Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





 Станислав Ежи Лем 11 страница



 И возможность сменить «неудобные» для Земли те­ла довольно скоро предоставилась. В район плато при­кочевало племя теллемов. Птицам Балако не состави­ло большого труда с помощью Йуругу развоплотить их примитивные души и занять затем соответствующие биологические тела, став таким образом псевдолюдь­ми. Лишь некоторая часть несчастных теллемов была оставлена в живых, в качестве рабов-земледельцев.

 Свои прежние физические тела и Балако и Номмо свернули обратно в яйца, которыми эти виды размно­жались, и поместили сей драгоценный генофонд их цивилизаций в тайное пещерное святилище...

 - это теллемы телом, но с душами пришельцев? »

 Нет, не совсем так.

 

 Шли годы, но у новоявленных «людей» неважно шли дела с воспроизводством, так как им, по сути пти­цам, трудно было освоиться с принятыми у Homo sapiens способами совокупления. И тогда они стали практиковать смешанные браки с оставшимися в жи­вых теллемами.

 Так вот! Дети, родившиеся от близости разумных птиц с Сириуса, «облачившихся» в человеческие тела, и обычных земных людей (теллемов), и стали назы­ваться доганами!

 Истинные теллемы постепенно повымирали, пти­цы Балако, в облике теллемов, укрылись в тайном по­селении, высоко, в одном из ущелий плато Бандиага- ра, а догоны, справедливо считая себя потомками при­шельцев, стали жить под его стенами. Так сложилось еще семь веков назад, и теперь лишь некоторые из них (жрецы-олубару) знают о существовании тайной де­ревни своих истинных отцов, стерегущих генофонд настоящих биологических детей Сириуса и веками ждущих зова далекой родины.

 Кстати, будущих олубару люди-птицы до сих пор отбирают из догонов еще детьми и обучают их у себя в тайной деревне языку сиги-со, родовым обрядам, праздникам и тем необычным знаниям астрономии, которые нас так удивляют.

 Но в возрасте 70 лет жрецы обязаны приходить в тайное поселение, где их приносят в жертву духу Йуру­гу. Именно его, одного из духов смерти Вселенной, что рождаются в звездах, называемых белыми карли­ками, и вызывает в час «сумеречной зоны» бой риту­альных барабанов. От этого боя все участники церемо­нии впадают в глубокий транс, выражая тем самым готовность умереть в любой момент. Могущественно­му Йуругу вместо очередного человека предлагается жертвенный крокодил, приволакиваемый железными крюками гобо и забиваемый на алтаре дубинами до- молло...

 Услышав эти слова, я понял наконец, чьи холодные объятия ощущал в тот первый сумрак догонской де­ревни, и возблагодарил жертвенного крокодила, кото­рого он предпочел упрямому авантюристу. Йуругу не стал тогда забирать мою жизнь, но его незримое вни­мание к моей персоне явственно ощущалось во все по­следующие дни...

 Закончив рассказ, Он провел меня в другой зал пе­щерного святилища. Таинственная синева сумерек за­ливала его стены и поверхность большого идеально круглого озера, располагающегося в центре. Незнако­мая картина совсем близкого, но чужого звездного не­ба сияла над нашими головами.

 В нишах стен подземелья лежало несколько десят­ков гладких зеленых шаров размером с футбольный мяч. Это были спящие яйца людей-птиц Балако, жду­щие своего часа...

 А где яйца тел земноводных Номмо? — спро­сил я.

 Они хранятся на дне этого пещерного озера.

 И тут я заметил, что вода его медленно движется по кругу.

 «Неужели в озере есть кто-то живой? Это же будет сенсацией? »

 Нет, живых Номмо в своем истинном обличье не существует. Но то, что я услышал далее, было не менее удивительным.

