![]()
|
|||||||
Mg2C3 + 4H2O= 2Mg(OH)2 + НС=С–СН3Стр 1 из 6Следующая ⇒
Ульяновский Институт Повышения Квалификации и Переподготовки Работников Образования Кафедра Естествознания
Слушателя курсов повышения квалификации Группы Х1, учителя химии МОУ Большенагаткинской СОШ Цильнинского района Великанова Сергея Геннадьевича
По теме: Научный руководитель Ахметов М. А., заведующий кафедрой естествознания, кандидат химических наук, доцент. Ульяновск 2009 СОДЕРЖАНИЕ Введение…………………………………………………………………………………………………3-4 Методика обучения решению заданий блока С3………………………………..... 5-14 Практические задания……………………………………………………………………………. 15-16 Ответы на задания …………………………………………………………………………………. 17-25 Список литературы …………………………………………………………………………………26
ВВЕДЕНИЕ
Необходимыми элементами для выполнения заданий блока С3 являются следующие: А15. Типы связей в молекулах органических веществ. Гибридизация атомных орбиталей углерода. Радикал. Функциональная группа. Характерные химические свойства углеводородов: алканов, алкенов, диенов, алкинов. Характерные химические свойства ароматических углеводородов: бензола и толуола. А16. Характерные химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов; фенола. А17. Характерные химические свойства альдегидов, предельных карбоновых кислот, сложных эфиров. Биологически важные вещества: жиры, углеводы (моносахариды, дисахариды, полисахариды), белки. А18. Взаимосвязь органических веществ А26. Реакции, характеризующие основные свойства и способы получения углеводородов. А27. Реакции, характеризующие основные свойства и способы получения кислородсодержащих соединений. В6. Характерные химические свойства углеводородов: алканов, алкенов, диенов, алкинов. Механизмы реакций замещения и присоединения в органической химии. Правило В. В. Марковникова. В7. Характерные химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов; фенола; альдегидов, предельных карбоновых кислот, сложных эфиров. Поэтому прежде чем приступить к обучению учащихся решению заданий блока С3, желательно прорешать названные выше элементы, как составляющие части цепочек превращений органических веществ. За выполнение заданий этого блока учащиеся могут получить максимальный балл 5 (по одному баллу за каждое правильно написанное уравнение реакции). Но большинство заданий построено таким образом, что пока не будут определены предыдущие звенья, невозможно определить последующие.
В своей работе я сделал попытку систематизировать и обобщить встречающиеся в различных источниках варианты заданий, расположив их в порядке сложности выполнения и выработать определенную стратегию подготовки учащихся к решению данных заданий. Методика обучения решению заданий блока С3:
Как видно из этой схемы цепочка превращений включает в себя 5 звеньев. Каждое звено состоит из трех элементов: исходное вещество, продукт реакции и условия проведения реакций. В заданиях могут встретиться следующие случаи: 1)
2)
3)
4)
Это один из наиболее сложных и часто втречающихся случаев, так как вещество Х1 определяется как продукт предыдущего звена цепи. 5) При обучении учащихся следует учитывать эти особенности и предлагать для тренировки задания различных вариантов. КАРБИДЫ. Начать обучение на мой взгляд логичнее всего со взаимосвязи органических и неорганических веществ на примерах гидролиза карбидов, обращая внимание на общее сходство и основное отличие этих реакций: CaC2 + 2H2Oà Ca(OH)2 + C2H2 (Можно использовать Na2C2, К2С2. Эти карбиды можно рассматривать как производные ацетилена, в которых атомы водорода замещены атомами металла. Взаимодействие карбидов щелочных металлов с водой протекает исключительно бурно. Так, если карбид калия просто облить водой, произойдет бурная реакция, которая сопровождается взрывом такой силы, что выделяющийся ацетилен сразу же разлагается с выделением угля. Чтобы провести реакцию К2С2 + 2Н2О à 2КОН + С2Н2, надо медленно пропускать над карбидом водяной пар. . ) Al4C3 + 12H2O= 3 CH4 + 4 Al(OH)3 (так же гидролизуется карбид бериллия Ве2С ) Mg2C3 + 4H2O= 2Mg(OH)2 + НС=С–СН3 Интересно, что карбид магния другого состава, MgC2, дает при гидролизе только ацетилен: MgC2 + 2H2O= Mg(OH)2 + C2H2 С выделением почти равных количеств водорода и метана разлагается карбид марганца: Mn3C + 6H2O à 3Mn(OH)2 + CH4 + H2 ↘ В цепочках превращений обычно используются карбиды кальция и алюминия. Далее разбираются характерные химические свойства по различным классам органических соединений (УВ и кислородосодержащих: алканы, циклоалканы, алкены, алкадиены, алкины, ароматические, спирты, фенолы, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты, эфиры, углеводы). При этом особое внимание уделяем наиболее часто встречающимся в заданиях ЕГЭ цепочкам переходов (далее выделены в тексте синим цветом). Как пример рассмотрим алканы: АЛКАНЫ: Алка́ ны (насыщенные углеводороды, парафины) — ациклические углеводороды линейного или разветвлённого строения, содержащие только простые связи и образующие гомологический ряд с общей формулой CnH2n+2. Каждый атом углерода в молекулах алканов находится в состоянии sp³ гибридизации. При нормальных условиях алканы с CH4 до C4H10 — газы; с C5H12 до C17H36 — жидкости. И после C18H38 — твёрдые тела. В обычных условиях алканы химически инертны. Они устойчивы к действию многих реагентов: не взаимодействуют с концентрированными серной и азотной кислотами, с концентрированными и расплавленными щелочами, не окисляются сильными окислителями - перманганатом калия KMnО4 и т. п.. Это объясняется тем, что единичные C-H и C-C связи относительно прочны и их сложно разрушить. 1) Горение как реакция характерная для всех органических веществ. В данном случае эта реакция определяет их использование в качестве топлива. Пример: CH4 + 2O2 → CO2 + 2H2O + Q. В случае нехватки кислорода вместо углекислого газа получается угарный газ или уголь. 2) Галогенирование алканов протекает по радикальному механизму. Для инициирования реакции необходимо смесь алкана и галогена облучить УФ-светом или нагреть.
|
|||||||
|