Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Олег Михайлович Боровских 28 страница



Спорщики пришли ко мне опять. Выигравшая сторона великодушно согласилась дать фору (шанс) проигравшим. " Слушай — мы тебе притарабаним ещё 10 конвертов и адресов. Напиши, пожалуйста, ещё десяток писем. "

Ну хрен с вами — посмеявшись, накатал ещё десяток любовных посланий. Разумеется — совершенно впустую.

В общем, трепотня милых дам о мужиках — сволочах и кобелях, делающих детей и не желающих жениться — такая же пустопорожняя лабуда, как и басни рассказываемые мужиками, о бесчисленных любовных приключениях, с участием целых толп сексуально озабоченных блондинок. Собака лает — ветер носит. Даже в " интимной сфере" в наше время — каждый сам за себя. Подохни ты сегодня — а я завтра. Всё остальное — глупые байки и дешёвое лицемерие. Исключения конечно бывают. Ну так ведь на то они и исключения…

В Твери днём зал ожидания бесплатный и менты особо не лютуют. Это вводит в заблуждение залётных новичков. После ухода последней электрички, начинается тотальная проверка документов. Всех, не имеющих билета на поезд дальнего следования и полноценных документов, из зала выгоняют — и он до утра становится платным. А за пределами вокзала податься некуда, поэтому приезжать зимой в Тверь на ночь глядя — смерти подобно.

Запомнился огромный рекламный плакат, на одном из Тверских магазинов: " Все сюда — здесь еда! " Везде — своя дурь…

От Твери идёт электричка на Бологое. Это озеро такое — Бологое. Ну и городишко, подковой раскинувшийся вокруг него, так же называется. Вокзал здесь — огромный и плохо отапливаемый. Сиденья — железные. Вот уж воистину, чья-то извращённая фантазия поработала — железные сиденья в российском климате! Мало того — менты и охранники бродят по вокзалу толпами, явно мучась от безделья, занимаются тем, что немедленно будят тех кто осмелился заснуть. Люди возмущаются, дескать, ночью даже в Москве и Питере дремать пассажирам не запрещают! Но Бологое — это вам не Москва с Питером…

От Бологого укороченная электричка в пять вагонов, катит до Окуловки. От Окуловки (между прочим, эта местность — родина Миклухо-Маклая), точно такая же — до Малой Вишеры. Эти два перегона приходятся на малонаселённые места Новгородской области, изобилующие ягодой, прекрасными озёрами и брошеными деревнями. Какой потенциал для развития туризма (не говоря уж о разведении рыбы)! Крохотная Швейцария, рядом с Новгородчиной, по числу и величине озёр — рядом не валялась. Из тех же ягод, финны, например, столько производят всяких соков, экстрактов, ликёров и лекарственных препаратов! А разнотравья сколько — рай для скотоводства! Мало того, как ни странно кому-то покажется, здесь очень много топинамбура. Топинамбур (земляная груша), в Новгородской области — почти сорняк, растущий без особого ухода. Грибы — само собой. Черники — море! В Грецию россияне за шубами ездят (чем не анекдот? ) — так отчего же не заняться пушным звероводством на этих просторах?.. А лён — это же зелёное золото! В странах с жарким климатом, только дураки и нищие носят синтетику. Умные и богатые готовы втридорога платить, за льняную одежду и постельное бельё. И именно российский Северо-Запад (так называемое Нечерноземье) — льняная житница, не просто России, а всей планеты. Нефть тысячелетиями никому даром была не нужна — и, может быть, лет через десять-двадцать, опять будет забыта. Так, мало кого интересует сегодня природная чилийская селитра — сырьё для производства бездымного пороха — за которую в XIX веке платили бешеные деньги и даже воевали, — сразу несколько стран (" Тихоокеанская война" — Боливия и Перу, против Чили, которую поддерживала Британская империя). Чилийские " селитряные короли" швырялись деньгами в Европе, на манер нынешних арабских шейхов и российских олигархов. В наше время селитру спокойно производят искусственным путём.

Мало кто уже вспоминает и о " каучуковой лихорадке", когда на плантациях каучуконосов (гевеи), одни умирали от непосильного труда, а другие наживали состояния (эту тему немного затрагивает мексиканский фильм " Бежавшие из ада" ). Бразилия с Боливией даже воевали за штат Акри, с его наиболее подходящим для выращивания гевеи климатом. Победила Бразилия. Город Манаус, расположенный на Амазонке, в самом сердце бразильских джунглей, одно время совершенно всерьёз пытался перещеголять по уровню богатства и роскоши Париж. Сейчас резину без труда производят химическим путём во многих странах мира, каучуконосы научились выращивать повсюду в тропиках (например — в Индонезии и Малайзии), роскошные дворцы каучуковых олигархов в Манаусе давно сгнили и превратились в прах.