 Ожидая зова, Балако нуждались в средстве связи со Вселенной. И тогда они построили пещерный гидро­оптический телескоп! Отрыв круглый, диаметром до 30 м, конусообразный котлован, они направили в не­го рукав воды из виденного мною водопада, да так, что вода в этом искусственном озере стала плавно кружить, образуя на поверхности параболоид. Роль экрана над этим увеличительным зеркалом выполнял отшлифованный базальт потолка. А своеобразным объективом служило круглое отверстие в нем, прору­бленное так, чтобы смотреть в тот участок безбрежно­го космоса, где каждые 50 лет и встречаются вместе все три звезды системы Сириуса.

 Вот, оказывается, какое звездное небо сияло в пе­щере над нашими головами!

 Он указал мне на совсем близкие звезды своего да­лекого дома и сказал, что вести от соплеменников обя­зательно должны прийти оттуда! Они верят и ждут это­го. Ждут сотнями поколений и будут ждать еще столь­ко же, потому что нет ничего более главного и святого в жизни хоть птицы, хоть рыбы, хоть человека, чем иметь свою родину!

 А я стоял и думал... Ведь действительно, у каждого из нас, по большому счету, всего два дома. Нет, это не квартира и не семья. Они лишь важные «пожитки», что прожиты-нажиты в главных обителях.

 Первый истинный дом каждого — это его тело. И хоть неизбежная смерть личного физического био­робота не является смертью для нашего тела духовно­го, нужно все же очень беречь его от объятий Йуругу. Нужно очень заботиться об этом хоть и временном, но своем родном малом доме.

 Ведь только вместе с ним мы можем изучать нашу загадочную планету — наш большой и главный Дом.

 

 Вы абсолютно правы. А ведь у человечества ничего дороже нее нет и быть не может!

 

 История с доганами показывает, что такое, оказы­вается, возможно. Горько потерять семью, страшно — тело, но самое ужасное и невозвратимое — потерять свою матушку-Землю.

 И пусть судьба детей Бледного Лиса еще раз напом­нит нам о том, как важно человечеству и каждому из нас беречь свой главный Дом, свою большую родину! Беречь, чтобы сохранить! Чтобы не скитаться потом в поисках пристанища по чужим мирам.

 

 Все тайное рано или поздно стано­вится явным.

 Сократ

 Покинув догонов, мы вернулись в мопти, наняли большую моторную лодку-пирогу, называемую на Ни­гере пинаса, и отправились в сплав по великой афри­канской реке до деревушки Кабара, откуда до леген­дарного Тимбукту нам оставалось бы всего 12 км.

 Десять последующих дней мы любовались необык­новенными речными восходами и закатами, жарили рыбу, купленную у рыбаков племен бозо, бамбара и сонгаи, да фотографировали гиппопотамов, добродуш­но фыркающих в осоке низких берегов.

 

 В конце концов мы добрались до долгожданного горо­да. Оказалось, что ныне вовсе не нужно мучаться «до­рогой золотых колесниц», чтобы попасть сюда. Можно

 сплавиться по реке, как мы, а можно и доехать на; вполне комфортабельной автомашине. Вот почему не­мало иностранцев ныне бродит по его улицам. Но мы нисколько ни жалели о проделанном пути...

 На первый взгляд европейские исследователи были правы. Тимбукту действительно оказался серым, по­лупустынным городом, лежащим у южной границы Сахары. Песок здесь выстилает улицы и дворы домов так же, как снег — наши сибирские деревни. Околи­цей же города является сама великая пустыня.

 

 Каждый, кто ныне приедет сюда с этим вопросом, не увидит ни золота, ни мудрецов с книгами...

 Низенькие серо-желтые дома с плоскими крыша­ми, в которых живут молчаливые, прячущиеся от фо­токамер местные жители, построены из сырого глиня­ного кирпича банко. Дождей здесь практически нет, а потому дома стоят по сто — двести лет, разрушаясь лишь от ветра и времени, после чего «лепятся» вновь. Но архитектура их при этом не меняется. Точно так же эти дома выглядели и более тысячи лет назад: узкие карнизы и фризы из черепицы скупо украшают их фа­сады по горизонтали. Редкие и махонькие полукру­глые окна сделаны по мавританскому образцу. Вход­ные двери — самое главное украшение в непрерывных лентах этих домиков: мощные деревянные створки их покрыты витиеватыми резными узорами, выполнен­ными в арабском стиле, и заперты замысловатыми за­совами.

