Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Имя существительное



 

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Тема: Имя существительное в современном русском языке.

Лексико-грамматические разряды имен существительных.

Структурно-семантические категории слов и их признаки в концепции В. В. Виноградова.

2. Система частей речи в концепции В. В. Виноградова.

3. Части речи в Грамматике - 80.

4. Части речи в школьной грамматике.

5. Имя существительное как часть речи в современном русском

языке.

6. Лексико-грамматические разряды имен существительных в русском языке.

 

1. Дайте определение понятиям «грамматическая форма», «грамматическое значение», «грамматическая категория».

2. Какова природа обобщенного (категориального) значения имени существительного как части речи? Значение предметно­сти является лексическим или грамматическим? Какие грамма­тические категории формируют значение предметности имени существительного?

3. Охарактеризуйте разряды существительных и назовите их признаки по обозначаемому объему понятий (имена существи­тельные собственные и нарицательные), используйте при этом Грамматику - 80, Чиркина И. П. Современный русский язык в таблицах и схемах (с. 17-18), Л. Д. Чеснокова. Русский Трудные случаи морфологического разбора (с. 23-24) и др.

4. Определите разряд имени существительного (собственное или нарицательное) и назовите его морфологические признаки: КУ­БА, ЖИГУЛИ, ТЕКСТИЛЬЩИК, ЛЕНА, НАДЕЖДА, ПАСТУХ, ПАСТУХОВ, ШАХТЫ, ОМ, ЗЕМЛЯ, БАРОН. Анализ произве­дите, вписывая слова в таблицу:

Имя существительное

Значение Грамматические признаки Орфографические признаки
нарицательное собственное      
         

5. Проанализируйте употребление имен собственных в текстах. Как изменяется их лексическое и грамматическое значение?

1. Но нельзя же корить людей за то, что они не Львы Толстые, не Спенсеры (Ю. Трифонов). 2. У моцартов революции всегда есть свои сальери (Е. Евтушенко). 3. Каждый маленький город хочет быть похожим на Нью-Йорк. Есть Нью-Йорки на две тыся­чи человек, есть на тысячу восемьсот. Один Нью-Йоркчик нам попался даже на девятьсот жителей (И. Ильф и Е. Петров).

6. Назовите признаки конкретных, вещественных, собирательных, отвлеченных имен существительных. Выпишите их из тек­стов и охарактеризуйте по всем признакам.

1. Честность, искренность, работоспособность, доброта - вот далеко не полный перечень его достоинств (В. Липатов). 2. Чтобы воздать почести, обессмертить деяния, увековечить славу героя, из всех благородных материалов, годных в качестве сырья для этих целей, человечество избрало из металлов - бронзу, из мине­ралов - мрамор, из растительности - лавр (В. Кожевников). 3. От смешинки, которая так и рвалась наружу, Поля сдержалась (Г. Марков). 4. Она [Наташа] была на той высшей ступени сча­стья, когда человек делается вполне добр и хорош и не верит в возможность зла, несчастья и горя (Л. Толстой). 5. На лице Анд­рея блеснули бисеринки пота (М. Бубеннов). 6. За тополем ярко-желтым ковром, от верхушки холма до самой дороги, тянулись полосы пшеницы (А. Чехов). 7. Народ долго не расходился (П. Павленко). 8. Но вдруг камышинка выскользнула из Женькиных пальцев (В. Катаев). 9. Внезапно вся притихшая толпа зашу­мела (В. Кожевников). 10. Тридцатого ноября, за два часа до конца работы, мастер собрал всю свою детвору около себя (Б. Горбатов).

7. Из толкового словаря выпишите 5-7 абстрактных существи­тельных. Определите особенности их семантики и грамматиче­ские признаки. Для производных слов установите способ слово­образования, выделите словообразующий аффикс, если он име­ется, определите его словообразовательное значение;

8. Из толкового словаря выпишите 5-7 существительных с поме­той «собирательное». Определите особенности их семантики и грамматические признаки. К каждому из анализируемых сущест­вительных подберите однокоренное единичное существительное. Для производных слов установите способ словообразования, вы­делите словообразующие аффиксы и определите его словообра­зовательное значение.

