Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Факультет философии. Образ мавра в «Песне о Роланде». Оглавление. Введение



 

Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский университет

“Высшая школа экономики”»

 

Факультет философии

 

Яньшина Марина Владиславовна

 

Образ мавра в «Песне о Роланде»

Реферат студента 1 курса бакалавриата группы №153

по истории

 

 

Научный руководитель

Кандидат юридических наук, доцент

Марей А. В.

 

 

Москва 2015

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………………... 2

……………………………………………... ……... ……………3-6

. ………………………………………………………………………………….. 7-8

……………………………………………………………….... ……... 9

Список литературы……………………………………………………………………………….. 10

Введение

http: //cyberleninka. ru/article/n/maloizvestnaya-versiya-pesni-o-rolande

http: //cyberleninka. ru/article/n/sudba-odnoy-epicheskoy-formuly-i-problema-tipologii-srednevekovogo-eposa

http: //cyberleninka. ru/article/n/traditsii-srednevekovoy-literatury-vo-frantsuzskoy-romanticheskoy-poezii-na-primere-interpretatsii-epicheskih-tsiklov-v-poezii-v-gyugo-i

http: //cyberleninka. ru/article/n/kultura-yazyka-perevoda-v-antichnosti-i-srednevekovie

 

 

“Песнь о Роланде" — самое древнее из известных нам французских литературных произведений. Летописец Уэйс описывает, как за несколько минут до битвы при Гастингсе нормандский трубадур Тайфер обратился к войскам и пропел куплеты о героях («Смерть Артура» XV в. сэра Томаса Мэлори 45 ст). Столь значимые события до сих пор вспоминают в Гастингсе.

Выделяют три вида жестов: жест короля, жест Гарена деМонглан, жест ДоонаМайнцского. Песнь принаждежит к категории жест короля, где основной фигурой является Карл Великй, который, по мнению советских литературоведов, олицетворял и Карла Мартелла, и его внука Карла Лысого. В песне так же описываются невероятные подвиги его паладинов: Роланда, Ожье Датчанина, Оливье и других.

Датировка песни доподлинно не известна. Время ее написания варьируется от середины 9 века н. э. (соотносится с приданием об измене архиепископа Санского Венилона Карлу Лысому) до 20-х гг. 12 столетия (упоминание о произведении Вильгельмом Малмберским в «Деяниях английских королей»). Главным же эпизодом песни является битва в Ронсельванском ущелье Пиренейских гор, которая произошла 15 августа 778 г.

Можно выделить несколько источников, упоминающих данную битву. Первый – «Жизнь Карла Великого» Эйнхарда, созданная во 2й четверти 9 века. Здесь описывается поход Карла Великого в Испанию и его возвращение через ущелье, где на арьергард напали баски, отомстить которым Карлу не удалось. В «Анналах королевства Франции» сказано лишь то, что «…после того как были переданы заложники от Ибн-аль-Араби, Абутария и многих сарацином, после разрешения Памплоны, покорения басков и наварров, Карл вернулся на территорию Франции» (пер. М. С. Петровой). Такое немногословное описание великого похода может послужить доводом тому, что кампания имела неудачный исход. Во втором издании аналовупоминается битва, но нет четкого упоминания о погибших приближенных карла в битве с басками.

Самая древняя из известных копий песни хранится в Бодлианской библиотеке Оксфордского университета. В 1834 году библиотекари совершили открытие, обратив внимание на рукопись под кодовым названием Дигби 23. Этот документ самый известный документ из истории норманнов его копировали примерно с 1125 1145 (Энтони Хант). Это основа для всех описаний приключений Роланда.

Песнь о Роланде повествует о том как Карл Велики завоевав всю Испаниюкроме Сарагосызаключил договор с Марсилием, что покинет земли и не будет продолжать завоевание в обмен на золото и заложников. Самый знаменитый отрывок рассказывает о том, как орда в 400 тысячсарацин нападает на арьергард Роланда в 20 тысячвоинов, которые гибнут все до последнего.

В городке Пасахес де сан Хуан находится древний монумент, который гласит «Благодарим Ранцевальскую битву против вторжения карла великого». Это баски преподали урок завоевателям, речь идет о народе наварскихвасконов. Но если на арьергард напали васконы, а не сарацины, то для чего в песни придумали новую истину?

