Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





 Дошкольное образование.



 

Программа поликультурного образования

в системе дошкольного и общего образования

Разработанная Программа базируется на следующих основополагающих принципах, согласованных с принципами Концепции развития поликультурного образования (авторы - Бзаров Р. С., Камболов Т. Т., Кучиева Л. А., Левитская А. А. )

 

Цели Программы:

– формирование всесторонне и гармонически развитой личности, способной к творческому саморазвитию и осуществляющей этнокультурное и гражданское самоопределение на основе национальной традиции, ценностей российской и мировой культуры;

– формирование российской гражданской идентичности развивающейся личности в условиях социально-политического многообразия Российской Федерации, поликультурности и полилингвальности многонационального народа России;

– эффективная подготовка выпускников школы и вуза к жизни в условиях федеративного государства и современной цивилизации, расширение возможностей самореализации, социального роста, повышения качества жизни.

Задачи программы:

- глубокое и всестороннее овладение основами национальной культуры, приобщение детей к языку, литературе, истории своего этносоциума, направленное на сохранение национальных культур народов России;

- воспитание понимания самобытности культур разных народов, бережного отношения к национальным ценностям, этническим особенностям;

 - воспитание позитивного отношения к культурным различиям, обеспечивающим условия для самореализации личности;

- приобщение к основам мировой культуры, и воспитание уважения к представителям других народов;

- формирование культуры межнациональных отношений учащихся в полиэтническом коллективе;

- воспитание личности в духе мира, взаимопонимания с другими народами, осознания необходимости сохранения культуры мира.

- глубокое и всестороннее овладение основами национальной культуры, приобщение детей к языку, литературе, истории своего этносоциума, направленное на сохранение национальных культур народов России.

Программа поликультурного воспитания призвана изменить восприятие учащимися иных культур и религий; научить взвешенно подходить к оценке событий в контексте межкультурного, межконфессионального и межэтнического разнообразия в обществе; дать возможность объективного восприятия ими места и роли народов России и зарубежных стран в истории; повысить роль самих учащихся в формировании толерантного отношения среди своих сверстников, семьи и социального окружения; способствовать профилактике конфликтов в молодежной среде.

Методика реализации Программы средствами образования в системе дошкольного и общего образования по следующим направлениям:

1. Психолого-педагогическое просвещение путем использования материалов научной и научно-популярной литературы, собственных психологических знаний и умений, групповых и индивидуальных бесед, сюжетно-ролевых и психологических игр и др.

2. Реализация воспитательных мероприятий.

3. Психологическое консультирование.

4. Психологическая диагностика и коррекция личностных проблем - (наблюдение, анкетирование, тестирование, реализация специальных корректируюших программ, тренинг и видеотренинг, групповое и индивидуальное консультирование и др. )

5. Социологические исследования - изучение психологического климата в коллективе, особенностей социально-психологической ситуации, анализ основных психологических проблем личности педагогов и их взаимоотношений с учениками и родителями.

6. Реализация специальных проектов индивидуальной коррекции личности - «Мои перспективы», «Избавимся от трудностей в общении» и др.

В ходе реализации Программы предусматривается систематическое изучение педагогической, психологической и специальной литературы, психологические практикумы, тренинги и видеотренинги. В этой части предполагается обучение основным приемам общения, способам бесконфликтного поведения, умению анализировать ситуации и принимать решения, развитие эмпатии, рефлексии; консультирование психологических проблем личности и деятельности; обучение участников Программы основным приемам преодоления барьеров и страхов, развитие умения ориентироваться в сложных ситуациях, анализировать мотивы собственного поведения и поступков других людей; выявление индивидуальных особенностей и перспектив развития личности и др.

Основные методы и методические приемы: в основу групповой и индивидуальной работы могут быть положены как методы активного обучения (лекции- беседы, дискуссии, методы разбора конкретных ситуаций, деловые и ролевые игры, психологические упражнения, тестирование, анкетирование, анализ ситуаций и собственных ощущений, тренинговые занятия и видеотренинг, так и методы индивидуальной работы с личностью и т. п.  

Предлагается общая схема: психолого-педагогическое просвещение развивающейся личности, вовлечение ее в деятельность по изучению особенностей собственной психики, поведения и особенностей их взаимоотношений с окружающими с целью самораскрытия, самопознания и самоактуализации их самих в этой деятельности; психологическая диагностика проблем личности; обучение основным приемам общения, способам бесконфликтного поведения, умению анализировать ситуации и принимать решения; обучение основным приемам преодоления барьеров и страхов, развитие умения ориентироваться в сложных ситуациях, анализировать мотивы собственного поведения и поступков других людей, преодолевать депрессивные состояния и др., реализация специальных мероприятий воспитывающей направленности, таких как классный час «Все разные – все равные! », беседа с профессионалами разных профессий и разных национальностей, тренинг «Я и другие» и др., включающих следующие направления «Что мы знаем о себе? », «Как мы пытаемся понять других? », «Что означает конструктивное взаимодействие? », «Что такое поликультурный диалог? » и др.