9. Из толкового словаря выпишите 5-7 вещественных существи­тельных, охарактеризуйте особенности их семантики, определите их грамматические признаки слов.

10.  Распределите имена существительные по группам, учитывая их значение и грамматические признаки. Ответ оформите в виде таблицы                       Образец: Между пней, пахнущих скипидаром, скакали с треском кузнечики (К. Паустовский).

                    

 

 

 

Имя суще-ствительное

Разряд по значению

Грамматиче­ские признаки

кон­кретное абст­рактное вещест -венное собира­тельное
пней +       Имеет ед. и мн. ч.
скипидар     +   Только ед. ч.

треск кузнечик

  +     Только ед. ч.
        Имеет ед. и мн. ч., суф­фикс -чик-

1. В этих местах раньше навалами лежал бурелом, а сейчас густо рос подлесок из можжевельника и лещины (К. Паустовский). 2. Везде - кучи золы, падаль, битые горшки, сношенное тряпье, - все выкидывалось на улицу (А. Толстой). 3. Они [берега] были готовы к зиме: листва давно осыпалась, трава полегла, ботва почернела, а над избами прибрежных деревень курился белый дымок всюду уже топили печи. (К. Паустовскнй). 4. На пустырях валялись остатки театрального реквизита - разбитые кувшины, высохшие букеты и поломанные весла (К. Паустовский). 5. Дубовое редколесье сменилось густы­ми смешанными лесами, среди которых было много кедра (В. Арсеньев). 6. В них [запахах] смешивалось все; дыхание можжевельника, вереска, воды, брусники, гнилых пней, грибов, кувшинок, а может быть, и самого неба... (К. Паустовский)

11. Какие существительные, приведенные в упражнении 10, имеют синкретичное значение? От чего зависит определение разряда у данных существительных?

12. Проанализируйте формальное выражение (морфологическое, синтаксическое) категории одушевленности /неодушевленности у данных ниже существительных. Как выражаются эти катего­рии у неизменяемых существительных? Морфологическое или синтаксическое выражение носит универсальный характер?

Конь, зверь, лошадь, дверь, сестра, стена, волк, гусь, стол, клетка, пальто, кенгуру, какаду, такси, пони, кашне, леди, дуб­рава, листва, молодежь, детвора, студенчество, масло, родня, че­ловечество, шимпанзе, мелюзга, профессура, чай, полотер, ис­требитель, туз, парусник, дворник, боксер, бас, баритон, ёрш.

Какие из перечисленных слов не получают в языке формального выражения категории одушевленности/неодушевленности? У каких существительных данная категория связана с лексической многозначностью?

13. Образуйте от приведенных ниже существительных формы
именительного, родительного и винительного падежей множественного числа. Укажите, какие из этих существительных являются одушевленными, а какие-неодушевленными:

Герой, праздник, соловей, москвич, полк, яблоко, волна, ак­тер, народ, брат, небо, дядя, медведь, автобус, окно, архитектор, лампа, плакса, вирус, космонавт, тип, марионетка, труп, валет, сардина, краб, кумир, язык, эмбрион, волокита, чудовище, под­мастерье, чучело

14. Выпишите неодушевленные и одушевленные существительные. Объясните, в чем (грамматически и стилистически) выражается различие в употреблении форм существительных одушевленных и неодушевленных.

1. Игроки понтируют на тройку, семерку и туза (А. Пушкин). 2. С трудом пять худых кляч тащили наши повозки по извили­стой дороге на Гуд-Гору (М. Лермонтов). 3. Голос его, будто нож, царапал сердце, и мертвец вдруг ушел под землю (Н. Гоголь). 4. Я собирался было встать и снова попытать счастье, как вдруг глаза мои остановились на неподвижном человеческом образе (ИТургенев). 5. Левин ел устрицы (Л. Толстой). 6. Не время вы­кликать теней (Ф. Тютчев), 7. Весной скот от бригадного стана приходилось гонять на водопой за два с половиной - три кило­метра (М. Шолохов).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.