Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





День 4. 26 марта.



Утро выдалось солнечным и морозным, термометр на базе показывал

-18оС.

 

Фото 44. База заповедника в Умбе

Собираться в доме всегда труднее, так как есть шанс оставить что-то из своего снаряжения среди вещей хозяев. Так и случилось с нами. Но о потерях мы узнали и неоднократно пожалели уже позже. А пока – неспешные сборы, фото с хозяевами на память и в путь. Несмотря на максимальную загрузку наших рюкзаков, мы быстро проскочили пару километров по заливу, вышли на море и удивились: надо же, полный штиль, и даже солнышко стало немного припекать. Остановились, чтобы раздеться, а то идти жарко. Но буквально через 5 минут подул резкий ледяной ветер. Вместе с ветром улетучились все мысли о раздевании, наоборот, пришлось утепляться. Ветер, естественно дул встречный и с каждой минутой становился всё сильнее, а чуть позже показалась и туча, из-под которой он разгонялся. Судя по её свинцовому цвету, стало понятно, что сегодня встречной метели нам не избежать. Собственно говоря, так оно и случилось. Но в отличие от метелей приходящих с юго-востока и юго-запада, она была несильной и непродолжительной.

 

Фото 45. Укрытие от ветра для отдыха

 Сделали два перехода примерно по 3 км каждый, отдыхали, спрятавшись от метели в небольших бухтах за скалами, пересекли Пан-губу  и вышли к мысу Елокоргскому. Удивительно, что на многих мысах, несмотря на скалистую местность, на карте обозначены родниковые ключи, а значит, тут есть возможность организовать тоневой участок. На других берегах Белого моря практически все избы расположены в устье рек и ручьёв, а здешней особенностью является такой факт, что из-за обилия ключей избы ставятся на скалах в небольших заливах или на мысках.

Фото 46. Вид на мыс Елокоргский

С мыса Елокоргского на мысу Аннин крест между зарядами метели виднелась изба Ударник, рядом с которой расположена одна из местных достопримечательностей – лабиринт (вавилон) Умбский.

 

Рис. 3. Карта от Умбы до избы Ударник, мыс Аннин крест

 

Фото 47. Табличка у лабиринта

Справка:  

«Этот лабиринт, называемый “Умбским”, расположен на мысе Аннин крест, находящемся в 13 км от Умбы к западу. Он – один из трех, сохранившихся на территории Кольского полуострова. По мнению некоторых исследователей, в древности вавилонов могло быть значительно больше – до 50, но часть из них не пощадило время, а местонахождение других, возможно, забыто. Умбский лабиринт представляет собой концентрически выложенные каменные круги с наружным диаметром 12-15 м, образующие замысловатый, запутанный рисунок проходов. Центральный вход размещен на противоположной от моря стороне. Время создания ориентировочно оценивается 16-18 веком до н. э.. Точное предназначение неизвестно, но большинство мнений склоняется к двум версиям: культовые объекты, или промысловые сооружения. Овальная в плане выкладка из линий камней, размер диаметра колеблется от 11 м до 11, 8 м. Камни в линиях сложены в один ряд, за некоторыми исключениями. Размер валунов по длинной оси от 10 до 45 см. Расстояние между камнями соседних линий от 10 до 65 см. Конструкция каменного лабиринта состоит из трех линий: двух длинных (88 м и 107 м) и одной короткой (1, 3). Длинные линии образуют 5 и 6 овальных витков (концентров), вложенных друг в друга, начиная от центра каменного лабиринта.

Материал – природный камень.

Граница территории каменного лабиринта представляет собой прямоугольник размером 122 на 62 метра, ориентированный по длинной оси север-юг.

Занесён в реестр объектов культурного наследия Российской Федерации».