Во втором положении «Анналов святого Аманда» указывается, что в 777 году Карл имел собрание в Пенеборне, одной из своих любимых резиденций, где принималучастие в заседании генерального синода, где крестили саксонцев, захваченных в прошлой компании. Сюда же прибыл Ибн-аль-Арабиправитель Вали-дель-Эбро и его сын Йозефус (Де Йозефи). Они приехали просить помощи у Карла великого. Мусульмане начали завоевание Берийского в 711 году и дошли до Пуатье, где их остановил Карл Мартелл в 732 году. Так зачем же мусульманам понадобилась помощь Карла Великого? Посессор Филипп Синак, исследовавший мусульманскую оккупацию, говорит о том, что в ок 778 года в Испании разразился политический кризис. Сулейман Ибн-аль-Араби в 756 году был свидетелем смены династии в Андалусии, в Испании обосновался потомок Сирийской династии ОмейядовАбд ар-Рахман I, который основал кордовской эмират в 756 году. Сулейман Ибн-аль-Араби поддерживал связи с прежней династией и искал себе союзника, поэтому он обратился к христианскому правителю. Он предложил Карлу вторгнуться в Испанию для войны с кордовским эмиром. Испанские суверены предложили франкскому королю поддержать их в борьбе против амиядского эмирата. Они соблазняли Карла великого присоединить часть земли Вале-дель-Эбро к регнумфранкорум. К тому времени Карлу было 36 лет и он не знал поражений на своем счету. Возможно, поэтому король принял арабскую делегацию и направляется на юг Франции через Помплону в Сарагосу, где две армии объединились на северо-западе и юго-востоке Переней. Это было стратегическое и организационное решение короля. Компания провалилась, так как Сарагоса не открыла свои врата захватчикам, а до центра империи королингов было еще ок. 2000 км. Именно об этом говорится в первых строках песни о Роланде, однако в совершенно ином ключе. Примерно через месяц франки снимают осаду, идея продвинуть границы королевства провалилась. Однако Карл разрушил город Помплона чтобы положить конец баскской оппозиции и компенсировать, оправдать столь затратный поход, который собрал мужей со всего запада. Логично предположит, что франкским солдатам необходимо было поднять дух, привезти с собой трофеи, вознаграждения и остаться победителями в данном походе. Впереди до безопасности родных пинатов оставалось около 3х дней и переход через Пиренеи (стих XLIV).

В городке Пасахес де сан Хуан находится древний монумент, который гласит «Благодарим Ранцевальскую битву против вторжения карла великого». Это баски преподали урок завоевателям, речь идет о народе наварскихвасконов. Это они страдали и менно у них был мотив. Войска Карла разграбили земли васконов с целью пополнить запасы продовольствия, а так как речь идет об августе, то они оставили земли опустошенными.

Согласно баскским придания васконы были мирным народом в римскую эпоху, которые жили в гармонии с природой. Но в эпоху германских королевств с началом средних веков они превратились в воинов способных противостоять готам на юге и франкам на севере. Таким образом к 8 веку у них уже был военный опыт. Безусловно, они могли устроить ловушку меленному арьергарду Карла, не смотря на то, что арьергард охраняли тысячи воинов, васконы, жители местных лесов, прекрасно знали местность и ее особенности, поэтому без труда могли с успехом разгромить армию. Разграбив арьергард васконы укрылись в лесах под покровом ночи, поэтому отомстить им не удалось.

 

 

 Но если на арьергард напали васконы, а не сарацины, то для чего в песни придумали новую истину?

Ни один из анналов на указывает точного места битвы, только расплывчатые описания. Вероятнее всего армия шла по римской дороге от Бордо до Асторги, здесь в Ранцесвальяс у подножья гор с Испанской стороны и произошла битва (LXXX). У басков это место известно как Арреага, согласно местной легенде, здесь Карл приказал похоронить Роланда в часовне Святого духа, здание датируется 12 веком и служило все века оссуарием для монахов и странников.

Песня была написана в эпоху крестовых походов насредней восток в 11-12 веке, дабы оправдать исторический повод завоевания Востока. Песня пересекла всю Европу с паломниками с пути Святого Якова до Компастелло, о Ранцевали узнала вся Европа, а битва стала самым известным средневековым сражением.

До своей смерти карл не посылал

 

а в 778г. он был в Испании в Сарагосе (http: //www. vostlit. info/Texts/rus15/Ann_St_Amandi/text. phtml? id=725).

 

 

В песне о Роланде очень много германского. Карл великий франк. Не сформировались европейские нации, культуры, все находится в состоянии собирания земель, так как средневековье лишь выйдет из этой истории в национальных одеяниях. Пока средневековье находится на пике своего расцвета. Происходит общее феодальное единство, которое Гумилёв называет католический супер этнос, который не разбился на национальные этносы и имеет свою основу в религии. Поэтому франк может является центральной фигурой в французской литературе.

