Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Библиография



1. Галл Аноним. Польская хроника // Козьма Пражский. Чешская хроника. Галл Аноним. Хроника и деяния князей, или правителей, польских. Рязань: Александрия, 2009. С. 247–385.
2. Гейштор А. Мифология славян. М.: Весь Мир, 2014. 384 с.
3. Гельмольд из Босау. Славянская хроника // Славянские хроники. М.: Русская Панорама, 2011. С. 151–304.
4. Гильфердинг А. Ф. История балтийских славян. М.: Эксмо, 2010. 322 с.
5. Иванова-Бучатская Ю. В. Plattes Land: символы Северной Германии (славяно-германский этнокультурный синтез в междуречье Эльбы и Одера). СПб.: Наука, 2006. 226 с.
6. Касторский М. И. Начертание славянской мифологии. СПб., 1841.
7. Кутарев О. В. Сопоставления пантеонов: скандинавские Один и Локи - и славянский Велес // Северный Ветер. 2017. № 17. С. 17–29.
8. Лебедев И. А. Обзор источников истории балтийских славян (с 1131 по 1170 год). М., 1876.
9. Ловмянский Г. Религия славян и ее упадок. СПб.: Академический проект, 2003. 512 с.
10. Мансикка В. Й. Религия восточных славян. М.: ИМЛИ РАН, 2005. 368 с.
11. Михайлов Н. А. История славянской мифологии в XX веке. М.: Институт славяноведения РАН, 2017. 344 с.
12. Младшая Эдда. Л., 1970.
13. Пауль А. Балтийские славяне: от Рерика до Старигарда. М.: Книжный мир, 2016. 423 с.
14. Петров А. Л. Гербордова биография Оттона, епископа Бамбергского. Часть 1 // Журнал Министерства народного

[197]
просвещения. 1882. № 8. С. 243–286.
15. Петров А. Л. Гербордова биография Оттона, епископа Бамбергского. Часть 7 // Журнал Министерства народногопросвещения. 1883. № 6. С. 205–239.
16. Саксон Грамматик. Деяния данов: в 2 т. М.: Русская Панорама, 2017. Т. 2. 619 с.
17. Саливон А. Н. Самосознание ободритов // Формирование раннефеодальных славянских народностей. М.: Наука, 1981. С. 130–151.
18. Слово о полку Игореве // Воинские повести Древней Руси. Л.: Лениздат, 1985. С. 36–44.
19. Старшая Эдда. СПб.: Азбука, 2001.
20. ТитмарМерзебургский. Хроника. М.: Русская Панорама, 2009. 262 с.
21. Успенский Б. А. Филологические разыскания в области славянских древностей. М.: Издательство МГУ, 1982.
22. Niederle L. Ž ivotStarý chSlovanů. Praha, 1916.
23. Sł upecki L. P. Slavonicpagansanctuaries. Warsaw: IAE PAN, 1994.

 

[14] Копьем же пытались прогнать или убить Оттона язычники, например, в Щецине (ПА, 3. 8; Херборд, 3. 18).

[15] Подробнее см.: [Ловмянский, 2003, 393; Петров, 1883, 215–218; Sł upecki, 1994, 72–80].

[16] Также в Щецине почиталось ореховое дерево [Гильфердинг, 2010, 178; Sł upecki, 1994, 77–78].

[17] Трактат Генриха Антверпенского о взятии Бранденбурга. Цит. по: [Гейштор, 2014, 134].

[18] Также трехголовый идол Бранденбурга упоминается в чешской «Хронике» Пулкавы XIV в. за 1156 г., в «Саксонской хронике» Давида Хитрея под именем Triclaff (конец XVI в. ) и т. д.


 

