Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Глава XV. Глава XVI



Глава XV

 

Помимо горных промыслов, в России и в большинстве других государств в состав промысловых казенных имуществ входят разные заводы, фабрики, железные дороги, типографии, издания и т. д.

Некоторые государства обладают казенными банками и ведут торговые предприятия.

Еще в XIX веке многие правительства занимались торговыми операциями. Но в настоящее время почти везде правительства отказались от таковых и предпочитают предоставлять частной инициативе даже такие торговые предприятия, которые являются желательными с государственной точки зрения. В некоторых случаях подобным предприятиям даются от казны субсидии или гарантируется известная прибыль. Но и теперь государствам, обладающим колониями, иногда приходится торговать достающимися казне колониальными продуктами. Так, напр., Голландское правительство получает из своих Ост-Индских колоний много колониальных товаров, главным образом кофе, в натуре; оно производит продажу этих товаров при помощи одной торговой компании.

В Пруссии еще недавно существовал государственный институт для морской торговли (Seehaudlung), который производил обширные торговые операции солью, деревом и другими предметами. Но постепенно торговые функции этого института отпали и он превратился в государственный банк.

Чисто государственные банки существуют также в России и в некоторых кантонах Швейцарии. Эти банки служат государству для его кредитных операций, помогают ему в его кассовых операциях и служат средством к поддержке частного кредита; но в то же время они могут служить источником известных доходов. Так, прибыль нашего Государственного банка составила в 1901 г. 8 1/2 м. р.

В большинстве же государств, вместо чисто государственного банка, существуют частные привилегированные банки. Таковыми, в сущности, являются банк Англии, банк Франции, Германский имперский банк и другие. Эти банки, взамен предоставляемых им привилегий, из которых главной обыкновенно является право выпуска банковых билетов, оказывают государству разные услуги при его кассовых и займовых операциях, а иногда обязываются уделять государству известную часть своих доходов.

Что касается казенных заводов и фабрик, то таковые существуют, хотя в весьма различном количестве, еще во многих государствах.

Особенно много казенных фабрик и заводов учреждалось в Европейских государствах в XIX веке, когда еще господствовали начала полицейского государственного строя. Правительства заводили суконные, ковровые, фарфоровые, стекляные и разного рода другие фабрики.

Но, с освобождением промышленности от связывавших ее при старом режиме уз и последовавшим за сим невероятным ее развитием, причем постоянно и быстро стали возникать новые формы промыслов, с умножением капиталов и развитием частной предприимчивости, правительствам все труднее делалось выступать в качестве заводчиков и фабрикантов. С одной стороны, казна в этой области стала уступать частным предпринимателям; с другой стороны, чисто государственные функции настолько усложнились в современном государстве сравнительно с прежним временем, что целиком поглощают или, по крайней мере, должны были бы поглощать заботы и силы правительств.

Удержавшиеся в разных государствах казенные фабрики и заводы либо служат для изготовления потребных государству предметов, напр. оружейные и пороховые заводы, либо имеют значение образцовых заведений, напр. фабрики гобеленовые, фарфоровые и другие. Но при этом они приносят иногда более или менее значительные доходы, хотя в общем финансовая роль их теперь ничтожна, а иногда они приносят даже убытки.

Совсем особо стоят железные дороги. Прошло всего 3/4 века со времени сооружения первой железной дороги (первая железная дорога была построена в Англии в 1829 г. ), а между тем железнодорожное дело быстро развилось и распространилось по всему цивилизованному миру, совершив переворот во всех отраслях промышленности, в культурной жизни народов и даже в военном деле.

На практике железнодорожное дело развивалось в двояком направлении: 1) по английской системе, которой придерживались Великобритания с Ирландией и Соединенные Штаты, государство не берет на себя предприятий с промышленным оттенком, к каковым относятся и железные дороги, а предоставляет их вполне частной предприимчивости; 2) по континентальной системе, упрочившейся в большинстве европейских государств, железные дороги и тому подобные сооружения строятся или вполне за счет государства, или частными предпринимателями, но не иначе, как с разрешения (концессии) правительства, а часто и с субсидиями от казны и с правительственной гарантией известного процента на затрачиваемые в предприятие капиталы.

Каждая из названных систем представляет свои выгоды и свои неудобства. Благодаря континентальной железнодорожной политике, большинство европейских государств обладает уже известным количеством казенных железных дорог. Таковых особенно много в России, Бельгии и в Германии. В широких размерах происходит теперь во многих государствах покупка частных железных дорог казною. В некоторых государствах, напр. во Франции, концессии на постройку железных дорог выдаются под условием перехода последних через известный промежуток времени в казну.