В русском переводе можно заметить частое повторение фразы Милая Франция, но Франция еще не сформировалась, и эту песнь нельзя считать патриотической, так как нет страны, за которую нужно воевать. Это условно национальный памятник французам, нежели германская Песнь о Нибелунгах. Во французском оригинале присутствует влияние германских традиций, так как германские племена владеют фактически всей Европой, как сказал Вагнер «Европа принадлежала Германии».

Так почему же Песнь считается памятником именно французской литературы. Здесь опять же берет верх условность перевода 19 века, когда общество находится во власти концепции социального дарвинизма, где каждая национальность настолько увлечена своим шовинизмом, что считает себя избранной, а другие нации недостойными. И эта идея очень сильна в умах западных Европейцев, что подготовит первую мировую войну. Именно поэтому маршалЖоффе проигрывая войну германцем кричал «Атакуйте, вы французы».

 

Марсилий вступил в район Сарагосы и Карл великий как гарант всего христианского мира стремиться защитить свои владения. Он представлен как величественный герой, который в разы сильнее мавров, смотрит на ник сверху. Но на деле это было не так

В 8 веке н. э. мавры были сильнейшим народом, которые завоевали всю Испанию, кроме КастилииЛеоне. Мавры в Толедо, мавры вСевильи, мавры Кордове, маврам принадлежит вся Андалусия, мавры даже не замечают христиан. И если бы дедушка Карла Великого при помощи сил всех западно-европейских феодалов не остановил натиск мавританского нашествия в битве при Пуатье, то, как пишет Гиббон, маврам принадлежала бы вся Европа и христианство приобрело бы не статус мировой религии, а лишь сектой. В 8 веке мавры были самые лучшие войны и самые просвещенные люди раннего средневековья. Только в 7 веке мусульманство возникло на аравийском полуострове, а через век они завоевали полмира. Это была пассионарная, молодая религия, не знающая границ. Мавры еще не торгуют, а раскрывают новые научные горизонты и завоевывают новые территории. Именно поэтому Сервантес в романе Дон Кихот написал, что эту работу написал некий мавр, а Сервантес лишь перевел это прекрасное произведение.

Но в песне описано все по-другому. Карл великий выступает в роли великого короля, перед которым трепещут сарацины. Это выражение коллективного комплекса неполноценности западно-европейской цивилизации перед тем, что она не имеет отпора передмышью арабского нашествия, которая случайно остановила свою военную машину при Пуатье при детях карла великого и Карл это помнит. И в 8 веке не было никакой песни, так как если бы эта песнь дошла до великих мавров, то арабы не пощадили бы христиан.

Карл великий вроде имеет абсолютный мандат неба. Европейская культура никак не может простить тот ужас, который принесла с собой мавританское нашествие. Реконкиста будет длиться 700 лет, такой огромный промежуток времени займет отвоевание христианами мавританской территории. А европейское создание не терпит, оно создает иллюзию победы в битве с арабами при помощи песни о Роланде.

Карл как Иисус Новин просит у Господа продлить световой день, чтобы уничтожить всех мавров. Он получает мандат неба. То же самое делается в первых книгах библии, когда Иисус Новин завоевывает землю обетованную. Но в реальности Карл – наемник. Он переходит через Пиренеи, терпит поражение и возвращается обратно, расхищая земли, чем вызывает недовольство Басков, а они кельты, христиане, которые связаны узами феодального закона власти земли. Пройдя через землю басков, Карл оскорбляет их род, кровь, их мертвых, их историю, потому, что у феодального сознания нет ничего кроме земли. Если Баски не могут полностью разгромить все войско, то они нападают на арьергард Роланда. Это был внутриполитический конфликт только между христианами, и мусульмане тут были не при чем. Но во что это превращается в 11-12 веку.

Христианам нужно было оправдать роль рыцаря, так как рыцарь вступает вразрез с христианским мироощущением, которое постулирует «не убий», а рыцарь только и делает, что убивает. Поэтому нужно использовать книгу Блаженного Августина «Град Божий», где создается теология войны ради веры, где рыцарь – воин христов, которые воюет против восставших ангелов. Поэтому Песнь о Роланде и повествование о войне, и искажение истории, и теология войны, так как здесь показано воинство святого, где Роланд святой воин, его убийство оправдывается, как позже будут оправдываться крестовые походы и идеи рыцарства, войны с неверными.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.