Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Eskimo words for snow



 

Эдвард Сепир (1884-1939)

Бенджамин Уорф (1897-1941)

Сильная версия гипотезы (лингвистический детерминизм) – язык определяет/детерминирует мышление (предопределяет необходимость, то как мы понимаем мир и действительность).

Слабая гипотеза – язык влияет на мышление.

Сепир и Уорф не разделяли гипотезу на слабую и сильную.

Лингвистическая отностиельно – мышление о мире зависит от язкыка, в коором мир мыслится. Мешление носительно языка, на котором мы думаем.

Сепир обозначил 7 названий снега на эскимосском языке, потом было раздуто до 100 (что не является истиной).

 

Язык как объхект и субьект влияния

гипотеза лингвистической относительности
цивилизация            язык               мышление / когнит. способности / познание

 

Безусловно, что все происходящие извне изменения влияют на язык.

Названия гипотезы:

· гипотеза лингвистической относительности

· гипотеза Сепира-Уорфа

· уорфианство (встречается редко, иногда в английском языке).

Главная мысль – язык определяет мышление и способность познания (только в родном языке).

Предшественники, которые упоминали об этой гипотезе (первопроходцы).

1. Вильгельм фон Гумбольт (1767-1835) немец. Дипломат, философ, языковед. Изучал язык Кави на о. Ява.

«Язык должен изучаться не как продукт деятельности (Ergon), а как деятельность (Energeia).

«Язык народа есть его дух, и дух народа есть его язык, и трудно представить себе что-либо более тождественное».

Фон Гумбольд, в отличие от Уорфа, высказал идею, но не показал связь мышления и с языком.

2. Йохан Лео Вайсгербер (Германия), 1899-1985.

Лингвист, изучал кельтские языки, билингв (немецкий и французский). Создатель лингвофилософской концепции неогумбольдтианства.

«Каждый язык уникален. В каждом языке – своя « картина мира » (культурноспецифическая модель). Способ мышления народа определяется языком, так что можно говорить о «стиле присвоения действительности» посредством языка». Картина мира тождественна этнолингвистике. Работа: Von den Krä ften der deutschen Sprache / Weisgerber, Leo; 1 Grundzü ge der inhaltbezogenen Grammatik (1. Band von 4) (1949-1950).

3. Франц Боас (Германия, Америка). 1858-1942.

Антрополог, изучал язык и культуру индейцев. Основоположник принципа культурного релятивизма. Полагал, что данные об эволюции культуры отражают уверенность западных ученых о превосходстве своей культуры, а элементы культуры значимы в терминах этой культуры, даже если они лишены какого-либо значения в иной культуре.

4. Эдуард Сепир (Америка), 1884-1939.

Лингвист, ученик Франца Боаса. Основатель этнолингвистики, изучал индейские языки. «Язык – это «символический ключ к поведению», потому что опыт в значительной степени интерпретируется через призму конкретного языка и наиболее явно проявляется во взаимосвязи языка и мышления.

5. Бенджамин Ли Уорф (Америка), 1897-1941.

Химик-технолог, всю жизнь работал в страховой компании. Лингвист, ученик Сепира, автор гипотезы лингвистической относительности, изучал языки индейцев. «Мы членим природу по линиям, проложенным нашим родным языком».

 

Вехи становления гипотезы:

В 1953 г. Харри Хойер организует конференцию, посвященную гипотезе (в 1954 г. выходит сборник). Смог объединить противников и сторонников данной гипотезы. Пик гипотезы.

В 1956 г. выходит полный сборник работ Уорфа.

С 1960-х годов – опровержение гипотезы (в издевательском ключе). Разоблачение Уорфа под флагом универсальной грамматики.

В 1980-е годы – проявление нового интереса к гипотезе. Уорфианство 3-го типа Джошуа Фишмана (назад к Францу Боасу): язык – ключ к культуре.

Начиная с 80-х гг. – когнитивный период: когнитивные процессы вне языка и их вербализация.

Eskimo words for snow

1. Ф. Боас говорил о том, что эскимосский язык использует различные корни для называния различных видов снега: aput «снег на земле, gana «падающий снег», piqsirpoq «метель», qimuqsuq «сугроб».

2. Б. Уорф говорил о 7 разных словах для видов снега в эскимосских языках.

3. При дальнейшем цитировании этого примера число обозначений снега в эскимосском росло, пока в редакционной статье TheNewYorkTimes в 1984 году не достигло 100.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.