Равно, мало кто помнит о тех доходах, которые получало Перу, от продажи европейцам гуано — окаменевшего птичьего помёта — бывшего хорошим удобрением для истощённых земель старушки Европы. Более того — доходило до того, что американцы закупали в Египте в массовом количестве мумии фараонов (и не только фараонов), которые тоже перерабатывались на удобрение! Сегодня, когда запасы гуано (и мумий) истощились, и (главное! ) люди научились производить искусственные удобрения — все эти страсти-мордасти кажутся почти анекдотом.

А лён всегда, с глубокой древности, был одной из важнейших статей русского экспорта. И вот, в этих льняных краях — такое кошмарное запустение! И попробуй-ка посмей легально поселиться в местных брошеных деревнях!..

Я еду — полуживой, не знающий как до весны дотянуть, прусь от отчаяния в Питер, в котором сто лет никому не нужен. А тут жилья пустого — навалом! И мне говорят об этнических чистках на Балканах, о том что там какие-то нации, из каких-то районов изгоняются другими нациями??? Слушайте — я в России вообще отовсюду изгнан! И таких, отовсюду изгнанных, в стране — более пяти миллионов! Впрочем — кого я удивил?..

Пассажиров в местных электричках мало, по вагонам шныряют кассирши. Правда — не на самых ранних и не на самых поздних рейсах. Малая Вишера — городок, райцентр. Большая Вишера, вопреки своему названию — деревня в Маловишерском районе. Названия даны этим населённым пунктам не по их величине, а по именам окрестных рек. На реке Большая Вишера, расположена одноимённая деревня, а на реке Малая Вишера — город того же названия.

Один из маловишерских городских магазинов называется " Сытая Люся". Привет тверякам…

От Малой Вишеры, ходит электричка на Петербург. Многие местные говорят: " Ленинград". Оно конечно, Ленин — палач и бяка. Да только ведь и за время правления " Петра Великого", население России сократилось на четверть. Не говоря уж о том, что название " Санкт-Петербург", труднопроизносимо для русского языка и неблагозвучно для русского уха.

Ладно, доехал всё-таки. Надо сказать, ожидал увидеть что-то вроде Москвы. Но нет — различия узрел сразу же. На главном вокзале (Московском) — дешёвенький платный зал. Меня поразил вопрос вахтёра: " Вы к нам надолго? " Оказывается, там довольно много народа буквально живёт на вокзале, платя каждый вечер за вход. Никого это не доводит до истерики. И зал — тёплый, без сквозняков.

Утром вышел, смотрю — спозаранку какой-то бомж тащит куда-то огромную кипу картона. Потом показался ещё один — с такой же ношей. Видимо здесь неплохо поставлен приём макулатуры. Может быть как-то влияет близость Финляндии, Эстонии, Швеции, с их известной готовностью к закупке любых отходов — хоть железного лома, хоть цветных металлов, хоть древесины, или бумаги…

Бутылки в Питере принимали хорошо, а главное — честно, без каких-либо фокусов, мелочных подленьких обманов. Хлеб и многие другие продукты, стоили заметно дешевле чем в Москве. Это притом, что в окрестностях Питера пшеница не растёт.

Довольно непривычно было видеть у людей, торгующих в электричках, бляхи с фамилиями и номерами на груди. Видимо у местных чиновников особый зуд на пунктуальность. Сами электрички, кстати, залеплены (изнутри, естественно) всевозможными плакатами и объявлениями, сверх всякой меры — так, что редко где в вагоне увидишь схему маршрута.

В Петербург (особенно в зимнее время) стягиваются бомжи со всего Северо-Запада (и не только Северо-Запада). А город не резиновый и далеко не такой зажиточный как Москва. Во всяком случае тогда, на Питере лежала печать какого-то запустения, деградации. Даже, скажем, Самара, или Нижний Новгород, выглядели какими-то более динамичными, весёлыми, сытыми, нежели " северная столица".

