Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Глава VI. Глава VII



Глава VI

 

Для выполнения своих разнообразных и многосложных задач государство нуждается в массе материальных средств, и ему приходится вести весьма сложное хозяйство. Для успешного ведения последнего государству необходима обширная и хорошая организация финансового управления.

Являясь субъектом финансового верховенства, государство имеет известную власть, состоящую в праве издавать финансовые законы, устанавливать налоги, заключать государственные займы, принимать принудительные меры в отношении к нарушителям или не исполнителям финансовых норм.

Для проявления своей деятельности по части финансового управления государство нуждается в целом ряде центральных и местных финансовых органов.

Теперь финансовое управление составляет совершенно особую область общего государственного управления. Но так было далеко не всегда. В средине века, когда господствовало полное смешение частного хозяйства с публичным, не было разделения властей, а все разнообразные функции государственной деятельности сосредоточивались в руках одних и тех же лиц и учреждений. В этом отношении прежняя Русь не составляла исключения. Например, в руках воевод соединялись и военная власть и судебная, а также управление, как общее, так и финансовое.

В до-петровскую эпоху всеми делами управления заведывали так называемые Приказы. Такому-то боярину с назначенными к нему товарищами приказывалось от Царя ведать известные дела, и отсюда получилось слово " Приказ".

Финансовыми делами заведовали многие приказы, именно Приказ Большой Казны, Большой Дворцовый Счетный, Разрядный, Хлебный, Ямской, Посольский, Полоняночный, Поместный, Земский, Новая Четверть и др.

При этом Приказу Большой Казны были поручены все доходы, не назначенные к заведыванию другими приказами.

Петр Великий учредил Коллегии, которые и заменили большинство Приказов. Заведование финансами было возложено на несколько коллегий. Именно, Камер-Коллегия ведала государственными доходами, кроме тех, которые были поручены Берг, - Мануфактур - и Коммерц-Коллегиям; Штатс-контор-Коллегия управляла государственными расходами, а Ревизион-Коллегия была контрольным учреждением.

Большое значение в финансовом управлении получил учрежденный в 1711 г. Сенат, а также учрежденный с 1722 г. при Сенате генерал-прокурор. Петр Великий подчинил Сенату Коллегии и сосредоточил в нем финансовую отчетность.

Затем, в течение почти всего XVIII столетия, за исключением периода господства Верховного Тайного Совета, Сенат являлся высшею наблюдающею за финансами инстанциею.

При Екатерине II особенно усилилось значение генерал-прокурора Сената, который, между прочими возложенными на него обязанностями, был и настоящим министром финансов. Большую известность по управлению финансами приобрел ген. -прок. кн. Вяземский.

С учреждением же в 1802 г. министерств, управление финансами было поручено Министерству финансов.

В настоящее время финансовые законопроекты идут через Департамент государственной экономии государственного совета в общее собрание последнего, а отсюда поступают на Высочайшее усмотрение. Высочайше утвержденное мнение Государственного Совета становится законом. Таким же является Высочайшее утвержденное Положение Комитета министров, причем через последний идут законопроекты, затрагивающие интересы двух или нескольких министерств.

В примечании к 51 ст. Учр. Госуд. Совета говорится, что " Д-т Государственной экономии, при рассмотрении смет, соединяется, с Высочайшего разрешения, с Комитетом финансов в тех случаях, когда со сметным делом связаны вопросы, до государственного кредита относящиеся". Но нигде в Законах не говорится ни о составе Финансового комитета, ни о его функциях.

Управление финансами сосредоточено в Министерстве финансов, которое неоднократно преобразовывалось, причем важнейшим изменением в его составе явилось выделение в 1838 г., из его ведомства управления государственными имуществами в особое министерство.

В это последнее в 1874 г. был переведен из Министерства финансов и Горный Департамент.

В 1902 г., в ознаменование своего столетнего юбилея, Министерство финансов издало сборник, посвященный историческому обзору главнейших, за все столетие, мероприятий финансового ведомства в области порученных его ведению задач.