В последнее время железнодорожный вопрос выдвинулся на первый план, как в ученой, так и в публицистической литературе. Большинство исследователей этого вопроса согласны, что железная дорога, ввиду ее политического, финансового и экономического значения, не может быть предоставлена одной частной инициативе,

Из ученых-финансистов железнодорожным вопросом наиболее занимались Поль Леруа-Болье и Адольф Вагнер. Оба, исходя из совершенно различных точек зрения, склоняются в пользу государственных железных дорог. Леруа-Болье видит в последних источник для получения обильных государственных доходов и говорит, что Франция около половины текущего века, когда большинство теперешних французских железных дорог должно перейти к государству, получит в них богатый ресурс для поправления своих финансов. Вагнер обращает внимание преимущественно на публичное значение железных дорог и приводит длинный ряд доказательств в пользу казенной постройки и таковой же эксплуатации железных дорог. Главный его довод состоит в том, что частные предприниматели прежде всего заботятся о своих личных интересах, и что при частном железнодорожном строительстве выгодные линии сооружаются скоро, зато не находят предпринимателей линии, не сулящие прибылей, хотя, быть может, необходимые для политических и экономических целей (прибыли от железных дорог достаются при этом немногим предпринимателям, а убытки ложатся на все общество).

Постройка железных дорог требует затраты огромных капиталов и вызвала во многих государствах крупные государственные расходы на сооружение казенных линий и на выдачу субсидий и уплату гарантий частным компаниям. При этом не всегда соблюдалась надлежащая экономия. Вагнер говорит, что это произошло оттого, что при сооружении железных дорог обыкновенно заботились только о технической стороне дела, т. е. о способах их постройки, а экономическим их значением пренебрегали.

Выработалось 2 способа железнодорожного строительства: 1) американский экстенсивный, при котором железные дороги строятся не особенно капитально и тщательно, со стремлением как можно скорее соорудить как можно более железных дорог; 2) интенсивный способ постройки, при котором железные дороги сооружаются прочно и хорошо, но обходятся дорого. Последнего способа придерживаются почти все европейские государства, первого - Соединенные Штаты и некоторые другие государства Нового Света.

Немецкий ученый Вебер, занимающийся специально исследованием железнодорожного дела, сравнивая два только что приведенные способа постройки, говорит, что ответ на вопрос, который из них наилучший, всегда получается относительный, смотря по обстоятельствам места и времени, в зависимости от которых и приходится высказываться для каждого отдельного случая за большую или меньшую интенсивность или экстенсивность в постройке известной железной дороги.

Это начало Вебер назвал принципом индивидуализации железных дорог. Этот принцип до сих пор обыкновенно нигде не соблюдался, а каждое государство, усвоив себе известную систему железнодорожной постройки, строго придерживалось таковой, сооружая все свои линии по одному шаблону. Но ни интенсивная, ни экстенсивная системы постройки не представляют решительных преимуществ одна перед другой. Все зависит от общественного и экономического значения, какое имеет сооружаемая железная дорога. Если она пролегает по густо населенной местности или соединяет между собою крупные торговые центры, если она должна перевозить большое число пассажиров и много товаров, то такая дорога является первостепенною, т. е. важною в народнохозяйственном и политическом отношении. Такая дорога должна строиться прочно и хорошо. Далее, все первостепенные дороги должны быть выстроены однообразно, чтобы вагоны могли передаваться с одной линии на другую без перегрузки. Для ускорения и упрощения прямого сообщения желательно, чтобы все первостепенные дороги были между собою в единении и не вели бы между собою сложных и тормозящих дело расчетов. Все это лучше всего достижимо при казенной постройке и эксплуатации первостепенных железных дорог.

Все остальные линии Вебер называет второстепенными, подразделяя их на несколько классов, смотря по их важности. Чем меньше значения имеет линия, тем меньше интенсивности может быть допущено при ее постройке. Те из второстепенных линий, которые имеют общегосударственное значение или обещают приобрести таковое со временем, должны быть по возможности сосредоточены в руках государства. При сооружении линий, имеющих местное значение, открывается поприще для участия местных общественных союзов. Наконец, идут линии, представляющие интерес только для некоторых частных лиц или компаний. Такие железные дороги не должны причинять никаких расходов ни государству, ни местным союзам, и их лучше всего предоставить вполне частной инициативе.

Как было сказано выше, теперь многие государства обладают большим количеством казенных железных дорог и получают от них, несмотря на установление дешевых тарифов, крупные доходы.

