|
|||
Стихотворенье ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Той высшей волей, что часы дарует, твой дух дерзнул покинуть предков ряд — он созерцанья миг преобразует в бесстрастный час, что разрушает взгляд, — нагие вещи вторгнулись в виденья, нет уз меж ними — есть одна лишь страсть: забыть их суть и в круг стихотворенья холодной властью слова их заклясть.
Что прах и щебень мировой руины, горы масличной вещий скорбный знак, Анжуйских битв кровавые крестины, железный Гогенштауфенов шаг? Вот новый крест — но он не убиенье, вот Страшный суд — но он не мести глас: строфа здесь клятва, суд — стихотворенье, и рокот прялок тих: то Парок час.
Той вышней волей, что часы дарует и чье значенье смутно и темно, — что минул год, она нам указует, но часа песнь постичь нам не дано, — прочь минул год — империй сотрясенье, прах в небесах, прах власти — мимо, прочь, — и грянул час, твой час: в стихотворенье ведут беседу боль твоя и ночь.
1943
Послушай…
Послушай, вот таким и будет он — последний выход твой, последний вечер: «Юноны» пачка, пиво (три) и речи, нахватанные «Шпигелем» в ООН.
Один за столиком; спиной прирос, мерзляк злосчастный, к трубам отопленья. Вокруг тебя — людские испаренья, чета супругов и треклятый пёс.
И это всё. Ни дома, ни холма, чтоб взор тонул на солнечных просторах. Ты жил всегда в довольно тесных шорах — был отчий дом таков, и жизнь сама.
И это всё. Но Зевс, его огни, рой духов, сонмы солнц, вселенной дали — все сквозь тебя прошли, тебе сияли, — и это всё, в конце, как и в начале, — последний вечер… А теперь усни.
1954—1955
* Готфрид Бенн — Лирика (Перевод с немецкого и вступление Альберта Карельского) // Иностранная литература, 1993, № 1, 162–169. [1] Большие подборки лирики Бенна (в основном более поздней) см. в изданиях: «Из современной поэзии ФРГ. Выпуск I» (М.: Радуга, 1983); «Вести дождя: Стихи поэтов ФРГ и Западного Берлина» (М.: Художественная литература, 1987). Укажем также на глубокую аналитическую статью Н. С. Павловой в книге: «История литературы ФРГ» (М.: Наука, 1980) и на предисловие Г. Ратгауза к книге «Из современной поэзии ФРГ». (Здесь и далее — прим. автора статьи. ) [2] Одно из программных эстетических выступлений Г. Бенна — его доклад «Проблемы лирики» (1951) — опубликован у нас недавно А. А. Гугниным (Вопросы литературы, 1991, № 7).
|
|||
|