Этот сборник является капитальной художественно изданной полной историей Министерства финансов с 1802 г. по 1902 г. Он состоит из двух частей, причем в первой помещены обзоры деятельности Министерства финансов в царствования Императоров Александра I, Николая I и Александра II, а во второй - таковые же обзоры за время царствования Императора Александра III и за первые годы благополучного царствования Императора Николая Александровича.

Наше Министерство финансов не только заведует доходами и расходами и делами государственного кредита, т. е. финансами; но на него также возложены заботы, прямо относящиеся к области внутренней политики, как наприм., попечение о торговле и промышленности и о частном кредите.

С другой стороны, Министерство земледелия и государственных имуществ, в числе своих, разнообразных функций, имеет также большое финансовое значение. С умножением же количества казенных железных дорог выдвигается финансовое значение заведывающего ими Министерства путей сообщения.

Во главе Министерства финансов стоит министр финансов, права и обязанности которого определяются в учреждении Министерства финансов и в других частях свода законов, по принадлежности.

Министру финансов вверены управление государственными доходами и расходами, причем ему подведомственны источники государственных доходов, не состоящие в управлении других ведомств. Сверх того, на министра финансов возложены заведование торговлею и промышленностью, дела государственного и частного кредита, дела, относящиеся до монетного управления, и заведование железнодорожными тарифами. В ведомстве Министерства финансов, под наблюдением Совета Государственных кредитных установлений, состоят также государственные кредитные установления, именно: Комиссия погашения долгов, Государственный банк, Сберегательные кассы, Государственный Дворянский земельный банк, Крестьянский поземельный банк, Сохранная касса и Ссудные казны.

Совет Государственных кредитных установлений состоит из Председателя Государственного Совета, министра финансов, государственного контролера, шести членов по выборам от дворянства и шести членов по выборами, от купечества.

Министру финансов подведомственна также Экспедиция заготовления государственных бумаг.

При Министре финансов состоят 4 товарища министра, заступающие его в известных случаях, Совет министра, Совет по делам казенной продажи питей (с 1890 г. ), Совет по тарифным делам, Тарифный Комитет, Общая канцелярия и Особая канцелярия по кредитной части. Последняя, между прочим, заведует сбором с доходов от денежных капиталов и наблюдает за деятельностью частных кредитных установлений.

Разнообразные дела, вверенные министру финансов, распределены между Главным управлением неокладных сборов и казенной продажи питей, Учреждениями Министерства Финансов по части торговли и промышленности и Департаментами: государственного казначейства, окладных сборов, таможенных сборов и железнодорожных дел.

В Департаменте государственного казначейства сосредоточены приходно-расходная часть, управление монетною частью, дела по предварительной проверке финансовых смет всех министерств и главных управлений и дела по составлению росписи доходов и расходов.

Департамент окладных сборов заведует податями, земскими повинностями, делами по выкупной операции, возложенными на него после упразднения в 1895 г. Главного выкупного учреждения, пошлинами крепостными и с безмездного перехода имуществ, а с 1901 г. и прочими пошлинами и гербовым сбором, переданными ему из Главного управления неокладных сборов.

Департамент таможенных сборов ведает делами таможенного и карантийно-таможенного управления и таможенными пошлиными.

Департамент железнодорожных дел заведует регулированием железнодорожных тарифов, сборами с пассажиров и грузов большой скорости, перевозимых по железным дорогам, и расчетами казны с частными железными дорогами.

Главное управление неокладных сборов и казенной продажи питей заведует: сборами с питей, табака, сахара, прессованных дрожжей, осветительных нефтяных масел и зажигательных спичек, а также казенною продажею питей. Обязанности Начальника этого Главного управления исполняет один из Товарищей Министра Финансов.

