![]()
|
|||||||
Сравнение трио и эпизода. III часть (Реприза)Сравнение трио и эпизода В трио – самостоятельны форма и тема, имеются повторы, по тематизму однородно, приём развития – переизложение (слушаем III часть Сонаты №2 Л. Бетховена). Тональное соотношение – тональности 1 степени родства (у романтиков возможны терцовое и секундовое соотношения: Ф. Шопен мазурка D-dur, ор. 33 №2, мазурка H-dur, op. 63 №1). Является тонально замкнутым. Встречается в маршах, танцах, скерцо, музыке моторного склада. Имеет жанровые корни в сюите. В эпизоде – нет самостоятельной формы, но есть самостоятельный тематический материал; эпизод не повторяется, тонально неустойчив. Приёмы гармонического развития – модулирование, органный пункт на D. Встречается в медленных частях циклов и медленных пьесах лирического склада (Бетховен медл. части сонат №4, 16, Шопен Мазурка b-moll op. 24 №4). Слушаем Мазурку Шопена b-moll op. 24 №4. Эпизод имеет корни в старинных вокально-танцевальных жанрах (хороводы). III часть (Реприза) Если материал I части звучит без изменений, то реприза называется точной (da capo или d. c. – Л. Бетховен Соната №1 f-moll, Менуэт). Реприза может быть изменена. Изменения касаются масштабов части (1) или характера развития (2). Другие виды реприз: · Сокращённая (есть только 1-й раздел пр. 3-частной формы - Ф. Шопен Мазурка ор. 7 №2 a-moll) · Расширенная (М. Равель Менуэт из сюиты «Гробница Куперена», к тому же и динамизированная) · Варьированная (П. Чайковский Симфония №4, II часть) · Динамизированная (Ф. Шопен Полонез №4 с-moll – к тому же и сокращённая) · Синтетическая (С. Прокофьев Соната №4, II часть) · Инотональная (Ф. Шопен Мазурка a-moll ор. 59 №1) В сложной 3-частной форме бывают вступление и кода.
|
|||||||
|