Авторские размышления:

Действительно, ничто не вызывает такую бурю эмоций на научных конференциях, посвящённых культурно-историческому наследию Беломорья, как тема «лабиринтов/вавилонов». Мне частенько приходилось наблюдать на данных мероприятиях следующую картину: идёт себе конференция, тихо, мирно, докладчики, соблюдая регламент, чем-то делятся с участниками конференции, те в свою очередь с разной степенью заинтересованности слушают, иногда подрёмывают… И вдруг – гром среди ясного неба! – кто-то всуе упомянул беломорские лабиринты! Нервное возбуждение пробегает по рядам участников, просыпаются все, и начинается жаркая дискуссия о том, для чего же их всё-таки строили, постепенно переходящая в интеллектуальную рукопашную. Пользуясь тем, что в своих заметках я могу спокойно размышлять на данную тему, ни с кем не меряясь интеллектом, выскажу ряд наблюдений и своё видение того, кто и для чего, по-моему субъективному мнению, их строил.

Честно скажу, версий наслушался всяких разных: от ловушек для рыбы до культово-сакральных сооружений для расширения сознания. По ловушкам, подставкам для сушки сетей и прочим попытками теоретиков придать практическое значение и встроить лабиринты в свои научные модели мира скажу сразу: все эти теории рушатся, как только вы попытаетесь создать рабочую модель. Практика, как известно, – критерий истины. Попробуйте половить рыбу (это о ловушках), к примеру, на Понойском лабиринте (он находится на 70 метров выше уровня моря) или там же сушить сети. Да и вообще, как человек с детства бывавший на море и постоянно участвующий в рыбном промысле, скажу, что сети чистят и сушат растянув по длине, а не закручивая по спирали.

Версия о том, что лабиринты строились на границах промысловых участков, тоже скорее выдумка теоретиков, так как, во-первых, нет системы таких разделений по всему Беломорью, а во-вторых, если бы была такая нужда, то проще собрать из камней маленькую горку-пирамидку. О сакральном предназначении лабиринтов спорить не берусь, так как оно «дело ясное, что дело тёмное», поди, проверь, подтверди или опровергни. С кем-то там что-то случается, с кем-то – нет. Сознание человека – удивительная и своеобразная вещь. Да, современные приборы позволяют фиксировать изменения как деятельности мозга, так и ауры человека, но, поскольку мне пока не попадались материалы систематических исследований вавилонов с помощью такой аппаратуры, то ни отрицать, ни принимать на веру тему о сакральности лабиринтов не буду.

Но кто-то же и для чего-то строил лабиринты? – задаст вполне закономерный вопрос читатель. – И если не для практического использования и не для культовых целей, то для чего?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо мыслить так же, как и те, кто их строил. Тут актуальна банальная и избитая мысль о том, что, если хотите найти ответ в прошлом, то и мыслить надо в логике тех исторических обстоятельств (внешней среды), в которых тогда жили люди, а не в логике современного мира (образовательная, культурная, производственная среда сегодня иная).

Сейчас мы живём в удивительное время. В эпоху синтеза знаний. Так вот давайте попробуем синтезировать практическое и сакральное предназначение лабиринтов, но в логике той эпохи, когда их строили и использовали.

Что являлось насущным вопросом для всех людей до начала технической революции? Правильно, это вопрос времени. Какая сегодня дата? У нас сегодня ответ на этот вопрос не вызывает трудностей, так как вокруг полно источников информации, где мы можем об этом узнать. А что было всего лишь триста лет назад? Или что в первую очередь делали люди, потерпевшие кораблекрушение и попавшие на необитаемые острова? Или узники одиночных камер? Правильно, все вели календарь. Как могли, так и вели: кто-то вырезал зарубки на дереве, кто-то царапал на стене, а кто-то создавал простейшие обсерватории для наблюдений за движением Солнца и Луны по небосводу и с помощью изменения длины тени (или луча) и её движения по лункам (камням, палочкам и пр. ) высчитывал дату. Но, что ещё важнее, определялись дни равноденствий и солнцестояний, определялось время начала и завершения сельскохозяйственных работ, выхода на промыслы. А как, по-вашему, исчислялась дата рождения или смерти человека, или когда наступит праздник?

Сейчас мы, современные люди, мало себе отдаём отчёт о том, что мы живём во Времени, и что определение себя в нём – насущная задача для человека. Но если кому-то из нас придётся оказаться в условиях, когда нет ни радио, ни Интернета, ни часов с календарём, то мы вдруг обнаружим, что мы либо сможем структурировать себя во Времени, создав механизмы его определения, либо свалимся в дикость и хаос.