Учреждения Министерства Финансов по части торговли и промышленности заведуют делами о внутренней торговле (о ярмарках, биржах и прочих торговых установлениях, о правах купеческого сословия, о торговых товариществах и акционерных компаниях), о мерах и весах, о государственном промысловом налоге, о внешних торговых сношениях, - делами об устройстве и содержании промышленных заведений, о выставках, о пробирной части, об ограждении прав промышленной собственности, а также заведует коммерческими, художественно-промышленными и прочими учебными заведениями Министерства Финансов. До 1902 г. эти Учреждения ведали также и делами о торговом мореплавании, возложенные теперь на образованный в названном году самостоятельный, не подчиненный министру финансов, Отдел торгового мореплавания.

Учреждениями Министерства финансов по части торговли и промышленности заведует непосредственно также один из Товарищей министра финансов.

Центральным финансовым учреждениям подчинены местные: губернские и уездные.

В каждой губернии существует Казенная Палата. Казенные Палаты удержались со времени их установления в 1775 году; только с тех пор они подверглись значительным изменениям: сузились их функции, с передачей местного заведования налогами на предметы потребления в Акцизные Управления, а контрольного дела в Контрольные Палаты, и из коллегиального присутственного места, с председателем во главе, они стали бюрократическим учреждением, под начальством управляющего Палатой.

Казенные Палаты являются теперь счетно-податными учреждениями; главная их функция заботиться о соблюдении казенного интереса.

Казенные Палаты ведают разные дела, имеющие отношение к прямым налогам, ревизские дела, счетоводство и отчетность подведомственных им государственных касс, производят торги по казенным подрядам и налагают взыскания за нарушение Уставов казенного управления.

Вследствие произведенных в течение последних двадцати лет финансовых реформ и благодаря возрастанию нашего государственного бюджета, поведшему к сильному увеличению оборотов государственных касс, деятельность Казенных Палат в последнее время настолько усложнилась и расширилась, что явилась необходимость в увеличении штатов Казенных Палат и Казначейств, что и было сделано в 1900 г.

Обязанности, возложенные лично на Управляющих Казенными Палатами многочисленны и сложны: они руководят личным составом и делопроизводством Казенных Палат и на них лежит ближайший надзор за деятельностью Казначейств и Податной Инспекции; в то же время Управляющие Каз. Палатами состоят председателями губернского по квартирному налогу присутствия, членами Губернского Присутствия, членами губернских присутствий по городским и земским делам, по промысловому налогу, распорядительного комитета, оценочной комиссии, статистического комитета, комитета о тюрьмах, попечительства о народной трезвости и т. д.

В распоряжении Казенных Палат состоят учрежденные в 1885 г. податные инспектора. Всякий податной инспектор заведует определенным податным участком, состоящим из одного, а иногда из двух уездов. Для значительных городов назначается особый податной инспектор, очень большие города разбиваются на несколько податных участков.

В лице податных инспекторов был создан чисто местный финансовый орган, отсутствие которого являлось существенным пробелом в строе нашей прежней финансовой администрации.

На податных инспекторов возложено наблюдение во вверенных им участках за раскладкою и поступлением прямых налогов - поземельного, с городских недвижимостей и промыслового, за исчислением пошлин с безмездного перехода имуществ и за распределением государственного квартирного налога, собирание данных об экономическом и податном состоянии их участков и председательство или участие в целом ряде присутствуй. Ввиду сложности обязанностей податных инспекторов, число последних неоднократно увеличивалось, а в 1897 г. в наиболее трудных податных участках были учреждены должности помощников податных инспекторов. К 1902 году всего состояло 1017 податных инспекторов и 266 их помощников.

Закон 23 июня 1890 усилил значение податной инспекции в деле взимания окладных сборов с надельных крестьянских земель, сосредоточивавшегося до того в руках общей полиции (исправников, становых приставов и урядников) и сельской полиции (старосты). Названный закон возложил взимание этих сборов на волостное и сельское общественное управление, под руководством земского начальника и податного инспектора, а за общей полицией оставил в податном отношении лишь подчиненное значение чисто исполнительного органа по взысканию недоимок.