Наибольший доход от казенных железных дорог теперь получается в Пруссии, где в 1901 г. государство владело 32 тысячами километров железных дорог или 93% всей прусской железнодорожной сети, причем в названном году валовой доход от прусских казенных железных дорог равнялся 1. 442 млн. марок, а чистый - 567 млн. марок.

В Саксонии, Вюртемберге и Эльзас Лотарингии все железные дороги сосредоточены в руках государства.

Много казенных железных дорог также в Австрии, Венгрии, Бельгии и в некоторых других государствах.

В России большинство железных дорог выстроено либо вполне на счет государства, либо при сильной от него поддержке На сооружение нашей железнодорожной сети казна потратила миллиарды рублей, причем деньги на постройку железных дорог добывались главным образом займами.

Несмотря на это, в России до последнего времени было мало государственных железных дорог; значительная же доля потраченных казною на железные дороги денег пошла на выдачу субсидий и на уплату гарантий частным компаниям. И русские железные дороги не только не служили поддержкой финансов государства, но были одной из причин дефицитов, от которых так страдало государственное хозяйство России в восьмидесятых годах истекшего столетия.

С тех пор положение вещей изменилось. В настоящее время наше правительство само строит те линии, которые оно признает целесообразными и полезными. Происходит также в широких размерах выкуп в казну частных железных дорог.

Протяжение государственных железных дорог с каждым годом увеличивается, возрастают также приносимые ими доходы.

К середине 1902 г. общее протяжение эксплуатируемых в Российской Империи дорог равнялось 53. 268 верстам, из которых 35. 509 верст или около 66, 7% принадлежали казне.

В 1901 г. наши казенные железные дороги дали 378 1/2 м. р. валового дохода при 269 1/3 м. р. расходов по их эксплуатации.

Возникали проекты выкупа в казну всех частных железных дорог. Конечно, такой крупный шаг требует огромных капиталов и решения массы разнообразных вопросов, так что он может быть выполнен только постепенно. Но и по финансовым и по экономическим соображениям нельзя не пожелать сосредоточения со временем в руках государства всего железнодорожного дела. Тогда последнее стало бы регальным, т. е. исключительно государственным.

 

Глава XVI

 

Этимологически слово " regalia" происходит от " rех" - царь, и первоначально под ним разумели всевозможные прерогативы, т е. права и преимущества царской власти.

Герман Штраух, автор специального исследования о регалиях под заглавием " Ueber Ursprung und Natur der Regalien'", говорит, что выражение regalia впервые встречается в Итальянских законодательных памятниках XII века и означало все полномочия императора по части законодательства, суда и управления.

В Германию понятие о регалиях переходит в XIII веке. С 1356 года, начиная с Золотой Буллы, некоторые из регалий императора переходят в руки курфюрстов и других духовных и светских властителей - из имперских становятся территориальными. Это произошло с регалиею на добычу металлов и некоторыми другими.

В средние века стали различать регалии двоякого рода: 1) regalia majora, к которым относились разные права верховной власти по части законодательства, суда и управления, а также права на известные знаки внешнего отличия, напр., на корону, скипетр и т. п.; 2) regalia minora, называвшиеся также regalia utiiia fisci, под которыми разумели разные промыслы, объявленные регальными, т. е. государственными. Особенно много таких фискальных регалий возникло в средние века в Германских государствах, в которых разные регалии считались иногда сотнями. В то время регалией называли всякий промысел. Но уже в ХVII веке в ученой немецкой литературе начало складываться воззрение, что истинною регалиею является только такой казенный промысел, который оставлен в исключительном распоряжении казны не столько ради фискальных интересов, сколько для общего блага.

Действительно, если рассматривать сущность разных промыслов, монополизированных казною, сразу бросается в глаза, что они распадаются на 2 различные категории: 1) одни из этих промыслов предназначены исключительно для доставления казне дохода, и без всякого вреда для общества могли бы быть предоставлены частной предприимчивости; 2) другие, по самому своему характеру, по общественному значению, требуют, чтобы казна взяла их в свои руки. Первые составляют так называемые казенные монополии, где казна удаляет частную конкуренцию, чтобы самой воспользоваться высокою ценою монополизированных продуктов, обыкновенно предметов потребления, напр., водки, табаку и т. п. Монополия при этом служит способом обложения этих продуктов, и налог равняется разнице между ценой, по которой казна продает продукты, и тем, во что эти предметы обошлись казне. В настоящее время большинство финансовых ученых различают казенные монополии от регалий, к которым относят только такие казенные промыслы, которые неудобно объявить свободными вследствие их общественного значения. Впрочем, и до сих пор некоторые ученые распространяют понятие регалии на все вообще монополизированные казною промыслы, наприм., Рошер табачную монополию, т. е. взимаемый путем монополии табачный налог, называет табачною регалиею. Точно также некоторые относят к числу регалий монополию игральных карт и лотерейную.