Данное размышление – это ещё и практический совет «выживальщикам», как можно быстро решить эту проблему. Ответ мне подсказали на одной из научных конференций учёные астрономы из Питера. У них был очень интересный доклад, где они показали математическую модель того, как работает лабиринт в качестве обсерватории. Всё гениальное просто! Надо только вставить палку определённой длины (гномон) в центр (он смещён) вавилона, и по длине и направленности тени, отбрасываемой палкой (она будет попадать на тот или иной камень в витках спирали), можно точно определять день в году.

В подтверждение этой темы, приведу пример. В 2014 году на берегу пролива Глубокая Салма археологами было обнаружено поселение старообрядцев. При вскрытии дёрна на месте поселения, помимо всего прочего, был обнаружен лабиринт-вавилон (всё зафиксировано на фото и видео). Эта находка, сразу отсекает тему сакральности, так как у старообрядцев культовые сооружения были в виде церквей, часовен, икон, но никак не в виде вавилона. Рыбу в лесу (это я про ловушки) тоже, понятно, старообрядцы не ловили. Надо понимать, что люди, которых мы сегодня именуем старообрядцами, были очень практичными (300 лет гонений, а они смогли не только выжить, сохранить веру и язык, но ещё и многие из них сумели сколотить большие состояния), работоспособными и здравомыслящими, так как перед ними стояла задача, помимо выживания физического (гонения), ещё и обрести дары Духа (от слияния Истины Земной и Правды Небесной). Это огромная тема, как и тема того, что такое Время. Здесь же просто поясню. Лабиринт посреди старообрядческого поселения, который явно не являлся культовым сооружением, мог служить только для одной цели. Догадались? Молодцы! Определение дат в году. Время для наших предков было цикличным (а не линейным как для нас; кстати, что отображено в линиях лабиринта), и в силу этого они могли наблюдать закономерности Природы. Природные ритмы (это циклы, только отображённые на плоскости) бывают разными: сезонные (важно для сельского хозяйства), солнечные, лунные (важно для поморов) и т. д., и т. п.. Помимо этого обсерватория являлась, в каком-то смысле, самым сакральным местом, но не в обыденном понимании (что там что-то у кого открывается, или нисходит Нирвана), а в том, что здесь Календарь Небесный (движение Солнца, Луны, планет, галактик и пр. ) соединялся с календарём земным (ритмы Земли). А их слияние и есть суть Жизни на земле. Хочешь жить правильно и счастливо – соблюдай ритмы Космические и Природные. В понятиях и образах наших предков обсерватория – это место, где люди определённого уровня развития могут соединять Правду Небес с Истиной Земной.

Итак, я понимаю, что для людей, живущих в линейном (хронос) восприятии Времени, где нет ни Закономерностей, ни Природных ритмов, и всегда под руками есть информация о дате и времени, проще размышлять о скрытых смыслах лабиринтов, чем вникнуть в логику наших предков и попытаться увидеть мир их глазами. Для тех, кто строил лабиринты, действительностью являлось то, что Время циклично, полно закономерностей и жизненно важных ритмов, а измерительных приборов и источников информации (вроде радио, телевизора, Интернета и пр. ) просто не существовало. Именно эти жизненные обстоятельства (отсутствие источников информации о текущем времени) и заставляли людей, живших в тех условиях, искать пути решения данной проблемы и самим строить инструменты работы со Временем.

Не знаю, насколько доступно у меня получилось это сделать, но я, как мог, попытался донести простую мысль о том, что Время (циклы и ритмы) – наиважнейшая часть жизни Человека. И как следствие всего вышеперечисленного, моё мнение звучит так: беломорские лабиринты-вавилоны – это обсерватории.

А теперь вспоминаем историю и вдруг обнаруживаем, что в древние времена только жрецы занимались определением Времени. Многие культовые сооружения имели и практическое предназначение, особенно ярко это видно на примере древних, как правило, каменных обсерваторий. Здесь соединяются Небесное и Земное, сакральное и практичное. Здесь Небо задаёт ритм правильным делам, показывает «волну успеха» (Кайрос) и пр.