Каждое занятие предусматривает: работу со специальной литературой и «Обратную связь», которая осуществляется в ходе ответов на вопросы, обсуждения занятия, консультаций и т. д.

Практическая отработка умений и навыков конструктивного взаимодействия и воспитания осуществляется в ролевых и деловых играх «Неизвестный человек», «Аквариум», «Я и другие», «Семья», «Друзья», «Мир вокруг» и др., имитационно-деятельностных играх «Выбор», «Самооценка» и др.

  В процессе воспитания учитываются этнопсихология, особенности национальных традиций, этических норм.

 Дошкольное образование.

В рамках содержания поликультурного образования при реализации Программы поликультурного воспитания в системе дошкольного образования сохраняется общий принцип единства и системности российского образования, включающий нормативные требования:

– к структуре и объему основной образовательной программы;

– к соотношению ее обязательной части с частью, формируемой участниками образовательного процесса;

– к условиям реализации основной образовательной программы;

– к уровню подготовки обучающихся на всех ступенях образования и по всем предметам и предметным областям.

Этнокультурное воспитание дошкольников предусматривает:

1. Приобщение детей к языку, литературе и истории своего этносоциума, направленность на сохранение национальных культур;

2. Гармоничное включение процесса передачи новому поколению этнокультурного наследия, общечеловеческих, культурных и нравственных ценностей;

3. Формирование культуры межнациональных отношений, гармонизацию межнациональных отношений в полиэтническом и поликультурном мегаполисе.

 Важно обеспечить широкую направленность содержания образовательно-воспитательного процесса на ознакомление детей с историей и культурой родного края, природным, социальным и рукотворным миром, который окружает ребенка, на воспитание целостной гармоничной личности.

Воспитание как долговременный непрерывный процесс, переходящий в самовоспитание, состоит в организации содержательной жизни и развивающей деятельности, стимулирующей активность воспитанников, их творческую свободу. Личность, способная к самореализации и творчеству, должна быть в то же время свободна от нравственной ущербности эгоизма, от нетерпимости к иному мнению, от неприятия другого, непохожего, инновационного.

Программа поликультурного воспитания в дошкольном учреждении предусматривает реализацию следующих основных разделов:

В возрасте 3-4 года: «Ты и твое имя», «Хороший-плохой поступок», «Семья», «Дом», «Общие игры и игрушки» и др.

В возрасте 4-6 лет: «Твои друзья», «Дружба», «Честность», «Добро и зло», «Родина» и др.

В возрасте 6-7 лет: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и история», «Человек и мир» и др.

Рекомендуются занятий по программам «Мир вокруг», «Иностранный язык», «Родной язык», «Язык большой страны», «Развивающие игры и упражнения», «Информационная культура» и др.

Занятия по тематике «Мир вокруг» проводятся с целью ознакомления с окружающим миром, расширения кругозора, эрудиции, развития речи, логики, понимаемости и др., занятия «Иностранный язык», «Родной язык», «Язык большой страны» - с целью расширения словарного запаса, как на родном, так и на новом языке, развития фонетического слуха, привития интереса к языкам, постижение многообразной культуры мира.

Занятия «Развивающие игры и упражнения» организуются с целью раннего развития познавательных способностей и личности ребенка, целенаправленной подготовки его к учебно-познавательной деятельности, постижению окружающего мира, для развития навыков общения и коммуникаций.

Продолжительность занятий: до 25 мин. Предполагаются творческие домашние задания.

Консультации специалистов, работа с родителями:

1. Дефектолог-логопед -                                                           1 час.

2. Детский психиатр -                                                               1 час.

3. Детские психологи-                                                               5 час.

4. Обмен опытом воспитания детей, вопросы родителей       2 час.

Перед консультацией специалистами проводится диагностическая работа с детьми.

Развитие дошкольника в названых программах направлено на:

- формирования у детей здорового образа жизни (режим дня, санитарно-гигиенические навыки, установка на здоровье, профилактика простудных и других заболеваний и т. д. );

- развития у детей самостоятельности и ответственности (расширение деятельности по самообслуживанию, включение детей в работу по дому, в познавательную и другие, новые для него, виды деятельности и выработка требований к ее выполнению и т. д. );

- полноценного психического развития детей (развитие познавательных способностей: памяти, мышления, внимания, развитие речи и увеличение словарного запаса, расширение первоначальных представлений о себе, своей семье, городе, стране, мире, особенностях взаимоотношений людей и др. );

-формирование морально-этических норм;

-знакомство с мировой культурой и искусством, традициями, правилами хорошего тона, основами светского этикета и др.;

-сохранения и умножения семейных традиций и др.

