|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Имя существительноеСтр 1 из 4Следующая ⇒
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ Тема: Имя существительное в современном русском языке. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Структурно-семантические категории слов и их признаки в концепции В. В. Виноградова. 2. Система частей речи в концепции В. В. Виноградова. 3. Части речи в Грамматике - 80. 4. Части речи в школьной грамматике. 5. Имя существительное как часть речи в современном русском языке. 6. Лексико-грамматические разряды имен существительных в русском языке.
1. Дайте определение понятиям «грамматическая форма», «грамматическое значение», «грамматическая категория». 2. Какова природа обобщенного (категориального) значения имени существительного как части речи? Значение предметности является лексическим или грамматическим? Какие грамматические категории формируют значение предметности имени существительного? 3. Охарактеризуйте разряды существительных и назовите их признаки по обозначаемому объему понятий (имена существительные собственные и нарицательные), используйте при этом Грамматику - 80, Чиркина И. П. Современный русский язык в таблицах и схемах (с. 17-18), Л. Д. Чеснокова. Русский Трудные случаи морфологического разбора (с. 23-24) и др. 4. Определите разряд имени существительного (собственное или нарицательное) и назовите его морфологические признаки: КУБА, ЖИГУЛИ, ТЕКСТИЛЬЩИК, ЛЕНА, НАДЕЖДА, ПАСТУХ, ПАСТУХОВ, ШАХТЫ, ОМ, ЗЕМЛЯ, БАРОН. Анализ произведите, вписывая слова в таблицу:
5. Проанализируйте употребление имен собственных в текстах. Как изменяется их лексическое и грамматическое значение? 1. Но нельзя же корить людей за то, что они не Львы Толстые, не Спенсеры (Ю. Трифонов). 2. У моцартов революции всегда есть свои сальери (Е. Евтушенко). 3. Каждый маленький город хочет быть похожим на Нью-Йорк. Есть Нью-Йорки на две тысячи человек, есть на тысячу восемьсот. Один Нью-Йоркчик нам попался даже на девятьсот жителей (И. Ильф и Е. Петров). 6. Назовите признаки конкретных, вещественных, собирательных, отвлеченных имен существительных. Выпишите их из текстов и охарактеризуйте по всем признакам. 1. Честность, искренность, работоспособность, доброта - вот далеко не полный перечень его достоинств (В. Липатов). 2. Чтобы воздать почести, обессмертить деяния, увековечить славу героя, из всех благородных материалов, годных в качестве сырья для этих целей, человечество избрало из металлов - бронзу, из минералов - мрамор, из растительности - лавр (В. Кожевников). 3. От смешинки, которая так и рвалась наружу, Поля сдержалась (Г. Марков). 4. Она [Наташа] была на той высшей ступени счастья, когда человек делается вполне добр и хорош и не верит в возможность зла, несчастья и горя (Л. Толстой). 5. На лице Андрея блеснули бисеринки пота (М. Бубеннов). 6. За тополем ярко-желтым ковром, от верхушки холма до самой дороги, тянулись полосы пшеницы (А. Чехов). 7. Народ долго не расходился (П. Павленко). 8. Но вдруг камышинка выскользнула из Женькиных пальцев (В. Катаев). 9. Внезапно вся притихшая толпа зашумела (В. Кожевников). 10. Тридцатого ноября, за два часа до конца работы, мастер собрал всю свою детвору около себя (Б. Горбатов). 7. Из толкового словаря выпишите 5-7 абстрактных существительных. Определите особенности их семантики и грамматические признаки. Для производных слов установите способ словообразования, выделите словообразующий аффикс, если он имеется, определите его словообразовательное значение; 8. Из толкового словаря выпишите 5-7 существительных с пометой «собирательное». Определите особенности их семантики и грамматические признаки. К каждому из анализируемых существительных подберите однокоренное единичное существительное. Для производных слов установите способ словообразования, выделите словообразующие аффиксы и определите его словообразовательное значение. 9. Из толкового словаря выпишите 5-7 вещественных существительных, охарактеризуйте особенности их семантики, определите их грамматические признаки слов. 10. Распределите имена существительные по группам, учитывая их значение и грамматические признаки. Ответ оформите в виде таблицы Образец: Между пней, пахнущих скипидаром, скакали с треском кузнечики (К. Паустовский).
1. В этих местах раньше навалами лежал бурелом, а сейчас густо рос подлесок из можжевельника и лещины (К. Паустовский). 2. Везде - кучи золы, падаль, битые горшки, сношенное тряпье, - все выкидывалось на улицу (А. Толстой). 3. Они [берега] были готовы к зиме: листва давно осыпалась, трава полегла, ботва почернела, а над избами прибрежных деревень курился белый дымок всюду уже топили печи. (К. Паустовскнй). 4. На пустырях валялись остатки театрального реквизита - разбитые кувшины, высохшие букеты и поломанные весла (К. Паустовский). 5. Дубовое редколесье сменилось густыми смешанными лесами, среди которых было много кедра (В. Арсеньев). 6. В них [запахах] смешивалось все; дыхание можжевельника, вереска, воды, брусники, гнилых пней, грибов, кувшинок, а может быть, и самого неба... (К. Паустовский) 11. Какие существительные, приведенные в упражнении 10, имеют синкретичное значение? От чего зависит определение разряда у данных существительных? 12. Проанализируйте формальное выражение (морфологическое, синтаксическое) категории одушевленности /неодушевленности у данных ниже существительных. Как выражаются эти категории у неизменяемых существительных? Морфологическое или синтаксическое выражение носит универсальный характер? Конь, зверь, лошадь, дверь, сестра, стена, волк, гусь, стол, клетка, пальто, кенгуру, какаду, такси, пони, кашне, леди, дубрава, листва, молодежь, детвора, студенчество, масло, родня, человечество, шимпанзе, мелюзга, профессура, чай, полотер, истребитель, туз, парусник, дворник, боксер, бас, баритон, ёрш. Какие из перечисленных слов не получают в языке формального выражения категории одушевленности/неодушевленности? У каких существительных данная категория связана с лексической многозначностью? 13. Образуйте от приведенных ниже существительных формы Герой, праздник, соловей, москвич, полк, яблоко, волна, актер, народ, брат, небо, дядя, медведь, автобус, окно, архитектор, лампа, плакса, вирус, космонавт, тип, марионетка, труп, валет, сардина, краб, кумир, язык, эмбрион, волокита, чудовище, подмастерье, чучело 14. Выпишите неодушевленные и одушевленные существительные. Объясните, в чем (грамматически и стилистически) выражается различие в употреблении форм существительных одушевленных и неодушевленных. 1. Игроки понтируют на тройку, семерку и туза (А. Пушкин). 2. С трудом пять худых кляч тащили наши повозки по извилистой дороге на Гуд-Гору (М. Лермонтов). 3. Голос его, будто нож, царапал сердце, и мертвец вдруг ушел под землю (Н. Гоголь). 4. Я собирался было встать и снова попытать счастье, как вдруг глаза мои остановились на неподвижном человеческом образе (ИТургенев). 5. Левин ел устрицы (Л. Толстой). 6. Не время выкликать теней (Ф. Тютчев), 7. Весной скот от бригадного стана приходилось гонять на водопой за два с половиной - три километра (М. Шолохов).
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|