Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Общее образование.



Реализуя поликультурную направленность образования, система общего образования решает следующие задачи:

1. Овладение учащимися знаниями и умениями, предусмотренными государственной программой полного среднего образования в соответствии с федеральными и региональными образовательными стандартами.

2. Овладение знаниями национального языка, литературы культуры (соотносительно национальной принадлежности учащегося).

3. Ознакомление с этнокультуроведческим материалом (поликультурное просвещение), интегрированным во все учебные дисциплины общеобразовательного цикла.

4. Обучение общению (основанном на взаимопонимании и взаимоуважении, знании этнических особенностей – психологии, этикета, традиций – того или иного народа).

Реализация поликультурного   компонента осуществляется через:

· обогащение базовых образовательных дисциплин поликультурной проблематикой, путем включения, в учебный процесс дополнительных материалов, способствующих поликультурному просвещению всех учащихся (вне зависимости от их национальной принадлежности);

· введение спецкурсов, отражающих национальную духовную культуру и историю представленных в школе этнических групп: «Введение в этнологию»; «Культура и искусство народов мира».

· организацию воспитательной работы в образовательном учреждении.

· обеспечение деятельности системы дополнительного образования в образовательном учреждении.

1-3 (4) классы (начальная школа). Реализация Программы поликультурного воспитания в данном возрасте направлена на:

· расширение кругозора учащихся;

· выработку умения видеть взаимосвязь взаимовлияние культур, определять общность и различия в историческом, научном, культурном развитии разных народов; осознание ценности самобытности этнокультур;

· воспитание личности в духе мира, взаимопонимания и взаимоуважения между представителями различных этносоциумов.                                     

Рекомендуются занятия гуманитарного характера: «История народа», «Национальный язык», «Национальная литература», «Искусство», «Введение в этнологию».

Рекомендуется использование идей В дополнение к образовательному компоненту, рекомендуется проведение внеклассных и внешкольных мероприятий с расширенным компонентом традиционной российской культуры. Знакомство с важнейшими именами и направлениями истории и культуры, музыкой, литературой, живописью, архитектурой. Дается представление о традиционных нравственных основах.

народной педагогики; элементов этнического игрового досуга; элементов народного игрового досуга; проведение мероприятий с элементами кросс-культурной психологии.

5-8 классы (среднее звено). Реализация Программы поликультурного воспитания в данном возрасте направлена на:

· формирование умения анализировать и сопоставлять взгляды на социальные процессы и явления;

· развитие навыков конструктивного общения и взаимодействия;

· формирование духовно-нравственных ценностей в структуре личности.

Рекомендуется наряду с комплексным включением компонента традиционной российской культуры как в различные предметы: литературу, историю и др., расширение перечня мероприятий внеурочной воспитательной работы. Рекомендуется проведение классных часов, бесед, направленных на раскрытие духовных и культурно-исторических ценностей в художественных произведениях российских писателей и поэтов, устном народном творчестве, освоение школьниками традиций российской художественной школы, народных ремесел, промыслов, изучение истории традиционного народного костюма, быта, кухни и т. п. Рекомендуются продолжение и расширение тематики спецкурсов гуманитарного цикла: «История российских народов», «Национальные языки России», «Национальная литература», «Искусство», «Введение в этнологию», введение нового курса «Основы нравственности».

Необходимо особое внимание обратить на исполь­зование в процессе воспитания исторических фак­тов, объективной информации о становлении и развитии нашего многонационального государства. Ценность исторического знания в том, что оно является носителем культуры, стимулирует сферу духовной деятельности человека. В педагогическом аспекте единство исторического знания и культуры обозначает незыблемость межкультурных и межнациональных связей, способствует взаимопониманию и взаимообогащению народов. Важную роль в приобщении к культурам, решении проблем взаимопонимания и взаимообогащения, играет язык. Развитие национальных языков является сегодня одной из приоритетных задач государственной политики Российской Федерации. В разных регионах страны к ее решению подходят по-разному, пи общим для всех является сохранение языков как основы жизнедеятельности и культуры этносов, гар­монизации межнациональных отношений.

9-11 классы (старшая школа).  Реализация Программы поликультурного воспитания в данном возрасте направлена на:

· формирование всесторонне и гармонически развитой личности, способной к творческому саморазвитию и осуществляющей этнокультурное и гражданское самоопределение на основе национальной традиции, ценностей российской и мировой культуры;

· формирование российской гражданской идентичности развивающейся личности в условиях социально-политического многообразия Российской Федерации, поликультурности и полилингвальности многонационального народа России;

· эффективная подготовка выпускников школы и вуза к жизни в условиях федеративного государства и современной цивилизации, расширение возможностей самореализации, социального роста, повышения качества жизни.