 Прямо на улицах городка тут и там дымятся боль­шие глиняные печи конической формы, в которых закутанные до глаз хозяйки выпекают пресные ле­пешки. Каноны ислама чувствуются здесь повсюду, а мечети являются основными архитектурными изю­минками.

 Еще в 1325 году паломник из Марокко Канхан мус­са, возвращаясь из Мекки, надолго задержался в Тим­букту и украсил его двумя главными мечетями. Время постоянно разрушает их, но глины тут много и рестав­рация этих оригинальных лепных сооружений мето­дично продолжается веками, не прекращаясь ни на минуту.

 Мечеть Джингеребер находится возле дворца мест­ного правителя — Мадуга. А мечеть Санкоре располо­жена в северо-восточных кварталах бывших солеторговцев. Сами по себе эти строения совершенно непри­мечательны. Из того же банко сложены низкие прямоугольники их темных залов. Плоские крыши поддерживаются десятками круглых глиняных ко­лонн, упирающихся в глинобитный пол. А вот мина­реты чем-то напоминают новогоднюю елку, украшен­ную в стиле техно. Их глиняные, суживающиеся квер­ху конусы щетинятся во все стороны множеством деревянных жердей, торчащих из стен симметричны­ми ярусами. Они служат и опалубкой для прочности самой конструкции, и лесами при ремонте глиняной штукатурки, и лестницей для муэдзина, забирающего­ся на башенку, чтобы призвать правоверных на оче­редную молитву.

 Каждая мечеть имеет обширный двор, окруженный трехметровыми стенами, внутри которого множество могил богатых арабов из соседних стран, пожелавших своему телу упокоения в легендарном городе. Здесь же замурованы и тела тех иноземцев, кто когда-то пытал­ся обманом проникнуть в него за золотом...

 Судя по всему, увиденному нами, величие Тим­букту теперь осталось только в легенде. То, что мо­жет лицезреть каждый, — это действительно край света, лежащий в знойном кольце раскаленных бар­ханов. Тихий и измученный былой славой, типич­ный старый арабский городок, медленно погиба­ющий под непрерывным натиском безжалостной Сахары...

 - всего лишь краси­вая сказка? »

 Вроде бы так на первый взгляд...

 

 Разочарованно бродили мы по узким улочкам города, бывшего, по сути, большой однообразной деревней, и не знали, как подступиться к его тайне, о которой все- таки догадывались. А потому с удовольствием согла­сились на предложение местных «туарегов» — отпрапиться на вечернюю экскурсию в их лагерь, располо­женный в пустыне, неподалеку от Тимбукту.

 Истинных туарегов в Сахаре осталось крайне мало. Как я говорил, потомки гарамантов очень красивы: высокие, светлокожие, с тонкими чертами лица и под­черкнутым чувством собственного достоинства. Они обособленно живут в самых потаенных уголках пусты­ни, избегая встреч с иноземцами.

 В Тимбукту их нет. Зато есть спрос на них со стороны туристов. А потому все кому не лень косят тут под туарегов, зарабатывая себе на жизнь. В наезженных местах есть «стоянки туарегов» у племен белла и ыулле- меден, у берберов и даже у иссиня-черных негров, заку­танных по глаза знаменитой чшшж-тагелъмус.

 Мы попали к «туарегам» племени малинке. Когда- то их предки были земледельцами и охотниками са­манны, ныне захваченной песками Сахары. Первые ушли от них на юг, туда, где еще можно выращивать ДУРРУ? маниоку и хлопок. Вторые остались медленно исчезать во мгле истории, вслед за былой своей добы­чей...