Местное заведование акцизами, т. е. внутренними налогами на предметы потребления и казенною продажею питей, сосредоточено в Губернских и Областных Акцизных управлениях, состоящих из управляющего, старших и младших ревизоров, контролеров, техников и чиновников по судебной части. Губернии и области разделяются на акцизные округа в ведении Окружных Акцизных надзирателей и их помощников. В местностях, пограничных с иностранными государствами, для усиления акцизного надзора, учреждена корчемная стража.

Таможенные пошлины взимаются в таможнях, которых у нас несколько разрядов и классов, смотря по торговому значению пункта, где существует таможня. Помимо таможенного персонала, состоящего из большего числа финансовых чиновников, для охраны границы от контрабанды существует военная пограничная стража, шефом которой считается министр финансов, а в Балтийском море, существует крейсерская таможенная флотилия.

По некоторым делам Министерству финансов помогает Министерство внутренних дел (Хозяйственный Департамент и Земский Отдел).

На помощь государственным финансовым органам приходят в некоторых случаях органы земского и городского самоуправления, напр. при оценке земель, при назначении и взимании налогов с городских недвижимостей. С другой стороны, на казначейства возложена обязанность принимать и хранить земские суммы и распределять между казною и земством в известном процентном отношении суммы, поступающие в уплату поземельных сборов.

Что касается финансового управления в иностранных государствах, то таковое отличается наибольшею централизациею во Франции, где из государственных доходов Министерство финансов не заведует лишь доходами от пороховой монополии, государственных лесов и от почты и телеграфов. Подведомственные министерству финансов дела распределены между генеральными дирекциями. Местными финансовыми органами являются казначеи, главные и местные сборщики. Видную роль во французской фин. администрации играет финансовая инспекция.

В Италии рядом с Министерством финансов еще имеется особое Министерство казначейства.

В Германской империи входящие в ее состав союзные государства имеют свои особые финансовые управления, которые заведуют и сбором имперских доходов, напр. таможенных пошлин. Во главе же имперского финансового управления стоит имперское казначейство.

В Австро-Венгрии, в силу ее дуалистического устройства, имеется 3 финансовых управления: Австрийское, Венгерское и общее.

В Англии роль Министерства финансов исполняет казначейство, коллегиальное учреждение, в состав которого входят первый лорд казначейства, канцлер казначейства и младшие лорды (" junior lords" ). Первый лорд казначейства и есть министр финансов; но если он член Верхней палаты, то обязанности министра финансов возлагаются на канцлера казначейства, каковой обыкновенно назначается из членов Нижней палаты. В Англии управление финансами большею частью берет на себя первый министр.

В Соединенных Штатах Сев. Америки министр финансов называется секретарем казначейства, который в то же время является министром торговли. Он заведует всеми федеральными доходами Штатов, за исключением доходов от государственных земель, подведомственных секретарю внутренних дел (министр внутренних дел), и почтовых, которые ведает особый генеральный почтмейстер.

 

Глава VII

 

Весьма важным элементом в государственном финансовом строе является организация государственных касс.

В нашем государственном кассовом устройстве проведен теперь принцип единства или централизации касс.

Сущность этого принципа состоит в требовании, чтобы все государственные доходы стекались в кассы Министерства финансов, и чтобы отсюда производились все государственные расходы. Еще в начале истекшего столетия такой порядок нигде не практиковался. И у нас всякое ведомство само получало свои доходы и производило свои расходы и для этого имело свои особые кассы. От этого получались большие неудобства: контроль над движением денежных сумм был затруднителен; в иных ведомствах ощущался недостаток в средствах в то время, когда в других ведомствах был избыток в деньгах.

Наиболее типичный пример централизации касс представляет Франция, которая первая, с 20-х г. г. истекшего столетия приступила к обеднению своего кассового устройства. Наиболее же отстала в этом отношении Пруссия, где управление кассами еще не вполне объединено и рядом с подведомственными Министерству финансов кассами, имеются также особые кассы в разных ведомствах.

Весьма простую и практическую кассовую организацию имеет Англия.

