|
|||
«Использование кинопедагогики в образовательном процессе»Стр 1 из 3Следующая ⇒
Добрый день, уважаемые коллеги! Прежде чем говорить о кинопедагогике как об актуальном направлении в современном образовании, позволю себе в нескольких словах немного напомнить вам о самом кинематографе. Время существенно изменило горизонты общения личности с искусством, которое, как известно, является важнейшим фактором воспитательного процесса. Если в XIX веке книга, символизируя собой все самое ценное, чего достигло человечество, являлась основным источником знаний и духовного наслаждения, то в XX веке прочное место рядом с книгой занял экран. В XXI же веке кинематограф стал одним из основных способов познания человеком действительности, не только в художественных, но и научных формах: специфические средства кино помогают ученым проникать в тайны физического, химического, биологического мира и моделировать их. Лучшие произведения мирового художественного кино отразили важнейшие проблемы века, дали миру гениальные художественные предвидения. Слово кинемато́ граф произошло от греч. — движение и писать, рисовать, то есть «записывающий движение». Общепринятым определением можно считать следующее: кинематограф – это отрасль человеческой деятельности, заключающаяся в создании движущихся изображений. Среди видов кино можно выделить основные: · Документальное. Включает хронику - информационное отображение факта, репортаж как метод исследования человека, события и явления. · Научное кино. Научно-исследовательский фильм, позволяющий объяснить и визуализировать, например, абстрактные научные понятия. Учебный фильм как разновидность научного кинематографа. · Художественно-игровое кино различных жанров · Анимационное кино, включающее лирические, комические, сатирические, философские мультфильмы, выполненные в различных техниках. Как только появилось кино, педагоги сразу заметили, какой оно обладает силой эмоционального воздействия. Вначале на фильмы водили целыми школами, классами, создавались даже абонементы. Появилось направление – кинообразование. Первые его ростки были уже в 30-е годы, а расцвета оно достигло в 70–80-х годах прошлого века. В это время кинопедагогика даже рассматривалась как отдельный предмет в рамках школьной программы. Но, к сожалению, так и не вошла в нее, хотя присутствовала в дополнительном образовании в виде курса или кружка «Основы экранной культуры» и «Основы киноискусства». Со временем кинематограф совершенствовался, шлифовался его язык, и оказалось, что не все фильмы могут быть по достоинству оценены зрительской аудиторией. Возникла другая проблема: воспитать зрителя. Кинопедагогика и появилась на пересечении двух этих направлений. Как когда-то воспитывали грамотного читателя, который мог и книгу выбрать, и с автором поспорить, так теперь стали воспитывать и грамотного зрителя. А потом… кинопрокат рухнул, и все это рассыпалось. В тот период новые фильмы практически не создавались, а если и были, то зарубежные – быстро испеченные боевики. Поэтому кинопедагогам было не на чем работать. Сегодняшний, современный активно развивающийся кинематограф, на наш взгляд, призван дополнить арсенал средств духовно-нравственного воспитания, и кроме того, способен помочь в профориентационной работе с подрастающим поколением. И мы снова возвращаемся к понятию и методам кинопедагогики. Советский ученый Юрий Николаевич Усов дал следующее определение этому термину: «Кинопедагогика - это отрасль науки о закономерностях, формах и методах воспитания человека экранными искусствами». Мы, начав работать над этой проблемой, уточнили бы это определение формулировкой «воспитания и обучения». Кинопедагогику можно условно разделить на три раздела: использование в образовательном процессе готового продукта или медиа-контента; создание детьми медиа-контента и подготовка кинопедагогов. Сам медиаконтент тоже можно разделить на три части: образовательный, развлекательный и воспитательный. Со вторым у нас проблем обычно нет. Интерес школьников к кино очень велик. А вот возможности образовательного и воспитательного контентов, думаем, не всегда используются эффективно. Что привлекает детей в кинофильмах? Сказочные сюжеты в младшем школьном