|
|||
Введение. МатериалыиметодыВведение После начала использования хирургических масок Mikulicz в 1897 году(5), их применение во время операций стало повсеместным. Хотя в последнее время наметилась тенденция к улучшению защиты не только пациентов, но и медицинских работников, в целом, общепринято, что в операционных персонал обязан использовать хирургические маски, и частичнозаменять их после длительного использования (4 часа и более) (6). При (работе) в операционных, хирурги часто испытывают физический дискомфорт, усталость, и возможно, происходит снижение работоспособности и качества выполняемой ими работы. Хотя накоплено много информации о том, как окружающая среда влияет на умственную и физическую работоспособность, но даже при работе вентиляционной системы, и адекватном качестве воздуха в операционной, соответствующим стандартам, хирурги дышат тем воздухом, который находится (в том числе) под маской. А он отличающимся от воздуха в помещении. Из-за этого они (иногда) или надевают маски неправильно, или не надевают их вовсе. Известно, что под маской накапливается влага и нагретый воздух; и можно ожидать, что маски могут накапливать некоторое количество углекислого газа – что вызывает уменьшение насыщения крови кислородом. Обычно «нормальной сатурацией крови кислородом» считают сатурацию от 90 до 97, 5% (от возможной), что соответствует парциальному давлению кислорода от 13, 3 до 13, 7 кПа (если в переносе кислорода участвует или может участвовать весь гемоглобин). С помощью пульсоксиметра можно быстро, точно и надёжно определять сатурацию гемоглобина кислородом. Этот прибор сочетает в себе оксиметр и плетизмографию для не инвазивного определения сатурации артериальной крови кислородом. В соответствии с законом Бугера — Ламберта — Бера (Lambert Beer Law) насыщенный и не насыщенный кислородом гемоглобин поглощают красный и инфракрасный свет по-разному. Оксигемоглобин лучше поглощает инфракрасный свет, а не насыщенный кислородом гемоглобин лучше поглощает красный свет. (Измерение) отношений поглощения красного и инфракрасного света позволяет определить сатурацию артериальной крови кислородом (4). Главной целью этого исследования было определение оксигенизации у хирургов при выполнении ими своей обычной, рутинной работы – операций.
Материалыиметоды С помощью пульсоксиметра изучали состояние 53 хирургов до и после операций (возраст от 24 до 54 года, мужчин и женщин, работавших в университетских госпиталях, не курящих, и не имевших никаких хронических заболеваний органов дыхания). Они былигемодинамически стабильными (hemodynamically stable)[1], дышали комнатным воздухом, и в течение всей операции стояли. В зависимости от длительности операции, были сформированы следующие группы: 1. Длительность операции до 60 минут; 1а. Группа использовавших маски (n=5) 1b. Группа хирургов, не использовавших маски при (подготовке пациента к операции), менее 30 минут (n=9) 2. Длительность операции от 60 до 120 минут (n=25) 3. Длительность операции от 120 до 180 минут (n=23) 4. Длительность операции от 180 до 240 минут (n=20)
Для того, чтобы определить, может ли возраст повлиять на сатурацию гемоглобина и ЧСС, хирургов также разделили на две группы по возрасту: моложе 35 (n=25) и старше 35 (n=28). А использовать возраст хирургов при проведении регрессионного анализа в качестве независимой переменной, влияющей на результат (ковариаты) было невозможно - из-за скудости данных. Использовалиодноразовыестерильныебумажныехирургическиемаски (SurgicalFaceMaskSLM/B, Sterilife, Yozgat, Turkey). Маски надевали аккуратно (случаев, когда они были ниже носа – не было); и их положение не меняли. Для измерения сатурации использовался один и тот же пульсоксиметр, с креплением датчика на пальце (Cardiocap/5, DatexOhmeda, Helsinki, Finland). Участников просили разговаривать и вести себя точно так же, как они обычно это делают. При проведении продолжительных операций, для профилактики обезвоживания организма (и влияние этого на ЧСС и сатурацию), участникам разрешали пить воду каждый час через трубочку. Во время всех операций, датчик пульсоксиметра надевался на второй палец правой руки. Это исследование проводилось в течение 3 месяцев, с марта по май, когда температура в операционных была от 18 до 20 град С, а относительная влажность от 35 до 40%. Непосредственно перед операцией регистрировали ЧСС и сатурацию кислородом. В конце операции снова использовали пульсоксиметр, и делали измерения. Для получения контрольных значений параметров проводили до и после-операционные измерения. Их проводили у тех же участников, в тех же группах – индивидуально. Эти замеры проводили, когда хирурги стояли в операционной, в стерильной одежде (как наблюдатели), не проводили операции, и не надевали маски. Для сравнения результатов, полученных в двух группах (например, контроль - до и после операции) использовали парный и непарный t-критерий Стьюдента (pairedandunpairedStudent'sttest). А отличия в группах, когда тех было больше двух, определяли с помощью дисперсионного анализа Краскела-Уоллиса; и апостериорный тест Данна (posthocDunn'stest). Значения описывали как среднее значение ± стандартное отклонение. Критерием значимости считали р< 0, 05.
|
|||
|