Все казенные, денежные операции совершаются в Англии при помощи Банка Англии, являющегося частным привилегированным предприятием, ставшим, в силу постепенного развития, необходимым звеном в английской финансовой организации. Банк имеет по всей Англии отделения и корреспондентов, которые получают казенные доходы либо непосредственно от плательщиков, либо от сборщиков государственных доходов, производят за счет казны расходы, а остатки переводят в центральный банк в Лондон, где открываются текущие счеты для разных ведомств. Платежи производятся большей частью по чекам и при помощи векселей.

Расходная часть сосредоточена в Англии в руках генерального расходчика (Paymaster general), который выдает ассигновки разным ведомствам на их расходы.

Главные преимущества английской кассовой организации заключаются в том, что она носит чисто деловой характер и обходится крайне дешево. Слабая же ее сторона, с фискальной точки зрения, в том, что Банк пользуется безвозмездно накопляющимися в нем иногда в огромных размерах казенными деньгами. Но за то от этого происходит большая польза для народного хозяйства. Банки Англии, постоянно располагая казенными деньгами в среднем в сумме около 7 м. ф. ст., пользуется ими для разных кредитных операций, чем способствует оживлению промышленности и торговли.

Другим государством, в котором государственные кассы заменены банком, является Бельгия, где Бельгийский Национальный Банк производит все казенные денежные операции. При этом казенным суммам, накопляющимся в нем в размере, превышающем 5 млн. фр., Банк должен давать производственные, за счет казны, помещения.

Бельгийский Национальный Банк является частным акционерным предприятием, обязанным вести все государственные кассовые операции, открывать отделения во всех местах, где правительство признает нужным (в результате в Бельгии очень много местных отделений ее Нац. Банка) и уделять казне определенную долю в своих прибылях.

В России до начала шестидесятых годов истекшего столетия государственные кассы не были централизованы в Министерстве финансов. Все Министерства и даже многие подчиненные Министерствам управления имели свои кассы и производили непосредственно, как сборы, так и расходы. Ассигнуемые им по государственным сметами суммы Министерства получали прямо на руки и сами распоряжались ими. В некоторых ведомствах получались остатки и накопились экономические капиталы, тогда как в других был недостаток в средствах. Чрез кассы Министерства финансов проходило менее 1/3 всех государственных сумм; остальные шли чрез кассы других ведомств. В результате не было единства, порядка и наглядности в нашем государственном кассовом строе. Последний был преобразован по плану В. А. Татаринова одновременно с реформой нашего Государственного контроля.

Система единства касс была у нас введена Законом 22-го мая 1862 г. и, начиная с 1864 г., в течение четырех лет таковая была распространена на всю Россию.

У нас различаются кассы двоякого рода: 1) кассы приходные, каковыми являются уездные казначейства и кассы специальных сборщиков; 2) кассы расходные, каковыми являются Главное казначейство в С. -Петербурге, касса Государственной комиссии погашения долгов, губернские казначейства и местные казначейства, открываемые вне губернских городов в наиболее важных по расходованию казенных сумм центрах.

Но расходы могут производиться по поручению расходных касс и приходными кассами.

Разные казенные учреждения имеют своих собственных казначеев, получающих деньги из казначейств по сборным ассигновкам, а потом уже производящих выдачу жалованья служащим и уплату денег по другим расходам учреждения.

В видах удобства публики, в некоторых ведомствах, напр. в почтовом, таможенном и других, имеются кассы для получения доходов, так называемые кассы специальных сборщиков; но эти последние должны как можно чаще пересылать поступающие в них деньги в уездные казначейства.

Важную роль в кассовом движении государственных сумм в России играет Государственный банк.

В Государственном банке имеется текущий счет Государственного Казначейства, на который и передаются казначействами свободные казенные суммы. Банк производит переводы этих сумм. Точно также некоторые казенные платежи производятся чеками на Государственный банк.