В область финансовой науки регалии относятся на столько на сколько они служат источником финансовых доходов.

Теперь число регалий бывает обыкновенно ограничено двумя или тремя. В России теперь 3 регалии: монетная, почтовая и телеграфная, к которой примыкает телефонная.

Наиболее древней является монетная регалия. Важность монетного дела сознавалась уже в глубокой древности и государство брало в свои руки чеканку монеты с целью обеспечить доброкачественность и единообразие последней. Но нередко в разных государствах чеканили монету номинальною ценою выше той, какая соответствовала бы действительному весу монеты, когда хорошую полноценную монету переплавляли в монету низкого достоинства. Еще в 264 году до Рождества Христова римский медный асс был понижен в достоинстве в 6 раз. Подобная же порча монеты производилась неоднократно и на Руси, в особенно сильной степени при царе Алексее Михайловиче. К порче монеты обыкновенно прибегали в периоды финансовых затруднений, напр. для уплаты испорченною монетою государственных долгов.

В настоящее время орудием мены, рядом с монетою служат еще бумажные деньги, т. е. денежные знаки, и разные кредитные орудия обращения, как-то: чеки, банковые билеты, векселя и т. д., так что понятие денежного обращения является шире монетного обращения, и последнее заключается в первом. Денежное обращение связано с финансовою и экономическою жизнью народа так тесно, что несомненно на государстве лежит прямое призвание заботиться о регулировании своего денежного обращения. Это лучше всего достижимо регализированием денежного дела, т. е. чеканки монеты и выпуска бумажных денег. Иногда выпуск последних разрешается частным кредитным предприятиям, но не иначе, как под контролем правительства.

Раз казна приняла на себя чеканку монеты, то тем самым она берет на себя расходы по этому предмету, которые могут достигать довольно больших размеров. Зато во многих государствах чеканка монеты составляет доходную статью. При этом доход казны получается от разницы между номинальною и действительною стоимостью монеты; если эта разница превышает расходы по чеканке, то остаток явится чистым государственным доходом от монетной регалии. Иногда же государство чеканит совершенно полновесную монету, но берет известную плату с лиц, по заказу которых монета чеканится.

Отдельные государства держатся различной политики в монетном деле. При этом, следует различать главную монету, т. е. ту, на которую производятся сделки в государстве, именно рубли, марки, франки, фунты стерлингов и т. д., - и разменную монету, служащую для мелких платежей и для размена главной монеты.

Внутренняя ценность главной монеты должна вполне или как можно ближе соответствовать ее нарицательной ценности. Только при этом условии главная монета может служить своему назначению - быть настоящими деньгами, а не денежными знаками.

История дает нам много примеров печальных последствий, проистекавших в России, Франции и в других государствах оттого, что их правительства пренебрегали этим и, из фискальных соображений, значительно повышали номинальную стоимость главной монеты сравнительно с ее внутренним достоинством. Такая монета всегда теряет доверие публики, рыночная цена ее падает, на нее устанавливается курс, а в торговле водворяется неопределенность. В конце концов страдает и приходит в расстройство все народное хозяйство. Более же всего от такой монеты терпит международная торговля.

Государственная казна также много теряет от водворения в стране малоценной и колеблющейся главной монеты. Государственные доходы, поступающие такою монетою, в сущности падают и становятся неопределенными, и потеря казны от этого по большей части превосходит выгоды от чеканки малоценной монеты.

Таким образом, чеканка главной монеты не должна служить источником сколько-нибудь существенных государственных доходов.

И некоторые государства, напр. Англия, не только не извлекают от чеканки главной монеты никаких доходов, но и принимают на счет казны и расходы по чеканке.

Другие государства (большинство) чеканят главную монету несколько меньшего веса сравнительно с номинальной ее стоимостью. Так, напр., во Франции из килограмма чистого золота, стоящего 3437 фр., чеканится 3444 франка; в Германии золотая монета чеканится на 0, 4%, а серебряная - на 1% дороже стоимости входящего в состав ее металла. Такая чеканка имеет тот смысл, что предупреждает переплавление монеты в слитки для выделки золотых и серебряных изделий, причем казне приходилось бы постоянно чеканить монету взамен переплавляемой и нести от этого убытки.

Но разница между действительною и нарицательною ценою главной монеты не должна быть особенно значительна, иначе монета теряет доверие общества и курс ее падает.