возрасте, героико-романтические и приключенческие - в подростковом, острые моральные проблемы - в юношеском возрасте. К сожалению, у большинства наших воспитанников всех возрастных групп преобладает «зрелищный» подход к посещению фильмов - взгляд на кинофильм как средство развлечения. Для начала давайте остановимся на потенциале первого раздела – готовое кино. Демонстрация фрагментов фильмов активно используется, думаем, во многих образовательных учреждениях, как в урочной, так и во внеурочной деятельности. А вот такая форма, как просмотр полнометражных фильмов с обсуждением, их анализом - сейчас редкость. Это связано и с большой загруженностью педагогов и детей, и с доступностью кинопродукции – зачем делать это в школе, если можно комфортно и в удобное для себя время на диване посмотреть фильм дома, достаточно зайти на Ютуб? А между тем, именно совместный просмотр школьниками фильма и даже не обязательно только художественного, а и научно-популярного дает очень мощный эффект. Если при этом умело организованно педагогом обсуждение – это позволяет ребенка превратить из пассивного зрителя-потребителя в зрителя активного, думающего, критично относящегося к увиденному на экране. Позволю себе немного рассказать предысторию обращения к методам кинопедагогики нашей школы и привести некоторые примеры. Интересная ситуация возникла на очередном муниципальном конкурсе «Самый классный классный», где наши ребята работали в качестве корреспондентов – освещали ход конкурса. На открытом классном часе педагогом-участником восьмиклассникам был показан фрагмент фильма «Вам и не снилось», который буквально зацепил наших подростков-корреспондентов…многие из них посмотрели этот фильм дома и потом активно обсуждали его на одном из заседаний Совета обучающихся. В рамках реализации нашего научно-прикладного проекта по популяризации научных знаний о космосе и профессий космической отрасли в разных ситуациях мы стали предлагать ребятам посмотреть фильмы космической тематики. Первой системной практикой стала демонстрация фильмов телестудии Роскомос, телеканалов Россия-24 и Культура, кинокомпании BBC: «Год на орбите», «Космос», «Наука» и др. в кабинете физики для обучающихся 7-11 классов на больших переменах и после уроков. Фильмы имеют разную тематику: космическая техника, использование достижений науки в области космоса, в экономике, промышленности, об интересных явлениях в космосе, о космодроме «Восточный», об экипажах, находящихся на орбите. Рядом с нашим городом на территории Увельского района расположен поисково-спасательный отряд поиска и эвакуации экипажей спускаемых аппаратов Центрального военного округа (аэродром «Упрун»), который занимается поиском и спасением космонавтов (на знаменитых - «Синих птицах», ЗИЛ-4906), там работают и родители наших учеников. Документальные фильмы о поиске и спасении космонавтов при их возвращении на землю, сколько бы мы их не показывали, всегда вызывают неподдельный интерес у ребят. Неделю назад в рамках Регионального аэрокосмического Форума, проведенного на базе нашей школы, на который съехались 17 команд области, на просмотре фильма присутствовал представитель военной части «Упрун» и ребята буквально завалили его вопросами о специфике работы, об образовании, о том, как попасть на такую службу. Сейчас перед школой стоит задача отвлечь подростков от интернета и соцсетей, но можно эти ресурсы грамотно использовать, например, прямые трансляции. Мы первый раз еще в 2016 году смотрели в онлайн режиме посадку экипажа с Михаилом Корниенко, переживали вместе со спасателями и радовались, когда все прошло благополучно. Сейчас многие ребята являются подписчиками студии Роскосмос и на официальном сайте агентства или в Контакте смотрят старты, стыковки и посадки экипажей. Ученики-администраторы официальной школьной группы, подписчиками которой являются почти 800 человек, размещают в новостной ленте ссылки на трансляции. Количество просмотров таких новостей бывает порой более 500! Вот пример – последний запуск экипажа Союз МС-11 вызвал такой интерес, что ребята-волонтеры, отправившиеся на улицы города для проведения акции День неизвестного солдата 3 декабря, не могли разойтись, пока не удостоверились в успешности старта экипажа – держали