![]()
|
|||||||
О контрасте крайних частей и серединыИстория Форма откристаллизовалась к концу XVII – началу XVIII века. Прототипом её было сопоставление двух одноименных танцев (например, менуэтов) с повторением первого (см. Английские сюиты И. С. Баха F, g, d). Иногда второй танец контрастировал с первым более спокойным ритмическим движением и более прозрачной фактурой; вошло в обычай писать второй танец для трёх инструментов в оркестровых произведениях и для трёх голосов в клавирных. Отсюда название «трио», которое сохраняется по сей день. О контрасте крайних частей и середины Характер произведения в большой степени определяют крайние части, потому что они начинают и завершают произведение. Если они активные, то средняя часть обычно бывает спокойной и наоборот. Типы контрастов · Движение быстрое – спокойное · Tutti и прозрачное (солирующая группа или соло) · Стремительное развёртывание и уравновешенность · Соотношение разных темпов (у романтиков) Строение сл. 3-частной формы, её типы Схема в общих чертах напоминает схему пр. 3-частной формы: 1 и 3 части обозначаются одной буквой, а 2 часть – другой. Возможны схемы: ABA, AA1A, ARA (где R – разработка), Aпер. A (середина – развитый переход), A+BC+A (где BC – 2 самост. раздела). II часть Нередко начинается без перехода (поставить в записи в качестве примера В. Моцарт Симфония №40, III часть. I и II части отграничены, образы в них как бы изолированы. Возникают контрасты фактуры, регистров, тональностей, тембров (в оркестровой музыке). В качестве примера слушаем III часть Сонаты №2 Ф. Шопена. II часть бывает двух типов: 1) Имеет самостоятельную форму (период, пр. 2-х или 3-частную форму). Называется трио (хотя может быть не обозначено в нотном тексте). 2) Не имеет самостоятельной формы; представляет собой тонально-неустойчивые построения. Называется эпизодом.
|
|||||||
|