Для обеспечения правильности движения денежных сумм и для предупреждения разного рода злоупотреблений производятся постоянные ревизии казначейств. Ревизии бывают срочные периодические, производимые в первое число каждого месяца, при ревизии Губернского казначейства, общим присутствием Казенной Палаты, а при ревизии уездных Казначейств, особым, образуемым для этого, присутствием из заседателей местных Дворянских Опек и Полицеймейстера или Исправника, - и внезапные ревизии, которые могут быть производимы Присутствиями, составляемыми для срочных ревизии Казначейств, Губернатором или назначаемыми от него чиновниками, командируемыми от Министерства финансов чиновниками, Управляющим Казенною Палатою или назначенным от него чиновником или чиновниками, командируемыми от Государственного контроля.

На обязанности Государственного контроля лежит наблюдение за целесообразным и законным ходом всего государственного хозяйства.

Для полноты и действительности государственного контроля, необходимо, чтобы он распространялся не только на обороты Министерства финансов, но на все ведомства, имеющие в своем распоряжении государственные средства, чтоб он состоял не только в ревизии касс и вообще денежных операций, но и в поверке материалов, находящихся распоряжении разных ведомств, и чтобы он был фактическим, а не только формальным и бумажным.

Для достижения этого необходимы независимые и самостоятельные, подчиненные лишь верховной власти контрольные учреждения. Таковые и существуют в большинстве государств.

Государственный контроль бывает административный, законодательный или судебный. При первом, контроль производится особыми высшими органами исполнительной власти; при втором, высший государственный контроль принадлежит законодательным учреждениям - в государствах с представительным образом правления - парламенту (обыкновенно Нижней палате); при третьем, учреждения с характером высшей судебной инстанции, как напр., во Франции Счетная Палата (Соuг des Comptes), рассматривают данные, касающиеся ведения государственного хозяйства, и постановляют о них приговоры (члены такой счетной палаты или назначаются пожизненно главою государства, напр. во Франции, или же избираются палатами, напр. в Бельгии, члены счетной палаты избираются палатою депутатов на 6 лет, по источении коих они могут быть вновь избраны).

В некоторых государствах, напр. во Франции, существуют рядом все 3 вида государственного контроля: но во Франции все они касаются уже совершившихся фактов: уже поступивших доходов и произведенных расходов. Это так называемый " последующий" контроль, далеко не обеспечивающий казенных интересов. При подобном контроле в случае обнаружения нецелесообразности или незаконности в какой-либо хозяйственной операции государства, а также при открытии каких-либо злоупотреблений в этой области, остается карать виновников таковых и взыскивать с них понесенные казною убытки. В этом отношении гораздо действительнее предварительный контроль, когда правильность государственных расходов, а иногда и всех вообще государственных хозяйственных оборотов проверяется перед их производством; такой контроль, по замечанию Поля Леруа-Болье, и останавливает расточительность в государственном хозяйстве и в то же время поддерживает министров в их борьбе с разными домогательствами.

Предварительный государственный контроль существует теперь в Англии, Бельгии, Голландии и в Италии; наиболее далеко он проведен в Италии, где он распространяется, как на государ. расходы, так и на госуд. доходы.

В России уже в 17 и 18 столетиях были попытки организовать контроль над государственным хозяйством: для этого существовал Счетный приказ, замененный при Петре Великом Ревизионколлегиею. Впоследствии финансовое управление контролировалось Сенатом.

В 1811 г. было учреждено Главное управление ревизии государственных счетов с государственным контролером во главе, состоявшее из 2-х Департаментов: ревизии счетов по гражданской части и ревизии счетов по военной части (в 1827 г. из последнего был выделен Департамент ревизии счетов по морскому ведомству).

В 1836 г. Главное управление ревизии государственных счетов было переименовано в Государственный контроль.

В первоначальной организации наш государственный контроль был крайне централизован. Контроль производился по генеральным отчетам, представлявшимся в Государственный контроль разными ведомствами на основании ревизии подчиненных им мест и лиц. В губерниях Государственный контроль не имел своих постоянных органов. Ревизия же производилась счетными отделениями Казенных Палат. В 1831 г. эти отделения были переименованы в контрольные. Губернские и уездные учреждения представляли в Казенные Палаты ежемесячные ведомости, свои книги и документы, по которым Казенные Палаты составляли генеральные отчеты по губернии о приходе, расходе и остатке в них государственных сумм. Эти отчеты, представлявшиеся первоначально прямо в Государственный контроль, впоследствии стали доставляться в соответствующие департаменты министерств.

