|
|||
Занятие 6. Теоретические и эмпирические методы исследованияЗанятие 6. Теоретические и эмпирические методы исследования План 1. Понятие о методах исследования. 2. Теоретические методы исследования (моделирование, метод теоретического анализа и синтеза, абстрагирования, конкретизации, идеализации). 3. Эмпирические методы исследования: сущность, виды (наблюдение, беседа, опрос, анкетирование, интервьюирование, тестирование, изучение литературы, продуктов деятельности, оценивание, шкалирование, экспресс-метод). 4. Методы психодиагностики. 5. Методы математической статистики.
Теоретические задания 1. Объясните, что называют методами исследования и на чем основаны подходы к их классификации? 2. Каково назначение каждого из теоретических методов исследования? В чем специфика их применения в педагогическом исследовании? 3. В чем разница между изучением опыта и экспериментом? В чем их сходство? 4. Чем различаются критерии и показатели? Сколько принято выделять критериев и показателей? 5. Приведите аргументы «за» и «против» широкого применения тестов в современной общеобразовательной и профессиональной школе. Как недостатки тестов попытаться превратить в их достоинства? Практические задания 1. Разработайте программу наблюдения в соответствии с задачами собственного исследования. Какие цели Вы поставите? Что выберете в качестве объекта, предмета и т. д.? Оцените составленную Вами программу в соответствии с требованиями к наблюдению. 2. Познакомьтесь подробнее с методикой портфолио, которая распространяется в современной школе. Выделите ее диагностический аспект. Предложите памятку для учителя по использованию портфолио в качестве диагностического средства. 3. Разработайте план изучения опыта и проведения эксперимента по интересующей Вас проблеме. 4. Составьте план наблюдения по теме вашего исследования. Список литературы 1. Давыдов В. П. Основы методологии, методики и технологии педагогического исследования: Научно-методическое пособие. – М.: Академия ФСБ, 1997. 2. Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учебное пособие. – М.: Издательский центр “Академия”, 2001. 3. Кохановский В. П. Философия и методология науки: Учебник для высших учебных заведений. – Ростов н/Д.: “Феникс”, 1999. 4. Поппер К. Р. Открытое общество и его враги: В 2. т. – М., 1992. 5. Энштейн. А. Физика и реальность. – М., 1965.
|
|||
|