|
|||
Общее образование.Реализуя поликультурную направленность образования, система общего образования решает следующие задачи: 1. Овладение учащимися знаниями и умениями, предусмотренными государственной программой полного среднего образования в соответствии с федеральными и региональными образовательными стандартами. 2. Овладение знаниями национального языка, литературы культуры (соотносительно национальной принадлежности учащегося). 3. Ознакомление с этнокультуроведческим материалом (поликультурное просвещение), интегрированным во все учебные дисциплины общеобразовательного цикла. 4. Обучение общению (основанном на взаимопонимании и взаимоуважении, знании этнических особенностей – психологии, этикета, традиций – того или иного народа). Реализация поликультурного компонента осуществляется через: · обогащение базовых образовательных дисциплин поликультурной проблематикой, путем включения, в учебный процесс дополнительных материалов, способствующих поликультурному просвещению всех учащихся (вне зависимости от их национальной принадлежности); · введение спецкурсов, отражающих национальную духовную культуру и историю представленных в школе этнических групп: «Введение в этнологию»; «Культура и искусство народов мира». · организацию воспитательной работы в образовательном учреждении. · обеспечение деятельности системы дополнительного образования в образовательном учреждении. 1-3 (4) классы (начальная школа). Реализация Программы поликультурного воспитания в данном возрасте направлена на: · расширение кругозора учащихся; · выработку умения видеть взаимосвязь взаимовлияние культур, определять общность и различия в историческом, научном, культурном развитии разных народов; осознание ценности самобытности этнокультур; · воспитание личности в духе мира, взаимопонимания и взаимоуважения между представителями различных этносоциумов. Рекомендуются занятия гуманитарного характера: «История народа», «Национальный язык», «Национальная литература», «Искусство», «Введение в этнологию». Рекомендуется использование идей В дополнение к образовательному компоненту, рекомендуется проведение внеклассных и внешкольных мероприятий с расширенным компонентом традиционной российской культуры. Знакомство с важнейшими именами и направлениями истории и культуры, музыкой, литературой, живописью, архитектурой. Дается представление о традиционных нравственных основах. народной педагогики; элементов этнического игрового досуга; элементов народного игрового досуга; проведение мероприятий с элементами кросс-культурной психологии. 5-8 классы (среднее звено). Реализация Программы поликультурного воспитания в данном возрасте направлена на: · формирование умения анализировать и сопоставлять взгляды на социальные процессы и явления; · развитие навыков конструктивного общения и взаимодействия; · формирование духовно-нравственных ценностей в структуре личности. Рекомендуется наряду с комплексным включением компонента традиционной российской культуры как в различные предметы: литературу, историю и др., расширение перечня мероприятий внеурочной воспитательной работы. Рекомендуется проведение классных часов, бесед, направленных на раскрытие духовных и культурно-исторических ценностей в художественных произведениях российских писателей и поэтов, устном народном творчестве, освоение школьниками традиций российской художественной школы, народных ремесел, промыслов, изучение истории традиционного народного костюма, быта, кухни и т. п. Рекомендуются продолжение и расширение тематики спецкурсов гуманитарного цикла: «История российских народов», «Национальные языки России», «Национальная литература», «Искусство», «Введение в этнологию», введение нового курса «Основы нравственности». Необходимо особое внимание обратить на использование в процессе воспитания исторических фактов, объективной информации о становлении и развитии нашего многонационального государства. Ценность исторического знания в том, что оно является носителем культуры, стимулирует сферу духовной деятельности человека. В педагогическом аспекте единство исторического знания и культуры обозначает незыблемость межкультурных и межнациональных связей, способствует взаимопониманию и взаимообогащению народов. Важную роль в приобщении к культурам, решении проблем взаимопонимания и взаимообогащения, играет язык. Развитие национальных языков является сегодня одной из приоритетных задач государственной политики Российской Федерации. В разных регионах страны к ее решению подходят по-разному, пи общим для всех является сохранение языков как основы жизнедеятельности и культуры этносов, гармонизации межнациональных отношений. 