В ином положении находится разменная монета. Ее значение в денежном обращении второстепенное, вспомогательное. Обязательный прием ее обыкновенно ограничен известною незначительною суммою. Между тем некоторое количество разменной монеты является безусловно необходимым для мелких платежей, и разменная монета, в известном количестве, всегда удержится в обращении, независимо от ее достоинства. Этим обстоятельством и можно объяснить, что почти все государства чеканят низкопробную разменную монету.

В России денежная регалия проведена во всей чистоте: регализированы и чеканка всякой монеты и выпуск бумажных денег.

Русская монетная система в последнее время была преобразована.

Манифестом 20 июня 1810 г. нашею основною монетною единицею (" главной ее переменяемой и законной мерой всех монет, обращающихся в государстве" ) был объявлен серебряный рубль с содержанием 4 золотников и 21 доли чистого серебра. Таковым он и оставался почти до самого конца прошлого столетия. В действительности же у нас водворилось и после Крымской войны упрочилось бумажно-денежное обращение, причем курс обращавшихся у нас бумажных денег - кредитных рублей постоянно колебался и иногда сильно падал.

В девятидесятых годах был принят ряд мер к упорядочению нашего денежного обращения, завершившихся изданием ныне действующего Монетного устава 7 июня 1899 г.

Современная русская монетная система основана на золотом монометаллизме.

У нас теперь принята золотая валюта, причем основною монетной единицей является рубль, равный 1/15 империала и содержащий 17, 424 доли чистого золота. Золотая монета чеканится у нас в 5 р., 7 р. 50 к., 10 р. и 15 р.

Серебряная и медная монета является у нас разменною.

Серебряная монета чеканится в 1 рубль, 50, 25, 20, 15, 10 и 5 копеек.

Монета обыкновенно чеканится не из одного основного металла, а с примесью другого металла, - это так называемая лигатура, прибавляемая к монете ради прочности. Отношение главного металла к лигатуре называется пробою. Прежде наша золотая монета чеканилась 88 пробы, а серебряная 83 1/3, т. е. в фунте сплава содержалось 88 золотников чистого золота и 83 1/3 золотников чистого серебра. Но с 1885 года проба нашей монеты установлена на заграничный манер по десятичной системе, причем золотая монета, а из серебряной монета в 1 р., 50 к. и 25 к. содержит в себе 900 частей чистого металла и 100 частей лигатуры (меди), а серебряная монета в 5, 10, 15 и 20 к. чеканится из сплава, содержащего 500 частей чистого серебра и 500 частей меди.

Так как при чеканке монеты могут произойти, независимо от воли правительства, известные ошибки, как относительно веса, так и относительно пробы монеты, то во всех законодательствах принято устанавливать так называемый ремедиум, т. е. дозволенное отступление от законных пробы и веса монеты.

В России допускается при выделке золотой и серебряной монеты известная терпимость, как в пробе, так и в весе. Так, напр., для пробы нашей золотой монеты установлен ремедиум в 1/1000 выше и ниже пробы, а для веса: пятнадцатирублевой монеты 2/1000, десятирублевой и семи с половиною - 2/1000 и пятирублевой - 3/1000 ниже и выше законного веса. Из лигатурного фунта золота чеканится 476 руб. 3 11/121 коп. монеты. Одна тысяча рублей серебряной монеты девятисотой пробы весит 1 п. 8 ф. 79 зол. и 48 доли, а тысяча рублей серебряной монеты 500 пробы весит 1 п. 3 ф. 90 зол. и 72 доли. Медной монеты в 1/4, 1/2, 1, 2, 3 и 5 коп. чеканится 50 руб. из пуда меди.

Серебряная и медная монета служит у нас вспомогательною монетою в обращении и в платежах.

Совокупное количество серебряной монеты в обращении не должно превышать 3 руб. на каждую душу общего числа населения Империи, а на выпуск медной монеты министр финансов испрашивает Высочайшего разрешения.

Обязательный прием высокопробной серебряной монеты частными лицами ограничен 25 рублями при каждом платеже, а прочей серебряной и медной монеты тремя рублями.

Правительственные же кассы обязаны принимать означенную монету на всякую сумму при всех платежах, кроме взноса таможенных и взимаемых наравне с ними золотом пошлин, уплата коих серебряною монетою допускается на суммы менее 5 р. (1/2 империала) при каждом платеже.

Монета чеканится на С. -Петербургском Монетном Дворе. Золотая монета чеканится из золота, принадлежащего казне, и золота, представляемого частными лицами при условии представления ими не менее 1/4 ф. чистого золота. Серебряная и медная монета чеканится только из металла, принадлежащего казне.

Чеканка золотой монеты, выпускаемой с нарицательной стоимостью, соответствующей ее внутреннему достоинству, является убыточной для нашего государственного казначейства, которому при этом приходится нести потерю по угару металлов при чеканке и другие расходы.

