Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





День 2. 24 марта. 



Утро солнечное, дежурит Аркадий. Общий подъём в 7 утра, завтрак, сборы лагеря и выход в 9. Я рассчитывал, что будем выходить в 8: 30, но почему-то в этом походе выход всегда был в 9 утра, независимо от того, ночевали мы в палатке или в избушке. Но это март: световой день длинный и позволяет проходить намеченный маршрут даже со столь поздним выходом. Берега здесь низкие, покрыты крупным сосновым и еловым лесом, чувствуется, что данная часть полуострова Турий укрыта от северных ветров. Сразу же вышли на лёд, благо, что в этом году здесь стоит большое ледовое поле, и с небольшой тропёжкой двинулись в путь. Помимо прохождения скал мыса Турий, нас сегодня ждало ещё одно не менее интересное событие: мы дважды пересекли Полярный круг. Сначала с севера на юг – перед мысом Турий, а потом, наоборот, с юга на север – но уже за мысом.

Пройдя около 3 км и обогнув небольшой мысок, вышли к заливу, в глубине которого располагается тоня Тетрина – краеведческий музей под открытым небом, созданный местным энтузиастом А. Б. Комаровым.

 

Фото 2. Часовня на тоне Тетрина

 

Оставив рюкзаки на льдах, мы налегке отправились осматривать местную достопримечательность. Действительно, интересное место, видно, что хозяин – человек творческий, с размахом и трудолюбием подошёл к созданию музея и гостевого комплекса.

 

Фото 3. Тоня Тетрина

 

Тут есть всё: и часовня с колоколом, и лабаз, и качели, и тоневая изба, и даже лопарский чум, и лопарское же деревянное жилище.

 

Фото 4. Сараи для хранения сетей и рюж

 

И, конечно же, есть гостевые домики, которые, собственно говоря, и дают хозяину доход на содержание музея.

 

Фото 5. Лабаз

 

Фото 6. Вежа

Фото 7. Тоня Тетрина

Фото 8. Тоня Тетрина

 

Жаль, что сам хозяин не смог приехать – техника подвела. А мы, прождав его около часа, двинулись дальше: по времени мы сильно ограничены, так как надо было сегодня попытаться пройти мыс Турий.

 

Рис. 2. Карта полуострова Турий

 

Это одно из ключевых мест нашей экспедиции. Мыс расположен уже на территории Кандалакшского природного заповедника, и, чтобы попасть туда, потребовалось оформить разрешение. Но помимо разрешения от заповедника, тут необходимо разрешение от Природы. Дело в том, что мыс крутыми скалами обрывается в море, а сильное прижимное течение даже зимой не позволяет пройти под ними. Большие глубины и сильное течение все последние годы не позволяли льдам сковать мыс. Об этом нас предупредили и сотрудники заповедника, и местные краеведы-исследователи. Но в этом году выдалась на удивление морозная зима, и были шансы, что хотя бы узкая полоска льда, достаточная для прохождения на лыжах, всё-таки образуется, и мы сможем увидеть это удивительное место.

Правда, был один природный нюанс, который мог нарушить наши планы. Последние две недели дули северо-западные ветры, а они отрывные для местных льдов, и льды, даже если они и есть на мысе, может в любую минуту отнести от берега. Поэтому, несмотря на интересную экскурсию по тоне, стоило поторопиться, ведь для нас важнее было попытаться пройти сам мыс Турий. Иначе, если открытая вода не позволит этого сделать, нам придётся обходить скалы поверху, что гораздо тяжелее и дольше.  

 

Фото 9. Судно – гостевой домик

 

Пройдя пару километров по заливу, вышли на мыс, где из старого судна сделан гостевой домик (тоня Насилово). Попив чаю, пошли через залив к основанию самого мыса Турий, благо, что здесь ещё стоит большое ледяное поле.

Фото 10. Льды на подходе к мысу Турий

 

Перед самим мысом большие нагромождения торосов около 5 метров высотой, но их можно обойти ближе к берегу, далее ледяное поле сужается до 50 метров и представляет собой сплошное торосовое крошево.

 

Фото 11. Льды мыса Турий

Фото 12. Льды мыса Турий

 

Фото 13. Льды мыса Турий

 

Проходим под самым берегом. Видны следы оленей, лося. Лес – мелкая тундровая ёлка.