9-11 классы (старшая школа). Реализация Программы поликультурного воспитания в данном возрасте направлена на: · формирование всесторонне и гармонически развитой личности, способной к творческому саморазвитию и осуществляющей этнокультурное и гражданское самоопределение на основе национальной традиции, ценностей российской и мировой культуры; · формирование российской гражданской идентичности развивающейся личности в условиях социально-политического многообразия Российской Федерации, поликультурности и полилингвальности многонационального народа России; · эффективная подготовка выпускников школы и вуза к жизни в условиях федеративного государства и современной цивилизации, расширение возможностей самореализации, социального роста, повышения качества жизни. Рекомендуется наряду с введением предметов, включающих знания об истории России, месте русского языка в мировой культуре, изучение духовно-нравственных особенностей философии России, продолжение изучения курса «Основы нравственности». Опыт взаимодействия национальных культур богат, он складывался веками. Учащимся предстоит освоить культурные пласты истории и современности разных народов и приобщиться к богатому культурному наследию и народов пашей страны. Перед педагогами стоит задача через глобальное образование преодолеть этот пробел в знаниях учащихся, приобщить их к: культурам и традициям различных национальностей, корректировать воздействие на детей социально этнических факторов и формировать у них чувство и сознание граждан мира. При этом следует, естественно, учитывать избирательность интересов школьников, специфику региона, географию проживания населения. На всех этапах работы с коллективом, где представлены разные национальности, независимо от возраста учащихся необходимо продумать практические меры, чтобы детям легче было преодолеть в себе национальную замкнутость, эгоизм, ориентироваться на повышение культуры общения всего ученического коллектива, использовать его возможности для противодействия вредным националистическим влияниям. Большую ценность для учащихся имеют этнографические знания о происхождении народов, с представителями которых они вместе учатся, о своеобразии национального этикета, обрядов, быта, одежды, самобытности, искусства, художественных промыслов, праздников. Важно, чтобы педагог не только проявлял компетентность в этих вопросах, но и использовал накопленные знания в воспитательной работе, во время беседы, посещения учащимися краеведческих и литературных музеев, различных национальных культурных центров, театров, выставок, фольклорных концертов, просмотров фильмов национальных студий и т. д. Могут быть созданы исследовательские группы школьников по изучению конкретных вопросов, связанных с культурой разных народов. Знать как можно больше о других народах — это основа формирования культуры межнациональных отношений в любом возрасте. Из всех средств, влияющих на формирование человека, особая роль отводится воспитательным средствам народной педагогики. Народная педагогика представляет собой совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, обычаях, традициях, детских играх и игрушках. Она предполагает исследование педагогической культуры народных масс, выработанной тысячелетним опытом человечества и бытующей в народе до наших дней. Рекомендуется привлечение практического местного материала на уроках истории и математики, биологии и географии, литературы и языка (задачи, упражнения, факты и явления национально-этнической, региональной культуры и т. д. ) и во внеурочной работе, дополнительном образовании (краеведение, школьные музеи, кружки, общества, экспедиции, приглашение представителей разных этносов, художественная и техническая самодеятельность), в организации самоуправления и пр. Психолого-педагогическая поддержка школьников в ходе реализации Программы поликультурного воспитания включает: создание социальной и психологической атмосферы, способствующей восприятию культуры мира; анкетирование участников образовательного процесса «Мое отношение к носителям различных культурных, религиозных, этнических традиций»; помощь детям в разрешении конфликтных ситуаций с друзьями, родителями, учителями; разработку и внедрение методов прогнозирования, диагностики и предупреждения антигуманных проявлений в образовательной среде; обучение неконфликтному поведению в среде сверстников; создание благоприятных условий для адаптации ребенка в коллективе и установление правильных взаимоотношений в коллективе детей и взрослых (модель см. приложение). Важные направления в реализации Программы - активизация проектной деятельности учащихся по воспитанию культуры мира. Вовлечение учащихся в работу клубов дополнительного образования, пропагандирующих духовные ценности и воспитывающих толерантное сознание и участие в движении «Россия на пути к культуре мира». Рекомендуется привлекать к реализацииПрограммы поликультурного воспитания систему дополнительного образования, которая, реализуя объективно существующую взаимосвязь с основным (базовым) образованием, органично включает в себя вариативный компонент поликультурной направленности. Содержание дополнительного образования должно быть определено с учетом следующих факторов: · свободный выбор учащимися области знаний в соответствии с его склонностями и интересами; · создание условий для расширения и углубления знаний и умений по избранным направлениям; · необходимость гармоничного включения процесса передачи уникального этнокультурного наследия в систему освоения личностью общечеловеческих нравственных, эстетических и культурных ценностей, обусловленного открытостью культур и обеспечивающего выход за рамки национальной замкнутости в интересах гармонизации и гуманизации межнациональных отношений в мегаполисе; · создание условий для развития творческих способностей учащихся.
|
|||
|