Чеканка же серебряной и медной монеты составляет для казны источник доходов и иногда довольно значительный. Так, в 1896 г. наш монетный доход составил 11 1/2 м. р. при 2 м. р. расходов по монетной части. Но это был исключительный год, в котором было отчеканено большое количество монеты из серебра, приобретенного казною за границей.

Обыкновенно наш монетный доход выражается в более скромной цифре - от 1-2 м. р., причем случается, что его превышают операционные расходы по монетной части. Так, в 1901 г. он равнялся 3 1/4 м. р., а операционные расходы по монетной части составили 3 1/2 м. р.

Таким образом, в России монетная регалия иногда является убыточною; но в этом нет беды, так как главное значение настоящих регалий заключается не в приносимых ими доходах, а в служении общественным интересам.

Монетный Двор получает также известные доходы от чеканки золотой монеты по заказу частных лиц, от разделения (обращения в слитки) металлов, представляемых частными лицами, и от выполнения разных частных работ, напр. от изготовления медалей.

Рядом с монетною регалиею, имеет огромное политическое и народно-хозяйственное значение почтовая регалия, существующая теперь во всех более или менее цивилизованных государствах.

Хорошая организация почты является непременным условием во всяком благоустроенном государстве, так как почта призвана удовлетворять одной из существеннейших потребностей современного человечества. Правительству также приходится постоянно прибегать к услугам почтовых учреждений. Таким образом, почтовая регалия соответствует и публичным и частным интересам, так как одно государство может обеспечить хорошее устройство почты и правильное распределение почтовых учреждений по разным местностям. Даже в Англии, где государство удаляет от себя всякие предприятия с хозяйственным оттенком, и там почта является регалиею.

Но на этом развитие почтового дела не останавливается: почта из государственного института постепенно становится международным. Отдельные государства заключают между собою почтовые конвенции.

Время от времени собираются почтовые конгрессы из делегатов почти от всех существующих государств.

Цель конгрессов - водворить единство в почтовых сношениях.

Теперь почти все государства мира являются членами Всемирного Почтового Союза, имеющего центральное управление в Берне под именем " Международного бюро всемирного почтового союза", действующего под опекой Швейцарского союзного правительства и содержимого на счет всех государств-членов всемирного почтового союза. Главная функция бюро быть посредником в сношениях между членами названного союза и быть передаточным местом для сообщений, касающихся международных почтовых сношений. Бюро высказывает свои суждения по спорным делам, возникающим на почве международных почтовых отношений, ведет почтовую статистику и издает журнал " L'Union postale" на французском, немецком и английском языках. Бюро не имеет принудительной власти. По словам проф. П. Казанского в его исследовании " Всемирный почтовый союз", 1897 г. " Бюро не стоит над членами союза, но только между ними. Оно их орган, их слуга, но не власть, стоящая выше их. Оно выполняет разные полезные обязанности, оно может высказывать свое мнение, и только".

Содержание почты обходится государству обыкновенно очень дорого: необходимо устроить и содержать целую сеть почтовых учреждений (контор, отделений и станций), разбросанных по всему государству, - надо организовать центральное управление над ними, так как почтовое дело более всякого другого нуждается в единстве и централизации. Правительству также приходится уплачивать большие суммы железнодорожным компаниям и пароходным обществам за перевозку корреспонденции.

В государствах с концессионной системой железнодорожного строительства обыкновенно при выдаче концессий выговаривается бесплатная перевозка почтовой корреспонденции. Иногда таковая выговаривается и при назначении казенных субсидий транспортным предприятиям.

Но, вызывая значительные расходы, почта в то же время служит источником государственных доходов.

Существование почты полезно для всего общества, давая каждому возможность пользоваться услугами почтовых учреждений; в действительности же отдельные лица далеко не в равной мере пользуются этими услугами. А потому те, которые прибегают к таковым, должны их оплачивать. С этой стороны плата за услуги почтовых учреждений сходна с пошлинами, т. е. сборами, взимаемыми с частных лиц за услуги, оказываемые им казенными учреждениями. Леруа-Болье называет плату за доставку корреспонденции пошлинами с корреспонденции. Но между почтовыми доходами и пошлинами существует разница, заключающаяся в том, что пошлины взимаются за услуги частным лицам со стороны таких казенных учреждений, которые по их политическому характеру не могут быть заменены частной деятельностью, тогда как почтовое дело по его хозяйственному характеру могло бы вестись и частной предприимчивостью, как это и было прежде почти во всех странах. Еще в шестидесятых годах истекшего столетия почта во многих немецких государствах с общим населением свыше 3 миллионов душ была в руках частных лиц - графов Турн и Таксис. Лишь в 1866 г. почтовая привилегия названных фамилий была выкуплена в пользу Северогерманского союза.

