Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Сократ нам не yчитель



Педагогика - сплошные споры. Бесспорна одна истина: лучшим пе­дагогом всех времен считается Сократ. Брал в обучение одного юношу, плату за уроки не взимал, зато предавался за чужой счет обильному

чревоугодию. С тех пор этот достойный опыт нс взялась повторить ни одна образовательная система.

Впрочем, российская система, которая последние годы пребывает в состоянии перманентного и слабо регулируемого реформирования, осо­бо, кажется, не удивит мир, если повторит древний эксперимент. В счи­танные годы в наших вузах все перемешалось, незыблемые принципы встали с ног на голову. Еще совсем недавно одним из самых выдающих­ся наших достижений считалась доступность любой формы образования. А сегодня пышным цветом расцвело платное высшее образование.

Конечно, мы тешили себя иллюзиями. В Японии 80 процентов вы­пускников школ поступают в вузы, в США - 60 процентов. В СССР попытку стать студентами предпринимало не более четверти школьни­ков. Сама по себе система приемных экзаменов едва ли не во всем мире считается нарушением прав человека и практикуется еще лишь в Изра­иле, где половина профессоров и студентов тоже как бы наши. Мы и в образовании, какие бы принципы ни декларировали, придержива­лись системы дефицита, а вступительные экзамены как вариант парт­комиссии для туристов были ее составной частью.

Мировой опыт свидетельствует, что ни одно государство не может полностью взвалить на себя бремя высшего образования. Чтобы дефи­цит исчез, необходимо, хотя бы частично, платить за учебу. И мы всту­пили на этот путь. В России доля абитуриентов в последние годы подня­лась до 40 процентов всех школьников. Сегодня студентами становятся практически все желающие, если у родителей в кармане не пусто, хотя до общепринятых в мире образовательных кредитов нам еще далеко.

Но деньги уже и в госвузах. Причем практически нигде не соблюда­ется 25-процентная квота студентов, которые платят за учебу. Этот по­казатель часто достигает 70 процентов, а в Московском экономико-ста­тистическом институте, например, 90 процентов. Сплошь и рядом на базе госвуза обустраиваются частные образовательные структуры, лега­лизуя «левые» заработки.

Государство берет на себя лишь функции лицензирования вузов. Но сегодня союз ректоров обеспокоен хаосом, который все более воцаря­ется в системе высшего образования и по существу повторяет картину, до боли знакомую по другим областям нашей противоречивой действи­тельности. Никогда почему-то не получается так, как задумано. Количе­ство коммерческих вузов растет стремительно, как грибы после дождя. Их уже 320 (государственных - 568). Причем многие новорожденные заведения уже не обременяют себя получением государственной лицен­зии, не заботятся о том, чтобы их диплом был сертифицирован, не соблюдают нормы на состав преподавателей и учебные площади. Реаль­но встает угроза девальвации высшего образования, о чем и пойдет речь на министерской коллегии.

Платное образование - друг студента, но даже очень хорошие сред­ства, как мог бы сказать Сократ, не должны заслонять цель.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.