент, возникший в результате появления самого человека. Голос – это не игрушка. А сколько труда, здоровья, психологического настроя нужно, чтобы он зазвучал!

Прежде, чем мы запоём, нам нужно разогреть голосовые связки. Нам нужна зарядка! Нам нужна распевка! Нам нужна скороговорка! Чтобы включилисьв работу все органы, из которых состоит наш голосовой аппарат.

А какие это органы? (дети отвечают) ротовая полость (щёки, губы, зубы, язык, челюсти и нёбо, глотка, гортань, трахея, лёгкие).

Правильно! Всё, что мы с вами перечислили это и есть артикуляционный аппарат.

Педагог: Наши песни состоят из слов, а слова из гласных и согласных звуков. Но эти звуки речи должны быть понятны при общении людей или пении всем окружающим.

Для этого существует дикция – это чёткое, ясное, разборчивое произношение звуков.

Ребята! А из чего может состоять распевка вокалиста?

(Дети отвечают); " Из вокальных упражнений и скороговорок"

Правильно! И нам нужно подготовить свой музыкальный инструмент, точнее – настроить его. Распеваться на каждом занятии обязательно, так как голосовые связки крепнут, растут. Мы приобретаем навык правильного произношения слова в песне.

Цель нашего урока, закрепить вокальные упражнения с помощью распевок и скороговорок. Без чётковыговоренных слов, сложно слушать исполнителя любой песни, и поэтому эти упражнения для выполнения являются обязательными. Все скороговорки проговариваются ясно, чётко, не «сжевывая» ни одной буквы.

Педагог: А теперь немножечко пофантазируем. Рассказ " Прогулка в лесу" Представим что наш класс превращается в луг! Время года – лето! Друзья по школе, Эдгар и Алина, пошли в лес за ягодами. Замечательная погода. Светит солнце. И вдруг ваше внимание привлекает странный звук (закрытым ртом низко " мм" ). Кто это? – корова, теленок (рука на груди - ощущение грудного резонирования – поем в 3-4 тональностях).

По дороге проехала машина (" пр -р", в высокой тесситуре - " машина едет в горку и с горки" ).

Сколько цветов! Летают бабочки, стрекочут кузнечики. Вот пролетел жук (в низкой тесситуре " ж-ж" " мы жуки, мы жуки, мы живём у реки, мы летаем и жужжим соблюдаем свой режим" - (рука на груди, ощущение тканевых вибраций грудного резонирования. Чистка интонации. Опевание ступеней).

Вот и лес. Уже на опушке ребята услышали, как по лесу разносится «ау» (упражнение на широкий интервал октаву – от грудного резонирования к головному - поем в нескольких тональностях).

В лесу звенят комары (" з-з" - в тональностях поступенное восходящее и нисходящее движение I-Y-I ступени в очень быстром темпе).

Как интересно в лесу? Где-то поет свою песню кукушка (" ку-ку" - поем в нескольких тональностях).

Вот пробежал ёжик (" фуф -ты-фуф-ты-фуф-ты фу, на спине листок несу, самый сильный я в лесу, лишь боюсь одну лису" маркатированное движение по терциям Y-III-I, рука ощущает, как двигается животик).

Он так смешно бегает (« дук - дик - дак - дик» - упражнение с ощущением смеха – стаккато, поступенное восходящее и нисходящее движение, с опорой на тонику)! Смешной ёжик вызвал смех у Эдгара и Алины. (Упражнение " Ха-ха-ха", активная работа диафрагмы). Друзья решили его погладить и укололись (" о-о-ой" - легато - Y-III-I ст. ) Но они быстро успокоились, поели ягод и пошли домой. (Упражнение " По дороге Петя шёл". )

Педагог: Вы молодцы ребята! Замечательно справились с поставленной задачей. А теперь, когда наш вокальный аппарат хорошо разогрет и готов к работе, давайте прочитаем скороговорки:

Распевание, скороговорки;

1. " Из под топота копыт, пыль по полю летит", а теперь проговариваем увеличивая скорость произношения, четкий выговор гласных и согласных букв.

2. Встретил в чаще Ёж ежа,

" Как погода, ёж?

- Свежа!

И пошли домой, дрожа, сгорбясь, сьёжась два ежа! - проговаривать на одном дыхании.

3. К Чебурашке в чашку

Шлепнулась букашка,

Добрый Чебурашка

Вытащил букашку,

Положил букашку

Сохнуть на бумажку.

Высохла букашка,

Поднялась с бумажки

И снова чебурахнулась

В чашку к Чебурашке.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.