Фото 14. Льды мыса Турий

Фото 15. Льды мыса Турий, видна открытая вода

 

На скале в начале мыса установлен деревянный маяк. Далее от него начинается сплошная обрывистая скала. Пока группа отдыхала, я сходил на разведку: вдруг дальше будет открытая вода, тогда пришлось бы поворачивать назад и искать обход, поднявшись наверх. На мысе, пока шёл под скалой, насчитал 17 воронов, также были следы лисы и норки.

Фото 16. Маяк на мысе Турий

Фото 17. «Страж Востока» мыса Турий

Фото 18. Вороны

Фото 19. «Игры ворона» (перчатка для масштаба). Кто читал книгу Владимира Серкина «Хохот шамана», знает о какой «игре» идёт речь, и зачем ворон это делает. Интересно, что в этом месте на карте обозначена изба «Серка». Когда я шёл на разведку мыса, следов ворона ещё не было, я обнаружил их только на обратном пути. Поприветствовал нас «старейший»!

Убедившись, что пройти на лыжах можно, вернулся за группой, и мы дружно, постоянно фотографируя и снимая видео, двинулись в путь. Нам улыбнулась удача, и мы оказались в числе тех немногих, кто смог увидеть красоту мыса Турий зимой. Опять же, повезло с погодой: было солнечно.

 

Фото 20. Море и стамухи

 

Фото 21. Скалы мыса Турий

 

Стоит только появиться солнышку, как мрачная и хмурая северная природа вдруг наполняется первозданной чистотой и красотой, играя бликами тысяч бриллиантов снега, неимоверной глубиной синего цвета морской воды и голубой прозрачностью неба.

 

Фото 22. Льды мыса Турий

Фото 23. Скалы мыса Турий

Фото 24. Скалы мыса Турий

Фото 25. Скалы мыса Турий (земное притяжение)

Фото 26. Скалы мыса Турий

Фото 27. Скалы мыса Турий

Фото 28. Скалы мыса Турий

Фото 29. Во льдах

Фото 30. Вид со скалы

Фото 31. Вид со скалы

Фото 32. «Страж Юга», «Башня», «Дорога»

Фото 33. «Страж Юга» – «Медведь»

Фото 34. «Страж Юга» – «Медведь» над скалой

Фото 35. «Страж Запада»

В общем, впечатлений и эмоций хватило бы и на несколько походов, а у нас это был всего лишь первый день пути. За мысом небольшая база (несколько деревянных построек), где мы попили чаю из термосов, передохнули и двинулись к месту предполагаемой ночёвки – Хям-ручей. Море открыто, плещется рядышком, и нас отделяет от него лишь ледяной вал наломанного штормами льда. Берега выполаживаются, прибрежный лес – мелкая, тундровая ёлка, но если пройти вглубь, то там снова появляются крупные деревья.

 

Фото 36. К базе

Фото 37. У Хям-ручья

Дойдя до Хям-ручья, выяснили, что там находится пункт наблюдения какой-то воинской части, и нам пришлось идти ещё 2 км до тоневого участка некоего ИП Винника. За день мы прошли 18 км.

 

 

 

Фото 38-39. Вход воспрещён!!!

Поразило, что, вопреки поморской культуре и традициям, на входе на участок красовалась надпись «Вход воспрещён», а на самой избе – табличка «Прежде чем войти, подумай, кому ты здесь нужен? ». И вообще, удивило, что все встреченные нами тони были под замком. Тут стоит напомнить, что до этого мы прошли все берега Белого моря, и, в том числе, фиксировали состояние промысловых участков и самих изб. Так вот: избы, хоть на Зимнем берегу, хоть на Летнем, хоть на Канине, обычно открыты. Для поморов береговые избы издревле являлись своеобразной системой безопасности: мало ли кто попал в беду, шторм или что иное, а открытая изба – это всегда возможность выжить. Понятно, что времена изменились, что много пришлых людей стало жить на Беломорье (в эти места летом приезжает множество туристов). Понятно, что пришлые приносят с собой другие нравственные ценности, традиции и обычаи. Также понятно, что, раз все избы закрыты, значит здесь нередки случаи воровства, опять же нехарактерного для поморского сообщества (что известно и из этнографической литературы, и из наших наблюдений в удалённых уголках Беломорья). Печально, если подобная ментальность возобладает в Поморье, тогда и до несчастных случаев недалеко, когда будут находить замёрзших людей, потерпевших крушение на море, возле закрытых изб. Даст Бог – до этого не дойдёт! Ну, а для нас это было некритично: у нас хорошая экипировка (палатка, печка, спальники), и мы спокойно переночевали в лесу. Но закрытые избы и особенно таблички на них царапнули Душу. Неправильно это, не по-людски, не по-поморски!

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.