|
|||
Урок обществознания в 10 классе по теме:Стр 1 из 3Следующая ⇒ Урок обществознания в 10 классе по теме: Тема «Наука и образование» (академический школьный учебник под редакцией Л. Н. Боголюбова, базовый уровень) изучается на двух уроках. Данный урок предполагает рассмотрение вопросов, связанных с наукой и образованием. Цель: углубить представления учащихся о науке и образовании как компонентах культуры, раскрыть функции, показать связь науки и образования и их влияние на формирование культуры. На прошлых уроках мы начали изучать раздел: «Основные сферы общественной жизни». Вопрос классу: Какие сферы общественной жизни мы выделяем? -экономическую -политическую -социальную -духовную (культурную)
Вопрос классу: Что такое «КУЛЬТУРА»? Культура – все виды преобразовательной деятельности человека, а также ее результаты – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком. Вопрос классу: Из каких компонентов состоит культура?
1. Вступительное слово учителя. Человек, являясь единственным разумным существом на Земле, еще на заре своей истории пытался постичь окружающий мир и самого себя. Он хотел ответить на великое множество вопросов и решить множество проблем. Разными способами и в разных формах, главными из которых были философия, наука и религия, он познавал мир и осознавал свою в нем роль и предназначение. За несколько тысячелетий человек достиг больших результатов: он получил ответы на тысячи вопросов и открыл многие законы природы и собственной жизни. Сегодня мы с вами знаем и умеем в сотни раз больше, чем наши далекие предки. Однако, решив одни вопросы, человек столкнулся с другими, перед ним встали новые проблемы, не менее важные, более многочисленные, чем те, с которыми он давно справился. Несмотря на все достижения науки, как ни удивительно, еще больше неизведанного. В одной притче рассказывается, как к одному мудрецу пришел юноша и попросил взять его в ученики. Учитель начертил перед ним на песке окружность и сказал: «Внутри нее то, что ты знаешь, а вне – чего пока не знаешь». «Допустим, я научил тебя многому», – продолжил мудрец и с этими словами начертил еще одну окружность, гораздо больше первой. – «Смотри, – сказал он юноше, указывая на внутреннюю часть второй окружности, – насколько больше ты теперь знаешь, но также обрати внимание на то, как сильно увеличилась граница соприкосновения твоего знания с твоим незнанием, стало быть, теперь тебе предстоит узнать гораздо больше, чем тогда, когда ты не знал ничего». Получается парадокс: чем больше мы узнаем, тем больше оказывается непознанного. Итак, вы уже догадались, о каких компонентах культуры сегодня пойдёт речь? Да, тема нашего урока: «Наука и образование». Вопрос классу: Какова цель нашего урока? - Выяснить роль науки и образования в формировании культуры Вопрос классу: Что мы должны узнать? -что такое наука -функции науки -что такое образование -функции образования -определить связь науки и образования -влияние науки и образования на формирование культуры -показать связь науки и образования Что же такое наука. Термин «наука» многозначный. Вам предложены определения науки из различных словарей. (Лист заданий) Задание (образец на слайде) Проверяем! Итак, три значения науки: -как особая система знаний -как особый вид деятельности -как особая система общественных организаций, учреждений (т. е. как социальный институт) Рассмотрим что включают в себя эти значения: Записываем в тетрадь: Обобщая все значения термина можно сказать: Наука – это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе, самом познании и имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов Теперь мы можем определить каково предназначение науки, её функции. Наука выполняет 3 основные функции: - культурно-мировоззренческую: Формирует мировоззрение, научные представления – часть общего образования, культуры -социально-производственную: Наука стала фактором производственного процесса, развитие техники всё больше зависит от успехов научных исследований - познавательно-прогностическую: Данные науки используются для разработки планов и программ социального и экономического развития, для управления культурными процессами и т. п.
Мы с вами можем гордиться тем, что крупнейшие научные открытия (по мнению исследований это 50 %) сделаны в нашей стране. Парашют и противогаз, радио и телевидение, телеграф, авиация и космонавтика, фотосинтез, лазеры, витамины, наркоз, паровозы, лучшие в мире подводные лодки и многое другое создали российские ученые. Вопрос классу: Что же отличает науку от других компонентов культуры? Каковы характерные черты науки? (Ответы учащихся)
Объяснения учителя: Многозначность понятия «наука» создаёт и различные классификации наук.
По направленности и по непосредственному отношению к практике науки делят на фундаментальные и прикладные. Как вы можете объяснить эту классификацию? Фундаментальные – изучают в «чистом виде» законы, управляющие поведением и взаимодействием базисных структур природы, общества, мышления. *опережают в своём развитии прикладные
Прикладные – служат для непосредственного применения результатов фундаментальных наук, для решения познавательных, производственных и социально-практических задач. По объекту изучения науки делят на: естественные, гуманитарные, технические.
|
|||
|