Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Заключение



Дополнительным аргументом в пользу того, что Триглав не был поздним оригинальным изобретением поморян, является ряд упоминаний его культа в городе Бранденбурге, принадлежавшем лютичам. Первое из них, примерно современное «Житиям» Оттона, правда, не указывает имени почитаемого там «трехголового изваяния»[17], но позднейшие источники об этом (по крайней мере с XIII в. ) уже привлекают имя, например, «во “Фрагменте Генеалогии герцога Брауншвейгского и Люнебургского” упоминается трехглавый бог Триглав» [Михайлов, 2017, 161][18]. Это подтверждает распространенность и относительную древность культа данного божества.
Впрочем, несмотря на множество черт, возможно, сближающих Триглава с общеславянским Велесом, их тождество остается лишь предположением: для уверенного утверждения этого недостаточно фактов. Однако кажется, что несмотря на оригинальные черты и имена (эпитеты? ) полабских божеств, в них можно предполагать только локальное развитие устойчивого общеславянского пантеона. Подобным образом, проводились сопоставления, например, руянскогоСвентовита и восточнославянского Перуна [Гейштор, 2014, 102–118]. Таким образом, осторожно допустим, что по всему Поморью под разными обликами и с разными эпитетами

[196]
почитался один и тот же бог, известный также под именем Велеса: он был покровителем и Щецина, и Волина, и Колобжега, и, вероятно, других земель.
Сумев обратить в христианство Щецин, Оттон вернулся вВолин, где с выездами провел зиму 1124–1125 гг., крестив множество поморян. Он также посетил ряд близлежащих поселений: современные Гарц-на-Одере и не вполне идентифицированный Любин, таинственноеКлодно, города Колобжег и Бялогард [Гильфердинг, 2010, 61–67; Петров, 1883, 226–233]. Язычество, преобладавшее там до его проповеди, описано в «Житиях» очень поверхностно; сильно повлияло на отношение к вере в «Тевтонского Бога» (Эбон, 3. 1) (христианству) крещение Щецина. Весной 1125 г., вновь пройдя через Польшу, Оттон вернулся в Бамберг.
Маршрут второго похода, состоявшегося в 1128 г., Оттон сделал несколько иным: он «решил держать путь через Саксонию» (Херборд, 3. 1) на западе от Одры, дабы посетить «земли язычников Померанов с некоторыми городами Лютической земли» (Эбон, 2. 12). Это ему удалось: миссионер посетил лютические города Хафельберг и стоящие по реке Пене Деммин, Гюцков, Вольгаст и Узедом (впрочем, вследствие недавних походов поморянского князя Вартислава города на Пене в то время де-юре принадлежали Поморскому княжеству), лишь затем попав в Щецин, где народ вернулся к языческим верованиям, и оттуда – в также пребывавший в двоеверии Волин (ПА, 3. 4–3. 14; Эбон, кн. 3; Херборд, 3. 1–3. 31). При этом в описаниях второго похода Оттона предметные сообщения о язычестве сокращаются: похоже, что, несмотря на восстановление прежних идолов и культов, прославлявшим святого авторам было неудобно выставлять старую веру славян как некий продолжающий сохранять силу феномен. Из Волина через Польшу в том же 1128 г. Оттон вернулся в Германию.
«Жития» дают ряд подробностей о религии некоторых лютических городов: например, в Хафельберге и Вольгасте почитался Яровит, которому были воздвигнуты храмы и принадлежал, по словам Херборда, покрытый золотыми пластинами щит [Sł upecki, 1994, 90–91]. В ГюцковеОттон разрушил один или несколько великолепных языческих храмов, посвященных неназванным божествам, которым также были воздвигнуты огромные истуканы (Эбон, 3. 9–10; Херборд, 3. 7). Однако, поскольку эти и другие важные сведения «Житий» Оттона не касаются религии союза поморян, они выходят за рамки настоящей работы и могут послужить предметом отдельного исследования.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.