 Не ушли из родных мест и певцы-сказители племе­ни малинке, называемые гриотами. Вот они-то, совер­шенно неожиданно для нас, и приоткрыли занавес над тайнами Тимбукту.

 Дело было так. Покатавшись на верблюдах, сфото­графировавшись и вдоволь отведав национальных

 блюд, мы остались в лагере на ночь и долго сидели y костра, глядя то в бездонное африканское небо, то на отблески пламени, пляшущие на склонах ближайшего бархана.

 Отработав программу, довольные бакшишем «туа- реги» освободились от реквизита, раскурили кальян после чего началось естественное общение людей,, знающих и уважающих пустыню, под заунывные зву­ки однострунной скрипки-ашяд, тихо певшей в руках старого сказителя-гриота.

 Мы неторопливо рассказывали хозяевам о своей предыдущей экспедиции через Сахару по «дороге зо­лотых колесниц», проложенной колдунами-насамонами. Сообщили, что не верим в идею, будто нынеш­ний, полумертвый Тимбукту и тот легендарный город, о славе и богатстве которого писал еще Лев Африкан­ский, — это один и тот же город. Сообщили также, что к нам попали архивы британского офицера А. Лэнга, которым еще нет и двухсот лет, где он сообщает о за­гадочном городе совершенно невероятные вещи. Что мы, наконец, имеем рукописную карту этого майора, где он указал на подземные хранилища золотого запа­са Тимбукту...

 Тогда старик гриот сказал, что если нам дано, то мы услышим правду в словах его древней песни- легенды. А если дух наш готов, то он познает в ней истину о таинственном Тимбукту. И сказитель за­пел...

 Это была странная песня из совершенно непонят­ных нам слов, лившихся витиеватой дорожкой, уводя­щей из реального мира. А какая была мелодия! Струна низко вибрировала в тишине пустыни, проникая вол­шебным звуком в самое сердце сознания и заволаки­вая его нежной пеленой небытия... И я пошел по ма­гической дорожке слов в эту таинственную пелену и познал за ней правду о священном городе человече­ства — Тимбукту и магической силе золота.

 Дарю и вам это знание.

 

 Мир наш создан в единстве и противостоянии двух полярных сил: добра и зла, света и тьмы, жизни и смерти. И правят этими силами извечные противоборцы: Бог и Дьявол.

 Люди пошли за Богом, и Дьявол решил наказать их за это, вдохнув в желтый металл свое особое заклятие пагубной страсти. Именно такое золото должно было вернуть человечество в царство темных сил. И Дьявол не ошибся: заклятие сработало, и люди, один за дру­гим, стали «гибнуть за металл».

 В самом сердце Африки, окруженное дугой излучи­ны реки Нигер, лежит под землей «Эльдорадо» — зо­лотой запас человечества. Извечно охраняют его воины-маги гараманты.

 И стоит тут священный город — Тимбукту. Живут в нем 333 Великих Учителя, посланных на Землю Бо­гом и ведающих все законы праведной жизни для каждого из нас. Хранятся тут и великие манускрипт ты, содержащие в себе опыт всех пяти предыдущий человеческих цивилизаций, погибших от золотого заклятия. Именно потому золотом выстланы улицы удивительного города, попираемые ногами мудре­цов, чтобы подчеркнуть превосходство целей бессмертного человеческого духа над ценностями еще бренного тела.

 Денно и нощно Великие Учителя тысячелетиями бьются в священном Тимбукту над формулой дьявольского заклятия, пытаясь освободить золото от его пут с помощью законов магической алхимии. Посылают они в наш мир то одного, то другого проповед­ника, пытаясь просветлить наш разум, затуманенный; алчностью...

 Но не проста эта задача, ведь равновелик Богу его противник и сильны соблазны, исходящие от желтой манифестации Дьявола. Слаба часть человечества про- тивихсилы...