Рекомендуется наряду с введением предметов, включающих  знания об истории России, месте русского языка в мировой культуре, изучение духовно-нравственных особенностей философии России, продолжение изучения курса «Основы нравственности».

Опыт взаимодействия национальных культур богат, он складывался веками. Учащимся предстоит освоить культурные пласты истории и современнос­ти разных народов и приобщиться к богатому куль­турному наследию и народов пашей страны. Перед педагогами стоит задача через глобальное образование преодолеть этот пробел в знаниях учащихся, приоб­щить их к: культурам и традициям различных национальностей, корректировать воздействие на детей социально этнических факторов и формировать у них чувство и сознание граждан мира. При этом следует, естественно, учитывать избирательность интересов школьников, специфику региона, геогра­фию проживания населения.

На всех этапах работы с коллективом, где пред­ставлены разные национальности, независимо от возраста учащихся необходимо продумать практи­ческие меры, чтобы детям легче было преодолеть в себе национальную замкнутость, эгоизм, ориенти­роваться на повышение культуры общения всего ученического коллектива, использовать его возмож­ности для противодействия вредным националис­тическим влияниям.

Большую ценность для учащихся имеют этно­графические знания о происхождении народов, с представителями которых они вместе учатся, о сво­еобразии национального этикета, обрядов, быта, одежды, самобытности, искусства, художественных промыслов, праздников. Важно, чтобы педагог не только проявлял компетентность в этих вопросах, но и использовал накопленные знания в воспита­тельной работе, во время беседы, посещения уча­щимися краеведческих и литературных музеев, раз­личных национальных культурных центров, теат­ров, выставок, фольклорных концертов, просмотров фильмов национальных студий и т. д.

Могут быть созданы исследовательские группы школьников по изучению конкретных вопросов, свя­занных с культурой разных народов. Знать как мож­но больше о других народах — это основа формиро­вания культуры межнациональных отношений в любом возрасте.

Из всех средств, влияющих на формирование человека, особая роль отводится воспитательным средствам народной педагогики. Народная педагоги­ка представляет собой совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, обычаях, традици­ях, детских играх и игрушках. Она предполагает исследование педагогической культуры народных масс, выработанной тысячелетним опытом челове­чества и бытующей в народе до наших дней.

Рекомендуется привлечение практического местного материала на уроках истории и математики, биологии и географии, литературы и языка (задачи, упражнения, факты и явления национально-этнической, региональной культуры и т. д. ) и во внеурочной работе, дополнительном образовании (краеведение, школьные музеи, кружки, общества, экспедиции, приглашение представителей разных этносов, художественная и техническая самодеятельность), в организации самоуправления и пр.

Психолого-педагогическая поддержка школьников в ходе реализации Программы поликультурного воспитания включает: создание социальной и психологической атмосферы, способствующей восприятию культуры мира; анкетирование участников образовательного процесса «Мое отношение к носителям различных культурных, религиозных, этнических традиций»; помощь детям в разрешении конфликтных ситуаций с друзьями, родителями, учителями; разработку и внедрение методов прогнозирования, диагностики и предупреждения антигуманных проявлений в образовательной среде; обучение неконфликтному поведению в среде сверстников; создание благоприятных условий для адаптации ребенка в коллективе и установление правильных взаимоотношений в коллективе детей и взрослых (модель см. приложение).

Важные направления в реализации Программы - активизация проектной деятельности учащихся по воспитанию культуры мира. Вовлечение учащихся в работу клубов дополнительного образования, пропагандирующих духовные ценности и воспитывающих толерантное сознание и участие в движении «Россия на пути к культуре мира».

   Рекомендуется привлекать к реализацииПрограммы поликультурного воспитания систему дополнительного образования, которая, реализуя объективно существующую взаимосвязь с основным (базовым) образованием, органично включает в себя вариативный компонент поликультурной направленности.

Содержание дополнительного образования должно быть определено с учетом следующих факторов:

· свободный выбор учащимися области знаний в соответствии с его склонностями и интересами;

· создание условий для расширения и углубления знаний и умений по избранным направлениям;

· необходимость гармоничного включения процесса передачи уникального этнокультурного наследия в систему освоения личностью общечеловеческих нравственных, эстетических и культурных ценностей, обусловленного открытостью культур и обеспечивающего выход за рамки национальной замкнутости в интересах гармонизации и гуманизации межнациональных отношений в мегаполисе;

· создание условий для развития творческих способностей учащихся.

 




  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.