Вообще-то, по логике вещей, Санкт-Петербург должен быть богаче Москвы. Ведь тут морской порт (" ворота Балтики" ), имеющий исключительное значение после потери портов прибалтийских республик. Две границы рядом (финская и эстонская; да и латвийская не слишком далеко) с их таможенными сборами. Паромы ходят в Германию (и можно было бы ещё пустить в Швецию, Данию, Норвегию, Голландию, Великобританию, Францию, Бельгию). Для туристов больше привлекательных объектов — куча музеев (включая Эрмитаж), театры; целые дворцовые городские комплексы, типа Петергофа или Павловска; архитектура исторического центра, не знавшая такой разрушительной переломки, которая обрушилась в своё время на Москву, управлявшуюся придурковатыми сталинскими наместниками Кагановичем и Хрущёвым; обилие рек, каналов, островов и парков; крейсер " Аврора" в конце концов, вкупе с городом-крепостью Кронштадтом, Пулковской обсерваторией и Петропавловской крепостью… При этом — населения в два раза меньше чем в Москве. Значит — меньше едоков.

Но — логика хороша для цивилизованных стран. Известно, что Нью-Йорк — не только не столица США, но даже не столица штата Нью-Йорк. Лос-Анджелес и Сан-Франциско — даже не столицы штата Калифорния. А Чикаго — даже не столица штата Иллинойс. При этом жителю Лос-Анджелеса не приходит в голову, что он должен быть более нищим и плохо обслуживаемым, чем житель Вашингтона, или города Сакраменто, являющегося столицей Калифорнии. Столица Австралии находится не в крупных мегаполисах типа Сиднея, или Мельбурна, а в маленькой Канберре. Но сиднейцы не ломятся в Канберру, ради более сытой и культурной жизни. Примерно такая же ситуация в Канаде, где житель Монреаля, Торонто, или Ванкувера, не ощущает себя ущербным, в сравнении с жителями небольшой столичной Оттавы. Можно ещё и ещё приводить примеры. В нормальном государстве человек не может быть плохо одетым и полуголодным, только потому, что его родной город не является столицей этого государства. Человек должен жить богаче или беднее, в зависимости от интенсивности и полезности своего труда, а не в зависимости от административной принадлежности своего города к тому или иному региону. Впрочем — что там говорить…

Мы обычно сами не замечаем, не в полной мере осознаём, насколько приросли к какому-то месту обитания, множеством тоненьких " ниточек". Вроде бы пустяк — знать, где можно снег убрать, или ещё что-то сделать за небольшую плату, или — где можно пустых бутылок побольше найти, или — переночевать лишний раз. Но всё это, в целом, много значит (а порой — вопрос жизни и смерти) для того, кто и так всем обделён. Поэтому, при всех плюсах Питера, трудновато мне было прижиться в этом, совершенно незнакомом для меня городе. К тому же здесь как раз стояли сильные морозы. Через непродолжительное время, пришлось вернуться в Москву.

А зима продолжалась. Она в России длинная. Особенно тяжко пришлось в период новогодних праздников, когда вокзалы пустуют и все бездомные становятся видны как на ладони. Помню, где-то под " старый" Новый Год, пытался переночевать на вокзале в Серпухове. Но туда повадились через каждые полчаса ходить двое ментов — капитан и лейтенант. Оба, по случаю праздника, нехило " откушамши", на ногах еле держатся. Раз выгнали меня с вокзала, другой, третий… А на улице — мороз. Под утро он особенно сильно поджимает. Спать хочется — аж круги цветные плывут перед глазами. Уже перед рассветом я почувствовал, что ещё немного — и упаду (ведь и до этого, систематически, из ночи в ночь недосыпал). Или ноги отморожу. Голова — словно чугуном налилась. Пришло чувство полного равнодушия ко всему на свете. Наверное примерно в таком вот состоянии люди под танки с гранатами кидались. Достал из сумки нож, спрятал его в рукав — и пошёл на вокзал. Думаю: если эти твари легавые ещё раз выгнать попытаются — завалю обоих.