 Люди нашей цивилизации также стали рваться к «Эльдорадо», пытаясь обогатиться, чтобы возвыситься над прочими. Утекать стало золото из подземных хра­нилищ. Воины-гараманты, как могли, перехватывали его на «дороге золотых колесниц» и возвращали в Тим­букту, помещая в могилы тех, кто осквернил себя не­померной страстью к обладанию желтым металлом. Так было многие столетия...

 Два века назад, привлеченные рассказами о золо­том запасе, в священный город стали пробираться авантюристы из тех стран, где неустанное обогащение давно стало целью жизни. И когда в конце концов одному из них удалось побывать в заветном городе и узнать его тайны, Великими Учителями было принято решение — скрыть священный город от глаз, застлан­ных алчностью, находящихся во власти дьявольского заклятия.

 Для этого магией гарамантов был создан город — двойник Тимбукту. Его пустынный мираж, его иллю­зорный призрак в материальном мире, город, в кото­ром может побывать теперь каждый, кто захочет. Но вместо золота там — песок...

 Настоящий же Тимбукту виден теперь далеко не многим. Он виден лишь тем, кто знает разницу меж­ду истинными и мнимыми богатствами человече­ства.

 И повел меня старик гриот к священным могилам предков, чтобы совершить тасауит — обряд испроше- ния совета. Отодвигали мы надгробный камень шуа- хед, испещренный множеством неизвестных знаков, и ложились в холодный мрак захоронения, отдавая себя во власть алтинен — духов иного мира...

 И дозволено было мне пить колдовское зелье борбур и пройти очищение огнем.

 А потом мы поднялись на бархан, и увидел я вол­шебное сияние во глубине пустыни. То светилось зо­лото мостовых вечного города. Священного города нашей надежды...

 И я пошел в него и был там. А что познал в нем — написал выше...

 

 Совсем наоборот. Только простой человек и может теперь увидеть легендарный город и даже побывать в нем. Весь секрет заключается в том, что два Тимбукту существуют в этом мире. Они — как символы челове­ческого мировоззрения. Каждый волен увидеть в меч­тах тот, что ближе его представлениям об истинных ценностях жизни...

 И как хочется верить, что когда-нибудь золотое проклятие спадет со всех людских глаз и легендарный город снова станет единственно-единым, восхищая собой очнувшееся от дьявольских чар человечество.

 

 До середины жизни судьба нас тащит, потом уже только подталкивает.

 Владислав Гжегорчик

 В Африке мне приходилось бывать неоднократно, но то были целевые экспедиции в конкретные страны. А лет десять назад мы впервые предприняли большое трансафриканское путешествие с самого юга конти­нента и до экватора. Через семь стран и десять наци­ональных парков пролегал тогда наш уникальный маршрут.

 И вот, когда позади была уже добрая половина пути и мы порядком подустали, было принято решение от­дохнуть несколько дней. Благо экспедиция достигла скалистых берегов озера малави, где наконец-то мож­но было купаться, не опасаясь вездесущих крокодилов и тотального шистоматоза.

 

 Это мельчайшие простейшие, типа амебы, которы­ми заражены застойные воды озер и заводей рек Аф­рики. Они внедряются в слизистую уретры купальщи­ков и вызывают потом диффузные кровотечения и боль при мочеиспускании.

 

 Доктор никогда не шутит по поводу здоровья! Этих тварей нужно тут боятся не меньше, чем крокодилов и бегемотов.

 Палаточный лагерь мы разбили неподалку от ры­бацкой деревушки.

 После завтрака одни из нас тотчас отправились загорать и плавать, другие — покупать в деревне не­затейливые безделушки. Мы же с Пашей познакоми­лись с местным 12-летним пареньком, по имени Винсент, который за пять долларов с носа предло­жил сводить нас в горы к великому африканскому шаману.

 Около двух часов шли мы по лесной тропинке, пока наконец не увидели глухую деревеньку, состоящую из четырех тростниковых хижин. Шамана на месте не оказалось: он медитировал где-то в лесу. Сигнальный барабан в руках вождя племени гудел не менее получа­са, пока из дебрей не показался худой высокий старик, иссохший и морщинистый, как мумия. Одет он был в козлиную шкуру, на голове красовался высокий тюр­бан из пестрой ткани.

