Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Кто же он?



Манерный, крикливый, самовлюблённый, напыщенный поэт, не лишённый поэтического дарования или гениальная индивидуальность, яркая звезда в блестящем созвездии русских поэтов?

Попытаемся понять.

Бальмонт Константин Дмитриевич (1867-1942)

Родился в дворянской семье в деревне Гумнищи Владимирской губернии. Его литературные вкусы формировались под влиянием " народных песен, Никитина, Кольцова, Некрасова и Пушкина". В юношеские годы появилась склонность к иностранным языкам, которыми он овладевал быстро и легко.

Из гимназии г. Шуи Бальмонт был исключен за принадлежность к " революционному кружку". Закончил в 1886 г. Владимирскую гимназию и в этом же году поступил в Московский университет на юридический факультет. Но занятия юриспруденцией не увлекают будущего поэта, и он оставляет юридические науки.

В 1885 г. - первое выступление в печати: в журнале " Живописное обозрение".

Бальмонт свободно владел шестью языками. Всего, по свидетельству М. Цветаевой, он знал 16 языков. В 1887-1899 гг. он переводит Г. Гейне, А. Мюссе, Г. Ибсена, П. Б. Шелли, Э. По пишет о них статьи; Всего у Бальмонта около 50 переводов. Долгое время путешествует по Скандинавии.

Первые сборники (" Под северным небом" 1894г.; " В безбрежности" 1895г. ) носят символико-романтическую окраску. Лирический герой Бальмонта характеризуется непостоянством, изменчивостью настроения: с одной стороны - неприятие мира, томление по смерти, а с другой - возвышение любви, природы. Большое внимание автор уделяет звуковой стороне стиха, его музыкальности.

С годами герой Бальмонта меняется - он становится светлым, радостным, жизнеутверждающим. Основные слова-символы в поэзии зрелого поэта - " свет", " огонь", " солнце". Любимым образом становится сильный, гордый и " вечно свободный" альбатрос (это морская птица, которая символизирует долгий полет без видимых усилий).

Следующие сборники " Будем как солнце" 1903 г., " Только любовь. Семицветник" 1903 г. закрепили славу Бальмонта как одного из лучших поэтов-символистов. С 1902 по 1905 гг. он путешествует по Франции, Англии, Бельгии, Германии, Швейцарии, Испании, Мексике, Америке и пишет статьи о поэзии этих стран. Революцию 1905-1907 гг. Бальмонт приветствует циклом политических стихов. Опасаясь репрессий, в 1905 г. Бальмонт покидает Россию. В его творчестве в этот период звучит ностальгическая тоска по родине и намечается спад. Бальмонт замыкается в кругу созданной им поэтической системы, и в последующих сборниках встречаются одни и те же темы, образы и приемы установившегося к тому времени " бальмОнтовского" стиля.

В 1913 г. после амнистии для политических эмигрантов Бальмонт возвращается в Россию. Но отношение к его творчеству стало сложным. Бальмонт остался в плену романтических и " декадентских" понятий. Первую мировую войну он воспринял как, сам писал, " злое колдовство", но в творчестве прямого отражения военные события не нашли.

К Февральской революции 1917 г. поэт отнесся восторженно, прославлял ее стихами. Но затем стал терять свою " революционность" и все чаще говорил о своем разочаровании в России и русском народе (это отразилось в статье " Народная воля" 1917, стихотворение " К обезумевшей" 1917 г. ).

В статье " Революционер я или нет" 1918 г. Бальмонт выразил свое отношение к Октябрьской революции, где представил большевиков как носителей разрушительного начала, подавляющих личность.

В 1920 г. Бальмонт навсегда покидает Россию. Его литературная деятельность в этот период была очень интенсивной: он писал статьи и очерки, посвященные русским, славянским и французским поэтам. Очень тяжело переживал разлуку с родиной, внимательно следил за происходящим в стране.

В 1937-1942 гг. прогрессирует психическое заболевание, мало пишет.

В истории русской литературы Бальмонт остался как представитель " старшего" символизма. Он во многом обогатил русское стихосложение, ввел новые интонации, звуковые эффекты.

Любовь, непосредственное восприятие природы, умение ощущать " мгновение" жизни, мечта о Красоте, Солнце - все это позволяет сказать, что Бальмонт был поэтом-романтиком, художником неоромантического направления в искусстве конца XIX - начала XX веков.

Бальмонт ощущал себя наследником, завершителем» традиций русского классического стихотворства от Жуковского до Некрасова. В области ритмики, метрики и рифмы он создал целую «коллекцию» стихотворных форм.

У него есть и секстины ( 6 стихов), и триолеты (8 стихов, в которых 1 стих повторяется в 4 и 7 строках, а второй стих - в 8-ой), терцины, сонеты. У Бальмонта есть венок сонетов - сложная строфическая форма из 15 сонетов. первая строчка каждого сонета повторяет последнюю строчку предыдущего.

Его перу принадлежат самые длинные в русской поэзии строки, разнообразие разностопных «вольных» размеров. Строки его стихотворений распадаются не только на полустишья, но и на третьстишия и четвертьстишия:

В глухой колодец, давно забытый, давно без жизни и без воды…

Количество способов рифмовки, видов строф в поэзии Бальмонта непревзойденно.

Для него обе стороны символа - скрытая отвлеченность и очевидная красота - находятся в равновесии. Его поэзия - это поэзия намеков и оттенков, удивительной музыкальности.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.