Но видимо их тоже наконец сон сморил. Больше не показывались. А потом подошла первая электричка…

Так что и убийц тоже не всех стоит осуждать как извергов, не рассмотрев внимательно всех обстоятельств случившегося. В жизни всяко бывает. Иная " жертва" сама приключений на свою задницу ищет — и весьма усердно. У американцев бытует такая поговорка: " Господь Бог создал людей. Полковник Кольт сделал их равными. " В этом что-то есть. Американцы наверное никогда не стали бы нацией свободных людей, если бы не имели возможности защищать свои честь и достоинство с помощью оружия, свободно продающегося в магазинах. Если когда-нибудь русские станут нацией поголовно и легально вооружённых людей, имеющих право на активную самозащиту — именно и только тогда эта нация начнёт свой путь к реальной свободе и демократии. Интересно, что чиновно-милицейская орда, мордующая наш народ, очень хорошо это понимает. Поэтому страшно возражает против свободной продажи оружия. У наших власть имущих принято сомневаться в умственной полноценности своего народа (каждый ведь, как известно, судит по себе — а вы посмотрите на рожи " россиянских" хозяев жизни). Дескать, народ наш глуп и звероподобен, ему оружия давать в руки нельзя. Но странное дело — в тех же Соединённых Штатах никто не издал специального постановления, запрещающего продажу оружия живущим в США русским. А их там — порядка трёх миллионов. И ничего, всё нормально. Более того — относительно свободная продажа оружия, разрешена в Эстонии и Молдавии. А в Эстонии каждый третий житель — русский. И в Молдавии русских немало. И тоже — всё нормально. Представляю, какой поднялся бы скандал, если бы какой-нибудь эстонский, молдавский, или американский депутат (конгрессмен, парламентарий — неважно, как они там называются) подал бы идею, запретить продажу оружия местным русским, как умственно неполноценным! Безнаказанно публично оскорблять русских с высоких трибун, в присутствии прессы — можно только в России.

А если не ночевать на вокзале — значит надо идти в какой-нибудь подъезд. Некоторые лестничные площадки спроектированы так, что если притулиться за мусоропроводом, то тебя с лестницы не видать — если не заглядывать специально. Конечно, картонка, постеленная на цементном полу — слабоватая защита от простуды. Поэтому спать лучше сидя, прислонившись к стене боком. Но организм иногда не выдерживает — очень уж хочется растянуться во весь рост. В условиях зимы, это граничит с самоубийством. А бороться с собственным организмом, с самим собой — невероятно тяжко.

Как-то нырнул в один из подъездов, в Жуковском. Огляделся — всё вроде спокойно, относительно тепло. Под лестницей заприметил тёмный угол. Залез туда. Вроде неплохо пристроился… Вдруг слышу за спиной едва уловимый шорох. Что за ****ство?? Пошарив рукой, нащупал собачий бок. Дохлая что ли?.. Почему запаха не слышно?.. Или у меня простуда?.. Нет, тёплая. Но лежит как убитая, на моё ощупывание — ни малейшей реакции. Даже дыхание затаила…

Потом уж, когда рассвело, я заметил что жильцы ей и мисочку с водой поставили, и дерюжку в уголке какую-то постелили. Ну как же — охранница! По крайней мере — нечто вроде сигнализации. При виде чужого хоть лаять будет…

Да она бы небось и лаяла, но собаки всегда как-то распознают — боится их человек или нет. А я никакого страха не испытывал — хотя бы потому, что не подозревал о существовании этой псины. Более того — прямо к ней, в её убежище и полез. Уловив что её абсолютно не боятся, она сама замерла глуше мёртвой. Как в том анекдоте про невезучего любовника, который спрятался под кровать при несвоевременном возвращении мужа из командировки. Маленький сынишка любвеобильной дамы, заглянул под кровать и шепчет: " Сто — не дысыс? А как дысал, как дысал!.. "

И я барбосине говорю: " Что падла, боишься хвостом шелохнуть? Решила что убивать тебя лезу?.. "

Надо сказать — недолюбливаю я собак. Слишком многому они у людей нахватались. Такие же трусливые и подлые существа — с такими же редкими исключениями как и среди людей. При хозяине — аж захлёбываются от лая, готовы в горло вцепиться. В отсутствии хозяина — тише воды, ниже травы. Встретив один на один человека в лесу (да даже стаей в десять-двадцать голов против одного человека) — пугаются и улепётывают изо всей мочи, причём, как правило, абсолютно молча или слегка поскуливая.

Вот к кошкам испытываю нечто вроде уважения. Несмотря на долгую близость с человеком, сохранили они толику независимости. Попробуйте подозвать к себе кошку. Она: захочет — подойдёт; не захочет — не подойдёт. Позовите собаку — и она подбежит, виляя хвостом. Говорят: " собака — друг человека". Да нет, " друг" — это слишком. Тут больше подходит слово " раб". Ведь собаку — могут приласкать, а могут и убить, кастрировать, на цепь посадить, даже съесть. По команде человека, собака кидается на другого человека (или помогает его конвоировать). Какой уж там нафиг, друг! А если вспомнить об охотничьих собаках, то приходится констатировать, что для всего мира животных, собака является как бы предателем.