 Мы спросили шамана, может ли он показать нам местный обряд камлания к своим духам. Старик со­гласился только тогда, когда узнал, что я и сам явля­юсь шаманом.

 Он снял с себя шкуру козла и, оставшись лишь в одной набедренной повязке, стал готовиться к маги­ческому ритуалу. Первым делом он натерся каким-то коричневым порошком, затем этим же составом нама­зал нам лбы, а потом дал глиняную плошку со скольз­кой и холодной белесоватой кашицей, велев нанести ее на виски. Смесь имела кисловатый запах и доволь­но быстро высыхала, болезненно стягивая кожу. Из другой плошки, в которой курился пучок рыжеватой травы, нам было предложено по очереди вдыхать тон­кую струйку зеленоватого дыма, стараясь при этом ни о чем не думать...

 Надышавшись до головокружения и с трудом ото­рвавшись наконец от опьяняющего дыма, мы подня­ли глаза на шамана. Он уже был окончательно готов к обряду. На его поясе болтались связки металлических и деревянных побрякушек. На лодыжках и запя­стьях — черные, белые и красные бусы вперемежку с маленькими колокольчиками. Голову венчала огром­ная шапка, сшитая, по-видимому, из шакальих хво­стов.

 Старик снял с шеи небольшой мешочек-кисет и вы­сыпал оттуда зеленовато-коричневые, похожие на спитой чай листики. Набив ими короткую глиняную трубку, он подпалил угольком ее содержимое и сделал несколько глубоких затяжек...

 Через минуту глаза его сначала потемнели, а затем подернулись белесоватой пеленой. Губы беззвучно за­шевелились... Он отбросил трубку в сторону и, сжимая в руках изогнутый посох, вышел в центральный круг деревенской поляны, огороженный по периметру че­репами животных.

 Горел костер, три полуголых негра отчаянно отби­вали замысловатый ритм на высоких барабанах. Мы же неотрывно смотрели на шамана, словно опасаясь, что он вот-вот может раствориться и исчезнуть.

 Старик медленно раскачивался, что-то бормоча, затем неожиданно закричал, подпрыгнул и бешено закрутил бедрами. Побрякушки и бубенцы разлете­лись в разные стороны, издавая страшный грохот и треск. Несколько женщин бросили в огонь костра охапки красноватой травы. Повалил густой дым с за­пахом вяленого мяса, и женщины протяжно и за­унывно запели, постукивая в такт деревянными до­щечками.

 Я чувствовал, как мое лицо наливается свинцовой тяжестью, а голову наполняет приятное тепло. Посте­пенно все мои мысли испарились, и, казалось, я по грузился в состояние абсолютного счастья. Все вокруг пели, я тоже запел, произнося неведомые мне прежде звуки...

 Ритм песни стремительно убыстрялся, и я лихора- дочно старался поспевать за ней, останавливаясь лишь на секунды, чтобы перевести дыхание. Было ощуще- ние, что мелодия льется сама собой, заставляя все тело неистово вибрировать. В то же время сознание остава- лось ясным, позволяя наблюдать происходящее как: бы со стороны...

 Продолжали неистово грохотать барабаны, шаман в бешеной пляске гортанно выкрикивал что-то в сто­рону воображаемых духов. Все части его жилистого тела двигались независимо друг от друга, точно бол­таясь в воздухе, будучи подвешенными на прозрач­ных нитях. Лицо старика напоминало каучуковую маску и постоянно меняло очертания: то казалось широким и круглым, то вдруг становилось совсем длинным и узким. Я же смотрел на него, словно сквозь гигантский самонаводящийся объектив, кото­рый поочередно показывал мне то дно огромного гла­за, то заросли курчавых волос в ноздре, то красный

 

 ком разбухшего до крови языка, то лабиринты мор­щинистого уха...