Фото 48. К мысу Аннин крест

 

Итак, от размышлений о лабиринтах и Времени возвращаемся к нашему повествованию.

Напомню, что в условиях небольшой метели мы попили чаю в укрытии под мысом Елокоргским и, перевалив его, пошли к избе Ударник, что была видна в 3-х км от нас на мысе Аннин крест.

 И тут ломается крепление у Ивана. Он единственный, кто шёл на беговых лыжах (в силу возраста), и специально перед походом ему купили новые крепления, а одно старое взяли про запас. Вот его-то он и забыл на базе. И, как выяснилось, очень даже напрасно, так как новые крепления оказались настолько некачественными и конструктивно непродуманными, что рассыпались буквально на четвёртый день пути. Поскольку заменить развалившееся крепление было нечем, то пришлось Ивану ползти по снегу 3 км без лыж, что весьма и весьма затруднительно. На избушке мы с Аркадием, как с ремонтником, устроили настоящий технический мозговой штурм: каким образом из остатков этого китайского г… сделать хоть что-то, на чём можно идти дальше. Попробовав пару вариантов, в конечном итоге, нашли правильное решение, благо, что в избе нашлась металлическая пластина и – о чудо! – ножницы по металлу. Общий ремонт и обед заняли почти 3 часа. Погода к этому времени наладилась, и даже подул попутный ветерок.

Фото 49. На мысе Аннин крест

Из-за потери времени на ремонт было принято решение идти прямиком к мысу Вороному, не заходя на Ловнаволок.

 

Фото 50. Ледово-снежный «крокодил» стережёт вавилон

Несмотря на хорошую погоду, шлось тяжело, отдыхали через каждые 2 км: всё-таки нагрузка для нашей маленькой группы была на пределе возможностей. Тем не менее, прошли после обеда ещё 10 км, а под самый вечер случилось недоразумение, которое на следующий день нам очень помогло. Уж не знаю, как так получилось, но я принял скалу Шомбач за мыс Вороной, и мы прошли мимо него по касательной прямо к скале Шомбач. Сознательно пишу, что это скала Шомбач, а не мыс, так как на картах сам мыс показан чуть дальше. И, несмотря на то, что именно эту скалу хочется называть мысом Шомбач, будем географически точны и будем ориентироваться на карту, а не на наши ощущения и представления.

 

Рис. 4. Мыс Шомбач, скала Шомбач и мыс Вороной

Фото 51. К скале Шомбач

На самом деле скала Шомбач являлась второй ключевой точкой нашего путешествия. Прямо в неё с больших глубин ударяет сильное течение, и это место практически всегда зимой открыто. Реже, когда зимы морозные, и устанавливается лёд, здесь образуются большие трещины, занесённые сверху снегом. Из-за риска провалиться под лёд инспектора заповедника ездят в Порью губу, где расположена их база, по материку. И они нас несколько раз предупредили, что там очень опасное место.

Фото 52. Скала Шомбач

 И тем удивительнее ситуация, что мы очень ровно и спокойно прошли это место (кстати сказать, в лучах закатного солнышка скалы Шомбача выглядели шикарно). Только когда мы уже обогнули мыс, стало понятно, что мы проскочили и мыс Вороной, и скалу Шомбач.

 

Фото 53. Чаепитие. Скала Шомбач

Фото 54. Вдоль скалы Шомбач

За мысом, на скале, в окружении сухостоя, оставшегося после пожара, стоит небольшая летняя избушка. А поскольку уже темнело, и мороз резко усиливался, то мы с радостью устроились в ней. Ночью пришлось дежурить по очереди у печки (она была железной и раскалялась докрасна), так как избушка летняя, а мороз поддавил до -30оС.

 

Фото 55. Избушка

Напротив расположен небольшой остров, и в проливе на льдах были видны тюлени, а это значит, что открытая вода всё же рядом и трещины-полыньи тоже где-то здесь.

За день прошли около 22 км.

 

Фото 56. Вид от избушки на мыс Шомбач и остров Крестовый



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.