Если же почта составляет теперь повсюду регалию, то это произошло потому, что никто не может ее организовать так хорошо, как государство, и никто так, как государство, не может соблюсти связанных с почтой общественных интересов. Последние требуют скорых, верных, простых и дешевых почтовых сообщений и охранения почтовой тайны. И все это лучше всего достижимо при сосредоточении почтового дела в руках правительства.

Ввиду важного общественного значения почты, некоторые ученые высказываются против того, чтобы почта давала государству чистый доход и требуют, чтобы часть расходов по почте падала на все общество, а часть на лиц, прибегающих к услугам почтовых учреждений. Но в современных государствах с их напряженными финансами нет оснований отказываться от почтовых доходов, если таковые могут получаться без стеснения почтовых сношений, хотя, если почта идет в убыток, то в этом также нет ничего противного ее духу, так как ее значение народно-хозяйственное, а не узко фискальное.

Во всяком случае, почтовая такса не должна быть слишком высока, чтобы не затруднять пользования услугами почтовых учреждений даже для беднейших членов общества.

Впрочем, низкие почтовые тарифы соответствуют также до известной степени финансовым интересам государства, потому что при дешевой почте расширяется круг лиц, прибегающих к ее услугам, и возрастает количество пересылаемой корреспонденции.

Впервые дешевая и однообразная такса на письма была установлена в 1839 году в Англии по инициативе простого гражданина, по имени Роланд Гилль, в честь которого эта реформа была названа Гиллевскою. За простое франкированное, т. е. оплаченное отправителем, письмо была назначена плата в 1 пенни (4 к. ) за каждую 1/2 унции веса письма; за нефранкированное, т. е. не оплаченное при отправлении письмо, плата удваивалась.

Результаты от этой реформы получились поразительные; количество пересылаемых в Великобритании писем с 76 миллионов в 1839 г. сразу достигло 169 миллионов в 1840 г. Правда, чистый доход английской казны от почты, который в 1839 году составил 1, 633, 000 фун. ст., в 1840 году упал до 500 тыс. фунт. ст. и только в 1860 году достиг прежней цифры. Но это произошло вследствие радикальности и быстроты проведения реформы, причем плата за письма сразу была понижена приблизительно в 7 раз.

В большинстве государств почта приносит теперь известный чистый доход; но в некоторых до сих пор почтовые доходы не покрывают таковых же расходов, напр. в Соединенных Штатах Сев. Америки, а еще недавно почта давала убыток и в России. Объясняется это обширностью названных государств и необходимостью содержать в них дорогостоящую лошадиную почту.

На уменьшение почтовых доходов сильно влияет существующая во многих государствах бесплатность казенной корреспонденции, которая, собственно говоря, также составляет государственный доход от почты.

Наибольший чистый доход от почты получает Великобритания, где в 1901 г. таковой составил 38 мил. рублей. Засим следуют, Франция с 24 м. р. и Германия с 12 м. р. чистого почтового дохода. Замечательно, что такое небольшое государство, как Бельгия, получает от почты более 4 м. р. чистого дохода. Это объясняется небольшою территориею Бельгии, густотою и культурностью ее населения и развитием в ней промышленности и торговли.

Характер современной почты сравнительно с прежним временем значительно изменился: ее функции сузились. Теперь почта служит преимущественно для перевозки письменной корреспонденции, тогда как прежде она в широких размерах перевозила также пассажиров и товары, чем теперь занимаются разные транспортные предприятия.

В России почта получила сравнительно хорошую организацию лишь в недавнее время. До XIX в. в России не было повсеместной почты, а устраивалась почта только по некоторым направлениям, причем ее организация и содержание поручались обыкновенно частным лицам. В XIII ст. в России возникает особое сословие ямщиков, несших повинность по перевозке казенной почты, за что они освобождались от прочих повинностей, напр. от военной службы. Это сословие существовало очень долго, подвергаясь разным изменениям.

Наша почта стала организовываться на новых началах лишь с половины прошлого века. До того у нас применялась сложная почтовая такса, при которой принимались во внимание и вес письма и расстояние, на какое оно пересылалось: существовало свыше 700 различных цен на письма. С 1844 у нас была введена однообразная такса в 10 коп. с лота веса письма, куда бы внутри Империи таковое ни пересылалось.