замерзшими руками телефон и смотрели, пока трансляция не прервалась. Художественные фильмы, а особенно фантастические, возбуждают любопытство у детей, заставляют их задуматься об устройстве Вселенной, существовании внеземных цивилизаций, стимулируют познавательную активность. Одним из примеров яркого воздействия кино на подростков является мультфильм «Контакт» (1978 года, созданный на студии «Союзмультфильм» режиссером Владимиром Тарасовым). История о встрече человека с инопланетянином, прилетевшим на Землю, пытающимся её изучить, и познать посредством имитации увиденных вещей. Пытаясь доказать отсутствие дурных намерений, инопланетянин пытается воспроизвести ту же мелодию, что напевал человек. Художник, услышав фальшивые ноты, поправляет пришельца. Контакт и общий язык с другим разумом найден. Задача фильма – показать, на чём основана возможность взаимопонимания с существом, у которого само мышление происходит в совершенно других измерениях и формах. При обсуждении фильма важно подвести детей к выводу, что в основе психологического контакта лежит понимание вечных ценностей бытия, и прежде всего, Добра как высшей категории нравственного общения. Наиболее остро на «Контакт» реагируют подростки 14-17 лет, осознавая такую простую и понятную вещь - искусство является универсальным языком общения и помогает наладить контакт даже при наличии языкового барьера. Сейчас отечественный кинематограф серьезно взялся за создание фильмов нравственного и патриотического содержания и многие из них имеют космическую тематику. Таким является, например, фильм «Притяжение» 2017 года - пожалуй, лучшая работа режиссера Федора Бондарчука, способная без стеснения конкурировать с самыми кассовыми и зрелищными зарубежными аналогами. И дело даже не в том, насколько захватывает вид терпящего бедствие космического корабля, облик которого был вдохновлен молекулой водорода и кольцами Сатурна, а то изящество, с которым до людей доносится простая истина: человечество в его нынешнем положении может спасти только настоящая, искренняя, жертвенная любовь... Художественные фильмы обладают большим воспитательным и даже обучающим потенциалом, особенно если создаются на основе реальных событий и документов. По-настоящему первый научно достоверный полёт на Луну показал советский режиссёр Василий Журавлёв в 1935 году. Консультантом фильма работал дедушка космонавтики Константин Эдуардович Циолковский, так что по меркам науки тридцатых «Космический рейс» безупречен. Журавлёв реалистично показал и невесомость, и низкую лунную гравитацию, не забыл и про скафандры. Кое-что с тех пор устарело — например, стартовая площадка в виде дуги и антиперегрузочные камеры с жидкостью. Что-то было наивным даже тогда — ну, не мог экипаж первой лунной экспедиции состоять из старика-профессора, неопытной девушки и пионера, пролезшего на ракету «зайцем». Но «Космический рейс» заслуживает место как первый достаточно реалистичный фильм. Эффект от коллективного просмотра школьниками таких фильмов в некоторых случаях получается ошеломляющий. Например, на очередном коммунарском сборе во время ночевки с ребятами в актовом зале, после вечерней свечки, далеко за полночь на большом экране мы предложили ребятам посмотреть уже прошедший в кинотеатрах фильм «Салют-7». Он повествует об одной из самых героических страниц покорения космоса — спасении вышедшей из строя орбитальной станции силами всего двух человек. Космическая станция, находящаяся на орбите в беспилотном режиме, неожиданно перестает отвечать на сигналы центра управления полетом. Принято решение об отправке на орбиту спасательной экспедиции. Космический экипаж должен найти «мертвую» станцию и впервые в мире провести стыковку с 20-тонной глыбой неуправляемого железа. Космонавты понимают, что шансов вернуться на Землю у них немного. Но этот рискованный путь — единственно возможный. Фильм основан на реальных событиях: полет к станции «Салют-7» в 1985 году считается самым сложным полетом в истории космонавтики. Это – поразительная история, из которой становится ясно, насколько захватывающей и опасной всегда была и будет работа космонавта. Смотрели фильм в полной тишине, у нас, у педагогов даже создалось впечатление, что ребята уснули. Но