|
|||
Сократ нам не yчительПедагогика - сплошные споры. Бесспорна одна истина: лучшим педагогом всех времен считается Сократ. Брал в обучение одного юношу, плату за уроки не взимал, зато предавался за чужой счет обильному чревоугодию. С тех пор этот достойный опыт нс взялась повторить ни одна образовательная система. Впрочем, российская система, которая последние годы пребывает в состоянии перманентного и слабо регулируемого реформирования, особо, кажется, не удивит мир, если повторит древний эксперимент. В считанные годы в наших вузах все перемешалось, незыблемые принципы встали с ног на голову. Еще совсем недавно одним из самых выдающихся наших достижений считалась доступность любой формы образования. А сегодня пышным цветом расцвело платное высшее образование. Конечно, мы тешили себя иллюзиями. В Японии 80 процентов выпускников школ поступают в вузы, в США - 60 процентов. В СССР попытку стать студентами предпринимало не более четверти школьников. Сама по себе система приемных экзаменов едва ли не во всем мире считается нарушением прав человека и практикуется еще лишь в Израиле, где половина профессоров и студентов тоже как бы наши. Мы и в образовании, какие бы принципы ни декларировали, придерживались системы дефицита, а вступительные экзамены как вариант парткомиссии для туристов были ее составной частью. Мировой опыт свидетельствует, что ни одно государство не может полностью взвалить на себя бремя высшего образования. Чтобы дефицит исчез, необходимо, хотя бы частично, платить за учебу. И мы вступили на этот путь. В России доля абитуриентов в последние годы поднялась до 40 процентов всех школьников. Сегодня студентами становятся практически все желающие, если у родителей в кармане не пусто, хотя до общепринятых в мире образовательных кредитов нам еще далеко. Но деньги уже и в госвузах. Причем практически нигде не соблюдается 25-процентная квота студентов, которые платят за учебу. Этот показатель часто достигает 70 процентов, а в Московском экономико-статистическом институте, например, 90 процентов. Сплошь и рядом на базе госвуза обустраиваются частные образовательные структуры, легализуя «левые» заработки. Государство берет на себя лишь функции лицензирования вузов. Но сегодня союз ректоров обеспокоен хаосом, который все более воцаряется в системе высшего образования и по существу повторяет картину, до боли знакомую по другим областям нашей противоречивой действительности. Никогда почему-то не получается так, как задумано. Количество коммерческих вузов растет стремительно, как грибы после дождя. Их уже 320 (государственных - 568). Причем многие новорожденные заведения уже не обременяют себя получением государственной лицензии, не заботятся о том, чтобы их диплом был сертифицирован, не соблюдают нормы на состав преподавателей и учебные площади. Реально встает угроза девальвации высшего образования, о чем и пойдет речь на министерской коллегии. Платное образование - друг студента, но даже очень хорошие средства, как мог бы сказать Сократ, не должны заслонять цель.
|
|||
|