Путем постепенных понижений эта такса была низведена до ее нынешнего размера 7 коп. за лот письма, пересылаемого внутри Империи. Для заграничных писем по соглашению с прочими членами Всемирного почтового союза установлена плата в 10 коп. за каждые 15 граммов веса письма.

Для больших городов для писем, пересылаемых в их пределах, установлена пониженная такса.

Газеты, журналы, печатные произведения, образцы без цены, объявления и т. п. перевозятся по особым весьма умеренным тарифам.

Для посылок и денег установлена особая такса. Впрочем, непосредственная пересылка денег по почте все более и более вытесняется почтовыми переводами.

При наших почтовых учреждениях по примеру некоторых западноевропейских стран существуют сберегательные кассы.

В России существует много изъятий от платы за корреспонденцию, как активных, предоставляющих право на отправку неоплаченной корреспонденции, так и пассивных, состоящих в праве получения бесплатной корреспонденции.

Организация нашей почты сделала большой шаг вперед сравнительно с прежним временем, но она все еще страдает крупными недостатками, среди которых на первое место следует поставить недостаточное и не соответствующее ни обширности территории, ни массе населения Российской Империи, число наших почтовых учреждений и крайнюю формальность в ведении у нас почтового дела.

В этом отношении Россия пока еще далеко отстала от некоторых западноевропейских стран, особенно от Швейцарии, где почта доведена до замечательного совершенства.

Что касается управления почтой, то таковое у нас неоднократно преобразовывалось, то выделяясь в самостоятельное министерство, то будучи присоединяемо к одному из министерств.

Теперь управление почтой и телеграфом ведается у нас подчиненным Министерству внутренних дел Главным Управлением почт и телеграфов.

В 1901 г. наш почтовый доход, т. е. валовой доход от почты составил 32 м. руб.; чистый же доход от нее трудно вычислить, так как расход по содержанию и эксплуатации почты у нас нераздельно слит с общими расходами почтово-телеграфного ведомства, составившими в 1901 г. 34 1/4 м. р.

Почтовое управление соединено с телеграфным также и во многих иностранных государствах.

Рядом с почтовой регалиею у нас существует и телеграфная, соединенная с телефонною.

Телеграфы удовлетворяют той же потребности людей во взаимных сношениях, которой служит и почта. Но телеграфы развились гораздо позднее почты, так как они могли появиться только после изобретения электрических телеграфных приборов, что случилось сравнительно недавно (в 40-х годах XIX в. ).

Затем, развитие телеграфа пошло замечательно быстро и он получил столь громадное значение в политической, культурной и экономической жизни современного общества, что в большинстве государств он был обращен в регалию (из больших государств таковой теперь нет только в Соедин. Штатах Сев. Америки).

Телеграф скоро приобрел также столь важное международное значение, что уже в 60-х г. г. истекшего столетия был образован Всемирный телеграфный союз, к которому примкнули все государства с казенными телеграфами. Этот союз имеет свой постоянный орган " Международное бюро телеграфных управлений", имеющее своим местопребыванием также Швейцарию.

Основания для регализирования телеграфа почти те же, что и для почты, и никто так хорошо, как государство не может устроить и эксплуатировать телеграфные линии. Государство при этом может не преследовать узких фискальных целей, может действовать в интересах всего общества и вести равномерно развитие телеграфной сети. Государство может внести в телеграфное дело наибольшее единство и, соединив его с почтой, вести его с наименьшими затратами.

В России закон ясно определяет регальность телеграфа. Ст. 16 Телеграфного устава гласит, что " никакая телеграфная линия не может принадлежать частной компании или быть в частном управлении, но должна непременно состоять в непосредственном ведении и управлении правительства". Исключение из этого правила сделано только для железнодорожных телеграфов, каковые необходимы для правильного движения поездов.

В 1886 г. наш телеграфный тариф был значительно упрощен с введением, вместо прежней платы по поясам, однообразной таксы для Европейской и Азиатской России по 5 коп. за каждое слово депеши с прибавкой 15 коп. подепешной платы. За передачу депеш из Европейской России в Азиатскую и обратно взимается двойная плата.

В 1901 г. наш валовой телеграфный доход составил 18 1/3 м. р.

В некоторых государствах, напр. в России и Германии, существует телефонная регалия, имеющая свое основание во все возрастающем общественном значении телефонов.

Особенно важное значение телефоны получили в общественной жизни современных больших городов, и в некоторых государствах телефоны эксплуатируются городскими самоуправлениями.

В России телефонная регалия соединена с телеграфной; эксплуатация телефонов в отдельных городах или сдается на известных условиях их управлениям, или частным предпринимателям, или ведется самою казною. В 1901 г. сбор от эксплуатации телефонных сообщений дал 1921 т. р.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.