|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рис. 1. Примерный тематический план и методы реализации Программы поликультурного воспитания в учреждениях дошкольного и общего образования. ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Дополнительное образование может быть представлено следующими направлениями: · изобразительное искусство (живопись, декоративно-прикладное); · народные промыслы; · хореография (национальные танцы); · народные песни; · музыка (национальные музыкальные инструменты); · национальные виды спорта; · дни национальных культур; · фестивали народных искусств; · конкурсы; · выставки и др. По каждому из указанных направлений должны быть разработаны воспитательные программы. В процессе осуществления нравственного воспитания реализуется задача превращения общечеловеческих принципов морали, обогащенных нравственным опытом своего этноса, знанием и пониманием этических ценностей других народов, в личные нравственные качества. Программа поликультурного воспитания в системе общего образования должна быть реализована с учетом закономерностей формирования личности, уже определенных в психологии и педагогике. Приоритетным направлением в системе воспитания является формирование мировоззрения, основанного на знании и понимании самобытности культур разных народов, умении бережно относиться к национальным ценностям, этническим особенностям, осознании необходимости сохранения культуры мира. При организации воспитательного процесса необходимо исходить из этих объективных процессов, которые и сегодня составляют сердцевину национальных отношений как на мировой арене, так и внутри многонациональных обществ. Стратегии и технологии поликультурного (полилингвального) образования должны соответствовать обстоятельствам и целям формирования российской гражданской идентичности. Для этого особое внимание должно уделяется использованию интерактивных воспитательных технологий.
Технология помощи семье в поликультурном воспитании. В решении поставленных задач большое значение имеют установки родителей, их позиция в этом вопросе. Программа поликультурного воспитания предусматривает разработку и реализацию комплекса мероприятий по повышению социальной роли семьи в поликультурном воспитании своих детей. Родителей необходимо привлечь в союзники педагогам в этом направлении, поскольку именно семья, являясь источником традиций, дает ребенку важный опыт взаимодействий с людьми, в ней он учится общаться, осваивать приемы коммуникации, учится слушать и уважать мнение других, терпеливо и бережно относиться к своим близким. В освоении опыта конструктивного общения большое значение имеет личный пример родителей и родственников. Родительская семья является своеобразным транслятором особенностей этнического сознания. Традиционно именно она формирует идеалы, общественно-социальные установки через комплекс этико-нравственных понятий, составляющих в дальнейшей взрослой жизни основу ценностей и установок. Семья обеспечивает преемственность воспитания, передавая из поколения в поколение объективно-субъективные ценности и осуществляется связь времён, «спиралевидное восхождение человеческой духовности, наследование социально-генетического кода, социальной памяти народа» (Гершунский Б. С. ). В рамках родительского всеобуча по поликультурному воспитанию можно порекомендовать пакет примерных программ, разработанный научным коллективом под руководством О. И. Волжиной содержит описание подходов к организации обучения родителей основам семейного воспитания, авторские позиции в этом вопросе, описание роли педагога по организации родительского просвещения и примерные программы родительского всеобуча. Примерная тематика занятий и бесед с родителями: · Роль общения в жизни ребенка. · Причины возникновения конфликтов у детей · Как учить детей общаться? · Как научить ребенка понимать других людей? · Воспитание у детей чуткости и внимательности. · Этика семейного общения у детей. · Воспитание терпимого отношения к людям других наций и вероисповедания. Примерные вопросы для дискуссий (возможно совместное участие родителей и детей при взаимном согласии): · Что значит быть терпимым в отношениях с людьми? · Есть ли грань терпимости? В чем (где) они? · Нужно ли быть самим собой? · Нужно ли властвовать собой? · Возможно ли жить без конфликтов? Возможные ситуации для обсуждения: 1. Вы присутствуете в компании. Ваши соседи ведут разговор на непонятном вам языке. Ваше отношение к этому. Ваши действия. 2. В классе обучается новый ученик из другой республики, плохо говорит по-русски. Ваш ребенок пренебрежительно (оскорбительно) высказался в его адрес. Ваши действия. 3. Ваш ребенок рассказывает, что родители его друга покупают ему все, что он захочет. Что вы ответите? 4. Ваш ребенок ударил одноклассника, который а) обидно его обозвал; б) унизил, оскорбил девушку; в) постоянно издевается над одноклассниками, которые его слабее и т. п. Ваши действия. Ситуации для обсуждения лучше брать из жизни коллектива класса, школы, не указывая имени. Для формирования взаимоуважения, чуткости и внимательности между детьми и родителями, создания благоприятной атмосферы в семье классному руководителю целесообразно проводить следующую работу. 1. Создание ситуаций для воспитания уважительного отношения детей к своим родителям: • организация поздравлений с праздникам днем рождения (подготовка подарков, сюрпризов для родителей); • создание атмосферы повышенного внимания к родителям, заботы о них («Как помогают родителям? », «Чем помочь родителям? «Чем порадуем, как порадуем родителей? », «Куда пригласим? » и т. п. ); • проведение сочинений, тематика которых связана с рассказом о своих близких, семье («Моя семья», «Как трудятся мои родители», «Моя родословная» и др. ); • творческие встречи с родителями, рассказывающими о своей профессии, увлечениях, взглядах на актуальную проблему; • организация выставок результатов труда родителей. 2. Работа с родителями по созданию благоприятной атмосферы в семье: • знакомство родителей с традициями, которые развивают отношения в семье (проведение семейных праздников, подготовка сюрпризов друг другу, поздравления с важными событиями каждого члена семьи, распределение обязанностей между родителями и детьми); • пропаганда опыта формирования положительных отношений в семье, одобрение родителей, которые обеспечивают благоприятную атмосферу для ребенка в семье. 3. Организация совместной деятельности родителей и детей: • организация семейных конкурсов в гимназии и классе — «Спортивная семья», «Дружная семья», «Читающая семья», конкурс семейных газет и др.; • представление результатов совместного творчества родителей и детей, рассказ об увлечениях в семье («Мир наших увлечений», организация выставок творческих семейных работ); • проведение совместных дел (турпоходы, трудовые дела, оформление кабинета, генеральные уборки, экскурсии и т. д. ); • выполнение творческих семейных заданий при подготовке мероприятий (оформление наглядности, выступление, представление проекта и т. п. ).
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|