Почувствовав что обнаружена и что шкуру с неё сдирать вроде не торопятся, хвостатая соседка едва дыша, тихо-тихо, по стеночке, проползла мимо меня, и опрометью кинулась по лестнице наверх. Спаслась!..

Ладно — место на ночь я себе отвоевал.

За какой-то дверью слышен гвалт, плач, мат-перемат. То ли дерутся, то ли " отдыхают красиво". Откуда-то доносится хныканье ребёнка. Но в целом, всё более-менее спокойно. Ночь обещает быть благополучной. Это как-то чувствуется: наличие опасности, или наоборот — её отсутствие. " Шестое чувство" — вовсе не выдумка. А раз нет чувства близкой опасности — значит можно позволить себе немного расслабиться. В самом деле — день вроде прошёл сносно. Ничего плохого. Никаких неприятностей. Утром был жив — и до сих пор живой. До весны, правда, ещё ох как далеко! Как-то в голове не укладывается, что могу до неё дожить. Ведь это сколько ещё ночей, проведённых где попало!.. Во всяком случае, если я каким-то чудом до тепла дотяну — это не будет заслугой государства. Это будет его упущением.

Однажды пришло вдруг на память, что ведь не где-нибудь, а именно в Подмосковье живёт человек, которого я мог бы назвать приятелем. Давал он мне как-то свой адрес — да мало ли адресов даётся в лагере, мало ли планов строится! А вот поди ж ты — вдруг вспомнилось. Решил съездить к нему. И не пожалел. Бедненько с матерью живут — в основном тем, что сами на огороде вырастят. Ну ещё самогоночкой приторговывают. Да беда в том, что больше пьют её, чем продают. Но встретили хорошо. Что в доме нашлось — всё на стол выставили. Накормили от пуза и упоили в хлам — хоть и пытался отказываться от крепчайшей самогонки, но как не выпьешь за такую встречу?! Захмелевший хозяин толкует матери: " Ты видишь перед собой умнейшего человека, какого я только в жизни встречал! Спроси у него про любую страну — он тебе сходу назовёт её столицу, площадь, население, главные города, историю. Скольким людям человек помог раньше срока освободиться, сколько помиловок и жалоб кассационных написал!.. " А " умнейший" (самому себе ни одного дня от срока скинуть не сумевший) прячет под стул ноги в разбитых вдрызг ботинках (неудобно! ) и старается не поворачиваться к хозяевам правым боком (там пальто краской запачкано)…

Это был, что называется, наглядный пример солидарности малоимущих. Да только один он и есть, этот пример. В основном-то, нет в помине никакой солидарности между беднотой. Гораздо скорее встретишь её у богатых и зажиточных. Беднота давит и ненавидит друг друга, с упорством, достойным лучшего применения. Как бы ни костерили нищие колхозники всевозможных бизнесменов и представителей власти в целом — обворовывают они исключительно друг друга, на что-то большее их не хватает. Дворники с упоением грызутся с бомжами у помоек. Нищета загрызает нищету.

Довелось как-то встретиться и с другим " односидельцем" (по комяцкой зоне). Так же как и я, он часто ходил на собрания верующих (пятидесятников). Там все друг друга братьями называли. И для меня исключений не делали.

А теперь столкнулись случайно, буквально нос к носу, неподалёку от метро " Текстильщики". И оказалось, что в лагере-то оно проще было. Все одеты почти одинаково. У всех одна пайка. Все в неволе.

Теперь же стояли друг против друга — солидный упитанный господин и обшарпанный человечишко, изрядно смахивающий на бомжа. Тут уж языки как-то не провернулись, выговорить слово " брат". Поздоровались, вежливо улыбнулись друг другу. Перекинулись парой слов. А больше и сказать нечего… Подошёл его автобус. На том и расстались…

Был эпизод, когда я, в силу так сказать, " биологических" причин, почувствовал себя в более привилегированном, безопасном положении, чем некоторые иные божьи создания. Это произошло возле Казанского вокзала. Возле самого входа, на хорошо освещённом месте. Подальше в темень, она идти видимо побаивалась. А зря. Молоденькая проститутка, явно закоченевшая на морозе. Фигурка ладная, рожица симпатичная. Её б ещё подкормить малость, да дать вволю отоспаться…

Раздался скрип тормозов. Шагах в двадцати остановился милицейский уазик. Проблесковые маячки потушены, в окнах — темнота…

— " Мадам — ком цу мир! " Мент-водитель уже явно набрался. Проститутка вжалась в стену и затравленно озирается — точь в точь собака, приметившая живодёров.