В 1802 г. наш Государственный контроль подвергся коренным преобразованиям и был устроен на совершенно новых началах Главный руководитель реформы и первый государственный контролер, оставленный во главе преобразованного учреждения, был В. А. Татаринов. В 1856 году Татаринов был командирован заграницу для ознакомления с контрольными учреждениями западноевропейских государств. По возвращении из командировки Татаринов представил план реформы русского государственного контроля, который и стал основателем теперешней организации последнего.

Изменения произошли в центральном учреждении Государственного Контроля, который, после произведенных в нем неоднократно преобразований, теперь состоит из государственного контролера, товарища государственного контролера, Совета государственного контроля, Департамента гражданской отчетности, Департамента военной и морской отчетности, Департамента железнодорожной отчетности, Центральной Бухгалтерии, Канцелярии, Комиссии для поверки отчетности установлений государственного контроля и Комиссии для поверки отчетов частных железных дорог, при коих не учреждено местного правительственного контроля.

Главнейшим же нововведением при реформе Государственного контроля явились Контрольные Палаты в губерниях. Вместе с тем были упразднены ревизионные отделения Казенных Палат.

Государственный контроль, составляя отдельную часть государственного управления, наблюдает за законностью и правильностью распорядительных и исполнительных действий по приходу, расходу и хранению капиталов, находящихся в заведовании отчетных пред ним учреждений, а равно составляет соображения о выгодности или невыгодности хозяйственных операций, независимо от законности их производства.

Некоторые учреждения, напр. Министерство Императорского Двора и ведомство учреждений Императрицы Марии, изъяты из ведения Государственного контроля. Точно также не подлежат отчетности перед Государственным контролем Св. Синод по специальным средствам и Министерства внутренних дел и Иностранных Дел по некоторым суммам.

Контрольные Палаты, состоящие из Управляющего, старших и младших ревизоров и их помощников, производят ревизию местных оборотов, причем каждая Контрольная Палата поверяет обороты той губернии, в которой находится. Контрольные Палаты обязаны наблюдать за правильностью движения и сохранностью денежных и материальных капиталов и составлять соображения о выгодности или невыгодности хозяйственных операций.

За правильным действием Контрольных Палат наблюдает Совет Государственного контроля, который и разрешает, на основании законов, разные, возникающие при ревизиях, затруднения.

В ведении Государственного контроля состоят также местные контрольные части при казенных и частных железных дорогах.

Хотя наш нынешний государственный контроль и стал сравнительно с прежним временем гораздо полнее и действительное, в его организации все еще имеются крупные недочеты.

Так, до сих пор у нас еще нет предварительного контроля государственных хозяйственных оборотов, а практикуется лишь последующий; да и при таковом власть контрольных учреждений по отношению к контролируемым местам и лицам весьма ограничена.

Делаемые контрольными учреждениями начеты не имеют силы без согласия начальства места или лица, на которое наложен начет; определения же контрольными учреждениями начетов на губернских начальствующих лиц сообщаются последним на заключение и, в случае возражений с их стороны, переходят на рассмотрение в Совет Государственного контроля; если здесь не последует соглашения или же начету подлежит губернатор, то дело восходит в Сенат. Не установлены сроки для приведения в исполнение ревизионных приговоров.

У нас также еще крайне недостаточен контроль запасов, материалов и вообще казенного имущества, находящегося в распоряжении разных ведомств.

Слабою стороною нашего Г. контроля является и то, что он как было сказано выше, не обнимает всего нашего государственного хозяйства, не распространяясь на целый ряд ведомств, в том числе и таких, которые располагают не только своими специальными доходами, но получают средства и из государственной казны.

Наш Государственный контроль проверяет также финансовые сметы министерств и главных управлений и представления таковых об ассигновании им сверхсметных кредитов.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.