спустя 40 минут, когда от одной из девочек прозвучала робкая просьба на 2 минутки прерваться, выяснилось, что никто не спит…Когда фильм закончился, у многих на глазах были слезы. Еще какое-то время ребята высказывались о впечатлениях, спрашивали, на самом ли деле все было в реальности так, как показано в фильме. У ребят появилось чувство гордости за страну и людей, в ней живущих, захотелось поделиться своим мнением. Фильм учит героизму и человечности, способствует формированию гордости за свою страну, как лидера в освоении космоса. После этого сбора старшеклассники вышли с инициативой создать школьный дискуссионный киноклуб для просмотра и обсуждения фильмов, сейчас вместе с ними мы формируем видеотеку, продумываем формат киноклуба. Для использования на классных часах и уроках педагогами давно создана и постоянно пополняется база социальных роликов, короткометражных мультфильмов. Кинопедагогику необходимо рассматривать еще и как практику, которая поможет привнести в образование очень важную составляющую. Огромный знаниевый и воспитательный компонент содержится в той ее части, которая подразумевает создание кино детьми и их воспитание в этом процессе. Существует мнение, что профессии кинематографа, относящиеся к сфере культуры – это профессии чисто гуманитарной направленности. Эту позицию подтверждает и то, что при поступлении в ВУЗы на эти специальности сдается ЕГЭ по русскому языку и литературе и для абитуриентов проводится творческий конкурс. Но мало кто знает, что, например, при поступлении на специальность «Кинооператор» в программу этого самого творческого конкурса входит экзамен, включающий вопросы по фотографической оптике (принципиальные схемы фотоаппаратов, светофильтры, строение фотоматериалов), основам фотохимии и светотехники, физическая природа света, основы электротехники. Для абитуриента, заявившегося на режиссуру анимационной и компьютерной графики, необходимо знать всё о фотофиксации, светотехнике и так далее. Здесь уже о гуманитарной направленности знаний поступающего речь не идет. Такого рода практическая деятельность ребят напрямую формирует интерес к техническим специальностям, а если еще обратить внимание на то, что фильмы об МКС, например, снимаются самими космонавтами, то тоже способствует дополнительному стимулу к кинотворчеству. Как только педагог вместе с детьми погружается в процесс подготовки и съемки фильма, приходит осознание технологической составляющей съемочного процесса. В нашей школе в 2003 году была создана телестудия «Радуга», тогда по предложению ребят на средства от сбора макулатуры была куплена первая видеокамера. Школьники учились создавать школьные новости, вели видеоархив школы. За 15-летнюю историю телестудии коллектив неоднократно был призером областных и городских конкурсов творческих кинематографических работ, работал над освещением Областных и муниципальных конкурсов профессионального мастерства педагогов «Сердце отдаю детям», «Учитель Года», «Самый классный классный». В 2006 году ребята даже стали участниками Общероссийского детского и юношеского образовательного проекта «КиноСТАРТ» и получили отличную возможность создать свой собственный фильм и представить его на большом экране на Всероссийском детском кинофестивале во ВГИКе в Москве. Тогда Киностарт стал путевкой в жизнь и будущую профессию для четырех из пяти участников проекта (двое стали тележурналистами, двое серьезно занялись видеооператорским искусством). Телестудия развивается и сейчас ребята уже знают, как работать с хромакеем, что такое дедолайт, как вид светотехнического оборудования, осваивают различные программы для видеомонтажа. Формирование навыков кинотворчества позволяет создавать и собственные фильмы и многие из них имеют космическую тематику. Первым таким опытом стал экологический мультфильм «Колобок-спаситель» в технике перекладной анимации, который ребята сделали в Московском музее анимации на ВДНХ во время каникулярной поездки. В процессе работы участники активно спорили, как должна выглядеть планета, что обязательно надо нарисовать как составляющее космического корабля… Сюжет, персонажи, монтаж – все сделано руками 15 школьников в течение 1 часа времени. Предлагаю его вам посмотреть.
|
|||
|