" Чё — оглохла что ли?! "

— " З-зачем? "

" Давай сука, двигай поршнями!.. " Внутри машины слышны мат и хохот. Время — часа два-три ночи. Практически в центре Москвы, у дверей крупнейшего вокзала России, беззащитная женщина в ужасе вжимается в стену, отчётливо понимая, что может не дожить до утра, что буквально сейчас, её будет терзать стая небрезгливых уродов в милицейской форме, опьянённых не только водкой, но и чувством полной безнаказанности…

Я много раз слышал о таких милицейских " субботниках" (это их жаргонное словечко) — когда менты, желая развлечься " на всю катушку", набивают машину схваченными на улицах проститутками (и не только проститутками — всяко бывает), увозят их в какое-нибудь из отделений милиции, где дают волю самым изощрённым фантазиям. А тут довелось увидеть процесс задержания (" набор инвентаря" ) воочию.

В такие минуты начинаешь невольно одобрять тот геноцид, который устроили всем представителям власти — в том числе полицейским и жандармам — дорвавшиеся до руля большевики, в 1917 году. Начинаешь понимать всю ярость людей, прошедших через тюрьмы, каторгу, ссылку. И если когда-нибудь история повторится (а она всегда повторяется), я лично не буду расстроен, узнав что дочерям и жёнам, сёстрам и племянницам сегодняшних хозяев жизни, устроен кем-то один большой " субботник". Власть имущие этого заслужили. Тем более, что многие из ихних " светских львиц", вовсе не понукаемые нуждой или сутенёрами, ведут себя куда позорнее проституток…

 

 

Между прочим, в ту кошмарную зиму, находил я время и силы бродить по многочисленным благотворительно-правозащитным организациям. А как же — их ведь в одной только Москве сотни полторы (кто не верит, пусть посмотрит адресно-телефонный справочник): государственные, общественные, религиозные… И все они вроде как призваны помогать бедным, бесправным и обездоленным.

Вот я и начал поход по этим конторам (что-то вроде генеральной ревизии). Наверное, после этого смог бы работать в Москве экскурсоводом. Даже наловчился в метро бесплатно прошмыгивать — хоть это и не так-то просто.

Однако пришлось убедиться, что все (или почти все) такие заведения, созданы в основном для самопрокорма, саморекламы, или для защиты интересов небедных клиентов. Их можно условно разделить на три " категории". Первая — это организации " виртуальные". В справочниках их адреса есть, но найти кого-либо по этим адресам почти невозможно. Окрестные жители только плечами пожимают — не слыхали, мол, о таких. Телефоны, указанные в тех же справочниках — не отвечают.

Вторая " категория" — это навороченные офисы, с телекамерами по стенам и амбалами-" секьюрити" на входе. Будешь рад, если уйдёшь оттуда подобру-поздорову.

Третья — это, как правило, конторы религиозные (в основном — от протестантских конфессий). Там вашему приходу очень-очень рады. У встречающих — улыбки до ушей (" американская улыбка" — оскал, демонстрирующий целостность, крепость и белизну зубов). Вашу робко протянутую руку, горячо жмут сразу двумя своими. Называют вас братом. Читают вам душеспасительную лекцию (что-нибудь из жизни некоего Джонни, из штата Айова — который был плохим парнем, курил марихуану, не слушал маму с папой и ни во что не верил. Но однажды Джонни вдруг осенило, что он ведёт неправедную жизнь. Он встал на колени, покаялся — и теперь у него свой дом в штате Канзас и доход два миллиона долларов в год). У вас спрашивают, слышали ли вы что-нибудь про Христа (таким тоном, как будто Россия — это далёкий остров в Тихом океане, населённый потомственными буддистами) и знаете ли вы, что он умер за ваши грехи? Предлагают покаяться (о чьём-либо покаянии перед вами, естественно, речь не идёт). Потом вручают какую-нибудь брошюру, с набором прописных истин. И… выпроваживают. Топай дорогой брат — туда, откуда пришёл. Приходи в следующий раз обязательно (если не замёрзнешь насмерть где-нибудь под забором, если не убьют тебя в каком-нибудь подъезде и если сам от безысходности не повесишься). Мы тебе потом другую брошюру дадим — в два раза толще. Ты ведь нам теперь не чужой…

