![]()
|
|||||||
V. Продолжение работы по теме урокаV. Продолжение работы по теме урока — Ребята, прочитайте имя писателя, с творчеством которого мы сегодня ознакомимся, рассмотрите его портрет. (Дети читают с доски: Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (1852- 1912). ) 1. Рассказ учителя об авторе Цикл «Аленушкины сказки» первоначально не предназначался для опубликования — писатель сочинял и рассказывал сказки тяжелоболь- ной дочери, которой трудно иногда было засыпать по ночам. Впослед- ствии кому-то из друзей пришла в голову мысль издать их. Задумывались они как педагогические заповеди ребенку, которому необходимо быть в жизни стойким, независимым и самоценным. Каждая сказка — это своеобразный урок, лишенный примитивной однозначности, модель поведения слабого существа в большом мире. Только что родившейся Козявочке поначалу кажется, что мир прекрасен и принадлежит ей одной, но, увы, первые же встречи повергают ее в изумление — все уже кому-то принадлежит, а козявочкам со всех сторон грозит беда. Ищи свое место в жизни. Не будь беззащитен и зависим, как желтая птичка Канарейка, но постарайся и не омещаниться, как Воронушка. Помни, что даже маленькие комары способны победить медведя, знай, что храбрость «города берет», но не слишком увлекайся победой. Не суди по законам «птичьего двора»: последний на нем может оказаться первым в настоящем большом мире, и наоборот. Имей в виду, что, пока двое ссорятся, третий обязательно извлечет из этого пользу. А главное - надо уметь любить жизнь. В центре «Аленушкиных сказок» — звери, рыбы, насекомые, куклы, а вот человек в них почти не появляется. Мастерство Мамина-Сибиряка проявилось в решении сложнейшей задачи - в предельно лаконичной форме дать детям представление о законах человеческого бытия. Не случайно язык «Аленушкиных сказок» у современников получил название «Мамин слог».
|
|||||||
|