В каждом разделе выделены его приоритетные задачи, ведущие задачи работы в каждой возрастной группе, определён объём и содержание работы в дошкольных группах. Каждый раздел программы направлен, с одной стороны, на решение конкретных родиноведческих задач, а с другой стороны – дополняет и расширяет содержание других. Природа, традиционно используют при решение групп задач нравственного, умственного, эстетического, трудового, физического воспитания. Работа в разделе «Человек и природа» идёт широко во всех группах по нескольким направлениям: «Неживая природа», «Живая природа», «Отношение к живой и неживой природе», «Труд взрослых и детей в природе» и др.

Тематика «Человек и природа» предусматривает знакомство детей с биологической, чувственной, пространственной картины мира как совокупности общих знаний ребенка об окружающей среде.

Тематика «Человек и общество» преследует цель – расширить знания ребёнка об окружающем социальном мире, помочь ему усвоить преставления о себе, других людях, об основах взаимоотношений с людьми, способах поведения, в которых проявляются отношения к окружающему миру.

Тематика «Человек и история» предусматривает знакомство детей дошкольного возраста с элементами русской традиционной и национальной культурой, а затем (в подготовительной группе и младшей школе) с культурами других народов, населяющих регион. Знакомство с культурами других народов позволяет, с одной стороны, формировать у детей с дошкольного возраста представление о собственной стране, о своем народе, а с другой стороны – приобщать их к восприятию людей другой культуры, других традиций, выделяя в разных культурах существенные отличия и одновременно находя в них общечеловеческие ценности (доброту, дружбу, честность, любовь, справедливость, взаимопомощь).

Тематика «Человек и мир» - позволяет ребенку познать, что мир это семья и детский сад, в старшей представления об обществе расширяются до понимания территориальных образований – город, область, в подготовительной группе – государственных образований («Россия» – «россияне»), планетарных представлений («Земля» – «земляне»).

В младшей и средней группах у детей должны быть сформированы элементарные представления о присущих человеку чувствах; в старшей – о возможностях управления своими чувствами и поступками; в подготовительной – о том, что человек – часть живой природы.

В дошкольном возрасте также даются первые сведения об организме человека, формируются представления о его половой принадлежности, национальности.

Наряду с общеизвестными средствами (предметы быта, игрушки, сказки и др. ), начиная со старшей группы в программу должен быть включён мифологический материал, цель которого расширить и углубить представления о культуре российских народов, помочь ребёнку разграничить и воспринять реальный и вымышленный мир, усвоить нравственные, экологические, эстетические правила поведения человека в окружающей среде актуальными для ребёнка дидактическими средствами – игрой и сказкой.

Должно быть предусмотрено также знакомство дошкольников со знаковой символикой России (герб, флаг, гимн).

Программа поликультурного воспитания и её отдельные разделы могут быть реализованы в системе дополнительного образования дошкольников: специалистами и руководителями кружков и другими специалистами, учитывающими в воспитательном процессе поликультурный компонент в условиях работы дошкольных образовательных учреждений.

Воспитание будет более эффективным, если педагог будет средствами образования находить пути сближения культур разных народов.

Поликультурное воспитание – составной элемент мировоззрения человека, способ формирования открытой, понимающей и принимающей позиции человека при общении с разными культурами, формирование отношения к своему народу, другим нациям и народам малой родины, родной страны, мира с помощью доступных детскому пониманию средств материальной и духовной культуры.

Работа с дошкольниками должна иметь общий план работы, четко выстроенную методику, содержать познавательный региональный материал, конкретные разделы и последовательные этапы работы в разных возрастных группах, включать в себя как специально организованные занятия, так и мероприятия совместной деятельности педагога и детей, свободную деятельность дошкольника в специально организованных условиях.  

В Декларации прав ребенка сказано: «Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо другую форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей». Это, актуализируя Программу поликультурного воспитания, предполагает: насыщение предметно-пространственной среды дошкольного учреждения в соответствии с российскими традициями; наполнение воспитательных программ, направленных на работу с дошкольниками, фольклорным материалом (пословицы, колыбельные, колядки, хороводные песни и пляски, сказки, российские песни, игры); приобщение к российским духовным и культурным традициям (проведение утренников, праздничных мероприятий, посвященных традиционным российским праздникам и др., особо значимых событий в истории, культуре, знакомство с героями Отечества, святыми, почитаемыми на Руси, «Права ребенка и способы их реализации» - для родителей дошкольников и др. ).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.