 Желтый мерцающий свет сначала окружил неярким контуром фигуру шамана, а затем стал расплываться в стороны, постепенно заливая собой всю поляну...

 Через какое-то время глаза старика налились багро­вой кровью, вены на висках набухли, будто гигантские черви, изо рта потекла густая белая пена. Внезапно, воздев руки к небу, он издал из самой глубины груди дикий стон и как подкошенный рухнул на землю. Тот­час и у меня потемнело в глазах...

 

 Очнулся я от приятного запаха незнакомой травы, ко­торую Винсент поднес прямо к моему носу. В голове, как и во всем теле, ощущалась необычайно странная легкость и свежесть. Легко поднявшись с земли, я уви­дел Пашу, которого пытался пробудить один из бара­банщиков.

 Паша наконец открыл глаза и, поймав мой взгляд, улыбнулся как счастливый ребенок.

 Винсент сказал, что шаман ждет нас в своей хижине, и мы поспешили к нему. Тростниковые стены хижины были увешаны пучками трав и каких-то замысловатых корений, высохшими телами жаб, змей и разнообраз­ных насекомых. На земляном полу, в окружении мно­гочисленных скляночек, баночек, мешочков и коробо­чек с неясным содержимым, невозмутимо сидел наш старик — все в той же козлиной шкуре. Он будто бы спал, слегка прикрыв глаза...

 Спрашивал ли ты о наших судьбах у местных ду­хов? — спросил я шамана.

 — Каким они видят наши жизненные пути? — до­бавил Паша.

 Но шаман продолжал сидеть молча, все с тем же от­решенным видом, будто совсем не замечая нас.

 Ну, скажи, одобряют ли они цели, на которые мы растрачиваем свои жизни? Готовы ли они хотя бы стать духами-помощниками для меня — шамана, при­бывшего сюда с другого конца физического мира? — допытывался я.

 Старик молчал. Замолчали и мы, словно поняв не­обходимость этой долгой паузы. Прошло не менее пя­ти минут, прежде чем он заговорил, не открывая глаз.

 Шаман сказал, что духи благословляют всех людей, идущих по тропе познания мира, и всегда готовы ока­зывать им помощь и поддержку.

 Напутствуют они и нас, обещая свое содействие...

 Мы молча вышли из хижины к поджидавшему нас Винсенту и собрались уже было уходить, как вдруг ша­ман вышел к нам. Оказывается, в память о нашей встрече старик решил подарить свои амулеты — на здоровье, удачу, любовь, ясность мысли, победу над врагами. Мы опять вернулись в хижину, и он долго смешивал различные порошки, зашивая готовые сна­добья в маленькие тряпочки и вешая их нам на шеи.

 А на прощание вдруг подарил каждому по живой яще­рице. У моей был зашит нитками рот, а у Пашиной — веки глаз. Потом шаман сказал:

 — Разрежьте нитки у больших камней, по дороге в лагерь, и выпустите ящериц на свободу. Это поможет вам открыть в себе то, чего недостает каждому для ис­тинной мудрости и просветления.

 На обратном пути в лагерь его наказ был нами ис­полнен.

 

 Африканская экспедиция закончилась, мы верну­лись в Россию, и довольно скоро круговорот житей­ских проблем захватил нас настолько, что мы забыли о встрече с малавийским шаманом, хотя и постоянно носили при себе полученные от него амулеты. И тут, через короткое время, в наших с Пашей судьбах ста­ли происходить необычайные события. Сначала по­шла полоса везения (как мы ее сперва расценили) в обычных житейских делах: к Паше вернулась жена, и восстановил давно нарушенные отношения с се­мьей сына, и оба мы неплохо заработали в личном бизнесе, сумев тем самым залатать финансовые про­рехи после немалых расходов в трансафриканской экспедиции.

 Но вдруг ни с того ни с сего Паша в несколько дней бросает свой хорошо отлаженный челночный бизнес, продает квартиру и уезжает в Индию, в долину Кулу, в небольшой городок Наггар, где обитает русская коло­ния кришнаитов.