Впрочем — и на брошюру не всегда стоит рассчитывать. Помню, как-то забрёл в Брянске к баптистам " на огонёк". Уж не знаю, какая блажь накатила. Попросил чего-нибудь почитать. Не дали. " Ты — говорят — наверное торговать нашими книгами хочешь". Интересно — кому это в наше время можно загнать религиозные брошюры баптистов?..

Вот иеговисты — те на этот счёт не заблуждаются. Брошюрки и журнальчики свои — даром раздают. Но эти ребята подходят только к тем, кто выглядит прилично. Если ты одет как бомж — можешь не опасаться, тебе эта беда не грозит. Вот когда принарядишься поприличней — тогда тебя атакуют. И обязательно поинтересуются — как бы к тебе домой прийти, навестить, так сказать, дорогого брата, Библию ему разъяснить. А то ведь без них ты в ней ничего не поймёшь. Её ведь вообще никто кроме иеговистов не понимает. А между тем конец света уже не за горами. Вот-вот всё медным тазом накроется. И все кто не марширует в ногу со " Свидетелями Иеговы" — в ад сразу пойдут. Так что пусть дорогой брат хорошо подумает…

Бывают конечно и исключения. Поехал я раз в район Казанского вокзала. Говорили что там, где-то на задворках, бездомных кормят бесплатно. Суп дают, кашу, ещё что-то. И даже одежду-обувь подбрасывают. Организовал это дело какой-то эфиоп. Приехал человек из Африки, поглядел на русских нищих — и ужаснулся. Заведя в России кой-какой бизнес и заручившись поддержкой каких-то западных благотворительных организаций, стал добрый сын чёрного континента, спасать от голодной смерти русских людей. Больше ведь это сделать некому.

Вообще-то я никогда в жизни не попрошайничал и в очередях за бесплатной миской похлёбки не стоял. Есть для каждого человека своя красная черта, перейдя которую, он из человека (пусть даже плохого) превращается в человекообразное животное. Кто-то перестаёт быть человеком в лагере — когда становится стукачом. Кто-то утрачивает духовное родство с людьми, садясь на иглу, или попадая в рабскую зависимость от бутылки. А кто-то протягивает руку за милостыней. И здесь важно одно условие: если самого человека внутренне корёжит, когда он попрошайничает — это значит, что не всё ещё потеряно. Если у человека выпрошенный кусок застревает в горле и он клянётся себе, что просил милостыню в последний раз в жизни (даже если ещё пару-тройку раз эта клятва будет нарушена) — значит, внутренний стержень человека ещё не сломлен (хоть и погнут). Ведь и женщина далеко не каждая, после изнасилования становится падшей. Но если человек просит спокойно, без душевной муки; просит тогда, когда можно без этого как-то обойтись — на нём можно ставить крест.

Впрочем, что-то я углубился в философию.

Немного в стороне от Казанского вокзала, действительно, начинали уже (к моменту моего приезда) собираться нищие. Странное дело — они возникали, как бы из ниоткуда. Вроде улица почти пустая (насколько может быть пустой московская улица — пусть и малозначительная), жмутся к забору 5–6 оборванцев… Глядь — а их уже 10–12. Причём, по обе стороны от ворот, таким образом растут (словно два снежных кома) две " группы". С одной стороны мужчины, с другой — женщины. Среди последних, иные и с детьми — кто с грудными, а у кого уже и школьного возраста. Не надо быть доктором психологии с двумя дипломами, чтобы глядя на них, понять — никакой школы эти дети от роду не посещали. Более того, вглядываясь в их лица и вслушиваясь в разговор, невольно приходишь к выводу, что это какая-то особая порода (слово " нация" здесь как-то не подходит) людей, совершенно чуждая, не просто русским (хотя по облику — обычные русаки), а вообще землянам — будто инопланетяне, с абсолютно обособленным душевно-психическим устройством. Тут всего словами не выразить, это нужно видеть. Просто невероятно, какая пропасть отделяет, с рождения бездомных людей, от " обычного" общества (в том числе и от бездомных — но не от рождения)!



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.