ТРИГЛАВ

Из " Жизнеописания ОттонаБамбергского" мы узнаем о существовании у славян в городе Штетине " трехглавого изображения божества, которое имело на одном туловище три головы и называлось Триглавом ". Триглав — высшее божество, согласно средневековому историку Эббону — " summuspaganorumdeus", с золотой повязкой на устах и глазах (см. “Житие Оттона, епископа Бамбергского”): “III. 1. 1126 г. Щецин... заключает в себе три горы, из которых средняя и самая высокая посвящена верховному богу язычников Триглаву; на ней есть трехглавое изваяние, у которого глаза и уста закрыьы золотой повязкой. Как объясняют жрецы идолов, главный бог имеет три головы, потому что надзирает за тремя царствами, то есть небом, землей и преисподней, а лицо закрывает повязкой, поскольку грехи людей скрывает, словно не видя и не говоря о них”. 118 И у историка Герборда119 он властвует над тремя мирами — небом, землей и подземным миром, причастен к гаданию посредством огромного черного коня. Штетин, посещенный самим Гербордом по его свидетельству ок. 1120-го года, как и у Эббона, расположенный на трех холмах сам по себе был местом служения этому богу о трех головах. Храм Триглаву находился на высочайшем из трех месте. Завладев боговым столпом Оттон уничтожил тело, а соединенные три головы забрал в качестве трофея и отправил в Рим, как доказательство обращения поморян. Как мы знаем Белобогу-Свентовиту, также высшему божеству, богу богов — в свою очередь посвящен белый конь, но обряд гадания сходен. На Збручском кумире есть трехликое божество в нижнем ярусе, и это наводит нас на мысль, что германские авторы Триглавом называли Чернобога. В пользу этого говорит поклонение славян Штетина по словам того же Герборда ореху, а это навье дерево, связанное с нижним миром Ящера. В поздних сербских источниках сказано, что Троян боится солнечного света и у него козлиные уши, это тоже свидетельство хтоничности персонажа. Впрочем, у западных славян многие божества многоголовы и многолики, однако, лишь одно именуется с точки зрения " голов". Нет среди имен ни Семиглава, ни Пятиглава, ни Четырехглава... А уж чего, казалось бы, проще — обозвать Световита — Четырехликий. Вывод напрашивается сам. Германцы решили, что Триглав — это божество, но мы полагаем, что Триглав — это не отдельный, даже высший бог, а сам принцип единства и противоположности Трех его составляющих. " MaterVerborum" так характеризует это имя: " Trihlav — Triceps, quihabetcapitatriacapree". По средневековым польским источникам Триглав — это трехголовый великан, из которого творится мир посредством отрубания ему головы Богом. Таким образом, якобы появляются Чернобог, Белобог и некийХамбог, ассоциирующийся с красным цветом, но нам последнее кажется новоязом, хотя не противоречит логике. В трактате 17-го века автором — Abraham Frentzel120 — одна из глав посвящена некойТригле, надо думать, это просто так переиначен образ Триглава. " DeTrigla, DeaPoli, SoliSalique". Строку о Тригле возможно стоит перевести не " Богиня полей и земли", а " Богиня неба, земли и благополучия". Полей - от ошибочной интерпретации Poli из славянского. Рolus - небесный свод + solum - земля, почва + salus - благополучие, безопасность + -que - и. Из-за похожего недопонимания имя Триглава стало сближаться еще и с именем древнего императора Рима Трояна. Троян упомянут в одном из списков апокрифа " Хождение Богородицы по мукам", в ряду " те, которые почитали Утрия1Ъ6, Трояна, Хорса, Велеса, превратив бесов в богов"; в полууставной рукописи Толстовского собрания среди " Перуна и Хорса, Дыя и Трояна", а также в " Слове и откровении святых апостолов", где он сравнивается с ромейским императором Трояном. В " Слове о Полку Игореве" упомянуты тропа Троянова, века Трояновы и земля Троянова, не исключено, что был такой князь, предшествовавший даже Кию, Щеку и Хориву — братьев как раз трое. И если третьего сына в семье именуют Третьяком, то отец трех сыновей — это Троян, Трояк. Может быть, если такие братья в самом деле пришли на Днепр с Карпат, они назвались потомками знаменитого покорителя даков. Или века трояновы — когда правили три брата, а не какой-то там Троян? " О Бояне, соловиюстараго времени! Абы ты сиаполкыущекотал, скача, славию, по мыслену древу, летая умом под облакы, свивая славы оба полы сего времени, рища в тропу Троянючрес поля на горы! " " Были вечиТрояни, минула лета Ярославля; были полциОлговы, Ольга Святославличя". " Уже бо, братие, не веселая година въстала, уже пустыни силу прикрыла. Въстала обида в силах Даждьбожа внука, вступила девою на землю Трояню, въсплескалалебединымикрылы на синем море у Дону: плещучи, упудижирня времена". " На седьмом вецеТроянивръже Всеслав жребий о девицю себе любу". Для нас очевидно, что сближать понятие Триглава и Трояна не следует, это разные вещи. Вобщем-то и никакого бога Триглава нет. Триглавом мы, язычники, называем представление древних индоевропейцев о троичном устройстве мира. 6. СВЕТЛУША Согласно чешскому средневековому словарю " MaterVerborum" есть у западных славян богиня Света — Светлуша — " Lucinadea", и, как мы предполагаем, это женское воплощение белого бога Свентовита, или жена его — сам же он " Ares, bellum", " Mavors: Mavortempoetedicuntmartem". Есть также некая Светлоноша — богиня любви согласно той же " MaterVerborum". Светлоношами венды называли также духов, танцующих на лугах. 7.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.