 Мы познакомились с ними за два года до этого, во время поездки в имение семьи Рерихов, но ни тогда, ни позже я не замечал за Пашей склонности к адептам этой древней религии. Перед отъездом я успел только спросить, почему он так поступает. И вот что он мне рассказал:

 — В одну из недавних ночей мне долго не спалось. Лежал в темноте, смотрел в пустоту и старался ни о чем не думать. Внезапно все мое существо будто дрон- зил совершенно ясный и оттого еще более ужасный в своей беспощадности вопрос: «А зачем ты живешь, Паша? Что сумел ты сделать существенного, прожив уже более половины отпущенного тебе срока? »

 И тотчас я будто заглянул в архивы своей биогра­фии, в глубины своей души и увидел там столько пу­стоты и одновременно столько ненужного духовного хлама, что стало за себя страшно. Мысль отчаянно за­работала, стараясь найти решение, и вдруг я неожи­данно вспомнил ту африканскую ящерицу, а в голову тут же откуда-то пришел совершенно четкий ответ: «Открой глаза души своей... »

 Дальнейшее он быстро определил сам. Вспомнив про колонию кришнаитов, Паша для начала решил уехать под их кров. Вовсе не для того, чтобы принять это вероисповедание. Как бы это ни странно и даже фантастично не прозвучало, но он захотел стать одним из многочисленных йогов долины Кулу...

 Для чего, Паша? — спрашивал я его по телефону.

 Чтобы познать себя в мире и мир — в себе.

 События, которые следом произошли со мной, не менее интересны и загадочны. К тому времени мне посчастливилось пройти в экспедициях по пятидесяти восьми странам. Я вел дневники, но никогда не изда­вал книг о своих богатейших впечатлениях. Всегда не мог найти свободного времени в череде извечных жиз­ненных проблем, да и не считал себя вправе занимать­ся писательским трудом.

 После той африканской экспедиции дела накопи­лись огромной горой. Я привычно погрузился в них, и вдруг что-то будто щелкнуло в моей душе: я пере­дал все накопившиеся проблемы, а вместе с ними и весь свой бизнес партнерам и сел за письменный стол. Шесть месяцев по восемь часов ежедневно я работал над своей первой книгой. Она называлась «7000 километров по Африке», но рассказывала, по сути дела, обо всех моих предыдущих странствиях по свету...

 А дальнейшие события были вообще из разряда не­вероятных.

 Мне потребовалось поехать в Санкт-Петербург, чтобы согласовать в Русском географическом обще­стве маршрут и план-задание по предстоящей нам через месяц длительной транстибетской экспедиции. Когда дела были закончены, питерские друзья позва­ли меня за город, чтобы побывать в знаменитых Са- блинских пещерах. Там, карабкаясь по лабиринту хо­лодных, влажных и низких тоннелей, мы выбрались наконец в небольшой сводчатый зал, на берег темно­го и неподвижного подземного озера, уходящего лен­той в непроницаемую мглу извилистого коридора. Отдыхая, все стали вспоминать многочисленные жуткие легенды о черных спелеологах, которые бро­дят во мраке пещер, наводя ужас на незваных посе­тителей их владений. Я рассказал в ответ, как вы­играл спор на бутылку коньяка, когда отважился просидеть ночь на дне легендарной пещеры острова Крит, где, по преданию, родился сам Зевс. Приятели решили, что я их разыгрываю, поэтому мне пришлось повторить пари...

 Нашелся и еще один смельчак. Утеплившись и оснастившись, мы засветло спустились на берег под­земного озера. Для того чтобы исключить жульниче­ство с нашей стороны, сопровождающие забрали все фонари и спички, пообещав вернуться ровно через де­сять часов...

 Их голоса быстро затихли, и мы остались одни в кромешней мгле пещеры. Какой-то период беседова­ли ни о чем, чтобы подавить определенное напряже­ние, но потом решили, что чем больше времени мы проспим, тем меньше его останется до контрольного срока.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.